Многие моделисты, самостоятельно конструирующие корпуса скоростных моделей сталкиваются с проблемой изготовления продольных реданов.
Вам, конечно, знакома такая картина: взметая фонтаны брызг, мчится модель катера, она уверенно режет воду, в обе стороны от неё расходятся крутые волны. Некоторым это даже нравится. Смотрите, какая красота!
Специалисты хорошо знают, как дорого стоит эта «красота»: снижение скорости, перерасход топлива, потери моторесурса, быстрый разряд аккумуляторной батареи, плохая управляемость модели. Это далеко не полный перечень нежелательных явлений, сопутствующих появлению живописных волн и брызг! Хорошо еще, если модель и на самом деле идет с большой скоростью. Но чаще бывает иначе. Задрав к небу нос и провалившись кормой, модель движется на переходном режиме и никак не может «перелезть» через водяной вал, который образовался впереди него; встретив волну, такой катер ударяется об нее с грохотом и окончательно теряет ход.
А между тем, применив соответствующие обводы корпуса, можно было при той же мощности двигателя, той же нагрузке и тех же размерениях весьма ощутимо уменьшить эти потери.
Одним из способов уменьшить волнообразование и использовать энергию брызговых струй является установка на днище продольных накладок, или реданов, имеющих специальный профиль.
Корпуса моделей с продольными реданами создают значительно меньшую волну на переходном режиме, а при выходе не глиссирование носовая волна в ряде случаев исчезает вообще; кормовая волна значительно уменьшается, приобретая характер распыленной струи. Это происходит благодаря тому, что поток воды, вырывающийся из-под киля и направленный под каким-то углом в стороны, встречает на своем пути профилированную ступеньку-редан, отрывается на нем от днища. Смоченная поверхность при этом уменьшается; струи воды вырываются из-под днища под меньшим углом к горизонту, чем в случае отсутствия реданов. При этом поток воды, раздробленный реданами, совершенно не замывает борта. Скула остается сухой, чем существенно снижается сопротивление трения. Кроме того, важно отметить, что поскольку нижняя плоскость редана установлена под некоторым углом к днищу, на ней образуется дополнительная подъемная сила.

Многие начинающие моделисты, приняв за основу такой чертеж и такую схему установки продольных реданов на корпусе своей модели сталкиваются с проблемой - из какого материала изготовить реданы и как их надежно закрепить на корпусе модели?
Своей статьёй на простеньком примере попытаюсь помочь им в работе.
Сразу оговорюсь, что подобный способ и описываемая технология неоднократно были мною и моими воспитанниками применены для моделей как с электродвигателем, так и с ДВС и не вызывал нареканий в процессе эксплуатации.

В период межсезонья 2017 - 2018 годов я решил и на своей модели установить продольные реданы.
Материал для изготовления - обычное листовое оргстекло толщиной от 3 мм до 5 мм - в зависимости от размеров модели и выбранного профиля реданов.
Приимущество этого материала - не боится воды, достаточно прочный, легко обрабатывается, надежно приклеивается к деревянному или стеклопластиковому корпусу секундным циакриновым клеем.
Приимущество технологии - возможность безболезненно использовать в домашних условиях и применять моделистам , не имеющих достаточного опыта и возможности выклеивать корпуса по болванкам или в матрицах с применением ваккумной формовки корпусов.
1. Размечаем на корпусе расположение реданов.

2.В
ыбираем вариант профиля редана.
Первый вариант позволит дополнительно усилить клеевое соединение нанесением по всей длине полиэфирной шпаклевки (автомобильный КОЛОМИКС или финишный НОВОЛ - практически есть в продаже в любом магазине автохимии) что позволит после соответствующей обработки получить законченный вид.

3. Инструмент - "сухарики" различной зернистости и обычный лобзик с пилкой по пластику.


4. Материал - в данном случае - листовое оргстекло толщиной 4 мм. Желательно пары реданов делать из одного куска по длине, чтобы сохранить одинаковый профиль в парах. После профилирования - разрезаем на нужную длину.

5. Размечаем малку по длине штангенциркулем и снимаем под углом 45 градусов переднюю кромку.

6. Аккуратно отрезаем лобзиком по очереди полученный профиль и обрабатываем плоскость реза от пилочки.

7. Носовой части редана придаем законченный вид.
На этом этапе работы соблюдаем определенную аккуратность, т.к. при всех положительных качествах оргстекла, оно имеет особенность колоться при резких манипуляциях с деталью или даже при падении со стола.

8. Приклеиваем по очереди реданы на секундный циакриновый клей.

9. Наносим полиэфирную шпатлевку и через 30 минут зачищаем наждачкой - получаем готовую под грунтовку поверхность с последующей окраской.


На изготовление реданов и фотографирование процесса ушло не более двух часов неспешной работы в домашних условиях.
Во время работы не забываем про правила техники безопасности при работе с режущим, колющим инструментом и клеевыми составами.

Надеюсь, что данным наглядным сообщением упрощу начинающим судомоделистам проблему изготовления реданов .
С удовольствием отвечу на все конструктивные вопросы и здоровую критику.
Желаю успехов в постройке моделей!
С уважением к сообществу.
P.S. В апреле, как только будет первая вода, добавлю видео модели уже с этими реданами на днище.
Без реданов бегала так -
Обещанное кино на воде с реданами -
10 марта потеплело , приобрел такой грунт - мне понравился - укрывистый и распыляется как из аэрографа

И вот - загрунтовал корпус с реданами. Следующий этап - покраска

Давно и успешно применяю для покраски моделей эту краску - SADOLIN - 012