Доброго времени суток уважаемые коллеги!

Когда я готовил свою статью «ЛЕГЕНДА №18», о модели истребителя A/F-18C, то хотел ее посвятить открытию одиннадцатого международного аэрокосмического салона МАКС-2013. Тем более, что я успел подготовить и отредактировать статью к этим числам августа. Но поскольку описанию модели подвергся американский истребитель, я от этой идеи отказался, несмотря на то, что на авиасалонах выставляются летательные аппараты не только той страны, которая его проводит, а так, же и других стран, так или иначе причастных к авиации.

Сейчас я хочу рассказать Вам о десятом, юбилейном МАКС-2011, на котором лично побывал. Статью написал в надежде, что кто-то из Московских коллег или проживающих рядом, и побывавших на нынешнем авиасалоне МАКС-2013 так же как и я немного расскажут нам о нем? Поделятся впечатлениями. А может кто то и на нескольких авиасалонах побывал. Есть с чем сравнить, и что выделить.

Итак, поднакопив немного денег и подгадав очередной отпуск под это мероприятие, я с чувством глубоких надежд и желаний поехал в Москву. Все предвещало успех данного мероприятия, потому что это был необычный авиасалон, это был 10, юбилейный авиасалон. А значит, на нем должны быть обязательно премьеры. Это говорило само за себя, и я не ошибся, кроме одного. Конечно же погода. Будь она проклята! Из 3-х дней, посвященных для просмотра авиатехники, во второй день, начиная с 10 часов утра, пошел мелкий дождик, переходивший временами в нормальный дождь, который в третий день авиасалона вообще свел на нет всю летную программу. Так что наслаждаться великолепным зрелищем пришлось чистых полтора дня.

Как я добрался до Москвы и где остановился неинтересно даже мне самому. Такое великое желание было у меня побывать на авиасалоне, что на всякого рода неудобства я просто не обращал ни малейшего внимания. Все бытовые вопросы были чем-то далеким в преддверии от увиденного шоу.

Утром, без труда добрался на электричке до г.Жуковский. Вся атмосфера вокруг была пропитана авиасалоном. Уже начиная с автобусной остановки, от которой людей доставляли на Летное поле, веяло аэродромным воздухом. Воздухом, рожденным временем, когда зарождалась русская авиация.

Утро, пятница, рабочий день, но народу было много. Однако по сравнению с субботним днем, это было очень даже свободно. В субботу было сто-о-о-олько народу, что друг другу на пятки наступали. Да и к тому же дождь, о котором я уже упоминал, портил все настроение. Все-таки основную порцию удовольствия от показательных выступлений я получил в пятничный день. Погода благоприятствовала, и в небе постоянно кружили различные летательные аппараты, и поодиночке и в группе. При этом толпа зрителей, не оставаясь равнодушными к захватывающему зрелищу, постоянно отзывалась на всякого рода кульбитам, производимым тем или иным летящим самолетом или вертолетом.

Несмолкаемый рев толпы еще более усиливал эмоции, которые меня охватывали. Сложно было овладеть собой. Я, то стоял как вкопанный, забыв про фотоаппарат, то судорожно начинал фотографировать все подряд, пытаясь наверстать упущенную паузу, то беспричинно смеялся, когда наверху на небольшой высоте меня накрывала тень пролетающего самолета и оглушительный, резкий гром его двигателей содрогал меня с головы до пяток. Ну, а когда группа самолетов проходила, это было что-то! Я был счастлив, я был безумно счастлив! Видно было каждую заклепку, на самолете, можно было рассмотреть и шлемофон пилота. Самолет был так близко, что казалось вот вот дотронусь до обшивки. Действительно впечатляет.

Статическая стоянка для летной техники была огромна по размеру и по количеству представленного. Не помню точно, но пройдя ее за день раза четыре, я уже не чувствовал ног. Сотни самолетов и вертолетов! Глаза разбегались в разные стороны. Сканирование происходило безо всякого порядка. За что глаз зацепился в данную секунду, то и заинтересовало. От беспорядочного щелканья затвором фотоаппарата быстро сели два аккумулятора и как всегда все остальное пришлось записывать на «свою» память. Жаль, что с нее не сделаешь фотографии, но и того, что я записал на «цифровик» более чем достаточно. Свыше полутора тысяч различных фотографий, несколько десятков видеосюжетов. Хотел сделать небольшой фильм, но, к сожалению, нет времени. Поэтому решил поделиться с Вами некоторыми из моих фотографий, для пополнения нашего общего информативного багажа.

