С недавнего времени решил разнообразить свое хобби еще и радиоуправляемой машинкой. Начинать было решено с "нормального" 10-го масштаба, но сразу платить кучу денег за дорогой бренд было неохота. В итоге после долгих раздумий выбор пал на китайскую машинку от Hobby King - Turnigy Stadium King.
Но выбрать мало, нужно еще и разобраться что к чему. Вот тут к сожалению информации было маловато. Чтобы все понять с нуля и разобраться нужно перечитать кучу форумов, да еще и самому попробовать, как говорится, руками. Про данную модель я не нашел ни одного внятного описания от самих владельцев. В чем плюс и в чем минусы. Ну да понятно, что стоит она очень дешево, по сравнению с именытыми брендами. Но ведь и экономить можно по разному. Так вот, моя запись как раз для тех, кто задумывается о приобретении именно данной модели или очень схожей с ней. Постараюсь описать все плюсы, минусы и особенности эксплуатации.
Прежде всего стоит заметить что Turnigy Stadium King - это модель класса трагги, тоесть как бы недомонстр, но уже и не багги, что-то среднее. У нее достаточно низкий центр тяжести, широкие колеса и закрытый корпус. В тоже время это не шорткорс, у которого корпус закрывает все и грязь из под колес летит вовнутрь. Тут этого нет. Грязь конечно внутрь летит все-равно, но не так как на шорткорсах. Несмотря на казалось-бы китайские корни лексановый корпус достаточно прочный, я несколько раз кувыркался по асфальту и корпус только царапался, но не рвался. Так же плюсом является, как не странно звучит, привод только на два задних колеса.
Плюс тут в том, что в модели использовано меньше подвижных частей под нагрузкой, а сам силовой агрегат закрыт и в зазор спур/пиньон не попадпет грязь снаружи. На этом плюсы заднего привода как бы заканчиваются. Говоря о поведении на различных поверхностях, скажу что задний привод хорош только на поверхностях достаточно утрамбованных и не рухлых. В траве, если она достаточно высока, запутываются передние колеса и модель не едет. В снегу так же, если попадается достаточно много снега, то задние колеса пробуксовывают а передние зарываются. А по скользкой поверхности управление превращается в сплошной дрифт. По песку еще не катал, негде было, но подозреваю, что так же могут быть проблемы с зарыванием. В целом же если не обращать внимание на траву и глубокий рыхлый снег внимание, то все вполне неплохо, за исключением разве что электрики.
Начну опять пожалуй с плюсов, их тут совсем немного. Стандартный коллекторный мотор непонятной конфигурации без маркировок тянет модель... ну... нормально, так сказать.
Максимальная скорость, что я из него выжал, составила 24,2 КМ/ч. Замена электрики не вызвала никаких трудностей. Но стоит отметить что подбирать её нужно с умом. Тут важно соотношение трех вещей мотор - регулятор - аккумулятор. Причем так как модель все же китайская и не стоит забывать об этом, мотор особо мощный тут не нужен. Лично я остановился на комплекте Track Star. Мотор 3950 KV, регулятор на 80А и к нему взял аккумулятор на 3800 mAh 25С 2S. По комплектумотор/регулятор было много отзывов, что регулятор не выдерживал торможения и сгорал. Скорее всего это происходило на 3S аккумуляторах и хотя производителем и заявлена поддержка этого напряжения, я все же рисковать не стал. С новым мотором скорости прибавилось, она возросла до 38 КМ/Ч. Да, конечно это не такая уж сильная прибавка, но все же достаточно заметная, а по пересеченной мостности она вообще - как раз. И кстати после замены мотора на бесколлекторный стала заметна разница с обычным коллекторным. Коллекторный мотор позволял очень плавно стартовать и очень точно регулировать обороты на модели. А бесколлекторный сразу дергает и в момент старта происходит как бы удар. Да и сам разгон проходит как бы в несколько этапов, есть заметные ступеньки в прибавке скорости. Если и брать бесколлекторный мотор, то лучше доплатить за сенсорный, у него все эти недостатки сглажены наличием сенсора, который позволяет более плавно разгонять мотор.
