В своем посте я хочу поднять тему взаимопонимания пилота и зрителя.
Авиамоделизм без зрителей невозможен. Пилот без зрителя- это как хомут без лошади, как консервы без открывалки, как новогодняя ёлка без игрушек. Как только авиамодель поднимается в воздух- сразу чудесным образом из неоткуда возникает и зритель. После окончания полетов он исчезает в никуда.
      Зрители всегда любят пилотов, а пилоты- дплеко не всегда любят зрителей. Причем замечено- чем меньше налет у пилота, тем больше внимания обращает он на зрителей. Начинающие пилоты , как правило, стараются найти место, где зрителей нет вообще. Это связано с неуверенностью в своих действиях.
      Полеты авиамоделей, особенно с ДВС, вызывают неизменный интерес зрителей. У электролетов этот эффект проявляется в меньшей степени, но тоже достаточно явно.
      Очень хорошо, если зрители попадаются организованные и не мешают пилоту, но, как правило, бывает наоборот. Особенно это касается детей и их мамаш, которые не чувствуют опасности, а модель им видится как большая безобидная игрушка и чем ближе к ней подойдещь- тем интереснее.
            
     Ну а если ребенок подходит с папой, то на 100% уверен, что будут заданы стандартные "умные" вопросы:
      1. У вас самолет на бензине или на радиоуправлении?
      2. Сколько всё это стоит и могу-ли я купить это своему ребенку?
      3. А самолет может разбиться?
      4. А на какую дальность самолет может улететь?
      5. А где вы берете и куда заливаете эфир? - вопрос задается независимо от типа мотора.
      6. А сколько времени самолет может летать?
      7. А он (самолет) может сделать мёртвую петлю?
      8. А разрешение у вас есть?- данный вопрос обычно произносится спокойным загробным голосом, который неизменно вызывает дрожь в конечностях моделиста. Эта дрожь передается на летящий самолет. Вопрос обычно задается бывшими моделистами советской поры, когда аппаратуры почти не было, а запреты были в избытке. Все старались получить разрешение, но практически очень мало кто летал.
      9. А вы мне дадите порулить?- вопрос задается в случае, если полет смотрится легко и изящно (а это- признак мастерства!). Вопрос чаще задается пилотам электролетов, реже- пилотам моделей с ДВС.
      В глазах зрителей в пилотировании авиамоделей нет ничего сложного и с этим может справиться даже ребенок, а о взрослом и говорить не стоит. А уж опасность, которую представляет летящая модель, как правило, не видит никто. 
      Вспоминается такой случай. На поле (я был один) сзади подъехал дед на тракторе с сенокосилкой. Как потом выяснилось, завидев самолет в воздухе, он, не разбирая дороги, через три поля добирался ко мне, бросив свою работу. Не заглушив мотор фырчащего и плюющегося соляркой во все стороны агрегата, он задал стандартный (см. выше) перечень вопросов и, наконец, попросил меня дать ему порулить моделью. На все мои возражения была сказана убойная фраза: "Но ведь я трактором управляю и у меня получается, а самолетом управлять и подавно смогу, ты только скажи как". И был очень удивлен, что этому ещё нужно учиться.
      Стоит сказать о фигурах пилотажа. Сложность выполнения различных финтов у земли воспринимается далеко не всеми зрителями. Иногда у них возникают вопросы: " А у тебя что, самолет неисправен?", или "А ты по прямой можешь (умеешь) летать?", или " Так каждый может, а ты можешь пролететь ровно?".
      Интересны громкие комментарии одного из зрителей из-за спины при виде висящего на винте на месте самолета:" Это у него тяги не хватает чтобы подняться, поэтому он и остановился". И этот зритель был очень удивлен, когда после его слов  самолет строго вертикально поднялся на большую высоту и оттуда штопорил.
      Особо хочется сказать о такой любимой всеми зрителями фигуре, как мертвая петля. Именно по ней большинство зрителей оценивает мастерство пилота, именно она вызывает неизменный восторг и ликование. Причем обычная, знакомая всем петля. Если умеешь чисто делать простую петлю в прямом полете- ты в глазах зрителей ас.
