Критически настроенной части населения "Паркфлаера" читать мои записи в моём дневнике совсем не обязательно, тем более голосовать.

Учебный год 2012-2013. Списочный состав 43 человека, группы укомплектованы, десятка два мальчишек "в очереди" на освободившиеся места. Я начал строить "Питтс", ученики по программе. В октябре неприятное известие - необходимо увеличить численный состав каждой группы на два человека, на круг это 10 человек. По факту меня обязали содержать ещё одну группу на той же материальной базе. Что мы получили на учебный год? Два листа фанеры- десятки! Комментарии излишни.

     В октябре-ноябре была трёхнедельная поездка в ВДЦ "Океан", я руководителем делегации + 15 мальчишек и девчонок старшеклассников из города и области. Среди них один мой Витя, подошедший по возрасту согласно требованию к участникам смены "Наука, техника, прогресс". Другие мои лётчики ещё не достигли 14-летнего возраста. Правда есть Никита Кононов, у парня золотые руки, однако пока не лётчик. Оформляю обоих. Т.к. требования включали и оплату одной дороги из родительского кармана, то родители Витька согласились сразу и без разговоров. За Никиту пришлось хлопотать, денег нашли. Вот им и предстояло представлять лицо технических кружков области на этом форуме федерального масштаба. Другие 13 членов делегации ни к науке, ни к технике, ни к прогрессу отношения не имели и поехали в "Океан" туристами, отдыхать. Витёк повез баржу, единственную модель, сохранившуюся у него после двух лет занятий в моём кружке. Никита к тому времени построил тренер и успел немного порулить. За три дня до отъезда заходит в кабинет, на руке гипс! Говорит на физре повредил, от поездки не отказывается. Ага, и кто повезёт пионера с гипсом? Путёвку пришлось отдать на сторону.

 
     Нас предупредили сразу: авиакомпания "Владивосток АВИА" при вылете из Магадана по количеству багажных мест пассажиров не ограничивает, а вот на обратном пути в багаж можно сдать только одно место бесплатно, за второе и последующие - по 50 евриков. Значит личных вещей берём по минимуму. Надо сказать, что совковые привычки не покинули меня и любая вылазка на материк воспринимается как возможность поправить материальное положение моего "Фрегата". Вот и в этот раз одна из стратегических целей была затариться бальзой на "Спорт-хобби.ру", т.к. цена самая низкая в России, а качество вполне подходит для моих пионеров и меня. Ещё там живёт мой брат с семейством, и не виделись мы 25 лет! Из Магадана вылетели вовремя и без происшествий, сели в Хабаровске и пока заправлялись мальчишке из области стало плохо, разболелась голова, я с собой таблеток никогда не носил - стало быть мне как сопровождающему и решать проблему. Поиски медпункта или аптеки ничего не дали, время около полуночи всё закрыто. Выручили женщины на контроле, поделились парой таблеток, приговаривая - и так в каждую смену, кого-то приходится выручать, выручим и вас. Спасибо! Заправились, пассажиры в салоне, киндеру опять плохо, самоль выруливает на исполнительный, а пацан бежит в туалет, рвота! Добрались до Владика, тепло! Представители "Океана" встречают, на автобусе в лагерь, два часа ночи, сдаю детей под расписку и в гостиницу. Утром с удивлением обнаруживаю, что я остался без связи, оказывается симка "Дальсвязи" во Владивостоке не работает, интересно почему? Ведь головной офис находится именно во Владивостоке! Ещё раз удивляюсь, т.к. лагерь не в городе и здесь моя банковская карточка просто кусок пластика, местные банкоматы её не приняли. Симки других операторов в местном отделении связи закончились и выходит мне дальняя дорога общественным транспортом до города к родному банкомату и за новой симкой. На всё ушло полдня, что-то съел, чем-то запил. Надо сказать, что детишкам путёвки оплатили полностью а вот мне самому решать либо выкладывай 12 тыс. совсем не условных единиц и участвуй в семинаре, кормись и живи в гостинице, либо не плати и бомжуй три недели. Был вариант зависнуть у брата, однако три недели болтаться без дела я не могу. Выбор не велик. Пока оплачивал путёвку, пока попал на территорию "Океана" дело к вечеру. Прихожу и сразу огорошили, меня ищут! Тому киндеру под утро стало совсем плохо и он в городе в инфекционной больнице! Вот так состоялась моя первая экскурсия по Владивостоку, на скорой под сиреной в сопровождении главного лагерного врача. 

