Годы уверенно приближаются к 60-ти и самое время вспомнить увлечения полувековой давности.
Имеется в виду авиамоделизм. Прогулявшись интернет-дорогами, был поражен изменениями, которые произошли здесь. В первую очередь ценами. Тогда любой мальчишка, экономя на школьных завтраках, за недельку мог собрать себе на схематическую модель. Конечно же, от тех моделей до нынешних, как от земли до неба, но призадумаешься…
   Выбрал я, как понятно из заголовка, Wing Dragon. Принес, распаковал, собрал, зарядил батарею и – в небо! Первый полет длился секунд десять (наверное, я здОрово преувеличил). И пошло… Просто падения, морковки с небольшой высоты, морковки с большой высоты, морковки на полном газу... После того, как был убит один из аккумуляторов, пришло время разбираться, что же происходит?
   Хотя раньше никогда не пользовался р/у моделями, считал, что у меня все легко получится – ведь четверть века назад сам рулил на вертолёте. Оказалось, тот опыт здесь не действует. Во всяком случае, в первых полетах. Навыки управления из кабины не помогали вести модель под любыми ракурсами. В небе нет мелочей!— старая истина, относящаяся и к авиамоделизму. Пришлось садиться за тренажеры, или, как их сейчас называют – симуляторы. Через пару недель решил, что уже готов к реальным запускам. К этому же времени понял, что несколько ошибся в выборе первой модели. Wing Dragon довольно быстрая машина, а с крылом для начинающих, без элеронов, слишком резко клюет носом при поворотах. Поэтому взялся за доработку спортивного крыла. Просто приклеил к нему уши и получился совершенно другой самолет. Да, ещё убрал шасси. До настоящего Bixlerа ему, конечно, далеко, но скорость заметно уменьшилась, полет стал значительно более устойчивым. С этим крылом у меня получились первые нормальные посадки.

   Как мы все знаем, лучшее – враг хорошего. Решил попробовать на своем псевдоBixlerе турбулизатор, какие в прошлом веке мы делали на планерах. Дело недолгое: калькулятор, линейка, шило и одна половинка крыла исколота дырками. Сделал его на левой половинке крыла, чтобы увидеть, сработает ли эта штука на пенопласте. Запуск – модель уверенно заваливается вправо, триммер не компенсирует, так и провел полет, постоянно удерживая самолет от правого крена. Вечером проколол правое крыло и на следующий день наслаждался чуть ли не парящими полетами. Во всяком случае, двигатель отключал намного чаще, чем до этого и обороты держал заметно меньше.
   Для тех, кто не совсем в курсе: дырчатый турбулизатор делают в виде отверстий диаметром 0,7 мм, расположенных через каждые 25 мм на расстоянии 15% хорды от носика крыла. У меня турбулизатор заработал после прокола отверстий 2-х мм шилом.

   Общий вид.

   Через какое-то время медленные плавные полеты надоели, но отрывать уши на спортивном крыле ещё не решался. Тогда просто вырезал элероны на тренировочном крыле, снабдил его турбулизатором и с удовольствием летаю, набираю опыт, навыки, а главное – получаю огромное удовольствие от полетов, чего и вам от всей души желаю!!!