Очередная моя FPV-авария.

Полёт:

Взлёт, горизонтальный полёт, попытка пройти через слой облачности. После подъема до 290 метров, верхний край облачности не нашёл. Решил, что нужно возвращаться, поскольку сильно просела ходовая батарея (долго лежала без дела). При подъёме и спуске не использовал стабилизацию. Спускаясь максимальное внимание уделял авиагоризонту. Обороты - 0. Высоту не контролировал, так как рассчитывал увидетиь наземные ориентиры на высоте не ниже 180-150 метров. Внезапно резко пропала связь: и видео и управление. 2-3 секунды поработал креном - безрезультатно. Включил автовозврат. Подождал 5 минут. Самолёт не вренулся.

Первая мысль: Вот жаль! Проклятый аркбёрд...


Исходные данные:

Носитель:

  • EPP-FPV, размах 1800 мм
  • Батарея борта: 3S1P 5Ач 20С
  • Сервы: 4 x 9 г, 2 х 5 г
  • ESC: HK-70A
  • Motor: 1100 Kv, 10x6 prop
  • Rx: Fr-sky, 2 штыря на дивёрсити приёмнике.
  • Курсовая камера: FatShark 420TVL
  • Видеосистема: 1,2 ГГц 1 Вт LawMate клевер
  • Автопилот и OSD: arkbird
  • Полная полётная масса 2000 г.
Управление:
  • Turinigy 9x, ВЧ-модуль Fr-sky 2,4 GHz, 2 Вт усилитель, клевер-антенна.
  • Видеоприём: Ретранслятор Rx 1,2 ГГц LawMate клевер <-> Tx 5,8 ГГц 0,1Вт FatShark клевер <-> Rx 5,8 Ггц штырь Очки Fatshark


Погода:

Влажность около 97%, +7С, нижний край облачности 180-200 м, ветер 2-3 м/с.


Поиски:


Выключил аппаратуру, отмотал запись на последние кадры полёта. Худо-бедно срисовал координаты (из-за использования рекордера в качестве проигрывателя, поверх координат таймкод отображается) и забил в навигатор. Свернулся и пошёл на поиски. С собой взял только ретранслятор, очки и навигатор. Из-за нервотрёпки первые два раза точки забивал неверно - они были слишком далеко от предполагаемого радиуса поисков. Наконец криво-косо забил точку "222" и отправился к ней. На половине пути... Ура! Отголоски видео-трансляции. Ничего не понятно, но сигнал есть! Ещё через 300 метров удалось с транслируемой с борта картинки срисовать почти точные координаты падения точка "223". Ещё одно уточнение (суета-суета) изменило точку на 224. Стало понятно, что самолёт или большая его часть лежит на земле, а не на дереве. Слабо верилось лишь в столь огромную дальность трансляции с земли (1100 метров). После путешествий по болотам и полям услышал наконец писк маяка-поисковика. Как выяснилось всего 20-25 метров при оптимальном его расположении. Нашёл в точке "224"! Те же 1100 метров от точки взлёта, но с точки взлёта трансляция не принималась. Нашёл, надо сказать очень вовремя. К моменту обнаружения сигнала напряжение батареи борта был 9,3 В, а к моменту нахождения самолёта - 7,8 В. Это 3S 5Ач!

Видео представляет интерес лишь для тех, кто хочет оценить дальнобойность аппаратуры. Первые кадры сделаны с расстояния 1100 метров до упавшего самолёта. Поле, трава до 0,3-0,5 метра. Ровно на пол пути до самолёта лесополоса шириной метров 15.



Повреждения:

  • Сломан карбоновый центроплан
  • Оторван элерон правого полукрыла
  • Сломан редуктор сервы и как результат перегорела серва элерона правого полукрыла
  • Сломан EPP-капот на котором установлено видео-оборудование
  • В щепки обе 5-г сервы подвеса камеры.


Анализ:
Дома в спокойной обстановке стал пересматривать запись сделаную на наземной станции. На записи именно то, что я видел в очках. Только качество похуже. Вот она:

Поразительно, но высота полёта на записи доходит до нуля. Т.е. Связь оборвалась не в воздухе, а после паденя. Судя по записи самолёт вошёл в штопор на высоте 250 метров и столкнулся с землёй с левым креном креном 52 градуса и отрицательным тангажом в 37 градусов. Горизонтальная скорость видимо незначительная 10-20 км/ч.

Камера обледенела в облаке и практически не успела отпотеть до столкновения с землёй. После десятка просмотров записи я заметил, что на высоте 200 метров самолёт вышел из облака и на пару секунд появились размытые очертания земли.

 

Выводы:

  • Самолёт восстанавливать.
  • Более чётко составлять план полёта и внимательно продумывать схему действий. Спонтанное решение по приборам пройти через слой облачности было необдуманным как минимум в силу погодных условий.
  • Потренироваться под чужим визуальным контролем полёту по приборам.
  • На самолёте установить иглу перед камерой для оценки чистоты объектива в полёте. Подумать об обогревателе?
  • Бортовой аккумулятор за время бездействия из 5 Ач сохранил лишь 3,1Ач.  В следующий раз провести цикл разряд-заряд хотя бы раз в месяц.
  • Аппаратура LawMate 1,2Ггц 1 Вт - просто чудо! Я даже представить не мог, такой дальнобойности.

 

Кстати, коллеги, поделитесь опытом прохода через облачность!