Оказалось, что у нее есть реальный модельный прототип под названием Madness ll:
Данная модель пользуется популярностью, есть довольно много тем на модельных форумах по ее созданию, разного размаха, под ДВС и электро. Представляет собой бальзовую наборную конструкцию, обтянутую пленкой, имеет крыло с толстым профилем.
На мой взгляд, данная конструкция имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- крыло с толстым профилем обеспечивает подъемную силу на малых скоростях
- наборная бальзовая конструкция имеет малый вес, что очень важно для фан-флая
Минусы:
- крыло с толстым профилем делает невозможным нормальные полеты в ветреную погоду, т.к. оно создает большое сопротивление.
- бальзовый набор, обклеенный пленкой не крашеустойчив, требует отличных навыков пилотирования. И если вдруг «зарулишься» или возникнут проблемы с аппаратурой, при встрече с землей придется переделывать весь самолет, т.к. он в прямом смысле превратится в дрова.
Так как бальза дорогой и редкий в наших краях материал, делать самолет я решил из более доступных материалов: пеноплекса и потолочной плитки.
Я прекрасно понимал, что сделанный таким образом самолет будет тяжелее и полноценного фан-флая уже не получится. Также я уменьшил толщину профиля крыла для нормальных полетов в ветреную погоду. Таким образом, у меня должен был получиться пилотажный самолет, внешним видом напоминающий madness с возможностью отрабатывать простейшие 3D фигуры.
Размах выбрал 1.2м.
Версия 1.
Использовалась следующая начинка:
Мотор С2836 850kv с регулятором на 30А и винтом 10х6
Сервы Corona 939MG Metal Gear Servo 2.5kg/ 12.5g/ 0.14sec
Акб Аккумулятор Turnigy 1300mAh 4S 20C Lipo Pack
Фюзеляж коробчатый, нет верхних скруглений в носовой и хвостовой части. Боковины вырезал ножом из 20мм пеноплекса, из него же сделал шпангоуты. Верх и низ зашивались потолочкой. Кабина из потолочки на каркасе из пеноплекса. Моторный шпангоут из 50мм пеноплекса. Крестовина мотора крепилась на шурупах с пластиковыми чопиками, которые вклеивались в пеноплекс на термоклей. Крыло вырезал струной из 50мм пеноплекса. Элероны и хвостовое оперение из двойной потолочки, склеенной крест-накрест. Стабилизатор съемный, крепится все теми же шурупами к пластиковым чопикам, вклеенным в пеноплекс.
У данной версии было несколько недостатков:
1. Навеска руля поворота и половинок руля высоты на скотч. После пары полетов начался сильный люфт.
2. Задняя центровка из-за легких мотора и аккумулятора(250г) и 3-х серв в самом хвосте. Пришлось сделать тяжелое шасси и даже поставить пару запасных колес в нос самолета))) правда положения это не сильно исправило.
3. Слабый мотор (тяга 1.3кг при весе самолета 1,1кг)
4. Размах крыла получился 112см против намеченного 120см.
И наконец, самой главной проблемой оказалось периодическое пропадание связи в аппаратуре. Выражалось это в том, что каждые 10-15с связь пропадала на 2-3с и когда она восстанавливалась, не всегда получалось «вытянуть» самолет. Падения обходились без критических повреждений. Вырывало шасси, моторный шпангоут.
Версия 2.
Было решено менять ВЧ-часть аппаратуры, а пока велся поиск подходящей замены, самолет временно был переведен на optic 6 моего друга. С одним, правда «косячком» о котором я расскажу ниже.
Был полностью переделан хвост, все посажено на петли. Руль высоты сделан цельным, приводился в движение одной сервой. Руль направления также был видоизменен. Элероны подключены через Y-кабель.
И самое главное, для борьбы с задней центровкой, а также для увеличения тяговооруженности был установлен новый двигатель NTM3548 900kv вот такой NTM Prop Drive 35-48 Series 900KV / 815W с регулятором на 60А и винтом 12х6. Аккумулятор 4s 2650mah такой Turnigy nano-tech 2650mah 4S 35~70C Lipo Pack С морды убраны «запасные колеса». В итоге получилось тяга 2.5кг при массе модели 1.5кг.
