Моим первым вертолетом был Walkera DragonFy DF60.

Признаю, что в тот момент он был куплен достаточно импульсивно. В 2007 году я не смог пройти мимо витрины магазина с вертолетом классической схемы. По классификации - это вертолет 400 класса. Прямо в торговом зале мне продемонстрировали, как он летает, но у меня он летать отказывался.


Тогда я понял, что нужно начинать с чего-нибудь попроще, и купил соосник той же фирмы – Walkera 5G4. Он оказался вполне приличным аппаратом для полетов в квартире. Был оснащен четырех канальной аппаратурой на 2,4 ГГц. 5G4 и позволил мне получить первые навыки пилотирования. Лопастей было куплено несколько комплектов, но они не пригодились, оказались достаточно крепкие, так на одном комплекте и отлетал.




Пульт от walker-ы был очень приличного качества и мне удалось его подключить к компьютеру. Так начались мои полеты на компьютерном симуляторе.

Но меня не покидала мысль запустить DF60. Для этого купил 9-канальную систему радиоуправления WFLY WFT09, а через некоторое время переделал ее на 2,4 ГГц с помощью модулей ASSAN.



Аппаратура была на тот момент очень продвинутая. В ней было практически все, даже кривые настраивались по 11 точкам. Подключил ее к симулятору без каких либо проблем через USB-адаптер. Но был и один существенный минус, который постоянно о себе напоминал - это запаздывание реакции модели на команды с пульта. Особенно когда я начал активно летать, и это стало немного напрягать. Но даже с этой аппаратурой DF нормально не полетел.
 

Спустя некоторое время мне подарили вертолет посерьезнее – Thunder Tiger Mini Titan E325, классический флайбарный вертолет 450 класса.



  

Первое время у меня он тоже не хотел летать. Много времени я потерял в самостоятельных поисках проблемы, в то время я не имел большого опыта настройки вертолета. После очередного посещения магазина с целью купить детали для вертолета, договорился с сервисной службой его настроить и облетать. В итоге я получил не только настроенный вертолет, но и знания как это правильно делать. Также договорился об обучении, и после нескольких часов тренировок уже висел к себе хвостом. Тренироваться ездил в зал, где собирались моделисты.






  
Для обучения была установлена система стабилизации Flymentor 3d. Она удерживала вертолет в горизонтальном положении и позволяла почувствовать вертолет, научиться взлетать, выработать навыки управления вертолетом, впоследствии даже учиться летать в инверте. С помощью тумблера, настроенного на свободный канал можно включить режим стабилизации, таким образом удавалось избегать падений, выравнивая вертолет в горизонт.

Тренировочные шасси я не устанавливал.



Первый вертолет DF60 все таки удалось запустить, но после Mini Titana это совсем не то, на чем хотелось бы летать. В итоге я поставил его на работе для красоты на полочку.

Научившись более-менее летать, посмотрел, как это делают другие. Также побывал на соревновании 3DX Helimasters 2011, которое проводилось в пригороде Санкт-Петербурга. На мероприятии в основном были представлены модели 600 и 700 класса. Конечно такие модели производят впечатление.



Иногда удавалось выбраться на местные тусовки к вертолетчикам.






 
Услышал много отзывов о преимуществах больших моделей и захотелось попробовать, что же это такое - 600 вертолет. Выбор пал на HK600GT HK-600GT 3D электровертолет (комплект без лопастей), возможно я сделал ошибку, сэкономив на бренде, но если бы не получилось, было бы не так обидно.
 
Но с новым вертолетом не возникало особых трудностей, и все лето я посвятил полетам на нем. За зиму полностью его перебрал, вот тут-то и появились существенные расходы, возможно проще было взять оригинальную версию, а клона пустить на запчасти или продать.



Радиоуправление WFLY все больше меня расстраивало. При полете на TT Mini Titan E325 на расстоянии прямой видимости (около 100 метров), произошла потеря сигнала, вертолет рухнул с приличной высоты. В расход пошли балка, лопасти, все валы, основная шестерня, два рычага, шестеренки для двух сервоприводов тарелки автомата перекоса, шасси, крепление кабинки.

После долгих раздумий заказал через знакомого аппаратуру Futaba 10CHG. Радиоуправление произвело очень сильное впечатление, качество изготовления, настройки и самое главное надежность оказались на высоте. Ни сколько не пожалел, что приобрел эту модель, на данный момент она уже достаточно устарела, но функции свои выполняет с успехом.



В конце года у меня скопилось некоторое количество разных запчастей, из которых я собрал к летнему сезону 2012 года еще один вертолет. Основой послужила рама от HK, а вот некоторые элементы использовал оригинальные - тяги, валы, балки, шасси, лопасти и др. Основной ротор FBL от RJX, а контроллер 3GX. Конечно, были падения, некоторых удавалось избежать, в основном ломались стойки шасси и лопасти о балку.

А вот 2012 год сопровождался рядом событий, одно из самых ярких (в прямом смысле) - возгорание двигателя и эффектная авторотация. Зимой произошло возгорание регулятора СС 120HV. При посадке появился дым, выгорел регулятор полностью, причины не известны, скорее связаны с надежностью электроники. Гарь удалось отмыть, но потом еще несколько недель вертолет проветривался на улице.





Вот так выглядит моя мастерская на даче.




К новому году произошло пополнение моего ангара новой версией - Align Trex 600E Pro DFC Align T-Rex 600E Pro DFC Super Combo. На данный момент, на вертолет установлена система DJI Naza-H GPS. С помощью этого контроллера мне удалось поснимать видео, а также сделать ряд фотографий.
 



Перед нынешним сезоном купил для HK600 обновленный хвост от не так давно появившегося HK550. Родной хвост весь ресурс выработал за два года. В подшипниках появился значительный люфт, на слайдере и валу следы износа. В новом редукторе установлены подшипники большого размера, что однозначно повысит их ресурс Metal Tail Case Assembly w/Belt HK-550GT Цапфы хвостового ротора как у v2 Цапфы хвостового ротора в сборе для вертолета HK-550GT




Что совсем не маловажно, с обновкой хвост стал выглядеть нарядно. Посмотрим, как он будет работать.



С держателем хвостовой балки тоже возникли проблемы, при детальном осмотре заметил, что отверстие под подшипник имеет овальную форму, поэтому заменил на пластиковый держатель от того же HK550 Кронштейн крепления хвостовой балки с крепежными винтами для вертолета HK-550GT



На бесфлайбарном вертолете установил оригинальный хвост под ременной привод. Причина та же – сильный износ. Так же пришлось заменить обгонный подшипник и муфту, по всей видимости, обгонка проскальзывала и прогрызла канавку.



Поставил новую модификацию от PRO версии. Она оснащена дополнительным радиальным подшипником для снижения нагрузок. После замены пришлось заказывать новой модификации шестерню авторотации от алайновской 550-ки.


Какой хочу сделать вывод из выше сказанного.

Первым делом нужно обязательно научиться хотя бы висеть в симуляторе.

Для новичка очень важно общение с опытными моделистами. На форумах можно почерпнуть массу полезной информации, но при общении на летном поле полученные знания и советы имеют большую практическую ценность.

Не стоит экономить на первой модели, иначе впечатление будет испорчено с первых дней и навсегда.

Ну и самое главное, в хобби, которое всех нас тут объединяет, каждый выбирает сам, что ему интересно – летать или конструировать, а может и то и другое, главное чтобы оно приносило радость и удовольствие.