С недавнего времени решил разнообразить свое хобби еще и радиоуправляемой машинкой. Начинать было решено с "нормального" 10-го масштаба, но сразу платить кучу денег за дорогой бренд было неохота. В итоге после долгих раздумий выбор пал на китайскую машинку от Hobby King - Turnigy Stadium King. 
Но выбрать мало, нужно еще и разобраться что к чему. Вот тут к сожалению информации было маловато. Чтобы все понять с нуля и разобраться нужно перечитать кучу форумов, да еще и самому попробовать, как говорится, руками. Про данную модель я не нашел ни одного внятного описания от самих владельцев. В чем плюс и в чем минусы. Ну да понятно, что стоит она очень дешево, по сравнению с именытыми брендами. Но ведь и экономить можно по разному. Так вот, моя запись как раз для тех, кто задумывается о приобретении именно данной модели или очень схожей с ней. Постараюсь описать все плюсы, минусы и особенности эксплуатации.



Прежде всего стоит заметить что Turnigy Stadium King - это модель класса трагги, тоесть как бы недомонстр, но уже и не багги, что-то среднее. У нее достаточно низкий центр тяжести, широкие колеса и закрытый корпус. В тоже время это не шорткорс, у которого корпус закрывает все и грязь из под колес летит вовнутрь. Тут этого нет. Грязь конечно внутрь летит все-равно, но не так как на шорткорсах. Несмотря на казалось-бы китайские корни лексановый корпус достаточно прочный, я несколько раз кувыркался по асфальту и корпус только царапался, но не рвался. Так же плюсом является, как не странно звучит, привод только на два задних колеса.



Плюс тут в том, что в модели использовано меньше подвижных частей под нагрузкой, а сам силовой агрегат закрыт и в зазор спур/пиньон не попадпет грязь снаружи. На этом плюсы заднего привода как бы заканчиваются. Говоря о поведении на различных поверхностях, скажу что задний привод хорош только на поверхностях достаточно утрамбованных и не рухлых. В траве, если она достаточно высока, запутываются передние колеса и модель не едет. В снегу так же, если попадается достаточно много снега, то задние колеса пробуксовывают а передние зарываются. А по скользкой поверхности управление превращается в сплошной дрифт. По песку еще не катал, негде было, но подозреваю, что так же могут быть проблемы с зарыванием. В целом же если не обращать внимание на траву и глубокий рыхлый снег внимание, то все вполне неплохо, за исключением разве что электрики.

Начну опять пожалуй с плюсов, их тут совсем немного. Стандартный коллекторный мотор непонятной конфигурации без маркировок тянет модель... ну... нормально, так сказать.



Максимальная скорость, что я из него выжал, составила 24,2 КМ/ч. Замена электрики не вызвала никаких трудностей. Но стоит отметить что подбирать её нужно с умом. Тут важно соотношение трех вещей мотор - регулятор - аккумулятор. Причем так как модель все же китайская и не стоит забывать об этом, мотор особо мощный тут не нужен. Лично я остановился на комплекте Track Star. Мотор 3950 KV, регулятор на 80А и к нему взял аккумулятор на 3800 mAh 25С 2S. По комплектумотор/регулятор было много отзывов, что регулятор не выдерживал торможения и сгорал. Скорее всего это происходило на 3S аккумуляторах и хотя производителем и заявлена поддержка этого напряжения, я все же рисковать не стал. С новым мотором скорости прибавилось, она возросла до 38 КМ/Ч. Да, конечно это не такая уж сильная прибавка, но все же достаточно заметная, а по пересеченной мостности она вообще - как раз. И кстати после замены мотора на бесколлекторный стала заметна разница с обычным коллекторным. Коллекторный мотор позволял очень плавно стартовать и очень точно регулировать обороты на модели. А бесколлекторный сразу дергает и в момент старта происходит как бы удар. Да и сам разгон проходит как бы в несколько этапов, есть заметные ступеньки в прибавке скорости. Если и брать бесколлекторный мотор, то лучше доплатить за сенсорный, у него все эти недостатки сглажены наличием сенсора, который позволяет более плавно разгонять мотор.