Теперь немного расскажу о передатчике. Передатчик тут достаточно хороший, самое главное имеет три канала, что позволяет например управлять светом. Да и дальность действия аппаратуры достаточно приличная. Я уезжал на уже несвежих батарейках так далеко, что уже трудно различать где перед и где зад у машины и рулить достаточно затруднительно. Тк же плюсом идет и складная антенна. Складывается она по типу как у WiFi роутеров, что достаточно удобно в переноске. Ну тут как бы плюсы и заканчиваются. Начинаются минусы. На нормальной аппаратуре можно настроить достаточно много параметров. Самый главный - триммер газа. Тут вместо него почему-то стоит триммер управления сервой. Тоесть можно уменьшить угол поворота сервы и все. Уменьшить максимальный газ нельзя. Всего на передатчике регулируется 3 параметра. Триммер угла поворота, как я уже описал выше, положение возврата колес и третий непонятный регулятор положение ручки газа, когда модель не едет. Поясню конкретнее. Положение возврата колес, это то положение, в которое возвращаются колеса когда руль отпущен. Центральное так сказать. Тоесть можно подрегулировать чтобы модель ехала прямо или все время косила в ту или иную сторону. А вот третий регулятор достаточно странный, по идее он должен ограничивать газ и тормоз, но он действует ровно наоборот, как круиз-конроль. Можно сделать чтобы машина все время ехала вперед или наоборот, чтобы все время ехала назад. Возможно китайцы с паяльником что-то напутали, незнаю, но как исправить это я так и не понял. Я даже не нашел инструкции на эту аппаратуру в интернете, а в комплекте её почему-то не оказалось.
Теперь немного о механике. Заказывая эту модель, следом в следущей посылке я заказал кучу запчастей. И вот сейчас, проведя апгрейд и откатав уже много часов, могу сказать, что пока еще ни одной запчасти не было заменено. Хотя нет. Заменил один вал крепления заднего левого колеса. Он погнулся и колесо болталось восьмеркой. Все. Остальные детали до сих пор целые. Я конечно достаточно оаккуратно езжу, но все же несколько раз авто делало кульбит и прикладывалось защитой мотора об асфальт, даже болты стесались, но все остальное целое. А вот после замены мотора, основной слабый момент вылез в... подшипниках. У Turnigy Stadium King всего два нормльных подшипника и находятся они по бокам редуктора. Все остальные 12 штук - латунные вставки. Так вот после замены мотора та латунная вставка, которая находится на валу спура стала стачиваться стопорным пином после чего пропадало сцепление шестерен.
Происходит это за полтора/два часа катания, после чего приходится переворачивать или менять местами втулки. Поэтому я настоятельно рекомендую сразу менять все втулки на нормальные подшипники.
Подшипники нужны закрытые размера 5х11x4, не самый популярный размер, но найти можно. Я облазив весь HobbyKing так и не нашел подходящих и заказан на E-bay комплект подшипников для Traxxas Rustler, так как в далеком прошлом это была донорская модель и на её основе создавалась ZD-Racing ZMT-10, которую позднее переименовали в Turnigy Stadium King. Кстати все запчасти которые мне пришли были с маркировкой ZD Racing, видимо еще с тех пор, когда еще существовала эта фирма, остались большие залежи.
Ну вот пожалуй все, в заключении скажу, что в итоге затраты на данную модель составили более 10 000 рублей и продолжают расти. Получается что за ту цену, что есть в комплекте Вы получаете автомобиль в рассрочку. Ездить можно уже сейчас но доплачивать все равно прийдется. Но зато как плюс, те детали что на неё докупаются в виде мотора, регулятора, аккумуляторов, можно будет использовать в следующей модели, да и передающая аппаратура все же не самая плохая, 3-й канал это весомый плюс.
PS. Жена покупку одобряет :)
З.Ы Когда жена одобряет не самое дешевое хобби, это значит её можно удивить очередным интересным проектом. У меня так было с квадриком))) Удачи....и конечно+
Заметно "выросли" по сравнению с Вашей предыдущей статьёй.
+
Изложено как для новичков - это плюс.
Я и есть новичек в моделизме, и извините, но в некоторых моментах смеялся )) Особенно мне понравилось описание триммеров руля и газа ))
И один момент остался непонятным - третье фото (и 7-е) немного выбиваются из общей картины.. Я про передние и задние колеса: на части фоток они одинаковые, на некоторых фотках - разные...
Да уж. Почему-то вспомнились мемуары,кажется, Туполева,когда секреташра постоянно путала "триммер" и "трипер".
Автор,видимо, не знает что такое двойные расходы и конечные точки.
На крыше вашего трагга установлены "прожекторы" так при кувырканиях по "земле матушке" они не ломаются? Своему на крышу не стал ставить, жалко крышу сверлить, и фонарики. А что на счёт грязи, я установил перегородки между корпусом и колёсами.
Я сынишке тоже к новому году приобрел машинку,правда уже с Б.К .аппу пришлось брать с рук,но правда в идеале.ну и кучку запов уже заказал на перд.пока в 9ть вышло,но все еще впереди.))
дело в том,что это одна база для 3х авто.этой,баги и еще одной.плюс бк,плюс апгрейд в наличии,запчасти все есть.брал с евросклада,так как дешевле на шутку получилось за счет доставки.к новому году надеюсь поспеет,емс нидерландов всетаки работает.
сыну пока хватит,но железо уже взял,плюс подумываю насчет другой бк системы,еслю это заватерпрофить не смогу))
Впереди ещё одна статья про тюнинг и апгрейд, вот только настроение "статейное" нахлынет...