Здравствуйте. В этой записи я хочу рассказать о ремонте и доработке импеллерного самолета Су-27 от Китайской компании Art-tech.
Эта история началась 1,5 года назад, когда я случайно наткнулся в интернете на рекламный ролик модели самолета Су-27.В тот момент у меня был не большой(точнее его не было совсем)летный опыт и о существовании импеллерных моделей я не имел ни малейшего представления. После просмотра ролика, я загорелся не преодолимым желанием приобрести этот самолет, не думая в тот момент о том, что для пилотирования данной модели нужны определенные навыки. Модель самолета продавалась в двух комплектациях Warrior и Knight. Вторая комплектация отличалась наличием убирающихся шасси и более тяговитыми движками. Я взял вторую. Фюзеляж модели был выполнен из ЕРР длинна фюзеляжа составляла 1088мм, размах 793мм вес 800гр.Модель оснащалась 5-ти канальной 2,4 герцовой аппаратурой,2-мя регуляторами по 30А, 2-я 64мм импеллерами с моторами , 8-ю девяти граммовыми сервами и аккумулятором 11,1В 2200мАН 20С. Собрав модель я поехал на поле, предварительно взяв с собой зрителей для демонстрации модели и ее пилотирования. Запуск производил с хорошо укатанной грунтовки. Поставив модель на ВПП, я дал газу. Когда модель горизонтально от меня удалялась, ее скорость не так была ощутима, но стоило мне потянуть руль высоты на себя, модель молниеносно взмыла вверх и сделав несколько кульбитов примарковилась о планету что было мочи. В некоторых уголках интернета писали, что модель может запустить новичок, это не правда. Да же если удастся полететь, то целой ее без практики точно не посадить. У меня вышло так: Фюзеляж восстановлению не подлежал так как не все части были найдены. Электроника осталась цела. Пришлось брать отдельно новый фюзеляж. Собрав самолет я отложил его на шкаф в ожидании лучших времен. Спустя около 6-х месяцев, научившись сажать 1,5м цессну и более или менее уверено пилотировать 200гр импеллерный миг, я решил вернуться к Су-шке. Ну соответственно к тому моменту я обзавелся кое какой электроникой и более или менее нормальной аппаратурой. На дворе была зима, взлетки подходящей не было и было решено осуществлять запуск с рук вдвоем, один пускает, другой пилотирует. На стоковой комплектации, как мы с товарищем не старались, запустить его не удалось. Тяги не хватало. В процессе попыток запуска было выявлено несколько критичных недостатков. Очень хрупко выполнены воздуховоды, при малейшем контакте с чем либо(травой и пр) на посадке, они(воздуховоды) приходили в негодность. Для замены\демонтажа моторов или импеллеров необходимо провести очень трудоемкий демонтаж и монтаж с изготовлением некоторых деталей заново. Решено было изменить конструкцию воздуховодов на более прочную. Технология была подсмотрена на форумах. Идея заключалась в выполнении передней(ударной) части воздуховода из более прочного материала- бальсы. Так же решил заменить штатные моторы на более мощные http://www.avionix.ru/catalog/detail.php?SECTION_ID=9341&ELEMENT_ID=133483 Для моторов сделал съемные капоты. Бальсу клеил на эпоксидку и обклеивал обычной цветной пленкой. Переход с квадратного сечения воздухозаборника на круглое сечение, сделал из потолочки, предварительно вырезав и подогнав шаблон. http://i59.fastpic.ru/big/2014/0104/71/a09e3516c312737a8631b26422f59e71.jpg Далее подобрал краску по цвету, закрасил все пятна и стыки. Соединения капотов оклеил липкой пленкой с целью (если понадобиться) удобного дальнейшего демонтажа импеллера или мотора. Первый запуск с такой модификацией осуществил зимой сажал на брюхо в снег - воздуховоды до сих пор целы. Новые моторы показали себя лучше стоковых, самолет удалось запустиь с рук но с трудом. Из 5 попыток запуска одна срывалась. Решил пойти дальше и поставить более мощную силовую установку. Моторы Turnigy 2815 EDF Outrunner 4800kv for 55/64mm импеллера Импеллер 5 лопастей 2.44 дюйма 62.2 мм Регуляторы по 40А Аккумулятор ZIPPY Flightmax 2200мАч 3S1P 45C В данной комплектации тяга вышла значительно выше веса самолета, если держать его вертикально в руке носом в верх и дать полный газ, то модель сильно рвется в небо. Время полета на максимальном газу 2 минуты, но самолет уверенно держит высоту на 1\3 газа. Дождавшись лета я стал пробовать запуски с асфальта. В процессе эксплуатации выявились еще несколько недостатков; передняя стоика шасси выполнена из жесткой проволки и при не значительном ударе всю нагрузку передавала на основание, тем самым вырывая раму крепления ретрактов из фюзеляжа. Следствие - поломанная рама крепления ретрактов, нос самолета и кабина. Стоику шасси выполнил из каленной проволоки сделав ее так, чтобы при ударе она пружинила тем самым поглощая его. Так же внес небольшие изменения в конструкцию фюзеляжа. Эта модель имеет не разборный фюзеляж, что является большим неудобством. Для ее перевозки я сделал коробку, но для уменьшения размеров коробки я сделал крепление стабилизаторов на магнитах. То есть в стоковой комплектации стабилизаторы крепятся на 2-х саморезах каждый, один(саморез) из которых очень неудобно закручивать. Сей час стабилизатор примагничивается на посадочное место и для верности вкручивается один саморез. Теперь демонтаж\монтаж стабилизаторов занимает меньше 1мин. Прочность соединения удовлетворяет требованиям и нагрузкам более чем.Так же сделал съемный пластиковый нос. Производитель рекомендовал приклеивать его, но я выполнил его крепление скотчем. После всех выше перечисленных манипуляций удалось существенно уменьшить размеры коробки для транспортировки модели. В общем хочу сказать, что благодаря этому самолету мне пришлось пройти извилистый путь, чему очень рад. Самолет очень красивый, в небе смотрится фантастически, хорошие летные характеристики. Если сравнивать с одно импеллерной моделью Concept X jet sport, о которой я писал ранее, то это совершенно два разных самолета. Если говорить о скоростных характеристиках, Jet набирает скорость плавно, но достигает довольно высокой максимальной скорости, Су при увеличении газа во время полета, моментально(практически прыжком) увеличивает скорость, тем самым раскрывая больший потенциал для сложных маневров. Ну и что не маловажно, самолет Су-27 является достижением нашей страны. Что в свою очередь очень отрадно.