-----------------------------------------------------------
Тихий летний вечер, ветер стих, ласточки носятся над полями и ловят мошек. Самое время спокойно полетать на самолете, подходящем для этого- таком, как Perky. С площадью крыльев 18,6 дм2 и весом менее 250 грамм, она просто плывет по небу. Полный газ- и самолет уходит вертикально вверх, пока пилот не захочет его вернуть. Если сбросить газ, самолет становится очень спокойным и прощает многие ошибки.
Силовая установка- БК мотор 450 размера (80 Вт), 3S1250 мАч LiPo батарея, винт APC8" x3.8" SF и регулятор Castle 18A Thunderbird ESC. За управление отвечают микроприемник Spektrum и пара машинок Hitec HS-55. Каркас- бальза и фанера, никакой экзотики /вроде потолочки - примечание переводчика/. Крылья- прямоугольные и различаются только размахом, расположением нервюр и способом крепления. Так что самая муторная часть работы над бипланом- нарезание нервюр- будет максимально простой.
Конструкция
Хотя Perky может быть тренером для начинающего пилота, она не для начинающего «строителя». Я предполагаю, что у вас уже есть опыт постройки моделей, так что я не буду останавливаться на всех мелочах. Кстати, вы можете найти способ постройки лучше, чем описанный здесь – в таком случае дайте мне знать, и я применю его в следующих проектах!
Хвостовое оперение
Практически все детали хвоста- прямые. Единственная сложность- соединение киля и стабилизатора с помощью пазов. Я не стал профилировать оперение, т.к. моя силовая установка легко справится с небольшим лишним весом, тем более толстые детали будут более жесткими.
Крылья
Вместо соединения нервюр и задней кромки встык, я сделал в кромках пропилы 3*4 мм (использован самодельный инструмент, о котором будет рассказано далее). Полученное соединение гораздо прочнее, чем встык!
Я не люблю собирать крылья отдельными секциями, затем шкурить торцы и склеивать. Так что я собираю все вместе, а затем распиливаю по месту «излома». Позже, когда остальные соединения просохли, проклеиваю стыки циакрином (еще до снятия со стапеля).
Чтобы ускорить постройку обоих крыльев, я сделал стапель достаточно большим для их одновременной сборки. Потом я одновременно собрал нижнюю левую и верхнюю правую консоли (с соответствующими центральными секциями), сделав сразу 4 из 6 частей. Почему именно нижнюю левую и верхнюю правую консоли? Ну…потому что я так положил чертеж и сместить его можно только после полной сборки крыла.
/автор сам себе противоречит- то сразу все собирать, то по частям… Ладно. Простим его на первый раз./
Перед снятием крыла со стапеля я установил все детали, включая стенки лонжерона, кроме верхних полок лонжерона. Перед тем как продолжить работу над крылом, давайте поговорим об этих стенках.
Я обычно ставлю стенки так, чтобы получить двутавровое сечение /как развернутая на 90 град. Н/. Да, проще приклеить стенки к боковым граням и получить швеллер /развернутая П/, но я считаю, что меньший вес и бОльшая прочность стОят этой работы. Некоторые направляют волокна бальзы в стенках вдоль размаха, но я- только поперек: однажды крыло, сделанное «неправильным» способом, сложилось у меня на глазах.
Когда стенки уже вклеены, шкуркой подгоняем их до нужной высоты (по пазам на нервюрах). Вклеиваем уголки, задающие V, и верхние полки лонжерона.
Снимаем готовые плоскости, собираем противоположные- все так же. Перепиливаем лонжероны и кромки, приклеиваем, для прочности прокапываем ЦА. Ставим в центральные секции гнезда для винтов крепления, шкурим по профилю, приклеиваем бальзовую обшивку.
И финальный штрих- шкурим кромки, ставим законцовки. Ура, два крыла готовы!
Фюзеляж
Я люблю по возможности готовить некоторые детали заранее. Так что приматываем трубочки крепления шасси к шпангоутам F3 and F4 и хвостовой костыль к своей площадке (применяется кевларовая леска и циакрин).
