Доброго времени суток, уважаемое сообщество.
Решусь предложить на Ваше обозрение плод своего творения. Как бы ни выглядело банально, но это моя первая модель и естественно это Cessna.

Начну с того, что я никогда не думал, что займусь изготовлением радиоуправляемого самолета. В моем понимании это дело было трудоемким и хлопотным (от части это так и получилось).

Не буду вдаваться в подробности как я "пришел" в радиоуправляемое моделирование. Эта история может быть интересна не всем, как и то, что написано ниже. Но тем ни менее начну.

В один из дней я стал обладателем, заказанной на ХК модели -  F4U Corsair. Еще до ее покупки я понимал, что такой самолет в качестве первого - не самый лучший вариант. Отзывы к моему обзору этой модели окончательно меня убедили в том, что надо начинать с верхнеплана. Тут передо мной встал извечный вопрос - Что делать? Надо было решить, покупать или строить. Каждый вариант имел как преимущества, так и недостатки. В результате недолгих сопоставлений "За" и "Против" был выбран более сложный вариант - строить. Скажу честно, отчасти я поддался влиянию модельных сайтов, уж слишком красивы были построенные модели, да и почитав описание описание процесс казался не слишком сложным.

В общем, ввязался я в строительство. В качестве первой модели, основываясь на прочитанном материале и на рекомендациях сообщества, была выбрана Цесна. Мне хотелось, что бы мой первый самолет был более копийным. Порывшись в интернете, нашел чертежи Цесны-182 из бальзы.

 

 

 

Все же немного поколебавшись, решил все-таки попробовать сделать нечто подобное. Надо признаться честно, что полного отчета в том какая будет модель, чем она будет укомплектована, и как я ее буду делать, я себе не отдавал.

 

Прежде чем взяться за изготовление я естественно почитал статьи о том, как это делается. Но тем ни менее полная картина всего процесса у меня не складывалась. Не пытаясь до всего докопаться на стадии подготовки, я ввязался в работу. В качестве материала выбрал упаковочный пенопласт. Причины просты. Во-первых, он у меня был. Во-вторых, я думал, что если не получится, то не будет слишком жалко. И третье, где-то в одной из статей прочитал, что склеенный слоями пенопласт приобретает дополнительную прочность.

 

В общем, склеивая в бруски отдельные части пенопласта и доклеивая их к уже обработанным наждачкой формам, я постепенно получал фюзеляж своей бедующей модели. В качестве клея использовал аналог "Титана" - клей Мастер.


Пока склеивались бруски нужного размера, я продолжал читать статьи о технологиях изготовления моделей. Так, в одной из них я прочитал о вырезании отдельных элементов фюзеляжа по шпангоутам. Этим способом я вырезал часть фюзеляжа под крылом.

Таким образом, избавил себя от необходимости выборки внутреннего пространства Беспроводная компактная бормашинка с 5 насадками. Эту машинку я использовал для создания внутреннего пространства в хвостовой и носовой частях фюзеляжа. В качестве фрезы использовал зубные боры.

 

Опробованный способ мне понравился. Для пенорезки приспособил обычную ножовку по металлу.

Несмотря на то, что результат эксперимента получился положительным, отсутствие модельного опыта сразу выявило и недостаток - малое внутреннее пространство. В этом выводе я дополнительно убедился в процессе установки оборудования.

Когда был приклеен и обработан предпоследний элемент фюзеляжа, обозначились две проблемы. Первая - не знал, где и как лучше сделать люк для замены аккумулятора. Ее решение пришло достаточно быстро. Я ее сделал по аналогу крепления фонаря в F4U Corsair, вырезав в Цесне верхнюю часть передка и посадив ее на  Сильные редкоземельные круглые магниты (в комплекте 10шт). Кстати сказать, держат неожиданно сильно.

Вторая проблема - капот. точнее сказать не сам капот (его я решил попробовать вырезать из пенопласта, внутреннее пространство "выбрать" бормашинкой), а его установка. Над ее решением я тоже долго не думал. К мотораме приклеил картонный каркас, внешняя конфигурация которого повторяла внутреннее пространство капота.

 

Казалось, что трудности с постройкой фюзеляжа решены. И это действительно было так. Но продвижение вперед показало что решение, а точнее сказать нерациональное решение предыдущих проблем породило новые.

