Здравствуйте, уважаемые коллеги. Многие видели летающий грузовик немецких моделистов на просторах Youtube
а так же тему с чертежами на иноземном форуме https://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?906082-RC-Flying-Trucks-w-Plan!
Информации не много, и не от авторов модели, а от людей, пытавшихся повторить эту только с первого вида простую модель. На форуме довольно “топорное” изготовление, практически никакой информации по центровке, установочным углам и оборудованию. В основном комплектация под батарейку до 1000ма на две, а иногда и на три банки, 30 граммовые моторы. При таком весе у большинства, в том числе и у авторов модели, она не хочет отрываться от пола и эту проблему решают установкой поворотного вверх-вниз мотора, “привязанного” к серве руля высоты. Это еще и вибрации, и вес поворотной моторамы. Многие делали еще поворотные передние колеса для лучшего руления по земле. В итоге - полетный вес под 300 граммов.
Давно поглядывал на это чудо. Так как довольно часто участвую во всяких “показушках”, моей задачей было сделать модель, пригодную для полета в условиях обычного школьного спортивного зала. Хорошо летать буржуям в зале размером со стадион. Там вес и 300 граммов вполне пригоден. Тут же надо поместиться в довольно ограниченном пространстве. Как всегда старался не особо точно следовать чертежам, адаптируя все под себя.
Изготовление само собой начал с распечатки и склейки чертежей. Чертежи довольно корявые, почему-то встречается асимметрия некоторых элементов относительно продольной оси и прочие нестыковки. Имея опыт построения всякой летающей зальной “нечисти”, статьи о которых вы можете найти в моем профиле, по первой прикидке можно сразу сказать, что слишком много пенопласта в этой модели и уложиться в малый вес будет сложно. Так же “бросились в глаза” довольно большие габариты модели. Решено уменьшить по длине, но при этом не особо уменьшать по ширине, чтобы сохранить несущую площадь, в пенопласте фрезеровать облегчения и все как можно полегче. Получался размер: длина по самым крайним точкам – 590мм, ширина 260мм. Уже имея в авиапарке летающий Марио-мобиль, решено не делать никаких поворотных передних колес. Сначала на Марио трудно было привыкнуть, что когда подъезжаешь к препятствию, а тормозить нечем, надо наоборот дать газу и рулить рулем направления. По-первой не раз втыкался, потом привык. Причем чем больше газ и руль до упора, тем меньше радиус поворота. В итоге радиус поворота около полуметра. В оригинальной модели грузовика отсутствуют элероны, только РН и РВ. На форуме писали о бесполезности делать элероны или элевоны на этой модели, все равно решил делать элевоны, о чем в последствии не пожалел, рулевые площади значительно увеличить для малых скоростей обдува. И самое главное – никакого поворотного мотора. У большинства народа и Марио не отрывался от земли (у моего разбег около 10 метров, зависит от центровки) – кто с руки кидал, кто с трамплина взлетал, кто ставил поворотный мотор. Но всю дальнейшую работу сопровождало сомнение - оторвется ли от пола?
Честно говоря, работу начинал, даже не представляя, что получится в итоге. Хотя так интереснее, наверное…
С миллиметрового рекламного пластика изготовил шаблоны для вырезки деталей и фрезеровки облегчений.
Позже шаблоны некоторых деталей немного претерпели изменения. Нарезал из обычной белой потолочки, хоть в наличии был и депрон разной толщины, и аэродепрон (более легкий вариант депрона), но тратить дорогостоящий материал при неизвестном результате не решился. Немного потратился на вес и нижние боковины корпуса изготовил отдельными деталями, которые потом наклеиваются на вертикальные боковины, типа в стиле расширения колесных арок или обвесов. Колеса из ЕРР. Не советую делать из потолочки - стираются, рвутся. На Марио уже сколько гонял по асфальту и в зале, скакал по стыкам бетонных плит и по камушкам – только краска облазит, периодически обновляю. В оригинальной модели колеса это переклейка из кружков пенопласта. В целях экономии веса склеено колечко и вклеены торцы, внутри пусто. Резал куском заточенной трубы из нержавейки, какую нашел самую большую под рукой.
