Проект нестандартного средства передвижения всегда интересен. Проект родился в голове еще до завершения предыдущего. Заранее знатоков аэродинамики, прошу строго не судить за не правильность формы сопла, днища и т.п. потому что я в этом вопросе не разбираюсь. Из теории знаю только одно, что катер поднимается на подушку за счет давления воздуха в юбке, поэтому выбирал ротор с максимальным числом лопаток (лопастей). Однако очень обрадуюсь адекватной критике и помощи "советом по существу" в усовершенствовании моей модели.

        После долгих размышлений у меня было несколько вопросов, в основном касательно воздушной подушки и юбки для катера. Первый вопрос который приходилось держать в голове - это чем накачивать подушку. Просмотрев несколько раз наш сайт в поисках мотора для накачки я остановился на импеллерной схеме, но покупать готовый не было финансов, да и если честно я сомневался в эффективности готовых решений (в частности если мне не подойдет то потом куда его девать, самолеты пока делать не умею). Решил сделать импеллер сам из кулера для компьютера и хорошего двигателя. Покопав в интернете я не нашел что кто-то до меня это делал, по этому я могу сказать что в этой статье я описываю ноу-хау (извиняюсь за скромность)... В общем заказал вот этот двигатель - БК мотор D2822/14 1450kv и вот этот - Регулятор Hobby King 30A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC) регулятор к нему. Про юбку я решил, что разберусь потом. И начал строить:

     
     В качестве отправной точки при определении размеров стал размер кулера. Все материалы стандартны - это пенопласт строительный (т.к. он более плотный и податливый к обработке, этот пенопласт используют для утепления домов), шпатлевка гипсовая, клей для потолочки (Мастер). Обрабатывал все строительными лезвиями для ножа по гипсокартону. А, до того как начал резать и обрабатывать, я разобрал кулер, вырезав стандартный мотор, но оставив ротор и оправку в целостности.



     Все стыки и неровности шпатлевал и затирал мелкой наждачной бумагой для придания модели большей гладкости.


      После того как пришел двигатель, стало понятно что мне понадобиться еще одно кольцо от кулера для создания туннеля.



     Обе оправки склеил на эпоксидный клей, неровности зашпатлевал и изнутри промазал эпоксидным клеем для придания большей гладкости. Стандартные стойки для двигателя на мой взгляд очень хлипкие и для усиления конструкции я вклеил поверх них полоски стеклопластика (заранее приготовленного) и обмотал (туго обмотал) металлическим тросом диаметром 0,3 мм (продаётся как поводковый материал в рыболовных магазинах), после этого обильно пропитал эпоксидным клеем и дал просохнуть. Конструкция, заметно, стала более упругой и жесткой. Но с добавлением второго кольца понадобилось добавить и высоты судну. 

 
 
     Опять все шпатлюем и затираем для придания гладкости. На снимке виден кронштейн для маршевого двигателя и заготовку для оправки винта. Туннель я вклеил на эпоксидный клей в корпус. Получилось жестко. 

 
 
      В качестве стеклоткани использовал самую доступную и дешевую - рогожа (35 рублей за погонный метр, это 1.5 метра квадратных), продаётся в хозяйственных магазинах для обмотки труб. Для того чтобы получилось качественно наклеивал с достаточно большим нахлестом, потом обрезал дремелем (не совсем дремелем - его китайской копией за 890 рублей). Получилось достойно.  



      Финальная подготовка корпуса перед оклейкой стеклотканью. Все еще раз тщательно обработав, пальцами прощупав каждый стык и ямку. Убеждаемся в полной гладкости и готовности к оклейки.  

 


      Моя особая гордость в том, что корпус я сделал из ЦЕЛЬНОГО куска стеклоткани. Как оказалось, рогожа очень, ОЧЕНЬ, хорошо ложиться на изгибы, буквально обтекая их, при этом не морщась и не собираясь в гармошку. При этом выглядит просто оболденно! Опять оставлял большой запас ткани снизу (в принципе цена позволяет не экономить) под моделью, потом, после того как эпоксидный клей отвердел, срезал все дремелем по контуру корпуса. После отвердения первого слоя нанес второй. Потом прогрунтовал белой аэрозольной краской. После покрасил в основной цвет камуфляжа - песчаный цвет (т.к. катера выходят из воды на пляж то для окраски решил использовать песчаный и зеленый цвет, цвет травы - но это потом).

