Многие моделисты, самостоятельно конструирующие корпуса скоростных моделей сталкиваются с проблемой изготовления продольных реданов.
Вам, конечно, знакома такая картина: взметая фонтаны брызг, мчится модель катера, она уверенно режет воду, в обе стороны от неё расходятся крутые волны. Некоторым это даже нравится. Смотрите, какая красота!
Специалисты хорошо знают, как дорого стоит эта «красота»: снижение скорости, перерасход топлива, потери моторесурса, быстрый разряд аккумуляторной батареи, плохая управляемость модели. Это далеко не полный перечень нежелательных явлений, сопутствующих появлению живописных волн и брызг! Хорошо еще, если модель и на самом деле идет с большой скоростью. Но чаще бывает иначе. Задрав к небу нос и провалившись кормой, модель движется на переходном режиме и никак не может «перелезть» через водяной вал, который образовался впереди него; встретив волну, такой катер ударяется об нее с грохотом и окончательно теряет ход.
А между тем, применив соответствующие обводы корпуса, можно было при той же мощности двигателя, той же нагрузке и тех же размерениях весьма ощутимо уменьшить эти потери.
Одним из способов уменьшить волнообразование и использовать энергию брызговых струй является установка на днище продольных накладок, или реданов, имеющих специальный профиль.
Корпуса моделей с продольными реданами создают значительно меньшую волну на переходном режиме, а при выходе не глиссирование носовая волна в ряде случаев исчезает вообще; кормовая волна значительно уменьшается, приобретая характер распыленной струи. Это происходит благодаря тому, что поток воды, вырывающийся из-под киля и направленный под каким-то углом в стороны, встречает на своем пути профилированную ступеньку-редан, отрывается на нем от днища. Смоченная поверхность при этом уменьшается; струи воды вырываются из-под днища под меньшим углом к горизонту, чем в случае отсутствия реданов. При этом поток воды, раздробленный реданами, совершенно не замывает борта. Скула остается сухой, чем существенно снижается сопротивление трения. Кроме того, важно отметить, что поскольку нижняя плоскость редана установлена под некоторым углом к днищу, на ней образуется дополнительная подъемная сила.
Многие начинающие моделисты, приняв за основу такой чертеж и такую схему установки продольных реданов на корпусе своей модели сталкиваются с проблемой - из какого материала изготовить реданы и как их надежно закрепить на корпусе модели?
Своей статьёй на простеньком примере попытаюсь помочь им в работе.
Сразу оговорюсь, что подобный способ и описываемая технология неоднократно были мною и моими воспитанниками применены для моделей как с электродвигателем, так и с ДВС и не вызывал нареканий в процессе эксплуатации.
В период межсезонья 2017 - 2018 годов я решил и на своей модели установить продольные реданы.
Материал для изготовления - обычное листовое оргстекло толщиной от 3 мм до 5 мм - в зависимости от размеров модели и выбранного профиля реданов.
Приимущество этого материала - не боится воды, достаточно прочный, легко обрабатывается, надежно приклеивается к деревянному или стеклопластиковому корпусу секундным циакриновым клеем.
Приимущество технологии - возможность безболезненно использовать в домашних условиях и применять моделистам , не имеющих достаточного опыта и возможности выклеивать корпуса по болванкам или в матрицах с применением ваккумной формовки корпусов.
1. Размечаем на корпусе расположение реданов.
2.Выбираем вариант профиля редана.
Первый вариант позволит дополнительно усилить клеевое соединение нанесением по всей длине полиэфирной шпаклевки (автомобильный КОЛОМИКС или финишный НОВОЛ - практически есть в продаже в любом магазине автохимии) что позволит после соответствующей обработки получить законченный вид.
3. Инструмент - "сухарики" различной зернистости и обычный лобзик с пилкой по пластику.
4. Материал - в данном случае - листовое оргстекло толщиной 4 мм. Желательно пары реданов делать из одного куска по длине, чтобы сохранить одинаковый профиль в парах. После профилирования - разрезаем на нужную длину.
5. Размечаем малку по длине штангенциркулем и снимаем под углом 45 градусов переднюю кромку.
6. Аккуратно отрезаем лобзиком по очереди полученный профиль и обрабатываем плоскость реза от пилочки.
7. Носовой части редана придаем законченный вид.
На этом этапе работы соблюдаем определенную аккуратность, т.к. при всех положительных качествах оргстекла, оно имеет особенность колоться при резких манипуляциях с деталью или даже при падении со стола.
8. Приклеиваем по очереди реданы на секундный циакриновый клей.
9. Наносим полиэфирную шпатлевку и через 30 минут зачищаем наждачкой - получаем готовую под грунтовку поверхность с последующей окраской.
На изготовление реданов и фотографирование процесса ушло не более двух часов неспешной работы в домашних условиях.
Во время работы не забываем про правила техники безопасности при работе с режущим, колющим инструментом и клеевыми составами.
Надеюсь, что данным наглядным сообщением упрощу начинающим судомоделистам проблему изготовления реданов .
С удовольствием отвечу на все конструктивные вопросы и здоровую критику.
Желаю успехов в постройке моделей!