Изготовить модель это даже не полдела, еще нужно покрасить. А я не художник, ну нет у меня этих способностей, и дизайн всегда для меня сложнее, чем резать и клеить. Были под рукой фото оригинальных моделей и ничего приличного на форуме. Повторить оригинальную раскраску, ну может в ином цвете, и не мучиться? И тут на ум пришло!!! - КАМАЗ, точнее КАМАЗ гоночный, всемирно известной российской раллийной команды Камаз-Мастер. Во всяком случае патриотично. Понятно полностью не повторишь, по мотивам - очертания не те… Как говорил классик – “и тут Остапа понесло”. В руки ножичек, распечатка с компа и несколько вечеров откровенного “секаса”, изрезанных пальцев родили вот такие шаблоны для покраски.
Красил детали в основном перед сборкой. Так проще, положил деталь на стол и работаешь, можно придавить шаблон грузиками. Иначе я не представлял как накрасить все эти мелочи на неустойчивом и нежестком собранном корпусе. Не удержался, приложил детальки боковины друг к другу на плоскости – вроде нормально выходит.
Сервы элевонов вклеил непосредственно в сильно измененный от чертежа (просто прямоугольная полоска) стабилизатор. Сразу понимал, что вес-то экономится (нет никаких тяг), но могут быть проблемы с центровкой. Но иной вариант - сервы спереди в кабине, тоже не видел конструктивно для себя. Стабилизатор с элевонами высоко поднят. Если ставить сервы внутри кабины, то тяги будут подходить уж слишком не под прямым углом к рулям, градусов 30 дадут приличную дифференциальность. Лепить сервы на кабину – довольно длинные тяги пойдут “по воздуху” без промежуточных точек поддержки. Или делать для жесткости толстые тяги, а какая тогда экономия в весе? Сервы в элевонах 2,5 граммовые, цифра Turnigy MX-96E 2.5g / 0.27kg / 0.08sec Digital Sub Micro Servo или их же аналог с Али… https://ru.aliexpress.com/store/product/4set-lot-Emax-ES9251-2-5g-Digital-Servo-RC-servo-0-27kgf-cm-For-RC-Helicopter/603538_32409649007.html
Серва руля направления в самом носу кабины 4,3 грамма Turnigy™ MX-95E Digital Micro Servo 0.8kg / 0.09sec / 4.1g
или https://ru.aliexpress.com/store/product/4pcs-lot-EMAX-ES9051-4-3g-Digital-Servo-Pastic-Gear-0-8kg-Torque-for-3D-F3P/603538_32410318237.html
Сначала был установлен мотор 11 граммов 2000kV с винтом GWS 7х4,3 Turnigy 1811 Brushless Motor 2000kv
и регуль 6А Регулятор скорости TURNIGY Plush 6A /.8bec/6г
Родные провода серв обрезаны, проводка электроники – тонким медным проводом в лаковой изоляции.
При сборке не понравилась, хоть уже сделал, слишком простая форма передней панели “морды кабины”. Понятно, что особо ничего не сделаешь похожего, тут как можно меньше лобового сопротивления, но просто три квадратных дырки спереди… Ну не интересно. Немного облагородил. Родная сверху, моя ниже, на фото виден еще один шаблон поверх – для покраски типа решетки радиатора и фар.
Немного сборочных фото:
И вот машина была собрана вот в таком виде.