Далее пришпиливаем к чертежу боковины фюзеляжа (бальза 0.75 мм), диагонали, накладки хвоста и лонжероны фюзеляжа. Обратите внимание- слои на накладках хвоста идут вертикально. Склеиваем все тем же циакрином.
При соединении боковин фюзеляжа обратите внимание на 2 момента. Во-первых, трубки крепления шасси должны быть впереди деталей F3 и F4. Во-вторых, убедитесь, что площадка болта крепления крыла подходит к F5. Я этого не сделал и был вынужден в спешке подгонять их, пока не засох ПВА.
С помощью латунных трубочек соединяем проволочные стойки шасси и создаем оси для колес. К «внутреннему» краю трубочек припаиваем фиксирующие шайбы. С другой стороны колеса удерживаются такими же припаянными шайбами, пружинными шайбами или спец. фиксаторами. Если колеса крутятся и не отваливаются, шасси можно отложить.
Продолжаем сборку. Размещаем собранное нижнее крыло и приклеиваем к фюзеляжу. Приклеиваем киль к стабилизатору и ХО в сборе- к фюзеляжу (при всех склеиваниях контролируем параллельность и перпендикулярность).
Устанавливаем верхнее крыло параллельно нижнему. Важно соблюсти 0 угол установки обоих крыльев и стабилизатора. Желательно не зашивать бальзой «ветровое стекло», пока в F3 и крыле не просверлено отверстие под дюбель крепления . Болты крепления- нейлоновые 8x32 /может, 3*32?/. Можно использовать болты с потайной, полукруглой головкой или любые подходящие.
Вешаем рули на скотч, ставим кабанчики и боудены, приклеиваем костыль. И как финальный штрих - ошкуриваем модель.
Обшивка
Можно использовать любую пленку, она же будет играть роль петли носового лючка. Я использовал Doculam(пленка для ламинирования документов) для крыльев и стабилизатора, окрашивал краской из баллончика. Фюзеляж и киль обтянуты голубой пленкой. При небольшой температуре можно натягивать окрашенный Doculam, не боясь за краску.
При обтяжке крыльев важно не забыть о крутке (задняя кромка нижнего крыла в +3 мм по законцовкам). В этом секрет устойчивости Perky /да и любого биплана- при потере скорости срыв потока начнется на верхнем крыле и самолет просто опустит нос, не срываясь в штопор/ .
И еще один небольшой момент: в хвосте нужно оставить открытый участок для циркуляции охлаждающего воздуха.
Финальные штрихи
Находим отверстия для установки шасси, тонкой проволокой продыркиваем аккуратно протыкаем насквозь. Обезжириваем стойки шасси ацетоном, вклеиваем на ЦА /странно, зачем было столько возни с трубочками- сделал бы съемные шасси/.
Устанавливаем электронику. Начальный выкос мотора- 3 град. вправо, при необходимости регулируем шайбами. У меня он сразу оказался оптимальным.
Устанавливаем ЦТ (см. чертеж)- как всегда, аккумулятор в помощь. Расходы рулей +-10…15 мм для РН, +-5…6 мм для РВ.
К полету готов! От винта!
Perky в воздухе
При указанном ЦТ и хорошо подобранной мотоустановке Perky легко оторвется от земли и сможет набирать высоту почти вертикально. Ей нравится кружить со скоростью пешехода, но совсем не в удовольствие дергаться, крутиться и делать другие не подобающие девушке вещи /во как автора понесло /. Ей точно не нравится долго лететь на спине; если не подруливать РВ, она начинает грустить // и почти моментально выходит с вращением вправо-вверх. Так что получаются скорее не бочки, а кривоватые «кадушки».
Пусть вам понравится Perky!