      Интерес зрителей не предсказуем. Лето. Тихая безветренная погода. Жара спала. На краю поля молча стоят зрители и наблюдают за тренировкой двух опытных пилотов, которые  отрабатывают групповой полет при выполнении силовых фигур. И тут приходит новичок и делает обычный полет-полёт на спине, прямая петля, иммельман, штопор и др. Полет происходит на средней высоте. Фигуры выходят не совсем ровно, но зрители в восторге! После посадки они выражают свою признательность "асу", который летает не как "эти два"!
      Гремящие и дымящие модели самолетов с ДВС воспринимаются зрителями гораздо лучше и серьёзнее, чем электролеты. Группа подростков, проходя мимо пилотов электролётов выдала фразу: " А, это (в смысле- модель) на электричестве. Такую даже разбить не прикольно!"- данная фраза сохранена в её естественном первозданном виде. Высокое мастерство пилотов на них не произвело вообще никакого впечатления.
      Когда все получается и зрители организованы и не назойливы, а такое бывает далеко не всегда, то с ними общаться легко и приятно.
      Но иногда зрители лезут с "умными" советами, не дают сосредоточиться или даже (о, ужас!) становятся перед пилотом, управляющим моделью, задавая вопросы (см. выше) и мешая управлению! Обычно такими способностями блещут моложые люди, демонстрируя широту своих "познаний" перед девицами, и пожилые дядечки со своими внуками. Об их видении опасности я говорил выше. Пилот при этом всеми силами старается удержать модель в воздухе и не допустить, чтобы живот спрашивающего уперся в короткую антенну передатчика и не свернул её.
      Зрители не всегда приходят одни. Иногда они приводят с собой собачек.Сами по себе животные не доставляют неудобств, но они могут броситься к только что приземлившейся модели и могут наступить на модель или прокусить её! Ущерб прямопропорционален размеру собаки!
     У большинства женщин отношение к модели в небе примерно такое же, как к пролетающей мимо осенней мухе! Редкая женщина пойдет специально смотреть на полеты моделей. Такое может случиться, если её к моделям притянули дети или для контроля за любимым мужем, который "занимается какой-то фигней".
     Вопрос к читателям. Вы   не обращали внимание на человека, который на соревнованиях стоит за спиной пилота, модель которого в воздухе? На него возложены самые важные функции в пилотировании модели. Едва-ли не большие, чем на самого пилота. Его задачи:
1. Отгонять от пилота а) мух,
                               б) зрителей,
                               в) конкурентов,
                               г)  крутых ребят, положивших глаз на передатчик.
2. Отвечать на вопросы зевак.
3. Успокаивать пилота.
4. Предостерегать пилота от опрометчивых поступков.
5. Иногда подсказывать ему (пилоту) последовательность фигур и держать связь с судьями.
      Из всего вышесказанного можно сделать вывод- для успешных и безопасных полетов надо отгородиться от зрителей бетонной стеной или, на худой конец, противотанковым рвом и колючей проволокой. Подводить к проволоке ток совсем не обязательно! 
      Если по каким-либо причинам это сделать не удается, то придется провести следующие мероприятия:
1. Вбить в землю штыри и огородить зону для пилотов.
2. Вывесить плакат с ответами на вопросы (см. выше).
3. Наиболее продвинутые могут надеть на себя футболку, например- такую:
  
 
                                       или теплый вариант(толстовка)
     
фотографии футболок взяты из интерента http://printdirect.ru/storefront/product_info/308032?override_item=80 (не реклама)
Можно так-же нанести на футболку свои надписи (сейчас некоторые конторы предлагают такую услугу):



     Если вы вышли просто подлетнуть на краю поля, вложите в карман листовку с ответами на вопросы (см. выше). Попросите наиболее назойливого зрителя самому достать её из кармана. Вам отвлекаться от полета совсем не стоит!
     Удачных Вам полетов и хорошего настроения. Доброжелательно и уважительно относитесь к своему зрителю- ведь это потенциальный моделист!

P.S. Если у Вас есть свои наблюдения за зрителями- изложите, если не сложно, в комментариях. буду признателен.