Разрабатывая данный самолет, я хотел на собственном опыте убедиться в возможностях сравнительно нового материала- ЕРР и его сочетания с другими материалами в классической конструкции модели самолёта.  

Создавая данный самолет, я ставил следующие задачи:
1. Сделать модель максимально удобную для перевозки общественным транспортом.
2. Модель должна максимально быстро собираться в полевых условиях.
3. Попробовать в полете крыло с толстым профилем, причем относительная толщина профиля на конце    крыла должна быть толще, чем в центре (это должно лучшим образом сказаться на срывных                характеристиках самолета). 
4. Предусмотреть возможность установки съёмных шайб на концы крыла. 
5. Попробовать в деле мотораму из материала, который при неудачной посадке упруго сминается, спасая от поломки мотор. 
6. Поставить две машинки на руль высоты для реализации функции "Алеватор ", когда половина руля высоты идет вместе с элероном в одну и ту же сторону, выполняя при этом и функции руля высоты.
7. Проверить на практике, как ЕРР сочетается с другими материалами в конструкции модели
8. Модель должна быть простой в изготовлении, поэтому к внешнему виду модели высокие требования не предъявлялись.
      За прототип выбран хорошо зарекомендовавший себя самолёт ACROMASTER. Самолет выполнен в основном из некондиционного ЕРР, который был приобретён по случаю и долго лежал без дела. Самолет решил сделать с размахом крыла 1.3 метра и с объёмным фюзюляжем. Основным критерием в выборе размеров было наличие необходимого количества материала и свободного на данный момент комплекта бортовой аппаратуры. 
      На модели использованы машинки НХТ900- для элеронов, руля высоты,
                                                      Нitek hs422-для руля направления 
                                          мотор- NTM3530 1100kV 380W
                                          регулятор-Red Brick 50А

                                                     ФЮЗЮЛЯЖ. 
     Строя фюзюляж из такого мягкого и гибкого материала, как ЕРР, я отчетливо понимал, что для обеспечения необходимой жесткости необходим стрингерный набор. Он выполнен из прямослойных сосновых реек 5х3мм, на которые наклеена карбоновая полоска 0.5х3мм. По длине фюзюляжа так же проходит карбоновая трубка диаметром 5 мм, на которую при сборке надеваются шпангоуты из ЕРР.  Фюзюляж обшит ЕРР толщиной 5мм с внутренним облегчением.
                                                







Данная операция выполняется при помощи такого нехитрого приспособления;
 

Желающие могут более подробно ознакомиться с данным способом здесь:http://www.parkflyer.ru/78570/blogs/view_entry/2231/
 
     Фонарь изготовлен из пеноплекса с облегчением изнутри:
 



     Снаружи фонарь оклеен на клее ПВА писчей бумагой, ошкурен мелкой шкуркой и окрашен акриловой краской.



Крепление фонаря к фюзюляжу выполнено так



     Капот и решетка капота выполнены из ЕРР из соображений простоты изготовления. Сделать такой гораздо проще и быстрее, чем выклеивать из стеклоткани или делать из пластика методом термоусадки на болванке. Внешний вид этой детали, конечно, на любителя.     
                                                



      В фюзюляж вклеены две трубки, намотанные из писчей бумаги на клее ПВА. Перед вклейкой в них вставлены соответствующие карбоновые трубки. Для обеспечения строгой параллельности этих трубок, а, соответственно, параллельности крыла и стабилизатора, данная операция производится на стекле. При этом при помощи штангеля тщательно контролируется расстояние от каждой из трубок до стекла на всем протяжении трубок. На вторую трубку при выполнении данной операции можно одеть половинки стабилизатора.
                                     



      Руль направления приводится в действие стандартной рулевой машинкой при помощи тяг из прочной нетянущейся нити. Половинки руля высоты приводятся двумя машинками при помощи тяг из металлической проволоки в боудене. 



