К радиоуправляемым самолетам дошел через машины и комнатные вертолеты. Летал на пенолетах и был даже бальзовый ZERO с размахом крыла около метра.
Со временем, когда летать стал более уверенно захотелось поиметь в своем парке бальзовую модель самолета но - ПОБОЛЬШЕ. Купить модель в магазине и за пару-тройку вечеров собрать ее и выпустить в небо показалось не спортивным, а захотелось сделать модель своими руками и обязательно бальзовую.
Порывшись на просторах интернета приглянулась модель SU-29-30, с размахом крыла 1300 мм, нарисованная Хасанам Хамхоевым.
Обратился к Хасану ( xasan177.air@yandex.ru ) за чертежами и он не только не отказал, но и помог с нарезкой основных деталей самолета и заготовкой капота.
Постройку решено было начать с фюзеляжа и работа закипела....
В первую очередь был собран основной скелет фюзеляжа, материал 2мм и 3мм фанера. Склеивалось это все на водостойкий ПВА и циакрин.
Для дальнейшей сборки уже требовался стапель, что в домашних условиях уже является большой проблемой, для этого была приспособлена ровная столешница стола. На стол был наклеен широкий молярный скотч и сделана разметка продольной оси и шпангоутов.
начал рождаться фюзеляж
Пенал для трубы крыла изготовлен из ватмана, скручен по трубе крепления крыла и пропитан ПВА
небольшая доработка и примерка крепления хвостовых сервоприводов
обязательно контрольное взвешивание
приступаем к хвостовому оперению
Самолет прибавляет в весе
зашиваем фюзеляж 2мм бальзой
и обязательно контрольное взвешивание
стойка шасси изготовлена и листового алюминия толщиной 2мм и покрашена
Поверхность фюзеляжа была подготовлена к обтяжке пленкой, методом вышкуривания стыков до однородной поверхности по всему фюзеляжу.
Пленку решено было использовать фирмы Oracover белого цвета, т.к. она хорошо клеится и тянется, не оставляя складок.
Далее вклеиваем хвостовое оперение и ставим сервоприводы
Для завершения фюзеляжа осталось поставить капот и фонарь кабины.
Заготовка капота была в наличии и ее осталось только покрасить и вклеить решетку
решетку выпилил из 2мм стеклотекстолита, отшкурил, подогнал под посадочное место капота. Капот в окнах воздухозаборника решетки обрезал острым ножом
Фонарь кабины пришлось создавать с "нуля"
По трехмерной модели фонаря был создан скелет, для будущей формы для штамповки фонаря
далее пустое пространство скелета формы было заполнено обрезками вагонки и ламината, для придания форме объема и жесткости.
Затем форма шпаклевалась, шкурилась и красилась. В результате родилась болванка для формовки фонаря кабины
МИР не без добрых людей, помогли с вакуумным столом и были получены первые заготовки будущей кабины самолета из ПЭТ толщиной 1мм и поликарбоната толщиной 1мм. Заготовка из поликарбоната, в центре фото, покрылась пузырьками, сказалась гигроскопичность материала. При нагреве начала испарятся вода и появились пузырьки воздуха в структуре материала.
Взвешивание и примерка заготовки на самолет
Обрезаем заготовку и вклеиваем арматуру фонаря
Финальный этап - покраска фонаря
Движемся дальше и приступаем к сборке крыла. Стапелем для крыла послужил кусок столешницы оставшийся от монтажа кухни. Наклеиваем на него молярный скотч и расчерчиваем скелет крыла.
зашивку крыльев делаем 2мм бальзой
Далее вышкуриваем поверхности для обтяжки пленки и делаем примерку на самолет
Когда посадочные места подогнаны, а крылья готовы к обтяжке приступаем к с самому процессу обтяжки крыльев. Верх крыла так же как и фюзеляж будет белый, а низ окрасится в триколор расходящийся от центра к краю крыла.
Расхождение в весе минимальны, но все же есть
Обтягиваем элероны и взвешиваем
Делаем примерку
Навешиваем элероны
Самолет почти готов к вылету подключаем и настраиваем электронику и готовимся к первому вылету.
Силовая установка самолета:
- мотор - NTM Prop Drive 35-48 Series 900KV / 815W;
- регулятор - TURNIGY Sentry 60amp Speed Controller;
- винт - 14х7 - 15x6;
- АКБ 3S-4S 1800-2200 мА/ч;
Сервоприводы с металлическим редуктором Hitec HS-82MG 2.8kg/19g/0.12sec по кругу.
Полный полетный вес самолета вышел около 1700 гр.
Облет самолета состоялся зимой поэтому колеса пришлось сменить на лыжи
Видео
Первые полеты показали:
1. что с данным мотором на 3S самолет вялый, нет запаса по тяге и нужно использовать 4S;
2. винт 15х6 великоват и при посадке легко зацепить винтом об землю, особенно когда только влетываешься в самолет;
3. установленные магниты для фиксации фонаря слабы (8мм в диаметре), фонарь стабильно слетал при проходе на ноже. Заменил магниты на более мощные и более фонарь не слетал.
и еще немного летних фото и видео
В заключении - это моя первая бальзовая модель построенная с "нуля", соответственно не обошлось без мелких недочетов, не ровностей и не соосностей. Но в целом проект удался и самолет полетел...
Еще раз огромное спасибо Хасану Хамхоеву за предоставленные чертежи и консультациях при сборке самолета. Так же огромное спасибо всем моим друзьям кто меня консультировал, помогал и поддерживал при реализации данного проекта.
Модель супер!
больше года,да,те же самые проблемы:и фонарь сдуло,не нашёл,пришлось новый делать,батарею 3S
на 4S поменял,винт 14" на посадке асфальт коцал.Очень хороший самолёт,но второй раз делать бы
не стал,хочется нового.
Это заслуга в каких классах?