Место под аккумулятор на пластине посередине кабины, тут же приемник и батарейка 2 банки 240ма и на облет. Вот тут ждал сюрприз. Хорошо хватило ума не взлетать с пола – разнес бы сразу в клочья. Выждал тихий денек, ухоженный газон с мягкой травкой и бросил с руки. Не летит вообще, никак. Задирает нос, зависает, стремится перевернуться на спину из-за реактивного момента. Вот тут и пригодились элевоны!!! Пробовал тримировать вниз – лучше, но все равно стремится перевернуться полубочкой, рыскает по тангажу и если прозеваешь клевок носом вниз – вывести уже даже пары метров запаса высоты не хватает. Так же виден недостаток тяги. В итоге многочисленных падений лопнули стойки крыши кабины, кабина сложилась вбок и винт порубил накрашенного на крыше “солнечного бедуина”. Очень все похоже на заднюю центровку, но учитывая очень странные углы установки всех горизонтальных плоскостей согласно чертежа - в голове разочарование и каша мыслей. Первое желание – об колено и в мусорку. Это был июнь месяц, начало лета, преддверие отпуска и машина была положена на полку. С началом учебного года долго поглядывал, не решался, делал очередной зальный Як-55. Покраска Яка надоела на половине дороги. Но в конце концов, ну зря что ли делал? Приклеил поломанные стойки крыши, закарбонил их для жесткости, бедуин пока остался порванный. Открутил мотор и поставил мотор потяжелее Turnigy Aerodrive SK3 - 2118-2250kv весом уже 17 граммов и винт GWS 8х4 обрезав примерно на 7,5 дюймов, больше не влезет. Опять в полет. Чуть лучше, но все равно толком не удается даже кружок пролететь, поведение все тоже. Опять снял мотор, пролив детали, за которые крепится мотор спиртом, потихоньку разобрал, сделал новые, в итоге мотор до упора передвинулся вперед. Опять в полет – лучше, но никуда не годится. Пришла мысль передвинуть батарейку и приемник в самую низкую точку кабины и мотор тоже как можно опустить ниже. Чтобы типа как Ванька-встанька – основной вес снизу. При попытке оторвать пластинку с липучкой для батарейки порвалась горизонтальная часть, что в середине кабины. В итоге полная разборка всей моторамы и изготовление новой, доклейка деталей под батарейку внизу кабины и опять в полет. Результат обрадовал – гораздо лучше, сделал пару кругов, но морда устойчиво ползет вверх. Абсолютно нет тенденции переворота на спину. Если триммируешь вниз – иногда очень опасные клевки вниз, которые очень трудно предугадать и парировать. Для эксперимента решил догрузить нос. В кармане была мелкая батарейка на 150ма от зального Яка, которую прицепил чуть позади, сразу за родной 240ма. И о чудо!!! Поведение все равно “свинское”, не расслабишься, но я вылетал две батарейки без падений, постепенно привыкая. Даже сделал подобие “петли”. Бочку не сделаешь, эффективности элевонов не хватает, но очень хорошо устраняются нежелательные крены или наоборот машина вводится в поворот с креном, или можно “помахать крылом” (точнее катками колес) при пролете. Единственно, что терзало голову и оставалось проверить – оторвется ли от пола? В спортзале не решился. Нашел кусок ровного асфальта. Приготовился, газ в пол – и очередной сюрприз. Задняя часть резко начала приподниматься и с весело задранной ж… машина разнесла в клочья весь этот низкорасположенный бампер, зацепившись о неровности асфальта и вывернув одновременно “с мясом” куски боковин. Опять двадцать пять. Ремонт, изготовление нового бампера, подкраска. Заодно оторвал стабилизатор и опустил на 5 мм переднюю кромку, изменив установочный угол.
Опять ожидание безветрия и на взлет, только уже газ плавно. Зад все равно чуть пытается подняться. Стоп. На исходную. Заранее стик чуть на себя и на взлет, с плавной подачей стика газа. Ура, оторвалась. Даже немного легче и раньше, чем Марио-мобиль. Опять на исходную. Чуть на себя, газ резко в пол, метров 5-7 и в небе. Это победа!!! Сразу вспомнилась песня Винни-Пуха: «Конец моим страданиям и разочарованиям…» Единственно батарейку на 240ма КАМАЗ очень быстро кушает. Но так как рядом с ней висит еще батарейка на 150ма в качестве грузика для центровки, попробовал заменить мотор на более низкооборотный и тяжелый оранжевый Turnigy 2204-1450kv весом 19 граммов. Мысль была типа - меньше обороты и ток меньше, и весом центровку сделаю. С ранее стоявшим винтом тяги было мало, поставил GWS 7х6 с широкой лопастью, но полет сразу показал приличный реактивный момент и стремление перевернуться на спину, плюс никакого выигрыша по тяге и времени полета. В итоге вернулся на место предыдущий мотор, была заново сделана крыша кабины с бедуином. Из электроники от уже лет 10 валявшейся аналоговой сервы стандартного размера сделал включалку и установил фары из вот таких диодов.