Теперь немного расскажу о передатчике. Передатчик тут достаточно хороший, самое главное имеет три канала, что позволяет например управлять светом. Да и дальность действия аппаратуры достаточно приличная. Я уезжал на уже несвежих батарейках так далеко, что уже трудно различать где перед и где зад у машины и рулить достаточно затруднительно. Тк же плюсом идет и складная антенна. Складывается она по типу как у WiFi роутеров, что достаточно удобно в переноске. Ну тут как бы плюсы и заканчиваются. Начинаются минусы. На нормальной аппаратуре можно настроить достаточно много параметров. Самый главный - триммер газа. Тут вместо него почему-то стоит триммер управления сервой. Тоесть можно уменьшить угол поворота сервы и все. Уменьшить максимальный газ нельзя. Всего на передатчике регулируется 3 параметра. Триммер угла поворота, как я уже описал выше, положение возврата колес и третий непонятный регулятор положение ручки газа, когда модель не едет. Поясню конкретнее. Положение возврата колес, это то положение, в которое возвращаются колеса когда руль отпущен. Центральное так сказать. Тоесть можно подрегулировать чтобы модель ехала прямо или все время косила в ту или иную сторону. А вот третий регулятор достаточно странный, по идее он должен ограничивать газ и тормоз, но он действует ровно наоборот, как круиз-конроль. Можно сделать чтобы машина все время ехала вперед или наоборот, чтобы все время ехала назад. Возможно китайцы с паяльником что-то напутали, незнаю, но как исправить это я так и не понял. Я даже не нашел инструкции на эту аппаратуру в интернете, а в комплекте её почему-то не оказалось.



Теперь немного о механике. Заказывая эту модель, следом в следущей посылке я заказал кучу запчастей. И вот сейчас, проведя апгрейд и откатав уже много часов, могу сказать, что пока еще ни одной запчасти не было заменено. Хотя нет. Заменил один вал крепления заднего левого колеса. Он погнулся и колесо болталось восьмеркой. Все. Остальные детали до сих пор целые. Я конечно достаточно оаккуратно езжу, но все же несколько раз авто делало кульбит и прикладывалось защитой мотора об асфальт, даже болты стесались, но все остальное целое. А вот после замены мотора, основной слабый момент вылез в... подшипниках. У Turnigy Stadium King всего два нормльных подшипника и находятся они по бокам редуктора. Все остальные 12 штук - латунные вставки. Так вот после замены мотора та латунная вставка, которая находится на валу спура стала стачиваться стопорным пином после чего пропадало сцепление шестерен.



Происходит это за полтора/два часа катания, после чего приходится переворачивать или менять местами втулки. Поэтому я настоятельно рекомендую сразу менять все втулки на нормальные подшипники.  



Подшипники нужны закрытые размера 5х11x4, не самый популярный размер, но найти можно. Я облазив весь HobbyKing так и не нашел подходящих и заказан на E-bay комплект подшипников для Traxxas Rustler, так как в далеком прошлом это была донорская модель и на её основе создавалась ZD-Racing ZMT-10, которую позднее переименовали в Turnigy Stadium King. Кстати все запчасти которые мне пришли были с маркировкой ZD Racing, видимо еще с тех пор, когда еще существовала эта фирма, остались большие залежи.



Ну вот пожалуй все, в заключении скажу, что в итоге затраты на данную модель составили более 10 000 рублей и продолжают расти. Получается что за ту цену, что есть в комплекте Вы получаете автомобиль в рассрочку. Ездить можно уже сейчас но доплачивать все равно прийдется. Но зато как плюс, те детали что на неё докупаются в виде мотора, регулятора, аккумуляторов, можно будет использовать в следующей модели, да и передающая аппаратура все же не самая плохая, 3-й канал это весомый плюс.



PS. Жена покупку одобряет :)