 


 
     Парень поправился, время проведённое пошло на пользу. Бальза куплена, цанги там вполне не дорогие. Экскурсии, общение с другими руководителями делегаций, "Океанская" жизнь интересная, жаль мне не довелось будучи школьником насладиться таким роскошеством. Под конец смены выставка, я в жюри, самолёт один, из Артёма, парень грамотный, видно не только лётчик, но и строитель. Была ещё подводная лодка убогенькая, ещё доклад залитый компотом про пенолёт, всё это не заслуживало внимания. А тому парню я нажюрил по полной, по максимуму и других членов жюри убедил, в результате Первое место. За моего Витька не хлопотал, он серенький и работа его такая же, на федеральную награду не тянет. В моей делегации призёров нет, по делом. Комплектовать делегацию надо по другому принципу, а не так, как раньше - могут родители заплатить - поедешь! Не могут? Ты победитель (соревнований, конференций и пр.) - извини.

     Буду считать ту поездку разведкой. Про прибытию в Магадан получаю заверения, что через год получу столько путёвок, сколько потребуется. Соглашаюсь на три. Сборы. Ящик на свои кровные построен, модели облётаны, мальчишки подготовлены. Пишут доклады. Я от поездки отказался, бросить свой колхоз на две недели нельзя, потом трудно собрать своих пионеров, а там проверки . Повезёт наш судомоделист Андрей Карнаухов. Вылет 14 ноября. Эх заранее бы знать как оно будет. 

     В марте закончилась привезённая бальза, мальчишки начали делать вылазки на поле, подлётывали потихоньку. В начале мая заканчиваю учебный год для более чем сорока мальчишек и оставляю только лётчиков и кандидатов в лётчики. Звонок из областного молодёжного центра - надо закрывать областную спартакиаду по техническим видам спорта. За мной класс радиоуправляемых, соревноваться всё равно не с кем. Однако и моим лётчикам летать ещё рано, восемь месяцев без полётов, необходимо восстановить навыки. Опять же оставлять единственных в области мальчишек, умеющих рулить радиосамолётами, без наград не хочется. Тянули до последнего, ну вот-вот немного потеплеет. Не потеплело, снег стаял и на том спасибо. Полёты были скромными, из девяти участников, отлетали только четверо, замёрзли все крепко. Родители проигнорировали мероприятие, и мы пешком туда, пешком обратно. Протоколы составлены, в июне награждение победителей. Всё очень скромно, тем не менее лучше так чем никак.

 

 

 

     Два АИРа достроены, Илья Уткин к полётам готов, мучает своего тренера и торопит меня с облётом своей копии. Ваня Пастушенко ждёт посылку с электроникой. Никита Кононов и Вова Шпаков отложили достройку своих АИРов на следующий учебный год. С 1 июня ухожу в отпуск и....... начинаю заниматься подготовкой лётчиков. Начало лётного сезона. Десяток тренировочных агрегатов построены, половина без начинки, мальчишки ждут посылок. Другие пробуют рулить. Сразу становится понятно, что симулятор не для баловства. Те, кто серьёзно сидел в симе, гораздо быстрее поддаются обучению на аэродроме. Баловники в полном разочаровании от первых пробных полётов - их модели валятся с неба и сами летать отказываются. Появляются первые дрова. Илья Уткин самый опытный - взлетает на своём новом пилотажном тренере с элеронами в инверте, попытка посадить модель и фюз разошёлся по швам, пара дней на ремонт без полётов. Вова Шпаков вместо "двухкилограмовых" микросерв купил и поставил сервы с усилием в 1,2кг - результатом была классическая морковка и фюз в щепки, благо у него два самоля и тренировки для него продолжились. Ваня Сидоренко рулит сам, взлетать боится, вдруг в горизонтальном полёте зарулился и в лес. Фюзеляж восстановлению не подлежит, пришлось презентовать ему новый от моего тренера. Лёшик Коршияшик загнал модель в штопор, я вмешался, на выходе выпал аккум с регулем! Трава там по пояс! На втором часу поисков модель нашли на дереве, остальное кануло в колымской камбодже навеки. Облетали АИР Уткина, пришла посылка для АИРа Вани Пастушенко. Я закончил Фоккера, облетали. Заканчиваю Питтса. Облетали АИР Пастушенко. Попробовали воздушный бой на радиосамолётах, ух как всем понравилось! Подготовка к фестивалю. Облетали Питтса. Теперь у меня пятеро лётчиков, которые могут выполнять полёт полностью самостоятельно. Всех на фестиваль! Закончился мой отпуск.