Только вот вопрос - как помигать в полете в зале, бросить стики не получится. Ладно, помощники на что? Будут стоять рядом и щелкать тумблером. На Алиэкспрессе заказаны батарейки на 350 и 400ма – хоть грузик выкину. Вес без батареек 119 граммов. Сделал ли я ошибку поместив сервы сзади в элевонах? В данном случае все разрешилось удачно. Так как время полета маленькое, заказаны батарейки с большей емкостью и само собой потяжелее. Они автоматически устраняют проблему с задней центровкой, которую я временно решил грузиком.
Пришли батарейки. Первый полет в зале. Получилось местами даже фары включать.
Сейчас вид такой, видны следы падений, переделанная моторама, другой низ.
Летит непросто. Абсолютно не для новичка. При снижении скорости или посадке приходится довольно сильно придерживать от себя, на скорости наоборот чуть вверх. Правда 14 Футаба в качестве аппаратуры позволит это исправить микшером. Но это потом. Осталась небольшая склонность к нежданному клеванию носом, но это уже значительно проще предугадать и выправить. Можно бы еще поиграться с выкосом мотора вверх-вниз и углом стабилизатора, но уже просто нет желания. Есть желание сделать еще одну машину – так сказать работу над ошибками. Машину именно под 11 граммовый мотор и легкую батарейку, сделать из 2 и 3 мм депрона, выфрезеровать все что можно, изменить конструкцию узла крепления мотора и вокруг него – слишком много материала и деталей там, и все-таки убрать сервы элевонов вперед (пока толком не придумал как это сделать красиво). Так же поднять бампер вверх и убрать передние свесы, чтобы можно было бегать с поднятым задом. Еще мой друг и коллега Зарубин Илья сделал мне интересную электронную примочку. В ней сочетаются включалка головного света фар, мигающие поворотники, работающие синхронно с рулем направления, при сбросе газа по-модному сначала мигают а потом горят стоп-сигналы. Если решусь на работу над ошибками – поставлю туда, нет – позже в этот Камаз воткну.
Спасибо за внимание. КАМАЗ-МАСТЕР – рулит!!!
а так же тему с чертежами на иноземном форуме https://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?906082-RC-Flying-Trucks-w-Plan!
Информации не много, и не от авторов модели, а от людей, пытавшихся повторить эту только с первого вида простую модель. На форуме довольно “топорное” изготовление, практически никакой информации по центровке, установочным углам и оборудованию. В основном комплектация под батарейку до 1000ма на две, а иногда и на три банки, 30 граммовые моторы. При таком весе у большинства, в том числе и у авторов модели, она не хочет отрываться от пола и эту проблему решают установкой поворотного вверх-вниз мотора, “привязанного” к серве руля высоты. Это еще и вибрации, и вес поворотной моторамы. Многие делали еще поворотные передние колеса для лучшего руления по земле. В итоге - полетный вес под 300 граммов.
Давно поглядывал на это чудо. Так как довольно часто участвую во всяких “показушках”, моей задачей было сделать модель, пригодную для полета в условиях обычного школьного спортивного зала. Хорошо летать буржуям в зале размером со стадион. Там вес и 300 граммов вполне пригоден. Тут же надо поместиться в довольно ограниченном пространстве. Как всегда старался не особо точно следовать чертежам, адаптируя все под себя.
Изготовление само собой начал с распечатки и склейки чертежей. Чертежи довольно корявые, почему-то встречается асимметрия некоторых элементов относительно продольной оси и прочие нестыковки. Имея опыт построения всякой летающей зальной “нечисти”, статьи о которых вы можете найти в моем профиле, по первой прикидке можно сразу сказать, что слишком много пенопласта в этой модели и уложиться в малый вес будет сложно. Так же “бросились в глаза” довольно большие габариты модели. Решено уменьшить по длине, но при этом не особо уменьшать по ширине, чтобы сохранить несущую площадь, в пенопласте фрезеровать облегчения и все как можно полегче. Получался размер: длина по самым крайним точкам – 590мм, ширина 260мм. Уже имея в авиапарке летающий Марио-мобиль, решено не делать никаких поворотных передних колес. Сначала на Марио трудно было привыкнуть, что когда подъезжаешь к препятствию, а тормозить нечем, надо наоборот дать газу и рулить рулем направления. По-первой не раз втыкался, потом привык. Причем чем больше газ и руль до упора, тем меньше радиус поворота. В итоге радиус поворота около полуметра. В оригинальной модели грузовика отсутствуют элероны, только РН и РВ. На форуме писали о бесполезности делать элероны или элевоны на этой модели, все равно решил делать элевоны, о чем в последствии не пожалел, рулевые площади значительно увеличить для малых скоростей обдува. И самое главное – никакого поворотного мотора. У большинства народа и Марио не отрывался от земли (у моего разбег около 10 метров, зависит от центровки) – кто с руки кидал, кто с трамплина взлетал, кто ставил поворотный мотор. Но всю дальнейшую работу сопровождало сомнение - оторвется ли от пола?