Прямо у входа на авиасалон, стоял гигантский Аэробус А-380. Люди в первую очередь подходили к нему, но почему-то, недолго задерживаясь, проходили к тому месту, где располагалась основная масса летательных аппаратов. Все было необычайно завораживающе. Где на земле можно еще увидеть такое разнообразие истребителей, гражданских лайнеров и вертолетов? Париж, Англия, Саудовская Аравия и Россия. Вот несколько мест демонстрирующих в огромном количестве авиацию.

Далее шла наша легендарная линейка истребителей СУ и МИГ различных модификаций.  

Между ними расположился в гордом одиночестве истребитель ЯК-130. Все-таки умеют Яковлевцы выдавать шедевры на Ура. Великолепные очертания, классическая схема, аккуратные обводы истребителя надолго приковывают взгляд. На фоне тяжелых истребителей он казался маленьким и несколько обособленным, словно селезень, заплывший в стаю изящных лебедей. Истребитель был выдвинут несколько вперед по отношению к выстроенной линейке самолетов, а на его пилонах было установлено различное вооружение. Смотрелся истребитель на фоне этого очень эффектно. Этакий маленький, грозный ястребок.

    

Вся статическая стоянка по своему периметру была огорожена от людского потока железным парапетом, и подойти поближе к самолетам не представлялось возможным. Это касалось российских истребителей. В Американском секторе представленных самолетов, можно было погрупно проходить в сектора, где находилась авиационная техника, и не только находиться рядом и фотографировать крупным планом отдельные элементы, но и трогать боевые машины.

У входа на площадку ЯК-130 стоял человек в летной форме ВВС России, и пропускал некоторых людей. Они позировали на фоне истребителя и фотографировались. Поднимались на стремянку и рассматривали кабину пилотов изнутри и так же фотографировали ее. Я обратился к нему с просьбой о пропуске в этот сектор, для фотографирования истребителя поближе, особенно меня интересовала кабина летчиков. На что он мне ответил: «200 рублей, и можешь проходить». От услышанного меня слегка стошнило, мне стало настолько противно, что я отказался от фотографий этого истребителя, и поспешил удалиться от этой экспозиции. Почему-то было больно и обидно за этот инцидент. Дело не столько в деньгах. Конечно, их не хватало. Хотелось купить какие-нибудь сувениры об авиасалоне, летной технике. Дело в подходе к своим соотечественникам. Как бы хотелось, что бы этот летчик, улыбаясь, с открытой душой пригласил меня к самолету, рассказал о нем немного, может свои личные истории. И не важно, что я интересуюсь этим истребителем и кое что уже о нем знаю. Я был бы счастлив и рад, только от того, что разговариваю с летчиком, который управляет этой машиной или имеет к ней отношение.

Совершенно другое дело обстояло на статической стоянке американских самолетов. Все пилоты были добродушны и приветливы. Многие посетители авиасалона, знающие английский язык вступали с ними в диалог. Они охотно шли на это, улыбались, а иногда и громко смеялись. То ли от заданного каверзного вопроса, то ли от неправильного перевода. В общем, атмосфера была там прямо противоположной стоянке истребителя ЯК-130.

Посетители авиасалона, которых заинтересовал тот или иной сектор с американским самолетом, становились в очередь возле него. Американский сотрудник в летной форме через определенное время пропускал в сектор к самолету 5-7 человек. Люди проходили и оставляли ручную кладь недалеко от входа, беря с собой только фотоаппарат. Рядом с этими вещами так же находился еще один сотрудник. Далее вошедшие могли себе разрешить делать все, что позволял плод их личной фантазии. А разрешалось практически все, что ты сможешь сделать с самолетом. Кроме, конечно, запуска двигателей. :-) И замечу, мой уважаемый коллега, все это было БЕСПЛАТНО! Американские пилоты охотно шли на контакт и совершенно спокойно фотографировались с посетителями. Можно только представить, как это им надоело за три дня авиасалона.