     Фестиваль. Родители активно помогли с транспортом, несколько автомобилей в нашем распоряжении. Среди фирменных моделей-красавцев наши самоделычи смотрятся не хуже. На АИРах пацаны отлетали отлично. Первая попытка воздушного боя и Ваня на третьей минуте выходит из боя и экстренно сажает модель. Уже в кружке выяснили, что переломился один из трёх проводов под изоляцией на моторчике. Я даю ему своего тренера. Модель новая, два месяца в эксплуатации, полёты на пределе и всё в норме. Вторая попытка боя. Говорю Ивану прибавить газку, он давит педаль в пол и штурвал на себя до упора. Мой самолёт пологим пикированием уходит в тайгу. Все услышали и увидели, что такое флаттер. Я выхватываю пульт и пытаюсь рулить хвостом. Модель ушла в лес, не обращая внимания на мои тщетные попытки спасти положение. Хорошо, что траектория падения не закончилась в пределах аэродрома, зрителей было ну очень много. Мои пионеры бегут за моделью и на удивление быстро возвращаются, без самоля, говорят там свежие следы медведя! Иван с папой на следующий день модель нашли, цанга в минус, четыре сервы на крыле в минус, пара пробоин в крыле - мелочи. Сервы на хвосте, двигатель, регуль и аккум в порядке. И почему самоль не рулился? 


 






 
 

 



   В дождливую погоду занимаемся в кружке с молчаливого согласия руководства. Лето, детей в ДД(Ю)Т нет. Преподаватели - кто не в отпуске - занимаются потихоньку ремонтом. Я распиливаю очередной рояль. Если не напилить реек, а они нужны для всех тем программы, начать учебный год будет невозможно. Пытаемся тренироваться в морось, получается, однако регули и моторчики у наших самолётов снаружи, жутковато видеть мокрые провода и разъёмы. Пастушенко взялся строить "Дон Кихот", второй радиоуправляемый. Лет пять назад бывший мой ученик Лёнчик Степаненко построил такой, однако поднимать модель ему жена запретила, говорит пусть лучше висит красавчик на стене, а не умирает в лесу. Она по-своему права.





    Официально занятия начинаются 15 сентября, значит есть время для подготовки к соревнованиям. Погода отличная по местным меркам. Ещё пять человек пополняют ряды лётчиков. Соревнования назначены на 15 сентября, воскресение. За неделю родители вывозят нас на аэродром, генеральная тренировка (или репетиция?). Кто самостоятельно не выполнял посадку - научился. Как? Всё просто, если мальчишка боится посадки и сам не решается, то есть проверенный способ. Взлетает, я рядом, рулит, петли, бочки, прошу его выполнить пару пролётов вдоль ВПП на возможно минимальной высоте, если получилось говорю - сажай! И ухожу подальше. Аэродром большой, куда-нибудь да посадит. На причитания, визг и панику внимания не обращаю. Модель твоя, старайся, иначе грохнеш свой труд и родительские деньги. Срабатывает в 100% случаев. Без поломок не обходится, тем не менее другого способа преодолеть страх ученика не знаю. 