Старые мотор и акб в сравнении с новыми:
видео полетов версии 2:
А теперь самое главное. Помните о том «косячке» optic 6 о котором я упоминал? Так вот, в свое время аппу переполюсовали, потом восстановили, но не до конца. Она работает, но не запоминает настроек! Ни триммеров, ни реверсов. Приходится каждый раз после включения настраивать реверсы. Ну и как обычно по закону подлости один раз забыли. Как результат классический краш из-за реверса элеронов..
Результат аварии на фото:
Передняя половина самолета всмятку. Вырваны моторный шпангоут, шасси вместе с нижней половиной морды, треснули и помялись боковины фюзеляжа, сломалась линейка. Лопнуло пополам крыло.
Недостатки данной версии:
- крыло без усиления линейкой «играет» в полете, особенно на виражах и фигурах
- недостаточный размах крыла и, следовательно, большая нагрузка на крыло, что чревато сваливанием на низких скоростях, также высокая посадочная скорость, что постоянно приводило к отрыву шасси даже при не очень жестких посадках.
Версия 3.
На данном этапе остановлюсь подробнее.
Дело в том, что часть фюзеляжа от кабины до хвоста осталась абсолютно невредимой, это и натолкнуло меня на мысль воплотить давно витавшую в голове идею о разборном самолете. Сделать крыло и фюзеляж разборным. Стабилизаторы у меня съемные. В идеале весь самолет должен помещаться в коробку, длиной в половину размаха.
Еще одним фактом, подтолкнувшим меня к восстановлению самолета стало прибытие ко мне вч-модуля с приемником frsky. Это означало, что я мог наконец-то нормально управлять своей аппой.
Также решено было сделать скругления в верхней части фюзеляжа, чтобы модель была больше похожа на оригинал.
По поводу располовинивания фюзеляжа. Есть 2 варианта на мой взгляд:
Я выбрал второй, т.к. соединять половинки я планировал шурупами с пластиковыми чопиками и при таком соединении их проще заручивать, да и площадь соприкосновения половинок больше.
Итак начнем.
Берем хвост, отрезаем переднюю часть. Срезаем с верхней части несколько сантиметров пеноплекса. Сюда будет установлена полукруглая крышка из пеноплекса.
Вырезаем из 5см пеноплекса по шаблонам верхнюю крышку.
Аналогично вырезаем и переднюю крышку. Полученные заготовки заднего и переднего скруглений до и после ошкуривания.
Вырезаем из 2см пеноплекса заготовки для передней части. Вырезаем углубления и вклеиваем линейки. Я выбрал 40см линейки и вклеил их целиком.
Вырезаем 2 дугообразных заготовки, склеиваем их вместе. К вертикальной части будет крепиться мотор, к горизонтальной части площадка с шасси. Вклеиваем их между нашими половинками фюзеляжа.
В хвостовую часть вклеиваем шпангоут из 5см пеноплекса, далее вклеиваем в него чопики для шурупов, которыми будут скрепляться половинки. Прожигаем паяльником углубления для чопиков крепления мотора. Вклеиваем чопики на термоклей.
В передней части фюзеляжа в месте скрепления половин, вклеиваем шпангоут из пеноплекса с накладкой из толстого плотного картона. Соединяем половины и скрепляем шурупами.
Обклеиваем фюзеляж скотчем. Раскраска осталась прежней. Синий верх красный низ. Передняя крышка сделана съемной для доступа к регулятору и мотору. Устанавливаем заднюю поворотную стойку. Из-за сильно сдвинутого назад киля и сервы РВ на стабилизаторе сделать стойку приводимой в движение от РП не получилось. Вышел из положения, установив ее под сервой и сделав короткую тягу специально для стойки.
С фюзеляжем закончили. Переходим к крылу.
Крыло.
Отрезаем центральную часть. Вырезаем новую из пеноплекса. Шаблоны я немного удлинил, чтобы ширина центроплана ровнялась ширине консолей с элеронами. Так крыло выглядит более цельным, да и площадь больше. Чтобы уменьшить нагрузку на крыло размах сделал 1.3м.
