Здравствуйте, уважаемые! Эта статья адресуется в первую очередь не ветеранам моделестроения,а точно таким же новичкам в ряды которых автор влился совсем недавно. Пишется не из желания получить бонусов в виде плюсиков, а в скромной надежде, что окажется кому-то полезной. Мнение такое у меня возникло не по причине головокружения от успехов, нечем мне пока похвастаться. Просто все те, кто описывал сборку данной модели, в силу своего огромного опыта и "прямых" рук, моменты, для них вполне очевидные, просто опускают.  Вот и хочу помочь начинающему, чтобы дорога в небо была легче. Учил меня так поступать мой более опытный товарищ. И место на площадке для посадки второго борта оставлять учил. Не раз выручало...
 
Продолжаем...
Данная модель описана более умными и рукастыми людьми вот тут:
- Александр Поляков http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/2321/
- Константин Иванищев http://rc-aviation.ru/obzorm/36-arfmodel/911-yak-55-epp-sborka
и ещё много где. Привожу статьи тех авторов, на которые опирался я в процессе постройки, хотя перечитано было очень много. Перечисление всех тех, кто помог, займёт целую страницу, а потому всем, кто писал о данной модели, огромное спасибо. Ваш труд не пропал втуне.
Пару слов отступления.
Нужна ли данная модель в качестве второй для новичка?
Если она у вас действительно вторая по счёту, то я бы затруднился ответить на данный вопрос: у всех нас разная реакция, способности к обучению и вообще все мы разные. Но я бы о ней подумал.
А вот если "первой" у вас является Метроид-М, плосколёты Су-37, F-22, SUMO, КакАкул и душа внезапно просит вместо обычной колбасни в воздухе изобразить ровную и плавную бочку... И вообще хочет чтобы самолётка была чуть более послушна рукам и мозг успевал за ними, то стройте и не думайте. Иначе будет как у меня...
В поисках нужного начал перевод потолочки в мусорное ведро. С разными результатами. Искал что-то легко создаваемое, понятное и пригодное к высадке овощей в массовом порядке, и при том "хорошо пилотажное". И в мыслях не было смотреть в сторону моделей 3D, рано.
Курятся сайты, гора в мусорном ведре растёт, летать хочется, а симулятор начинает раздражать. А лето уже прошло, да и осень не резиновая.
Вот если это состояние вам знакомо, то рано ли, поздно ли, но приходит осознание наличия в парке чего-то «неубиваемо-EPP-шного».
Нет, сломать о планету можно всё, что угодно, а делать стальной лом и летать на нём - то ещё удовольствие.
На паркфлаере вполне достаточно прекрасных моделей, которые удовлетворят любой вкус и потребность. Это я к тому, что не занимаюсь тут рекламой, а просто довожу до сведения свои, лично мной сделанные выводы и соображения.
Модель Як-55 нарезки Петрова Сергея (psn), была выбрана исходя из следующего:
- есть подробное описание постройки;
- море видео и советов толковых мастеров по сборке и облёту;
- цена;
- более короткий промежуток времени между заказом и доставкой;
- с моделью идёт вполне достаточно "угля", а кому интересно, то зайдите в первый модельный и спросите почём пруток миллиметрового диаметра. В рыболовный не заходите, там ещё дороже и не всё подходит. В том месте где я обретаюсь мне на один "уголь" нужно было потратить около 800 рублей, плюс ещё дорога до Питера и обратно почти столько же.
А дальше - думать вам, уважаемые. Я своё решение принял и им доволен до нельзя. Есть на чём учиться пилотажу в промежутке между лесом и стеной автопарка размером с две с половиной волейбольных площадки. За углом моего дома, а не на выезде.
Итак, начинаем перечень косяков с носа.


- прорезь под аккум - сделана чуть меньше, чтобы липолька сидела "впритирку" и не требовалось дополнительного крепежа - после того как вставляется аккумулятор, корпус модели немного деформируется и выставленные ранее в ноль элероны (одна серва на два) приходится триммировать. В результате они сейчас опущены на 3-4 мм (закрылки выпущены).
Буду переделывать: "батарейка" ляжет вдоль по полёту, а не поперёк, крепить будем велкро

(кстати, в искрасофте продаются наборы цветной, для проводов к БП зарядок телефонов и прочего, по пять штучек в упаковке все разного цвета. Не совсем то, что надо, но лёгкие липольки держит на ура, покупал месяц назад по цене 45 рубликов за наборчик).