    День соревнований. Мы ещё в кружке. Андрей Сычёв привёз очередной рояль, это хорошо, теперь древесины на учебный год должно хватить. Разбирать некогда, оставили на улице. Сегодня во Дворце линейка, как в школе, мы не участвуем, у нас более важные дела. Руководство относится к этому с пониманием, пока. Лётчиков семь человек. Двое отсутствовали по неизвестным причинам, один на материке в отпуске. Транспортом родители обеспечили с лихвой, спасибо. Выехали на аэродром. Каждому дал совершить короткий (2-3 минуты) полёт для избавления от мондража. Первый тур, кто чувствовал себя не уверенно на взлёте и посадке - я помог. Петли, бочки, штопор, полёт на спине. Второй тур, взлетали все самостоятельно. Петли, бочки, штопор, полёт на спине, боевые развороты с набором высоты, с потерей высоты, пролёты над ВПП на минимально возможной высоте. Кто не уверенно чувствовал себя на посадке, я помог. Первые дрова. На взлёте Влад Базуев не успел парировать порыв ветра и свалил модель на крыло, фюз восстановлению не подлежит. Третий тур! Полностью самостоятельный полёт и посадка. Особое внимание обращалось на качество выполнения фигур. Ещё дрова. Вова Шпаков выполнял уход на второй круг и на третьем развороте уронил модель на руины свежеразобранного здания, фюз восстановлению не подлежит. Подведение итогов: Илья Уткин - первое место, Ваня Пастушенко - второе место, Илья Казанцев - третье. Дипломы я купил, призов не было. Шесть моделей, в том числе и мой самолёт, целые, батарейки ещё есть, предлагаю выполнить коллективный полёт. Заводим, выкатываем по одному и по очереди в небо! Класс, смотрится здорово. Роимся и гоняемся друг за другом. Ваня Сидоренко попросил посадку. Даю разрешение, вскоре боковым зрением вижу модель, заходящую поперёк ВПП. Времени думать не было, отвожу взгляд от своей модели и только успеваю отпрыгнуть в сторону. Там где я стоял пролегла глиссада Ваниного самолёта. Пытаюсь найти свою модель, из тех кто в небе моего пульта не слушаются. Паника, зрители тоже не могут помочь ибо были заняты бегом. Ванин самоль целый, другие благополучно посадили свои модели. Жертв и разрушений нет, как нет и моей птички. Через пару дней получаю предложение от мамы Вани компенсировать мои потери, отказываюсь. Я в ответе за все, что происходит на занятиях, а за свои ошибки приходится платить, иногда дорого. На досуге посчитал стоимость беглеца - получилось около 10 тыс.рябчиков. Значит удрал от меня этот самолёт второй раз! Через две недели День учителя, звонок, снова мама Вани Сидоренко: "Владимир Викторович мы нашли Ваш самолёт!" Вот это подарок! Они искали его три дня. Принесли. После двух недель штормовой погоды модель выглядела совсем не плохо. Провода на моторчике греются - это минус. Серва на руле направления не работает - мелочи. Две дырки в крыле - не критично. Регуль работает, приёмник работает. Пятибаночный аккум мертвый. Где-то читал или слышал, что можно реанимировать ЛиПо. Подключаю к заряднику на прямую без балансира и пытаюсь заряжать его как никель-кадмиевый. Заряжается, поднимаю напряжение до 12В и зарядник голосит, что аккум полный. Теперь проверяем тестилкой, ага первая и третья банки умерли, ампутируем. Получили живой трёхбаночный аккумулятор, теперь балансируем и ставим на хранение. Лучше уж так, тем не менее риск в процессе не малый и в домашних условиях я бы не решился на подобные манипуляции.




 
     Сентябрь, начало очередного учебного года. На моём веку уже 23-й, интересно сколько мне ещё суждено быть во главе "Фрегата"? Думаю в таком режиме не так уж и долго. К этому учебному году ничего не дали, даже фанеры. Спасибо одному из родителей, исправно поставляет обрезки. Реек я напилил, картона, клея, пилочек купил, можно начинать занятия. Погода держится. Илья Уткин получил звание "Звезда Дворца" - молодец, заслужил. Ваня Пастушенко получил стипендию губернатора - молодец, заработал. Ставлю перед Иваном условие - до 10 октября закончить "Дон Кихот". Закончил, на аэродроме уже снег, благо не много и корка подмёрзла. Еле продрались к ВПП на легком японце, колея глубокая, а между колёсами подмёрзший сугроб. Модель летает, ведёт себя прилично. Первый взлёт за мной, завершил полёт сам мастер. Второй полёт за Иваном. Благополучно. Теперь можно считать, что сезон завершён в общем и целом удачно! Чего и Вам желаем!