Честно говоря, работу начинал, даже не представляя, что получится в итоге. Хотя так интереснее, наверное…
С миллиметрового рекламного пластика изготовил шаблоны для вырезки деталей и фрезеровки облегчений.
Позже шаблоны некоторых деталей немного претерпели изменения. Нарезал из обычной белой потолочки, хоть в наличии был и депрон разной толщины, и аэродепрон (более легкий вариант депрона), но тратить дорогостоящий материал при неизвестном результате не решился. Немного потратился на вес и нижние боковины корпуса изготовил отдельными деталями, которые потом наклеиваются на вертикальные боковины, типа в стиле расширения колесных арок или обвесов. Колеса из ЕРР. Не советую делать из потолочки - стираются, рвутся. На Марио уже сколько гонял по асфальту и в зале, скакал по стыкам бетонных плит и по камушкам – только краска облазит, периодически обновляю. В оригинальной модели колеса это переклейка из кружков пенопласта. В целях экономии веса склеено колечко и вклеены торцы, внутри пусто. Резал куском заточенной трубы из нержавейки, какую нашел самую большую под рукой.
Изготовить модель это даже не полдела, еще нужно покрасить. А я не художник, ну нет у меня этих способностей, и дизайн всегда для меня сложнее, чем резать и клеить. Были под рукой фото оригинальных моделей и ничего приличного на форуме. Повторить оригинальную раскраску, ну может в ином цвете, и не мучиться? И тут на ум пришло!!! - КАМАЗ, точнее КАМАЗ гоночный, всемирно известной российской раллийной команды Камаз-Мастер. Во всяком случае патриотично. Понятно полностью не повторишь, по мотивам - очертания не те… Как говорил классик – “и тут Остапа понесло”. В руки ножичек, распечатка с компа и несколько вечеров откровенного “секаса”, изрезанных пальцев родили вот такие шаблоны для покраски.
Красил детали в основном перед сборкой. Так проще, положил деталь на стол и работаешь, можно придавить шаблон грузиками. Иначе я не представлял как накрасить все эти мелочи на неустойчивом и нежестком собранном корпусе. Не удержался, приложил детальки боковины друг к другу на плоскости – вроде нормально выходит.
Сервы элевонов вклеил непосредственно в сильно измененный от чертежа (просто прямоугольная полоска) стабилизатор. Сразу понимал, что вес-то экономится (нет никаких тяг), но могут быть проблемы с центровкой. Но иной вариант - сервы спереди в кабине, тоже не видел конструктивно для себя. Стабилизатор с элевонами высоко поднят. Если ставить сервы внутри кабины, то тяги будут подходить уж слишком не под прямым углом к рулям, градусов 30 дадут приличную дифференциальность. Лепить сервы на кабину – довольно длинные тяги пойдут “по воздуху” без промежуточных точек поддержки. Или делать для жесткости толстые тяги, а какая тогда экономия в весе? Сервы в элевонах 2,5 граммовые, цифра Turnigy MX-96E 2.5g / 0.27kg / 0.08sec Digital Sub Micro Servo или их же аналог с Али… https://ru.aliexpress.com/store/product/4set-lot-Emax-ES9251-2-5g-Digital-Servo-RC-servo-0-27kgf-cm-For-RC-Helicopter/603538_32409649007.html
Серва руля направления в самом носу кабины 4,3 грамма Turnigy™ MX-95E Digital Micro Servo 0.8kg / 0.09sec / 4.1g
или https://ru.aliexpress.com/store/product/4pcs-lot-EMAX-ES9051-4-3g-Digital-Servo-Pastic-Gear-0-8kg-Torque-for-3D-F3P/603538_32410318237.html
Сначала был установлен мотор 11 граммов 2000kV с винтом GWS 7х4,3 Turnigy 1811 Brushless Motor 2000kv
и регуль 6А Регулятор скорости TURNIGY Plush 6A /.8bec/6г
Родные провода серв обрезаны, проводка электроники – тонким медным проводом в лаковой изоляции.