 
 
      В качестве маршевого двигателя решил использовать вот этот - C1826 бесколлекторный микродвигатель Outrunner 2400kv (18г) и вот этот регулятор - Регулятор Hobbyking SS Series 15-18A с вот этим винтом - Пропеллер SF E-Prop 7x4 / 178x102мм черный с адаптерами (5шт/комп.) но после полевых испытаний от него придется отказаться из-за недостатка мощности (после статьи на видео видно, что происходит остановка маршевого движка) и в следствии этого перегрева двигателя и регулятора (после 3-5 минут покатушек маршевый двигатель просто отключается).
 
 
      После сборки вырезал полости для установки электроники и батарей в корпусе катера. Все поместилось. В качестве батареи использовал 3S аккумулятор - Turnigy 2200mAh 3S 20C Lipo Pack Про вес не задумывался и получилось, что все весит 880 грамм, практически кило. Вот тут я задумался, что возможно все это и не поднимется на подушку. Но продолжал строить. Надеясь... Но уже сомневаясь...  



 
 
      На фотографии видно что в корпусе 3-х канальный приемник. Это не правильно, у меня нет хорошей аппаратуры управления, пользуюсь папиной, у него 6-и канальная. Надеюсь что куплю в ближайшее время себе 6-и каналку. 


 
      А потом у меня начались эксперименты с юбкой и защитной крышкой на импеллере. По первоначальному замыслу было сделать юбку из стеклоткани, вот так -> 


       Объясняю. Взял стеклоткань - рогожа и в один слой промазал полосами эпоксидкой, накрыл полиэтиленом и придавил журналами (для придания гладкости и удаления воздуха). Получилось две полосы стеклопластика, а между ними стеклоткань, чтобы не дать воздуху проходить через стеклоткань, с внутренней стороны в один тонкий слой промазал клеем момент (после высыхания получается слой тонкого невулканизированного каучука). В теории все очень достойно, но на практике получилось слишком жестко. Юбка не гнулась от веса модели, хотя пальцами очень даже мягко получилось.








      Теперь крышка ротора, она нужна для безопастности. Т.к. всегда вокруг въются ребятишки, разлядывая модель и "помогая", в частности мой сынуля (5 лет) и младшый брат (10 лет), а лопости кулера врощаются на скорости 8-9 тысяч оборотов в минуту (флетр лопастей практически неизбежен), который расчитан всего на 2 тысячи (стандартная скорость вращения в компьютере), то во избежании нанесения травм во время возможного разрушения надо было что то придумать. Но все попытки полного изолирования от внешенй среды оказались не успешными кроме последнего, но наиболее открытого варианта.


      От юбки тоже пришлось отказаться, добавив только мягкую полосу износа из вспененого полиэтилена (звукоизоляция, продается в строительных магазинах, но я честно спер небольшой кусок со стройки).


       Последняя стадия перед испытаниями - покраска в боевые цвета. Краски "песок" и "тнемная трава" оказались не совместимыми, но это даже больше придало шарм модели.









       В общем получилось, то что получилось. И все это еще и работает. Мои опасения по поводу веса и подъемной силы оказались беспочвенными. Все работает. Модель оказалась трудно управляемой, но это из-за большого момента винта накачки, который постоянно стремиться развернуть модель. Плюс из-за отсутствия соприкосновения с землей, нет трения, модель обладает большой инерцией управления. Но все работает как ожидалось. Если честно, после испытаний, такое чувство, чувство - эйфории. Когда твое творение работает, работает так как и предполагалось... Это не описать словами... Не обладая знаниями теории создания катеров на воздушной подушке, и практически обладая поверхностными знаниями по аэродинамике создать сложное устройство которое работает, полагаясь только на интуицию... это многого стоит.



      После полевых испытаний, я определил слабые места, которые надо исправить. В частности маршевый двигатель (это тот что толкает модель вперед) оказался очень слабым, может потому что аккумулятор 3S он постоянно перегревался (хотя в паспорте написано что 3S это нормально для него). После 3-5 минут использования происходит выключение двигателя (мы предполагаем из-за перегрева). Двигатель разогревается так, что плавит пенопласт. И регулятор тоже очень горячий. Чтобы не сжечь двигатель и регулятор, их надо заменить. На что, я пока не решил, но это в процессе творчества, а оно как известно не предсказуемо. Регулятор и двигатель на накачке подушки холодные - а это хорошо.

С уважением, Андрей.