С уважением к сообществу.
P.S. В апреле, как только будет первая вода, добавлю видео модели уже с этими реданами на днище.
Без реданов бегала так -
Обещанное кино на воде с реданами -
10 марта потеплело , приобрел такой грунт - мне понравился - укрывистый и распыляется как из аэрографа
И вот - загрунтовал корпус с реданами. Следующий этап - покраска
Давно и успешно применяю для покраски моделей эту краску - SADOLIN - 012
Специалисты хорошо знают, как дорого стоит эта «красота»: снижение скорости, перерасход топлива, потери моторесурса, быстрый разряд аккумуляторной батареи, плохая управляемость модели. Это далеко не полный перечень нежелательных явлений, сопутствующих появлению живописных волн и брызг! Хорошо еще, если модель и на самом деле идет с большой скоростью. Но чаще бывает иначе. Задрав к небу нос и провалившись кормой, модель движется на переходном режиме и никак не может «перелезть» через водяной вал, который образовался впереди него; встретив волну, такой катер ударяется об нее с грохотом и окончательно теряет ход.
А между тем, применив соответствующие обводы корпуса, можно было при той же мощности двигателя, той же нагрузке и тех же размерениях весьма ощутимо уменьшить эти потери.
Одним из способов уменьшить волнообразование и использовать энергию брызговых струй является установка на днище продольных накладок, или реданов, имеющих специальный профиль.
Корпуса моделей с продольными реданами создают значительно меньшую волну на переходном режиме, а при выходе не глиссирование носовая волна в ряде случаев исчезает вообще; кормовая волна значительно уменьшается, приобретая характер распыленной струи. Это происходит благодаря тому, что поток воды, вырывающийся из-под киля и направленный под каким-то углом в стороны, встречает на своем пути профилированную ступеньку-редан, отрывается на нем от днища. Смоченная поверхность при этом уменьшается; струи воды вырываются из-под днища под меньшим углом к горизонту, чем в случае отсутствия реданов. При этом поток воды, раздробленный реданами, совершенно не замывает борта. Скула остается сухой, чем существенно снижается сопротивление трения. Кроме того, важно отметить, что поскольку нижняя плоскость редана установлена под некоторым углом к днищу, на ней образуется дополнительная подъемная сила.
Многие начинающие моделисты, приняв за основу такой чертеж и такую схему установки продольных реданов на корпусе своей модели сталкиваются с проблемой - из какого материала изготовить реданы и как их надежно закрепить на корпусе модели?
Своей статьёй на простеньком примере попытаюсь помочь им в работе.
Сразу оговорюсь, что подобный способ и описываемая технология неоднократно были мною и моими воспитанниками применены для моделей как с электродвигателем, так и с ДВС и не вызывал нареканий в процессе эксплуатации.
В период межсезонья 2017 - 2018 годов я решил и на своей модели установить продольные реданы.
Материал для изготовления - обычное листовое оргстекло толщиной от 3 мм до 5 мм - в зависимости от размеров модели и выбранного профиля реданов.
Приимущество этого материала - не боится воды, достаточно прочный, легко обрабатывается, надежно приклеивается к деревянному или стеклопластиковому корпусу секундным циакриновым клеем.
Приимущество технологии - возможность безболезненно использовать в домашних условиях и применять моделистам , не имеющих достаточного опыта и возможности выклеивать корпуса по болванкам или в матрицах с применением ваккумной формовки корпусов.
1. Размечаем на корпусе расположение реданов.
2.Выбираем вариант профиля редана.
Первый вариант позволит дополнительно усилить клеевое соединение нанесением по всей длине полиэфирной шпаклевки (автомобильный КОЛОМИКС или финишный НОВОЛ - практически есть в продаже в любом магазине автохимии) что позволит после соответствующей обработки получить законченный вид.
3. Инструмент - "сухарики" различной зернистости и обычный лобзик с пилкой по пластику.
4. Материал - в данном случае - листовое оргстекло толщиной 4 мм. Желательно пары реданов делать из одного куска по длине, чтобы сохранить одинаковый профиль в парах. После профилирования - разрезаем на нужную длину.
5. Размечаем малку по длине штангенциркулем и снимаем под углом 45 градусов переднюю кромку.
6. Аккуратно отрезаем лобзиком по очереди полученный профиль и обрабатываем плоскость реза от пилочки.
7. Носовой части редана придаем законченный вид.
На этом этапе работы соблюдаем определенную аккуратность, т.к. при всех положительных качествах оргстекла, оно имеет особенность колоться при резких манипуляциях с деталью или даже при падении со стола.
8. Приклеиваем по очереди реданы на секундный циакриновый клей.
9. Наносим полиэфирную шпатлевку и через 30 минут зачищаем наждачкой - получаем готовую под грунтовку поверхность с последующей окраской.
На изготовление реданов и фотографирование процесса ушло не более двух часов неспешной работы в домашних условиях.
Во время работы не забываем про правила техники безопасности при работе с режущим, колющим инструментом и клеевыми составами.
Надеюсь, что данным наглядным сообщением упрощу начинающим судомоделистам проблему изготовления реданов .