- передняя кромка крыла - угольную пластинку надо клеить очень аккуратно, вполне возможно, что лучше промазывать циакрином не сразу всё место приклейки, а по частям, отрезками. У меня она легла не совсем ровно, благо, что симметрично. И теперь крыло имеет небольшое "V". Тренеру оно не помешает - это я так себя убедил и успокоился. А всё потому, что намазюкал сразу всё и не проконтролировал как легла пластинка сразу, а потом циакрин уже схватился и было поздно.

- чуть ниже плоскости крыла, растяжка-подпорка от плоскости фюзеляжа к плоскостям крыла, диаметр 1 мм - сделал почти до конца крыла и в результате она длинная и на посадке постоянно цепляет травинки. Но не это главное, а главное то, что на тяги не хватило каких-то трёх или пяти сантиметров целого прутка на одну тягу к элерону. Пришлось заимствовать от другой модели. Сделай я эту расчалку чуть покороче, к точке, расположенной немного дальше от конца крыла, то всё было бы "гуд".
- сервы. Больная тема. Как назло прямо перед постройкой так получилось, что нужные оказались неисправными. Пришлось ставить лёгкие Power HD (HD-1440A). Но они "не пошли" и виной тому следующий косячок.

- элероны (и не только) посажены на уху-петли - отрезаем кромки на угол, приставляем к плоскости, чем-то фиксируем и сверху на место соединения мажем клей. Кстати, не обязательно UHU POR, по подсказке мастеров, так можно сделать с помощью термоклея. Я делал, мне очень понравилось. Главное не тормознуть и успеть бросить термоклеевой пистолет в сторону пока не застыл клей, иначе не успеете найти приготовленную пластиковую карточку, чтобы размазать остывающий термоклей тонким слоем. Стормозите - будете как я, размазывать пальцем, потом материться на обожжённую шкуру и собственную дурость. Отвлеклись. А если честно, то решение с клеевыми петлями мне нравится, а ожог зажил.

Так вот. Из желания сделать на совесть не наносите клей в несколько слоёв через опредёлённый промежуток времени. Плёнка получится толстой, неэластичной. К тому же если подрезанный вами скос не выходит острым углом к кромке, то клей проникает в соединение и у вас склеиваются уже не острые кромки, а тупые. В результате - лишняя нагрузка на сервы. Пришлось раздирать плоскость и элероны, появились "дыры", а так старался. Обидно.
Ещё и пришлось из уже склеенного корпуса выковыривать уже приклеенные сервы, с матами (неудобно аж жуть) подрезать по новым сервам посадочные места (и тут тоже накосячил по-мелочи) и вкорячивать 900-ки. Из-за этого модель получила дополнительный вес, вместо планируемого в 165 - 168 гр. она сейчас весит 224.
Почему так много?
Сервы добавили столько веса - не могу резать провода, эти сервы планирую в последующем на другой проект, а они, провода, длинные и тоже весят. Вот одно потянуло за собой другое, а оно – следующее: пришлось вместо двигателя T-Motor T2404 ставить любимый 2205. И теперь всякий раз держаться за одно место добавляя оборотов - нагрузка по току на пределе регулятора. Другой, нужный для 2205 регулятор, пока в пути, где-то на бескрайних почтовых складах.
Одно радует - на качалки серв РН и РВ не нужны удлинители, длины стандартных на 900-ках вполне хватает.

- окраска. Красил кисточкой, использовал флюоресцентные акриловые краски DECOLA. Коробка на 6 цветов в каждой баночке 20 мл. Сегодня купил ещё упаковку за 260 руб., они есть почти везде, где торгуют "канцелярщиной". Отличные краски, только вот их надо слегка разводить водой. Как? Пробуйте сами, я делал на четыре взятых из банки кисточки капать пять-шесть капель воды.
В результате на модель ушла вся банка синей (еле-еле хватило) и половина красной (эту разбавлял больше). Тоже добавило веса. Тут целое поле для творчества, но краска, помимо веса, существенно добавляет крепости EPP.

Вон, концы элеронов более тёмные - это экспериментировал: сначала покрасил маркером, а потом прошёлся сверху краской. И веса меньше и цвет сочнее. И руки как голый маркер не пачкает. Попробуйте.

