Хотелось бы рассказать как я делал и немного переделывал пилотажную модель самолета Vertiga 3M. Модель мне понравилась в первую очередь хорошими чертежами и красивым внешним видом. Я уж молчу о том, что сделать ее очень просто и материалы самые доступные.
Первый вариант этой модели прослужил мне больше года, даже смог поучаствовать в соревнованиях, которые стали для нее последними… но о грустном не будем, ибо за неделю сваял новую модель, переделав некоторые детали и вот она, новая пилотажка для небольших выездов в выходные!

Скажу сразу, чертежи есть и они хорошие, но многие моменты я пересмотрел и переделал в направлении увеличения прочности, чтобы модель не ломалась при грубых посадках, и не складывалось крыло в воздухе (именно это стало причиной последнего краша…).

Источником чертежей и вдохновителем стала вот эта статья, точнее тема на форуме- http://forum.modelka.com.ua/threads/64873-Пенолет-по-мотивам-Vertigo-3M

Чертежи можно скачать по этой же ссылке. Да, добавил в них в формате DOC файлик с надписями на модель, если кому-нибудь понадобится.
(Vertigo.zip)

Думаю, рассказывать как распечатывать и склеивать чертежи не стоит, каждый справится с этим самостоятельно. Единственное, что я бы отметил – все шпангоуты в фюзеляже лучше сделать из апельсиновой фанеры и пустить вдоль боковин фюзеляжа тонкие рейки, но об этом чуть ниже.

Итак, по шаблонам вычерчиваю на депроне части фюзеляжа.


С помощью резака вырезаю все детали.


Рейки, которые я приклеил к боковинам фюзеляжа, я взял от бамбукового коврика (купил со скидкой остатки в строительном магазине, обеспечив себя рейками на годы вперед). По чертежам выглядит иначе, но модель ломается весьма некстати при грубых посадках. Чтобы депрон прослужил дольше, все продольные детали фюзеляжа я усилил серпянкой, промазав ее сверху потолочным клеем



Посадочные места для хвостовых серв выпилил из фанеры.


И приклеил их изнутри к боковинам фюзеляжа.


Заодно добавил в хвосте полоски депрона, так будет удобней приклеивать гаргот и стабилизатор.


Приклеиваю вторые рейки к боковинам фюза.


Моторама будет из апельсиновой фанеры. Отверстия для облегчения сделал перьевым сверлом.



Лучше всего склеить ее клеем ПВА.


Остальные шпангоуты так же из фанеры, так и прочней и долговечней.


Консоли крыла будут на трубчатом лонжероне, для чего к боковинам приклеены такие вот усиления из фанеры.


Теперь можно склеивать детали фюзеляжа вместе.


Да, нижнюю часть фюза я тоже усилил серпянкой.


Подумав, добавил в мотораме несколько отверстий – вентиляция лишней не будет.


Чтобы приклеить гаргот, обклеиваю деталь скотчем и выдавливаю вилкой изнутри полоски, чтобы сгибать без изломов – технология проверена годами, ничего лучше еще не придумали.


Сохнуть гарготу лучше под прессом, чтобы было ровнее.


В передней части гаргота по шаблону от фонаря вырезаю и приклеиваю заглушку. И добавляю площадку, к которой потом приклею магнит для крышки.


После высыхания клея отрезаю лишнее, убираю скотч и дорабатываю наждачкой.



Верхнюю часть фюзеляжа, то есть крышку, делаю из депрона. Сначала вырезаю все детали.


Затем приклеиваю к основанию полушпангоуты.


Так же как и при заклеивании гаргота, обклеиваю скотчем верхнюю часть крышки, а изнутри делаю вилкой полоски.



Смазам клеем все полушпангоуты приклеиваю верх.


Затем аккуратно загибаю, фиксируя с помощью скотча.



Из депрона вырезаю сантиметровые полоски, для усиления и для приклеивания фонаря.


Задняя часть кабины – из депрона.


Приклеиваю боковые полоски и заднюю часть, которую дополнительно укрепляю уголком из депрона.


Депроновая часть крышки готова.


Фонарь решил сделать по бутылочной технологии.




Фигурку летчика я взял от другой модели, которая отлетала свое (к сожалению). Кому интересно, можете заглянуть в мою статью про изготовление Ryan STA.


Для заклеивания фонаря соорудил небольшой стапель из пластика и реек, так удобней.


Заклеиваю фонарь эпоксидным клеем и зажимаю в стапеле.


Держаться крышка будет на магнитах.



С капотом пришлось повозиться чуть подольше, ибо болван не очень обычной формы. Самым разумным стало решение приклеить выступающие «клыки» воздухозаборников отдельно.



Для капота хорошо подошла бутылка на 4 литра от незамерзайки.


Дальнейшее думаю можно особо не расписывать.



Между прочим, бутылки я когда-то пробовал усаживать в печи на даче и газовой горелкой, но когда купил строительный фен, то понял что это самый лучший вариант! Стоит он сравнительно немного, но в нашем деле нужен всегда.

Можно переходить к изготовлению хвостового оперения.
Вырезаю детали вертикального оперения.


Петли из серпянки (покупные нейлоновые вырывало пару раз, решил сделать прочнее).



Готовлю детали горизонтального оперения. Синхронизатор половинок из стальной проволоки, усиливающая рейка – из палочки для кофе (набрал по случаю в кафешке).



Вклеиваю рейку и приклеиваю синхронизатор.


Петли также из серпянки. Заодно ей можно усилить и другие слабые места руля высоты.


Можно заклеивать стабилизатор и руль.


В рудере делаю вырез для руля высоты и немного стачиваю киль, чтобы вклеить в фюзеляж.


В хвосте фюзеляжа делаю вырезы для хвостового оперения.


