Здравствуйте.Ниже я хочу поделиться процессом и результатом перемотки сгоревшего бесколлекторного мотора Turnigy L2855-2800 EDF Outrunner 630 Вт.
Turnigy L2855-2800 EDF Outrunner (630w)
Мотор сгорел так:
По большому счету я понимал что будет примерно такой исход, по этому сильно не расстроился, желание по эксперементировать было сильнее.
До этого момента я ни когда не занимался перемоткой моторов. Все бывает когда нибудь в первый раз.Имея на руках сгоревший мотор, я решил рискнуть а вдруг получиться.Придя домой, я аккуратно разобрал его.
С демонтажем статора пришлось по возиться.Почитав много инфы в интернете я открыл для себя несколько способов, детали описывать не буду, так как здесь о них много писали, скажу только что я выбрал демонтаж с помощью винтов предварительно охладив его.
Статор был перемотан проводом Ф0,15 примерно в десять жил(было сложно понять так как была слипшаяся каша) Способ намотки треугольник.
Как то давным давно еще когда деревья были большими, был у меня преобразователь напряжения с 220вольт на 12 в и 9 в.Мы с отцом решили его перемотать на 9вольт и 4,5вольт для аудио плеера.Для этих целей я купил в "Радио товарах"(магазин был такой не далеко от дома,сейчас там одежду продают) набор из нескольких катушек эмалированного, медного провода разного сечения.Одну катушку мы использовали, а остальные дожили до сегодняшних дней.С огромной ностальгией, доставая этот набор с самой последней полки на балконе, я решил и воспользоваться им "сегодня".
Взяв провод Ф0,35 я намотал его в две жилы по семнадцать витков на зуб треугольником.Диаметр подбирал из следующих соображений и советов на форумах. 0,15 это диаметр, а его сечение 0,0177 мм, 0,0177*10 жил получается, что общее сечение было 0,177 мм. Провод диаметром 0,35мм имеет сечение 0,0962мм*2 получается 0,192 мм, то есть немного больше чем было.Я понимал что с первого раза удачно намотать не получится, по этому витки решил подбирать эксперементальным путем.Так же отмечу(америку я не открою, но на верняка кто то будет читать, так же как я в поисках решения своих вопросов.)Кол-во витков влияет на количество оборотов двигателя "Кv", меньше витков больше "Kv"а сечение провода влияет на количество тока который может выдержать мотор.Больше сечение больше ток, меньше нагрев.Концы эмалированных проводов зачищал маленьким кусочком шкурки сложенной в двое,лудил с помощю паяльной кислоты.
Вот полезная таблица которой я пользовался
Результат получился не очень.С 14,8 вольт на 70 мм импеллере я снял тягу в 100 гр, ток в 3А, мощность 44 Вт.Но главное было, то что мотор вообще заработал, это меня очень вдохновило.
Дальше вся долгая и кропотливая прцедура заново. Второй раз я решил намотать проводом Ф0,35 в три жилы, но по 7мь витков на зуб.С 6-ти лопастей снял 790 гр, 27 А, 401 Вт. Уже лучше, но то же мало.
Как в сказке"закинул старик в третий раз невод" .Взял провод Ф0,71 мм в 5 витков.Мотать толстый провод сложней из-за его жесткости.Все пальцы потом в мазолях были))
Получил с 6-ти лопастей 1250 гр, 61 А, 920 Вт.Уже то что надо, 10ти лопастной получил 1340 гр 77 А, 1140 Вт и с 12 лопастной крыльчатки получил 1540 гр, 83 А 1220 Вт. Но мотор поработав 10-15 секуд сильно нагрелся выплюнул одну искру в потолок(подчеркну именно одну искру) остановился испустив не приятный запах,но не дым.Дав ему остыть он запустился как ни в чем не бывало,фантастика, и так повторялось вновь и вновь, на 6ти, 10ти и 12 лопастях.Разобрав мотор, видимых дефектов обнаруженно не было.Перематывал на 6 ть витков, работает стабильно, но выдает слабые характеристики, в общем крутился я над мотором с "бубном" и так, и сяк, но на желаемый результат так и не вышел.Из всех предпологаемых причин решил остановиться на качестве провода.Полез в интернет в поисках подходящего.С начала зашел в магазин Чипидип, у них в наличии был провод с нужным сечением с непонятной абривиатурой, после звонка к ним ни один менеджер не смог мне точно сказать, какие у этого провода термостойкие характеристики.Выбрав время я поехал на Митинский радиорынок.Свой выбор остановил на эмалированном медном проводе ПЭТ-155 способный выдерживть температуру в 155 градусов по Цельсию,взял несколько катушек разного сечения.Так же приобрел силиконовый двух компонентный герметик способный выдерживать температуру 240 градусов по Цельсию.
