Easy Glider Electric - хороший планер, послушный, лёгкий в управлении, летучий. Но в этот день, кажется, что-то пошло не так!
Освоившись с управлением и настроив основные полетные режимы, я установил на борт планера компактную видеокамеру Camileo P30 от Toshiba и решил попробовать силы в роли воздушного репортёра. Надо отдать должное планеру. Потяжелев на 150 г, он не сильно потрял летные качества и так же охотно парил в термиках.
И вот настали долгожданные выходные, и состоялся выезд "на природу". Проверка органов управления, двигатель работает. В полет!
Морковка! Сколько их было раньше, сколько еще будет, а впечатления почти не меняются. Иду к самолёту и думаю: "Как же так, что ж такое? Ведь ты опытный пилот! Да, отказ! Но это планер, мог бы посадить и без двигателя! Кстати, как он, цел?" Цел, вот он, дожидается! Выключаем камеру, снимаем аккумулятор. Всем спасибо, все свободны, впереди разбор полётов.
Анализ видеозаписи позволил понять причины аварии. Сразу после покупки я поменял стоковый коллекторник на KD A22-20L. Мотораму из фанеры крепил к планеру циакрином. В первый сезон все работало хорошо, но после зимнего хранения клей ослаб, и от полёта к полёту соединение медленно разрушалось.
Когда во время полета понимаешь, что потерял управление (полностью или частично - не важно), настигает легкая паника. Решение необходимо принимать быстро, на раздумья нет времени. Я решил развернуть самолет и приземляться. После разворота понял, что лечу по ветру. Так сажать нельзя! Потребуется ещё один разворот, а высоты нет. Стал гасить скорость обычным методом - поднять нос модели. Скорость относительно земли уменьшилась, а относительно воздушного потока упала почти до нуля (летел-то я по ветру). В результате - штопор и морковка. Но это задним умом я такой умный. Там, в поле, всё заняло какие-то доли секунды, и размышлять было некогда. Руки сработали "на автомате", голова успела удивиться уже потом.
Рассмотрим повреждения поближе
Двигатель вырван "с мясом", носовая часть перестала существовать. Консилиум решил - резать!.
Перед ампутацией делаем фотографии в четыреж проекциях: сбоку, сверху, снизу, спереди. Они пригодятся нам потом, когда начнем формировать новую носовую часть.
Получить ровный срез не составило большого труда. Надо только обратить внимание на угол реза по вертикали. Плоскость реза должна быть перпендикулярна оси двигателя. Далее из тридцатимиллиметрового пеноплекса вырезаем шайбу с запасом по размерам и приклеиваем ее к месту среза. При помощи ножа и напильника придаем форму, потом выжигателем или паяльником прожигаем сквозное отверстие для проводов двигателя.
Снова делаем фотографии в четырёх проекциях и контролируем качество работы
Мотораму клеим к пенопласту на "Титан". С учётом горького опыта я решил усилить соединение: просверлил в фанерной мотораме пару отверстий диаметром по 3 мм и вставил в них две шпажки для шашлыка на трехминутной эпоксидке. Шпажки обрезал с выступом на 2-3 мм и из той же эпоксидки сформировал шляпку. Теперь должно держаться намертво.
Двигатель установлен, теперь осталось сделать капот. Каким образом? Без бутылки не разобраться... А ведь действительно, что если использовать бутылку, точнее - две? В качестве болвана используем ёмкость из-под пива Zwei Meister. На неё посадим бутылку из-под Пепси. Разделительным слоем будет ... салфетка!
Осаживаем Пепси строительным феном
И разогретым ножом отрезаем лишнее
Подрезаем края ножницами и получаем капот
Осталось прорезать окна для охлаждения двигателя и прикрепить на планер. Для крепления можно прожечь горячим шилом отверстия под винты, но я не придумал ничего лучше, чем просто примотать капот изолентой.
Нос моего Easy Glider'а теперь выглядит вот так:
А тут небольшой видеоролик с борта отремонтированного планера. Полеты над южным на берегом Таганрогского залива Азовского моря, у пушкинского Лукоморья (там, где дуб зеленый)
Благодарю за внимание, удачи вам!
И вот настали долгожданные выходные, и состоялся выезд "на природу". Проверка органов управления, двигатель работает. В полет!
Морковка! Сколько их было раньше, сколько еще будет, а впечатления почти не меняются. Иду к самолёту и думаю: "Как же так, что ж такое? Ведь ты опытный пилот! Да, отказ! Но это планер, мог бы посадить и без двигателя! Кстати, как он, цел?" Цел, вот он, дожидается! Выключаем камеру, снимаем аккумулятор. Всем спасибо, все свободны, впереди разбор полётов.
Анализ видеозаписи позволил понять причины аварии. Сразу после покупки я поменял стоковый коллекторник на KD A22-20L. Мотораму из фанеры крепил к планеру циакрином. В первый сезон все работало хорошо, но после зимнего хранения клей ослаб, и от полёта к полёту соединение медленно разрушалось.