Первая - каркас для капота. Его наличие существенно затрудняло доступ к креплению мотора.

Вторая проблема - люк для замены аккумулятора. Вырезая крышку люка, я сделал отступ от задней стенки моторамы около 5 мм. Ограниченность размеров люка и эти 5 мм существенно затруднили доступ к задней стенки моторамы.

Третья, как я уже говорил выше - внутреннее пространство. Толстые стенки фюзеляжа делались с расчетом на прочность, но в данной связи я не учел, что у моделей, которые делаются из потолочки толщина стенок фюзеляжа около 5 мм. В общем, толстые стенки значительно ограничили внутреннее пространство модели, с чем я и столкнулся при установки электроники. Надо сказать, что толщина стенок сыграла и положительную роль при установке магнитов для крышки люка и дюбелей для крепления крыла (использовал обычные строительные).

Оперение.

Вертикальный и горизонтальный стабилизаторы вырезал из цельного куска такого же упаковочного пенопласта и с помощью наждаки придал им обтекаемую форму. В горизонтальном стабилизаторе отрезал часть, предназначенную для выполнения функции рулей высоты. В этой части у меня возникла заминка. А именно, я не мог решить из чего сделать петли. Почитав статьи нашел множество вариантов решения. Предварительно предполагал использовать заказанные, но они были еще в пути (да и если честно, то не совсем представлял подойдут ли они по размеру). Немного поразмыслив решил их вырезать из канцелярской папки и врезать в плоскость и рули.

После вклеивания петель усилил стабилизатор бамбуковой палочкой. Такую же вставил и в хвост. При склеивании элементы сжимал зажимами. Но не учел силу зажима. В результате подложенная под губки зажима линейка оставила свой след.

Пока все просыхало и сжималось, делал большое крыло. Оно склеено из трех частей. Изначально хотел сделать цельное, но такого большого куска не нашел.

Обтекаемую форму придавал наждачкой (не самый лучший способ). В процессе обработки выяснилось, чтобы крыло имело большую обтекаемость его надо нарастить по высоте. Впоследствии это позволило без проблем усилить крыло двумя спицами, и "утопить" сервомашинки.

для большей прочности в нахлест со спицами врезал бомбуковую палочку.

Элероны делал так же как и рули высоты.

 

В той части, где крыло должно крепиться к фюзеляжу вклеил пласмассовую пластину.

 Для фиксации крыла в передней части использовал мебельную фурнитуру.

Место для сервомашинок вырезал бормашинкой. Глубина приблизительно на полвысоты. Сами сервомашинки вклеил, предварительно обернув их скотчем. 

В качестве тяг использовал проволоку от большой канцелярской скрепки. Кабанчики использовал Набор кабанчиков 16x20мм (10шт). Для фиксации тяги на кабанчиках использовал стержень.

После установки сервомашинок, проверил работу конструкции с помощью сервотестера. Размер крыла и длина провода сервомашинок не потребовали использования удлинителя. V-образный кабель распаивал сам.

В качестве тяг для рулей высоты так же использовал большее канцелярские скрепки. Для достижения необходимой длины приходилось их паять.

 Сервомашинка рулей высоты была установлена под крылом. В днище сделал небольшое углубление и вклеил ее. Для надежности закрепил самарезом.


Чтобы тягами (их 2 штуки) соединить качалку и кабанчики, в задней части фюзеляжа проделал отверстия.

 

На качалке тяги укрепил с использованием крепления электроклеммы. Одним болтом закрепил саму клемму. При этом болт сильно не затягивал, что позволило при повороте качалки вращаться и клемме. Вторым болтом затянул тяги.

 

В этой части проявился небольшой недостаток конструкции. Заключался он в том, что проволока от скрепки оказалась достаточно упругой. За счет этого при работе сервомашинки на нее оказывается определенное усилие, что создает подвижность корпусу сервы. Данную проблему можно было бы решить путем некоторого изгиба тяг, но за счет конструкции системы и упругости проволоки сделать это правильно у меня не получилось. В общем, пока оставил все как есть.