ТТХ
Размах: 30.6" верхнее, 26.6" нижнее (777 и 676 мм)
Площадь: 288 sqin (1858 см^2)
Удельная нагрузка: 7.75 oz/sqft (23,6 г / см2)
Длина: 27.3" (693 мм)
Вес: 15.5 oz (439 г)
Мотор: БК outrunner 80 Вт
Винт: 8" x3.8"
ESC: Castle 18 A ESC
LiPo: 3S-1250
Управление: 3 канала
Ход рулей:
РВ:-+5…6 мм
РН:+-10…15 мм
Журнал Q&EFL
В оригинальных чертежах нашлись логические и конструктивные нестыковки, так что пришлось их несколько изменить.
Рабочий чертеж (положить на стапель и на нем собирать)- здесь
Боковины с разметкой и нервюры для ЛУТ- здесь
Тема на рцгрупс- здесь.
Если кому интересен оригинал статьи- вот , плюс бонус- еще 2 статьи на английском.
----------------------------------------------------------------------------------------
Как уже сказано, самолетик мне очень понравился, в ближайшее время будет построен- спокойно полетать самое то, да и с бальзой приятно работать. "Ждите ответа в следующей серии "
Над переводом текста тоже можно было поработать.
Построите самолет, поставлю +
Потолочколетов у меня уже много, интересно попробовать наборные бальзовые конструкции. Естественно, из бальзы будет сложнее и дороже.
В принципе все можно построить из любых материалов.
Кто-то не считает нужным строить из потолочки, а кто-то только из нее и строит...
Считаю это не повод для спора вообще.
бальзовой полоской)-веса мизер,а прочность и жёсткость увеличатся в разы.
К примеру скажем руководство по эксплуатации 14-ти канальной Футабы, или полному переводу руководства по Турниге, или чему-то подобному?
Или например к руководству по использованию таких достаточно сложных компонентов как платы стабилизации для квадрокоптеров?
А то ведь зачастую люди пытаются использовать такие устройства не слишком хорошо понимая тех возможностей, которые в этих изделиях заложены. Соответственно возникает масса вопросов, на которые как правило есть ответы в мануалах по устройствам или они уже давно обсуждены в соответсвующих разделах таких форумов как rcgroups и других подобных.
Хотел бы получить здесь более-менее развернутые ответы с примерами того, что имело бы смысл перевести на нормальный технический язык в первую очередь.
(Turnigy.doc)
Кто автор- честно, не знаю. Но спасибо ему.
с авиониксом была полностью русскоязычная инструкция.
и тут же Николаю. если инструкция будет правильно переведена, то - пожалуйста, но если будет от автора добавлены сведенья "от дяди Васи" который сам наверное не уверен в своих словах, то не надо.
меня вот что удивляет в брендах, ценники-то злобные, а сделать инструкции на разных языках не могут.
А с Турнигой русский мануал не идет... Там и английский-то не очень грамотный.
Они видите-ли китайцы...
Насчет ценников и переводов - производителями, видите ли, двигают соображения далекие от идеи всеобщего благоденствия. Они в первую очередь думают о целесообразности и о соотношении прибыли/затратам... Там где русскоязычная инструкция сулит повышением прибыли инструкция появляется немедленно и неизбежно.... Там где нет - там Вы ее и не дождетесь. Технический перевод - это достаточно сложная и обычно довольно высокооплачиваемая работа, а не приносящий прибыли переводчик на еще один язык - вещь в конторе ненужная...
Я говорю и спрашиваю о том, что людям нужно.
посмотрим как отреагируют минусаторы)
проблемы надо решать, решил проблему - спи спокойно... х)
а самое главное, проблемы надо быстро решать, что бы было свободное время
проблемы надо решать, решил проблему - спи спокойно... х)
а самое главное, проблемы надо быстро решать, что бы было свободное время
Учитывая приближение сессии, ставлю жЫрный плюс =) Только как это высказывание относится к минусаторам- непонятно. По-быстрому уничтожать и в свободное время строить самолеты? =)
главное удачно все сдать.
про "минусаторов", чем больше делаешь красивых моделей, тем больше им завидно :-)
а люди голосуют за красивые модели
Есть интересная статья - почему бы ее и не перевести.