Реверс двигателя (вращение в обратную сторону) колхозим своими руками. Актуально для глиссеров, "тапочков" и пр., основанных на тяги от воздушного винта эл.двигателя, построенных из списанного самолета или из того что было.

Это моя первая статья, надеюсь она кому-то окажется полезной.

 

Предыстория.

Построил в прошлом году глиссер из того что было. Главная задача которого - спасать самолеты потерпевшие краш на воде, посредством выталкивания на берег.


В процессе эксплуатации выявились, как положительные качества (нет погруженных в воду деталей, нечем зацепиться за траву или намотать на погружной винт тину), так и недостатки. Один из таких недостатков - отсутствие реверса. Он на мой взгляд нужен в двух случаях: если спасаемый самолет далеко от меня и просто трудно в него прицелится для буксировки или если я зарулился и угодил в кусты.

Бесспорно тяга мотора на реверсе существенно ниже, но это лучше чем ничего.

Как вариант решения - установка автомобильного регулятора. Мне он не подошел. Мой глиссер принципиально был построен из того что было. Во вторых, у меня авиа аппаратура и я не имею представления, как настроить авто регуль без курка газа на передатчике.

Искал решение в инете. Теории много, простых примеров. А наглядного, простого и надежного решения я так и не нашел. Я долго не мог придумать материал для постройки реверса, но однажды при ремонте домашней розетки осенило...

 

Реверс.

Мой реверс основан на использовании штепсельной вилки, контактов из розетки и управляющей сервы (9 граммовая).

 

 

Зачем такой "чугунный" колхоз? Серва же может управлять, на пример, рядом переключателей и менять фазы на моторе местами?

Мне необходима надежность. Переключатели, выключатели, микрики и пр. не рассчитаны на большие токи, могут сгореть или сплавиться, ну или как минимум - обгорят контакты. Из-за такого девайса можно остаться без мотора по середине озера, а лично у меня нет второго спасателя для первого спасателя))))

 

Схема подключения:





С регуля на мотор идут 3 провода. 3-й оставляем в покое, а 1-й и 2-й подключаем к штепселю. Я предпочитаю везде, где возможно использовать пайку вместо разъемов. Для этого я просверлил в каждом штепселе по отверстию (именно на них указывают красные стрелки), на которые припаял провода с регуля.

Вилка штепселя закреплена на качалке маленькими саморезами, по центру рычага качалки. Тут ни чего не сверлил, это родные отверстия для зажима родных проводов вилки. В месте крепления, в этих же отверстиях, имеются впадины. В эти впадины утопились рычаги качалки, что позволило обеспечить отличное соединение. Вилка выдерживает строгую перпендикулярность качалке и ее невозможно свернуть. Впадины тоже родные, но при необходимости легко проточить такие самостоятельно.

Принимающие контакты выковырял из розетки, выпрямил и выгнул, как необходимо было мне.

С обратной стороны просверлил на контактах отверстия. Тут провода, идущие к мотору, крепятся у меня на клеммах с болтовым соединением т.к. нет возможности припаяться, оплавится потолочка вокруг вклеенных контактов, неудобно паять. Такие клеммы продаются в авто магазинах, их еще называют "клемма на массу". Но соединение провод-клемма обязательно пропаиваем.

Обратная сторона луны:

 

Серва крепится к вырезанному из фанеры столику. К столику приклеены платформа из потолочки с вклеенными в нее контактами. Почему именно потолочка - объясню чуть ниже. К столику по кругу приклеены брусочки из сосновой рейки - это просто для устойчивости. В центральном бруске просверлил отверстие - можно использовать утяжку для фиксации проводов.

1-й и 3-й принимающие контакты соединены проводом вместе. При повороте сервы примерно на 45 градусов и происходит смена фаз на моторе.

Устанавливаю реверс на глиссер, обратная сторона луны:


Реверс установлен и прошел проверку:

 

Обратите внимание: на потолочке видны бороздки от движения вилок. Вот по этому я решил все сделать на потолочке. Во первых, легко подобрать высоту платформы из потолочки. Во вторых, я немного согнул вилки в сторону потолочки, тем самым обеспечив давление на принимающие контакты, а как следствие - надежный контакт. Поточка является своим родом амортизатором в конструкции. Нужно еще заметить, что принимающие контакты имеют сгибы по ходу вилок, дабы вилки при движении не встречали сопротивлений, а спокойно забегали на контакты.

 

Настройка. Тут тоже важно.

У меня аппаратура Spectrum 7-ка. Я настроил включение реверса вместо самолетных закрылок (flaps). Это дало два преимущества:

Во первых. В положении реверс ВЫКЛ (закрылки 0) - серва остается в спящем режиме, не борется сама с собой. Соответственно глиссер - ход вперед.

Во вторых. Я настроил замедление сервы на переходе из режима в режим на 5 секунд. Можно сказать, что это защита от дурака. Этим я пытаюсь добиться остановки винта перед началом вращения в обратную сторону и наоборот. Дабы не создавать лишних нагрузок на моторе и особенно на регуляторе, наверняка это черевато плохими последствиями.

 

Кто не знаком с замедлителем - проще говоря, серва очень медленно поворачиватся. Если замедлитель отсутствует опционально в аппаратуре, то можно приобрести отдельным девайсом, подключаемым в разрез между приемником и сервой, стоит не дорого. И конечно рекомендую использовать замедлитель всем тем, у кого имеются закрылки на самолете.

 

P.S. к слову о спасателях...

Еще одним минусом конструкции для решения подобных задач, оказалось отсутствие защиты винта. Почему то в инете наблюдаю это у многих, кто использует спасатели.

Был случай, когда выталкивая к берегу плавающий к верху брюхом самолет, застряли посередине карьера оба. Самоль соскочил с передних поплавков глиссера, попал стабилизатором в винт глиссера и застрял в нем.... Я сбросил газ, глиссер встал... До берега метров 15-20. Ветра нет, течения нет, температура воды градусов 5-10. Пришлось дать полный газ, стабилизатор нарезало винтом, как колбасу в магазине: ровно, мелко, по всей длине. Благо закончилось все хорошо, да и стабилизатор новый лежал дома в запасе.

Создание защиты винта вышло на самый передний план, еще до реверса. Ее я сделал из двух алюминиевых полосок (из Леруамерлен) и оцинкованной проволоки. Устал конечно сверлить отверстия под проволоку, но выполнение более 100 спаек заняло еще больше времени. Весу добавилось 120 грамм, при диметре защиты 340мм, но мне вес не принципиален.

 

 

Всем хорошей погоды и мягких посадок!

Привет знакомым моделистам из Балашихи, Протвино, Твери.

С уважением, Игорь.