- ферма из угольных прутков 0,8 мм. На фото, наверно, плохо видно, но в местах входа прутков в EPP безобразно кривые "дыры". В местах выхода ещё больше. Не надо протыкать самим прутком, EPP не потолочка. Лучше использовать шило или заточенную скрепку. Мало того, что страдает культура моделизма к которой мы все стремимся (ну, некоторые стремятся пока чисто умозрительно, из-за личной особенности мест произрастания рук, это я про себя), так в эти дыры потом уходит столько клея, что посреди сборки приходится всё бросать и топать в ларёк. А на улице дождь, темно и ветер, фонарь, аптека... У кого что.
- модель критична к наличию клея. Скажем так. У Сергея можно купить вместе с набором и прекрасный клей - UHU POR. Но я, согласившись с Константином, в том, что клеевой шов - это прекрасный элемент жёсткости, использовал обычный циакрин в маленьких тюбиках, который контакт супер-клей.
И налил его столько, сколько хватило бы ещё на одну модель. Клеил "на руках", а надо было сообразить хоть какой-то стапель, хоть из линеек и ученических треугольников, которых в любом доме, где есть ученик, не меряно. Не ходите в магазин, постучитесь к соседу, наверняка там обнаружатся залежи, потому, что каждый год их покупается к новому учебному году новый набор, а старый остаётся в ящике стола.
- маркер. Им покрашена (обозначена) кабина. Чтобы он не пачкал пальцы сбрызните женским лаком для волос (совет не мой, вычитал где-то на форумах). Только не забывайте, что пилот должен быть осмотрительным и вертеть головой на 360 градусов. Попадётесь жене или дочери - узнаете о себе много интересного (это уже из моего опыта), попадёт лак на тяги к РВ и РН - они будут плохо двигаться в местах поддерживающих их стоек.
Чтобы подвести итог скажу следующее: не смотря на все мои небольшие ошибки и отсутствие опыта, модель сегодня полетела. Очень послушна, правда зажал расходы до 40 % полного хода и экспоненту поставил около 60, если не больше. На двойных расходах даже не пробовал - есть печальный опыт облёта, три печальных опыта попытки облёта мини экстры на полных расходах. Почти месяц труда и три кучки потолочки в ведре с разбитыми надеждами.
Так вот, она летает просто прекрасно, не разбивается, только сегодня четыре морковки из-за ветра и косых рук, сломанный винт, но море удовольствия.
Бочку, медленно, даже успел поддержать на боку рулём направления. Полетела на ноже, правда без моего ведома, но не упала, а управлялась и я успевал, ну почти.  Если бы не ветер... Ветра не любит, или я просто не умею пока с ним справляться на этой птичке.
При этом до меня только дошло, что можно было не делать 3-дешник с такими большими элеронами. EPP прекрасно клеится и потом можно было спокойно отрезать приклеенное к крылу и увеличить площадь элеронов - это раз, а то, что к моделям (я заказал сразу две, по счастью) Сергей положил мне и обрезки из которых можно было спокойно вырезать две пары элеронов и ещё осталось бы.
Спасибо ему огромное!
Если кого-то смутил этот расказ о модели, то спешу вас заверить, что сама сборка не представляет сложности для начинающего, строить её легче чем строить Метроид, легче чем строить SUMO. Проблем с центровкой нет, если воткнёте сервы туда, где они стоят на фото у Александра. У меня, по крайней мере, не было. Получил море удовольствия, чего и вам искренне желаю! Жаль, что не могу выложить видео – я просто пока не умею летать так, чтобы не стыдно было это показывать. Думаю, что вы меня поймёте.
И в качестве эпилога:

на фото пара винтов. Оба 8х4 DD. Обратите внимание на левый, более сочного цвета. Он имеет более прочные кромки, более толстые лопасти, и круглое отверстие для крепления. Так вот, у него тяга существенно ниже чем у его собрата с более тонкими кромками и "неудобным"креплением под гайку. До определённого момента не обращал на это внимания, хотя в комментариях к нему это пишут, а сегодня был неприятно удивлён морковкой. Не хватило тяги справиться с последствиями порыва ветра. Поменял сломанный винт на тот, что слева, и не вытянул. И если бы только на этой модели, то же самое случилось и с F-22 неделей ранее, но не придал этому значения, он же пушер, не так критично.
Вот так вот, понадеявшись, что с прочными винтами будет лучше, их и купил, хотя была мысль взять те, что потоньше. Ломаются при морковке и те и другие, просто с теми винтами, что имеют меньшую тягу, морковок больше. И вся экономия коту под хвост. Жаль, что Сергей к "угольку" не продаёт винты, заказал бы охапку. :-))
С уважением ко всем терпеливым, тем, кто дочитал до конца.
Чистого неба, мягких посадок и такого прекрасного настроения как у меня сегодня!