Настала очередь крыла.
Переношу на депрон выкройки крыла и элеронов.


Вырезаю детали и обклеиваю скотчем, чтобы потом согнуть без изломов. Изнутри как всегда прохожу вилкой.


Лонжероны из двойного депрона.



Консоли будут соединяться на дюралевой трубе, значит для них нужны пеналы. Их я склеил бумаги формата А4 на трубке.


Чтобы вклеить пеналы, из депрона вырезал еще по паре лонжеронов.


Склеил все это вместе.



И приклеил к заготовкам крыла.


Можно заклеивать крыло, но пока не полностью.


Элероны из двух слоев депрона с серпянкой внутри для петлей.



Крепить крыло будет на небольших рейках из фанеры саморезами внутри фюзеляжа. На первой версии делал крепление на резинке, но со временем все разболталось и даже помялся фюзеляж, потому эту часть решил переделать.




Заклеиваю крыло полностью (не забывая элероны, разумеется).


Делаю рейки для крепления крыла в задней части.


Вклеиваю эти детали в консоли на эпоксидный клей.


Законцовки крыла из фанеры, чтобы к ним можно было прикручивать пластиковые винглеты. На первой модели были винглеты из потолочки, я их задолбался приклеивать и выравнивать, - постоянно сминались при неудачных посадках и даже об траву.


А вот и сами винглеты из пластика от упаковки, обклееные скотчем и прикрученные саморезами. Точнее одна ))


В фюзеляже делаю отверстия для крепежных реек.


Внутри приклеиваю площадки из фанеры, к которым в дальнейшем будут крепиться консоли.



Отверстия в стенках фюзеляжа изнутри усиливаю фанерой.



Переднюю стойку шасси решил сделать из дюраля. Нашел на даче какую-то старую полку от холодильника, толщина самая подходящая и пилится электролобзиком очень легко.




Колеса достались от покупной модели, диаметр около 35 мм.


Площадку под стойку выпилил из фанеры.


И на эпоксидку приклеил к ней гайки.


Конечно, удобней приклеивать площадку до того, как внутри фюзеляжа окажется площадка под АКБ, но у меня вышло как раз наоборот, пришлось втискивать так.


Задняя стойка из стальной проволоки.


Чтобы вклеить стойку в хвост, приматываю нитками на клею зубочистку.


Обклеивать модель решил скотчем. С расцветкой особо фантазировать не стал – синий с белым сверху и белый в клетку снизу.
Обклеиваю фюзеляж.



Обклеиваю крышку и добавляю полоски из металлического скотча по контуру фонаря.


Квадратики нарезал из черного скотча на основе от клеящихся ценников.


Обклеиваю стабилизатор и руль высоты.




Затем обклеиваю киль и руль направления.


Обклеиваю крыло.




Капот покрасил изнутри обычным маркером. Смотрится если честно не очень, но ничего другого не придумал, а в черный красить не захотелось.


Теперь осталось только собрать модель и установить электронику.
Для начала вклеиваю стабилизатор и киль.


Устанавливаю кабанчики.


Хвостовое шасси вклеиваю на эпоксидке, проткнув стойкой днище и стабилизатор.
Заодно добавил проволочное усиление для рудера.


Устанавливаю сервы.


Тяги как всегда из бамбука и проволоки.


Прикручиваю стойку шасси.


Прикручиваю мотор.


Капот закрепляю маленькими саморезами от серв.


Устанавливаю сервы, кабанчики и тяги элеронов.




Прикручиваю винт.


Размещаю внутри фюзеляжа регулятор, приемник и провода.


Липучку для АКБ прикрутил саморезами к площадке.


Декали распечатал на цветном принтере и приклеил прозрачным скотчем.




Чтобы закрыть крышку переднюю ее часть завожу под капот, сзади она хорошо держится магнитами.


Ну, и по традиции - видео полетов:
(погода сильно подвела, плюс еще умудрился посадить модель в дерево, но это лишний раз доказало - прочность хорошая, крылу и стабилизатору вообще ничего, киль чуток порвало, но заклеил за пару минут...)

Так как первое видео небольшое, рекомендую посмотреть еще ролики с первой версией этой модели:




Электроника:
Мотор: Turnigy D3530/14 1100KV Brushless Outrunner Motor
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1504821/

Регулятор: Регулятор Hobby King 30A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/102843/

Сервоприводы: Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9549/

Колеса – передние достались от покупного самолетика, а заднее такое:
Маленькие колеса (Диаметр: 20мм, Ширина: 10мм) (5шт в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/193681/
Фиксаторы тяг: Фиксатор тяги (10 шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8519/

Кабанчики: пластиковый кабанчик (10 штук)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8418/

Пропеллер: Воздушный винт APC 12x6-E
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/5441/

Адаптер: Адаптер пропеллера (вал 5 мм, ось 8 мм)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8898/

Аккумуляторы: Аккумулятор ZIPPY Compact 2200mAh 3S 25C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1520561/

Аппаратура: 6-ти канальная аппаратура Turnigy TGY-i6 AFHDS с телеметрией и 6-ти канальный приемник, (Mode 2)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1490939/


Y-кабель самодельный, из удлинителей:
Суперлегкий сервоудлинитель 40см (JR) 32AWG (10шт в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9708/
Еще можно добавить вот такой кок (я пока без него - сломал при морковке): Нейлоновый кок с алюминиевым основанием 38мм (Черный)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/402791/


Вес модели получился достаточно большим - 700 грамм без АКБ, полетный вес - 880 грамм, что для такого размаха много, но зато в небе ведет себя хорошо, не мотыляется.

Спасибо, что осилили эту статью!
Всем чистого неба и пусть количество взлетов равняется количеству посадок!