При сборке не понравилась, хоть уже сделал, слишком простая форма передней панели “морды кабины”. Понятно, что особо ничего не сделаешь похожего, тут как можно меньше лобового сопротивления, но просто три квадратных дырки спереди… Ну не интересно. Немного облагородил. Родная сверху, моя ниже, на фото виден еще один шаблон поверх – для покраски типа решетки радиатора и фар.
Немного сборочных фото:
И вот машина была собрана вот в таком виде.
Место под аккумулятор на пластине посередине кабины, тут же приемник и батарейка 2 банки 240ма и на облет. Вот тут ждал сюрприз. Хорошо хватило ума не взлетать с пола – разнес бы сразу в клочья. Выждал тихий денек, ухоженный газон с мягкой травкой и бросил с руки. Не летит вообще, никак. Задирает нос, зависает, стремится перевернуться на спину из-за реактивного момента. Вот тут и пригодились элевоны!!! Пробовал тримировать вниз – лучше, но все равно стремится перевернуться полубочкой, рыскает по тангажу и если прозеваешь клевок носом вниз – вывести уже даже пары метров запаса высоты не хватает. Так же виден недостаток тяги. В итоге многочисленных падений лопнули стойки крыши кабины, кабина сложилась вбок и винт порубил накрашенного на крыше “солнечного бедуина”. Очень все похоже на заднюю центровку, но учитывая очень странные углы установки всех горизонтальных плоскостей согласно чертежа - в голове разочарование и каша мыслей. Первое желание – об колено и в мусорку. Это был июнь месяц, начало лета, преддверие отпуска и машина была положена на полку. С началом учебного года долго поглядывал, не решался, делал очередной зальный Як-55. Покраска Яка надоела на половине дороги. Но в конце концов, ну зря что ли делал? Приклеил поломанные стойки крыши, закарбонил их для жесткости, бедуин пока остался порванный. Открутил мотор и поставил мотор потяжелее Turnigy Aerodrive SK3 - 2118-2250kv весом уже 17 граммов и винт GWS 8х4 обрезав примерно на 7,5 дюймов, больше не влезет. Опять в полет. Чуть лучше, но все равно толком не удается даже кружок пролететь, поведение все тоже. Опять снял мотор, пролив детали, за которые крепится мотор спиртом, потихоньку разобрал, сделал новые, в итоге мотор до упора передвинулся вперед. Опять в полет – лучше, но никуда не годится. Пришла мысль передвинуть батарейку и приемник в самую низкую точку кабины и мотор тоже как можно опустить ниже. Чтобы типа как Ванька-встанька – основной вес снизу. При попытке оторвать пластинку с липучкой для батарейки порвалась горизонтальная часть, что в середине кабины. В итоге полная разборка всей моторамы и изготовление новой, доклейка деталей под батарейку внизу кабины и опять в полет. Результат обрадовал – гораздо лучше, сделал пару кругов, но морда устойчиво ползет вверх. Абсолютно нет тенденции переворота на спину. Если триммируешь вниз – иногда очень опасные клевки вниз, которые очень трудно предугадать и парировать. Для эксперимента решил догрузить нос. В кармане была мелкая батарейка на 150ма от зального Яка, которую прицепил чуть позади, сразу за родной 240ма. И о чудо!!! Поведение все равно “свинское”, не расслабишься, но я вылетал две батарейки без падений, постепенно привыкая. Даже сделал подобие “петли”. Бочку не сделаешь, эффективности элевонов не хватает, но очень хорошо устраняются нежелательные крены или наоборот машина вводится в поворот с креном, или можно “помахать крылом” (точнее катками колес) при пролете. Единственно, что терзало голову и оставалось проверить – оторвется ли от пола? В спортзале не решился. Нашел кусок ровного асфальта. Приготовился, газ в пол – и очередной сюрприз. Задняя часть резко начала приподниматься и с весело задранной ж… машина разнесла в клочья весь этот низкорасположенный бампер, зацепившись о неровности асфальта и вывернув одновременно “с мясом” куски боковин. Опять двадцать пять. Ремонт, изготовление нового бампера, подкраска. Заодно оторвал стабилизатор и опустил на 5 мм переднюю кромку, изменив установочный угол.