С удовольствием отвечу на все конструктивные вопросы и здоровую критику.
Желаю успехов в постройке моделей!
С уважением к сообществу.
P.S. В апреле, как только будет первая вода, добавлю видео модели уже с этими реданами на днище.
Без реданов бегала так -
Обещанное кино на воде с реданами -
10 марта потеплело , приобрел такой грунт - мне понравился - укрывистый и распыляется как из аэрографа
И вот - загрунтовал корпус с реданами. Следующий этап - покраска
Давно и успешно применяю для покраски моделей эту краску - SADOLIN - 012
https://vk.com/club172034938
Есть ещё активно действующие судомоделисты!
С уважением.
С уважением.
Скажите, пожалуйста, к Вам можно обратиться за консультацией относительно неисправности катамарана DTRC E51? Если, да возможно, то не могли бы сообщить адрес Вашей эл. почты?
С уважением
Руслан Файзуллин
alexhr-v@yandex.ru
С уважением.
Простите за не проф. сленг.
Выше, там где схема реданов на днище - как раз есть вариант с разорванными реданами и дополнительными продлениями.
С уважением.
Даже в случае применения двух водомётов и сложности их крепления на неровную поверхность дна, транцевый изгиб повысил бы эффективность работы водомётов, так как реактивная струя водомёта возвысилась относительно уровня поверхности воды.
Спасибо за участие. Ваши модели меня зацепили. На воде они держатся шедеврально.
Я так понял, что современную стеклопластиковую технологию Вы освоили и большого труда переделать корпус на один водомёт - не составит.
Немножко ЭДП, с тетрадный лист пару кусочков стеклоткани и к тому времени, как Ваш прекрасный водоём освободится ото льда - попробуете на одном водомете.
Я бы повозился, честно.
Вот вспоминаю, какие модели были в этой серии - была яхта парусная, знаю, потому, что была в продаже у нас в городе и мальчишки покупали и в моделку приносили - мы на неё моторчик ставили. На коробке яхты четко помню, был рекламный текст - что катер будет в продаже, но у нас так и не появился.
А вот что ещё было, не припомню.
Какое примете решение по дальнейшей модернизации катера - напишите, интересно.
С уважением.
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1895689/ - с полупогруженным винтом - будем вместе его осваивать - я с полупогружным еще ничего не делал, и мне интересно, и ему пора - 10 лет исполнилось в марте.
Я видел, как у нас на Оке шла Казанка на полном глиссировании против течения. Видимо, правильно был выставлен мотор на транцевой доске. Ни каких волн после Казанки не было, только водяная пыль. Лодка едва касалась воды и словно парила над водой.
Вот здесь возникает вопрос для водомёта: как он будет на большой скорости проводить забор воды, если под дном всё кипит?
В казанке, даже, если она слегка взлетит над водой, винт находится в воде.
Вывод простой - лодка с водомётным движителем хороша на чистом мелководьи и на перекатах.
Во время моих пусков я слышал, как на большой скорости во время крутого поворота один мотор развивал обороты - засасывал воздух.
Следовательно лодки с водомётным движителем - это отдельный класс.
Для этого класса лодок нужен свой профиль дна.
Вот ,пока, и всё.
P. S.
Вот, ещё один шедевр Михаила Язенина.
Я правда недавно с Михаилом переписывался - говорит, отставил моделизм - охладел.
А так - он эксперементатор, много перепробовал вариантов глиссеров.
Но ввиду того, что мне ближе спортивное направление в судомоделизме, может даже в ущерб скорости я предпочитаю управляемость, наличие ориентиров на воде (дистанция с буйками) и как можно большее количество участников в заезде.
Примерно хоть так, но в толчее и в гонке -
С уважением.
2. Дерево на сколько раз пропитано смолами? И наверное модель делалась в эпоху допластиковых реформ ?)))
3. Конечно, можно и деревянный вариант - век скоростных моделей скоротечен (извините за каламбур) - не известно, что раньше раскиснет - деревянный редан или стеклопластиковый корпус о дальний буй ФСР овской дистанции(( в гонке из 12 моделей....
4. Ровненькие какие на фото - осоый решпект за аккуратность.
С уважением.
Одобряю :)))))))))))
Приход весны неизбежен, мы обречены!
С уважением.
Ну а если сам изобретаешь, то тут его величество фантазия ну и предварительное штудирование литературы и подобных источников.
Тут как говорится - флаг в руки.
С уважением.
А сколько краски импортной полиуритановой он сэкономил - не счесть?
Хотя может сейчас санкции и перешли на отечественные лако-красочные)))
С уважением.
Я пользовался белым листовым ПВХ материалом - из него любят делать таблички на кабинеты. Даже корпуса моделей из него делали. Но толше 2 мм не встречал.
С уважением.
А я как-то только тонкий ПВХ встречал , около 2 мм, а толше не попадался.
Тоже нормальный, водостойкий вариант.
С уважением.
Последний раз я вытаскивал оргстекло из старого lsd монитора, в 15 дюймовом как раз 4 мм.
Но и здесь есть рациональное зерно, почему бы не склеить?
Спасибо.
С уважением.