Когда во время полета понимаешь, что потерял управление (полностью или частично - не важно), настигает легкая паника. Решение необходимо принимать быстро, на раздумья нет времени. Я решил развернуть самолет и приземляться. После разворота понял, что лечу по ветру. Так сажать нельзя! Потребуется ещё один разворот, а высоты нет. Стал гасить скорость обычным методом - поднять нос модели. Скорость относительно земли уменьшилась, а относительно воздушного потока упала почти до нуля (летел-то я по ветру). В результате - штопор и морковка. Но это задним умом я такой умный. Там, в поле, всё заняло какие-то доли секунды, и размышлять было некогда. Руки сработали "на автомате", голова успела удивиться уже потом.
Рассмотрим повреждения поближе
Двигатель вырван "с мясом", носовая часть перестала существовать. Консилиум решил - резать!.
Перед ампутацией делаем фотографии в четыреж проекциях: сбоку, сверху, снизу, спереди. Они пригодятся нам потом, когда начнем формировать новую носовую часть.
Получить ровный срез не составило большого труда. Надо только обратить внимание на угол реза по вертикали. Плоскость реза должна быть перпендикулярна оси двигателя. Далее из тридцатимиллиметрового пеноплекса вырезаем шайбу с запасом по размерам и приклеиваем ее к месту среза. При помощи ножа и напильника придаем форму, потом выжигателем или паяльником прожигаем сквозное отверстие для проводов двигателя.
Снова делаем фотографии в четырёх проекциях и контролируем качество работы
Мотораму клеим к пенопласту на "Титан". С учётом горького опыта я решил усилить соединение: просверлил в фанерной мотораме пару отверстий диаметром по 3 мм и вставил в них две шпажки для шашлыка на трехминутной эпоксидке. Шпажки обрезал с выступом на 2-3 мм и из той же эпоксидки сформировал шляпку. Теперь должно держаться намертво.
Двигатель установлен, теперь осталось сделать капот. Каким образом? Без бутылки не разобраться... А ведь действительно, что если использовать бутылку, точнее - две? В качестве болвана используем ёмкость из-под пива Zwei Meister. На неё посадим бутылку из-под Пепси. Разделительным слоем будет ... салфетка!
Осаживаем Пепси строительным феном
И разогретым ножом отрезаем лишнее
Подрезаем края ножницами и получаем капот
Осталось прорезать окна для охлаждения двигателя и прикрепить на планер. Для крепления можно прожечь горячим шилом отверстия под винты, но я не придумал ничего лучше, чем просто примотать капот изолентой.
Нос моего Easy Glider'а теперь выглядит вот так:
А тут небольшой видеоролик с борта отремонтированного планера. Полеты над южным на берегом Таганрогского залива Азовского моря, у пушкинского Лукоморья (там, где дуб зеленый)
Благодарю за внимание, удачи вам!
Трек - 04. Schön
Альбом - Björn & Gorden: Autumnica
http://freemusicarchive.org/music/Bjrn__Gorden/Autumnica/
За трек спасибо!
ода!
Алексей, коллега, я являюсь владельцем двух таких планеров. Первый из них мне достался почти даром битым, но именно благодаря ему я научился пилотировать модель (до RC- моделизма летал на L-13 Blanik). После первой морковки так же был разбит нос, но ремонт и усиление я провел сохраняя эстетику оригинала (без бутылочной технологии). Передняя часть была вырезана из ЕПП по контурам фюзеляжа. Моторама из 3 мм текстолита вклеена на эпоксидку. Вся передняя часть до передней кромки крыла оклеена тонкой стеклотканью. Так же пришлось оклеить отсеки изнутри (уж больно сильно были повреждены). С восстановленной виниловой наклейкой вес увеличился на 60 грамм. Зато даже мой неосторожный сын не смог причинить планеру разрушения, воткнув его вертикально в планету. После сезона полетов я приобрел еще один Easy Glider Pro, добавил к нему закрылки и с помощью перешитой Turnigy ER9X, организовал их плавный выпуск. На следующий сезон готовлю еще 2 планера: Soarus1600 от Kousho и самодельный Guppi. Как видно по моему парку, самолеты пока не для меня. Что касается вашего пилотирования - действительно, посадка по ветру плохой вариант, но возможный. В наставлении по производству полетов на планере сказано, что перед разворотами, отказе указателя скорости, посадке по ветру необходимо, отдав ручку от себя, увеличить скорость. В вашем краше можно было на пикировании разогнать модель, а перед посадкой выполнить выравнивание. Пусть модель села бы далеко, но целой. Ничего, дело наживное, опыт придет. Если есть возможность, советую найти инструкцию по пилотированию настоящего планера-многое станет понятнее. Удачи, коллега.