     Приемник, индикатор разряда силового аккумулятора и регулятор установлены под верхней крышкой фюзюляжа:
 
                                                       КРЫЛО
     Крыло модели обычной схемы, выполнено разборным и состоящим из двух консолей.Передняя кромка выполнена из пеноплэкса и оклеена бумагой от матричного принтера, что позволило в дальнейшем обтянуть её пленкой. Нервюры сделаны из обрезков ЕРР и оклеены по контуру бальзовыми полосками для последующей обтяжки пленкой, но это было ошибочное решение ( как выяснилось позже- ЕРР плохо сочетается с бальзой). В дальнейшем это, возможно, приведет е необходимости строительства нового крыла. Задняя кромка- из бальзы. На способе постройки крыла останавливаться не буду- ничего нового тут нет.








 
       Хотелось бы рассказать о способе соединения консолей крыла к фюзюляжу. Обычно это делается в моделях данного размера при помощи срезных пластиковых винтов. В моей модели в крыло вклеены в районе передней кромки пластиковые пластины (см. фото). Пластины вставляются в фюзюляж вместе с консолями и доходят чуть дальше середины крыла. Когда консоли крыла соединены с фюзюляжем, в этих пластинах по центру фюзюляжа сверлится отверстие. В данное отверстие вставляется зубочистка и фиксируется в слое ЕРР под отверстием. В случае сильного удара зубочистка срезается пластинами и консоли освобождаются. Кроме того, при таком способе фиксации установить консоли с перекосом невозможно.

                                                     МОТОРАМА.    
     Моторама выполнена из упаковочного материала от радиоаппаратуры. На ощупь этот материал- как ЕРР, по свойствам- как упругий поролон. С боков на него наклеены 2 пластины из потолочки. По замыслу, эти пластины при ударе должны ломаться (сминаться) и заменяться на новые (проще заменить плоские пластины из потолочки, чем менять сделанную из той-же потолочки мотораму более сложной конструкции). Мотор крепится на стандартную крестовину винтами, промазанными средством для фиксации винтов. Моторный шпангоут выполнен из двух слоев пластика 1мм и  приклеивается в переднюю часть образовавшегося "кубика" моторамы. Были сомнения в жесткости такой конструкции, но первые полеты показали обнадеживающий результат. К счастью, испытать мотораму на удар пока не получилось. Думаю, мой сын мне в этом поможет.
                                                     


                                                  СТАБИЛИЗАТОР И КИЛЬ.
      Половинки стабилизатора выполнены из двух слоёв ЕРР с облегчением изнутри. Все рулевые поверхности и киль выполнены из двух слоев потолочки так же с внутренним облегчением. Внутрь половинок стабилизатора вклеены бумажные трубки, намотанные на клее ПВА из писчей бумаги на карбоновом стержне диаметром 5 мм.
 
 
      Карбоновая трубка вставляется в предназначенное для неё место в фюзюляже. На неё плотно надеваются половинки стабилизатора. Для надежности крепления они дополнительно шплинтуются тонкой проволокой.
       Для дополнительной жёсткости в рулевые плоскости и киль перед склейкой вставлены бамбуковые прутки (шпажки). Снаружи все детали из потолочки оклеены скотчем и пройдены теплым утюжком.      
                                                   


                                               ПЕРЕВОЗКА  МОДЕЛИ
      Модель сделана разборной со съёмным рулём направления для уменьшения общей длины упаковки. Конструкция съёмного руля направления была неоднократно опробована и хорошо себя зарекомендовала. Детали модели упаковываются для транспортировки в чехол из тонкой тентовой ткани и снаружи фиксируются колечками из галантерейной резины.