От одной из корок, оставшихся после вырезания крыла, отрезаем кусок шириной 10-12см и приклеиваем его в центр крыла. Он обеспечивает лучшее прижимание крыло резинками. Чтобы резинки не проминали пеноплекс, по краям наклеивается кусочки уголков из пластика. Готовое крыло крепится к фюзеляжу резинками к 2 трубкам от антенны, вклеенным в фюзеляж.
Осталось только установить и настроить электронику и можно в полет!
Фото готовой модели.
В том же самом месте и ракурсах, что и первая версия
Ну и наконец, видео полетов:
В заключении хочу сказать, что увеличение размаха улучшило летные характеристики. Самолет стал увереннее планировать, легче садиться. Взлетный вес в итоге получился 1450г при тяге мотора в 2500г. В будущем, планирую сделать разборное крыло и нормальный фонарь из ПЭТ.
Прошу сильно не пинать, это моя первая статья. С радостью отвечу на вопросы, с уважением приму конструктивную критику.
Всем спасибо за внимание.
Вот эта фраза "крыло с толстым профилем обеспечивает подъемную силу на малых скоростях" меня несколько озадачила. Любой профиль обеспечивает на малых скоростях какую-то подъемную силу, зависящую от его кривизны и угла атаки. А толстый профиль обычно делают для хорошей маневренности, что актуально для 3D.
И еще, торчащие рулевые машинки - дело обычное, поскольку трудноустранимое, но провода, лежащие на крыле все-таки неправильно. Именно качество верхней поверхности профиля во многом определяет его несущие свойства.
Конструкция руля направления, хоть и оригинальная, но в конец убивает 3D возможности самолета.
Насчет руля направления. Изначально хвост был как и у оригинала. 2 половинки РВ на каждой своя серва и большой РН. Но когда временно летали на optic 6, пришлось переделать хвост т.к. сделать микс она не позволяла, а сервы стояли в противофазе и приклеены намертво. Чтобы переставить одну из них пришлось бы разворотить стабилизатор. В третьей версии оставил этот хвост на время облетов. Как только свыкнусь с самолетом, поставлю старый хвост назад. Благо стабилизатор у меня съемный, а переклеить 3 петли на РН не составит труда.
p.s. для питания рашьше я использовал трасформатор от бесперебойника, там 16в и 5а ток. нихром раскаляется докрасна, режет очень быстро(крыло 30см за 5-7 секунд). но требует большой сноровки, малейшая задержка и деталь испорчена. И шаблоны приходилось вырезать из текстолита 2мм.
такая модель должна весить максимум 900г,а лучше 700. Не понимаю страсти к кирпичам с мощным мотором. Да и все попытки сделать максимум разборного приводят к увеличению веса и сильно.
У меня цельнобальзовый вариант на стадии сборки,так планирую что вес будет не больше 700г при размахе в метр.
Провода от серв элеронов можно было и спрятать,а то внешний вид портят.
Зачем две жесткие тяги на руль направления?
Для кирпича он очень даже неплохо летает и планирует. Мотор поставил какой был в наличии. Ничего более легкого чем 3548 и более мощного чем 2830 у меня к сожалению нет.
Провода от серв элеронов можно спрятать, только "выдолбив" в крыле канавки для них. оно у меня цельнопенополистироловое. для первых полетов оставил так. Потом скорее всего спрячу под обшивку.
По поводу разборности. Как вы думаете у студента в общежитии много места для хранения моделей? ответ нет. Да и в случае переезда перевозить коробки 60х70 гораздо проще чем самолеты 1200х1400. И на природу с друзьями брать удобнее. Я прекрасно понимаю, что это нагоняет дополнительный вес и мирюсь с этим. О плюсах разборности лично для меня я уже написал.
Я ничего против разборности не имею,просто заметил что это вес значительно нагоняет. Поэтому считаю излишним разборный фюзюляж и съемный стабилизатор. Тем более что есть негласное правило про то что грамм на хвосте требует 10 грамм на носу.
Провода от серв можно для начала скотчем приклеить,уж больно они внешний вид портят. Ведь все же встречают по одежке.