Опять ожидание безветрия и на взлет, только уже газ плавно. Зад все равно чуть пытается подняться. Стоп. На исходную. Заранее стик чуть на себя и на взлет, с плавной подачей стика газа. Ура, оторвалась. Даже немного легче и раньше, чем Марио-мобиль. Опять на исходную. Чуть на себя, газ резко в пол, метров 5-7 и в небе. Это победа!!! Сразу вспомнилась песня Винни-Пуха: «Конец моим страданиям и разочарованиям…» Единственно батарейку на 240ма КАМАЗ очень быстро кушает. Но так как рядом с ней висит еще батарейка на 150ма в качестве грузика для центровки, попробовал заменить мотор на более низкооборотный и тяжелый оранжевый Turnigy 2204-1450kv весом 19 граммов. Мысль была типа - меньше обороты и ток меньше, и весом центровку сделаю. С ранее стоявшим винтом тяги было мало, поставил GWS 7х6 с широкой лопастью, но полет сразу показал приличный реактивный момент и стремление перевернуться на спину, плюс никакого выигрыша по тяге и времени полета. В итоге вернулся на место предыдущий мотор, была заново сделана крыша кабины с бедуином. Из электроники от уже лет 10 валявшейся аналоговой сервы стандартного размера сделал включалку и установил фары из вот таких диодов.
Только вот вопрос - как помигать в полете в зале, бросить стики не получится. Ладно, помощники на что? Будут стоять рядом и щелкать тумблером. На Алиэкспрессе заказаны батарейки на 350 и 400ма – хоть грузик выкину. Вес без батареек 119 граммов. Сделал ли я ошибку поместив сервы сзади в элевонах? В данном случае все разрешилось удачно. Так как время полета маленькое, заказаны батарейки с большей емкостью и само собой потяжелее. Они автоматически устраняют проблему с задней центровкой, которую я временно решил грузиком.
Пришли батарейки. Первый полет в зале. Получилось местами даже фары включать.
Сейчас вид такой, видны следы падений, переделанная моторама, другой низ.
Летит непросто. Абсолютно не для новичка. При снижении скорости или посадке приходится довольно сильно придерживать от себя, на скорости наоборот чуть вверх. Правда 14 Футаба в качестве аппаратуры позволит это исправить микшером. Но это потом. Осталась небольшая склонность к нежданному клеванию носом, но это уже значительно проще предугадать и выправить. Можно бы еще поиграться с выкосом мотора вверх-вниз и углом стабилизатора, но уже просто нет желания. Есть желание сделать еще одну машину – так сказать работу над ошибками. Машину именно под 11 граммовый мотор и легкую батарейку, сделать из 2 и 3 мм депрона, выфрезеровать все что можно, изменить конструкцию узла крепления мотора и вокруг него – слишком много материала и деталей там, и все-таки убрать сервы элевонов вперед (пока толком не придумал как это сделать красиво). Так же поднять бампер вверх и убрать передние свесы, чтобы можно было бегать с поднятым задом. Еще мой друг и коллега Зарубин Илья сделал мне интересную электронную примочку. В ней сочетаются включалка головного света фар, мигающие поворотники, работающие синхронно с рулем направления, при сбросе газа по-модному сначала мигают а потом горят стоп-сигналы. Если решусь на работу над ошибками – поставлю туда, нет – позже в этот Камаз воткну.
Спасибо за внимание. КАМАЗ-МАСТЕР – рулит!!!
У меня неплохо летала Доска с тяжёлыми лыжами, ещё без стабилизатора полёта. Вообще динамика полёта моделей без крыльев схожа с полётом воздушного змея, так мне представляется, после всех выкрутасов в воздухе, которые они вытворяют подчас. Я в своё время закидал Parkflyer своими статьями по Доске. Самый неудачный проект- это Колесница, где я сдался, в отличии от Вас.