                                              ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
                      (можно смело пропустить и переходить к видео облёта).
      Модель была сделана в конце апреля, но облёт её я откладывал, стараясь разобраться с "неотложными" делами, и только после этого спокойно облетать модель. И, естественно, дотянул до последнего. На дворе уже осень. Скоро зима. Бросил всё и нашел время.
      Погода в день облёта выдалась, конечно, неважная. Низкая облачность, холодно, ветренно. Солнца нет. Возникли проблемы с транспортом. Сильно задубел, ещё не добравшись до поля. 
      Прибыв на место, увидел, что кто-то на квадроцикле испортил место взлёта и посадки. Принимаю решение взлетать с рук и садиться на траву.
      Собрав модель, обнаружил, что регулятор  опять преподносит сюрпризы. (На регуляторе RED BRICK 50A хотелось бы остановиться особо. Полученный в посылке регулятор не подавал признаков жизни. Работал только BEC. Потом вдруг регулятор неожиданно ожил и зажил какой-то своей неведомой жизнью- издавал нечленораздельные звуки, произвольно включался и отключался. Вскрытие термоусадки и прозвонка выявили блуждающий контакт информационного провода. Все подходящие к регулятору провода были тщательно пропаяны, что устранило дефекты, но, видимо, не все).
      Пока проводил сборку и предполетную подготовку самолёта, задубел окончательно. Начал опять глючить регулятор. Перестала работать серва на правом элероне. Здравый смысл мне подсказывал, что пора сворачиваться и уходить, но азарт удерживал меня. Я прекрасно понимал, что второй раз эту модель в этом сезоне я вряд-ли подниму в воздух. Ну не годится данная модель для такой погоды!



      Зафиксировав неработающий элерон скотчем и булавками, принимаю решение взлетать, потому что вдруг нормально заработал регулятор. Беру передатчик и... с ужасом обнаруживаю, что замерзшие пальцы не слушаются и не чувствуют стиков. В этот день всё было против меня!
      Я обратился с просьбой первый раз поднять в воздух модель с одним работающим элероном и готовым в любой момент приподнести неприятный сюрприз регулятором к находящемуся на поле Александру М., который любезно согласился.

                                                       

   
  Разрядился на холоде аккумулятор камеры, поэтому не удалось до конца заснять видео первого полета. Нам удалось выполнить только два полета. После второго полета регулятор приказал долго жить. Попытки реанимировать его успехом не увенчались. Пришлось заказать новый. Жду.

                                       ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ  ВЫВОДЫ.
1. В первых полетах самолет показал устойчивый стабильный полет даже с одним работающим            элероном. 
2. Не удалось проверить устойчивости к большим перегрузкам карбоновой трубы диаметром 10 мм. (  обычно на аналогичных моделях применяют трубу диаметром 13мм ). На моделе труба выдерживала перегрузки,  возникающие при выходе из пикирования (см. видео). Впрочем, блендер пока на этом  самолёте делать не собираюсь.
3. Выяснилось, что ЕРР не сочетается с бальзовыми деталями из-за различных коэффициентов      линейного расширения, что ведет к сильному короблению обшивки крыла, а также к излому  бальзовых накладок на нервюрах. Данные последствия необратимы. Решение делать нервюры из ЕРР  было ошибкой, что, возможно, приведет к необходимости строительства нового крыла. Кроме того,  ЕРР не обладает жесткостью, что требует усиления элементов, из него изготовленных.



4. Самолет нестабильно выполняет висение. Возможно, придется поэкспериментировать с винтами,  применить более мощный мотор или  снизить емкость аккумулятора, выиграв при этом в весе модели.  Хотя по двум полётам  выводы  делать  рано.
5. Не удалось посмотреть, как модель выполняет полёт на ноже, ролинг, штопор и другие фигуры.
6. Данный самолёт возможно перевозить общественным транспортом.
7. Не удалось применить функцию "Алеватор" с различным движением рулей высоты в соответствии с движением элеронов. 
       Применение ЕРР в данной конструкции себя не оправдало из-за плохой сочетаемости данного  материала с бальзой и непрезентабельного внешнего вида. Лучше его применять на плосколётах и  небольших тренировочных моделях в чистом виде в сочетании с карбоновыми элементами.    

 Возможно, исследования на данном самолете будут темой отдельной статьи, но это будет только в следующем сезоне.
     Спасибо за внимание! Всяческих Вам успехов!