Из всех возможных вариантов перемотки выбрал провод Ф0,6 в две жилы по 5ть витков, это максимум что можно было намотать(по крайней мере мне) последние витки еле запихнул.
Залил герметиком
И повесил сушиться, в специально приспособленное для этого место.
Подшипники вымочил в мотороном масле(другого под руками не было)
Далее сборка.
С шести лопаток снял 1250 гр, 58 А, 850Вт, с 10ти снял 1470 гр, 75 А, 1120 Вт, работа стабильная посадил один акк-р 2200 мAh на полном газу, нагрев - рука терпит с трудом, 12ть лопастей ставить не стал так как результат 10ти лопастной более чем удовлетворил.В стоковом варианте таких характеристик мотор не выдавал.Теперь на самолет и в небо.
Вот такой получился монстрик.
Также есть вроде номер патента данного девайса
Но мне так и нигде не удалось найти єтот патент, подскажите кто знает или как узнать ?
Заранее благодарен . . . .
А - В - С мотать по часовой стрелке (условно)
а - b - с мотать против часовой стрелки (при соблюдении первого условия)
Может кому и пригодится, меня лично очень выручает при перемотке ...
Здесь более четкая таблица (nutpol.gif)
Калькулятор считает количество магнитов .
А всё что связано с электроникой лучше поять канифолью или флюсом
пойка кислотой нежелательна.
Вопрос: - А зачем ты обмотки герметиком залил?? Потом разматывать хуже будет (хотя силикон камнем не встанет), да и охлаждение наверное ухудшилось. Не иначе нырять собрался)))
со временем от вибраций, провода обмотки трутся друг обуга(в местах слабого натяжения - как-то я такой проблемы на якоре коллекторника не замечал, не то что на намертво стоящем статоре (доживет ли мотор до таких проблем) ну, имеет право жить.
Да, если ты имел дело с хорошими импортными движками, то должен был обратить внимание на то что у них статоры всегда залиты термостойкими составами, это так сказать классика жанра - вообще не показатель, заливка это костыль.
Но конечно-же это только моё мнение...
Цитата;"но уменьшение охлаждаемой поверхности - однозначно минус."
Эм.. термостойкий состав выступает в качестве поглотилея тепла, плюс отсутствие воздуха на обмотках препятствует возгоранию\текучести лака и из-за особенности конструкции данного мотора в качестве охлаждаемой поверхности больше работает его корпус. Если речь идет о колокольчике который стоит в носу модели и получает прямой поток воздуха с винта, то наверно имеет смысл не заливать его, но и то не факт.Для получения точных результатов надо проводить испытания и расчеты.Инфы много, можно писать и писать о этом, но с практическими результатами не поспоришь.
У меня братишка как-то в хобби - магазине спросил про перемотку движка так ему продавец такое начал задвигать о невозможности такой процедуры, просто нанотехнологи с кибернетикой. До сих пор угораем вспоминая.
Пытался сколы заливать (эпоксидкой и лаком) не понравилось - не надежно, рассыпается, изолировал торцы - тоже дважды перемотать пришлось - плюнул, и заклеил все железо бумагой потом лишнее надфилем снял перемотал и вуаля.