Захотел летать, двигаться по земле, воде и снегу на одном аппарате - не смог. Проект - подобие Марио летал, но не приносил удовольствия. Благодарю за Ваш материал, который принёс мне много полёзного.
Динамика тут абсолютна схожа с забором наклоненным против ветра или змеем, как вы сказали. Пока есть угол атаки мы летим. Но как только вышли в нейтраль, мы так охотно кидаемся вниз, что пилот идет менять памперс.
И еще на эту странную авиацию очень влияет центровка. Вот летаю на зальном Яке, когда подбирал для него центровку (довольно заднюю) так плюс-минус 20 мм - летит при любой, ну а там уже под себя выбираешь. Самолет и есть самолет. А моя красная птичка - одну попробовал - летит, сделал более переднюю на 5 мм - сразу на повороте вогнал в пол.
Хорошее выражение: странная авиация, но меня она в своё время затянула.
Эти забугорные ребята здорово решили проблему "отлипнуть" с помощью треугольных поплавков.
Вот видео с Тульского фестиваля Р/У моделей 2017 г.
Так вот такая авиация - это все что осталось для меня. Стоят большие самолеты мертвым грузом. Раньше летали на поле авиазавода. Позвонишь на РП, можно ли полетать, и если Ка-52 не летает, то бороздили небо. Даже этап Кубка России по F3A проводили. Ежегодно чемпионат Дальнего Востока. Потом поле обнесли забором, даже аэроклуб, которого авиазавод вечно поддерживал, и тот выгнали нафиг. Благо работаю в школе и спортзал под рукой. Иногда такая тоска наступает - возьмешь "мелочь", налетаешься в зале и на душе легче. А в свете "постановления партии о 250 граммов", так и совсем хорошо. Ну еще стал на вертолете блинчиком полетывать для души. Сейчас Яка доделаю, а то старый уже вид теряет и опять что-нибудь "замутю". Все посматриваю на летающего дракона. Точнее уже начинал. Корпус сделал , головой уже качал, но понял, что сделал серьезную ошибку в расположении мотора и все надо переделывать. Но первый отрицательный результат - это тоже результат. Пока не вложился сильно. Так слепил по-быстрому, не красил ничего - не получилось, но приобрел полезную информацию.
Вот на что поглядываю, это у них тоже вариант "исправленный". Я делал до этого видео.
П.С. Еще у меня развита тема истребителей-крестолетов. Надо как-нибудь написать статейку. Но у нас уже морозы - для видео не охота мерзнуть. А так - есть что народу показать, вот такого плана.
Вы своим Камазом разбудили Parkflyer. Истребитель красава. Доска перебила, а так я собирался реализовать похожий проект.
В настоящее время летаю на своих самолётах, но без особых успехов. Пользуюсь стабилизатором полётов. В перспективе полёт по заданной программе на квадрокоптере в режиме автопилита.
Успехов! Жду Ваших материалов.
Начал летать в ветренную погоду, но не удачно. После того, как установил стабилизатор полёта, летать стало гораздо проще и в ветренную погоду не было проблем во время пилотирования. У зарубежных моделистов этот стабилизатор был, но я на начальном этапе своих работ не имел в наличии данное устройство.
Плюс поставил обязательно!
То, что нужно внукам.
Обязательно построю.
Чтобы модель отрывалась от пола мотор задран вверх. Для этих же целей угол установки пола и пластины в центре кабины. Но после взлета все это заставляет модель кабрировать, задирать нос. Угол установки стабилизатора компенсирует на скорости это все, заставляя "попу" грузовика приподниматься. Но все это надо держать на какой-то грани баланса. От этого я думаю и эти самопроизвольные клевки вниз и прочее...
Довольно непросто держать по высоте полета. Вот летит "на угле" задрав нос, газу поддал - с таким же углом не столько ускоряется, сколько начинает набирать высоту. Начинаешь поддавливать от себя и тут в какой-то момент может и уйти резко носом вниз. Тут не столько работа рулями, сколько оборотами.
Прекрасное исполнение !!!