Организация авиасалона была на высшем уровне. Было видно, что все посетители салона заинтересованы ТОЛЬКО летательными аппаратами и ни чем больше. Описать всю атмосферу, царившую в те дни на летном поле г.Жуковского для меня весьма проблематично и долго. Нужно там быть! Поверьте, тем, кто хоть раз побывает на авиасалоне, он оставит неизгладимое впечатление на всю жизнь. А уж людям, увлеченным авиацией, и подавно.

Среди прочего разнообразия увиденного и пережитого, моя память остановилась на летной программе и самолетах. Например, фурор произвел взлет Аэробуса А-380.

Взлетал он на глазах у всех зрителей с ВПП, которая находилась прямо перед зрителями. Его четыре двигателя на взлете издавали негромкий шум, несмотря на то, что они работали на взлетном режиме и поднимали лайнер в сотни тонн весом. Я был поражен. Набор высоты был очень резким, ни в чем не уступающим взлету, какого-нибудь истребителя. Взлетающий через некоторое время Суперджет со своими двумя двигателями издавал на порядок выше шум, и не произвел такого впечатления на посетителей, как Аэробус. Да это и понятно, они же в разных весовых категориях. Но почему его двигатели такие шумные?

Если быть честным, то по уровню, издаваемого двигателями шума, на первом месте был американский истребитель F-15. Его двигатели так резали слух, а всякого рода кульбиты, которыми нас не удивишь, были настолько обычными, что захотелось, что бы он побыстрее закончил свою программу. А вот посадка и долгая пробежка на основных стойках шасси, с приподнятой передней стойкой шасси и выпущенным верхним тормозным щитком, была просто изящной. Хотя с ревом F-15-го можно сравнить разве что Су-34.

Наряду с выступлением отдельных летательных аппаратов, присутствовал на авиасалоне и групповой пилотаж. Это легендарные авиагруппы «Русские Витязи», «Стрижи», а так же рижская авиагруппа на L-39.

Как я и говорил ранее, на десятом, юбилейном авиасалоне были премьеры. Это впервые показанный авиалайнер «СуперДжет». Аэробус А-380, впервые показанный на российской земле, ну и конечно же частично экспонированный, и еще пока засекреченный истребитель Т-50. Его на ВПП выводили зачехленным. Далее, транспортировали в самое начало ВПП, где зритель не мог его видеть. И от туда, разрывая воздух ревом своих двигателей, он устремлялся в небо.

Ну и самому тщательному анализу я подверг сравнению культуру изготовления и производства самолетов. Конечно же, она заключалась во внешней оценке, так сказать поверхностном сравнении, обшивок истребителей. Я около двух лет проработал технологом на авиазаводе и этим вопросом занимался, что называется, вплотную. С великим сожалением должен констатировать факт, что обшивка того же F-15 изготовлена и выглядит гораздо чище, чем, например, на нашем СУ-34. На «Сушке» обшивка имеет множественные утяжки в местах клепальных швов. А на Миг-35 вообще носовой шов имеет абсурдную конфигурацию! Мне кажется, его можно было сделать ровнее и аккуратнее. На стабилизаторах МИГ-29 СМТ установлены какие то датчики, и таким кустарным способом, что я бы побоялся выставлять такую технику на показ. Ничего подобного на «Игле» нет. На нем швы ровные, клепка не имеет явно выраженной утяжки, и поэтому обводы истребителя не играют бликами на солнце. 

   

Что-то близкое к американскому истребителю я увидел на нашем СУ-30 МК. На нем чувствовалась уже новая волна, что ли. Машина поражала не только своими формами, но и аккуратными обводами. Культура производства этой машины имеет явную тенденцию к прогрессу технологии в нашей авиации. Этот момент называется ТЕХНОЛОГИЯ, наука производства, я бы сказал национальная составляющая любого государства. И чем она выше, тем лучше и красивее вещи, которые оно производит. Но вот ведь парадокс, наши-то истребители, несмотря на эти недостатки, имеют великолепную маневренность, выше скорость полета и превосходят по количеству подвесок вооружения американские истребители.

Об этом авиасалоне можно рассказывать бесконечно долго. Всем, кто хоть раз побывает на авиасалоне, он надолго останется в его памяти. Не может никого на земле оставить равнодушным самолет, взмывающий в небо, а тем более нас, истинных фанатов авиации.

На этой оптимистической ноте закончу обзор десятого юбилейного авиасалона МАКС-2011. Желаю встретиться всем нам во Франции на очередном авиасалоне в Ле-Бурже.

До скорых встреч!