 

При подключении и настройки оборудования, выяснилось, что сервомашинки установлены наоборот, т.е. при стандартном движении стиков они выполняли обратные функции. Таким образом, элероны и руль высоты пришлось устанавливать в реверс.

 

Шасси.

 

Реализовать механизм подпружиненной передней стойки у меня не получилось. Поэтому она сделана жестко. Стойки согнуты из спиц зонта. В фюзеляж вклеены пластмассовые пластины, к которым такими же по размеру пластмассовыми пластинами стойки и прижимаются. 

Фиксаторы колес Фиксатор колеса для стойки шасси 8x3.1мм (10шт).

Визуально стойки смотрятся слишком длинными, а колеса слишком маленькими.  Это действительно так, хотя колеса и выбраны в соответствии с масштабом. При определении длины стоек, я исходил из размеров винта (Пропеллер TP Slow Fly 8x6).  

В данном варианте шасси сделаны больше для отработки технологии. Учитывая, что это моя первая модель, которую я буду запускать первый раз, я планирую использовать Пластиковые лыжи для модели самолета (пока еще в пути).

 Покраска.

Результатом покраски я не удовлетворен больше всего. На фотографиях видно, что краска лежит не ровно. Это следствие того, что обработанный наждачкой пенопласт я больше ни чем не обрабатывал. Надо было конечно загрунтовать, но от этого процесса я отказался в пользу веса. В результате неровность поверхности и определило качество покраски.

Для покраски использовал акриловую краску на водной основе. Красный цвет - добавление пигментного красителя.

Электроника.

В моделе установлены:

1. Мотор и регулятор - EMAX CF2822 1200KV Brushless Motor+30A Brushless ESC Speed Controller 

(вес мотора 39 гр. для такой модели мне показалось что он тяжеловат).

2. Сервомашинки (3 шт) - SG90 9g Mini Micro Servo

3. Приемник -  приемник Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2

4. В качестве батарей планирую использовать:

Turnigy nano-tech 1000mah 2S 25~50C Lipo Pack

Turnigy 1000mAh 2S 20C Lipo Pack

 

Характеристики модели:

Длина: 560 мм
Размах крыла: 800 мм
Полетный вес: 373 грамма

 

Некоторые мысли и выводы:

 

В целом результатом я доволен. Как мне кажется, для первой модели она получилась достаточно симпатичной и вполне копийной. Один из немаловажных моментов заключается и в том, что мне понравился и сам процесс. Хотя он был длительным и весьма трудоемким. Длительность заключалась как в самой технологии (все же склеивать бруски, а затем обрабатывать их наждачкой дело надо сказать утомительное), так и в необходимости дозаказывать или докупать разные комплектующие и делать всякие приспасобы.

 

Постройка модели дала мне определенные навыки и позволила получить некоторое видение процесса, что, на мой взгляд, немаловажно, так как на этом я останавливаться не собираюсь.

 

Наряду с приятными чувствами осталась все же некоторая неудовлетворенность.

 

Перед постройкой модели я планировал сделать руль направления, но от этой идее я все же отказался. Результаты работы подтвердили правильность принятого решения. Кроме того, думаю, что на начальной стадии его наличие может быть существенным только для рулежки. Но скорее всего, при отсутствии опыта такая функция может, не понадобится. Опять же, конструктивные особенности (малое внутренне пространство) создало бы дополнительные трудности при размещении оборудования.

 

Осталась не реализованной и идея сделать поддержку крыла (не нашел конструктивного решения). С ней бы модель смотрелась еще интереснее.

 

Смущает меня и то, что я не проверил тягу. Все же сравнить показатели при разных пропеллерах было бы неплохо. Но в данной связи есть некоторая заминка. Во-первых, винты еще в пути. Во-вторых, при данной конструкции модели снятие и установка мотора дело весьма трудоемкое. А заказанный такой же тоже еще в пути.

 

К сожалению, облет пока не делал. Понимаю, что данное обстоятельство делает статье недостаточно полноценной. Но, к сожалению, на улице пока нет снега, да и по прогнозу пока и не ожидается. Может быть, за это время придут мои посылки, и я смогу подработать то, что не удалось.

 

Испытание хочу провести именно на снегу. Как-то не хочется при отрицательном результате сразу уткнуть модель в землю. Может быть, снег позволит продлить ей жизнь.