S-61 "Red Star"

     Привет! В этом очерке хочу рассказать об одной из самых странных моих моделей и завершить серию статей, уходящих в ретроспективу моего творчества.


     Всё началось в конце сентября 2010 года. К тому времени на пушерах я уже налетался и появилось чёткое желание построить импеллерную модель. Импеллер к этому времени был уже испытан и его характеристики были известны. Начать я решил с недорогого 65-ти миллимитрового фана. На тот момент он давал тягу около 700 грамм. В дальнейшем, путём замены пака и двигателя, тягу удалось поднять до ~900 грамм, но в данной статье это пока не важно))).

     В общем наличие силовой установки диктовало размер модели длиной 100-110 см и массой 650-750 грамм. Как раз в это время у меня нарисовались бредовые идеи самолёта с необычной аэродинамической схемой. Как эту схему назвать я не знаю, но больше всех подходит под бесхвостку. Много вопросов и критики я выслушал, но это не повлияло на моё решение построить этот самолётик, т.к. он как минимум необычный)))


     Прототип назвал S-61 "Red Star", но часто упоминал его как S-XX. Почему же он такой ушастый? Гм))) В основе лежит идея взлета и посадки на экран! Бред, да? Вот как то раз (а скорее всего и не раз) я страдал таким недугом. Попробую описать то, как мне виделось это:
Почти все знают, что такое динамическая воздушная подушка, которая, как бы это сказать, создаёт экран-эффект. Теперь обратите внимание на схему 61-го:


     Я подрисовал, как должна "выходить" механизация крыла (на моделе до конца не было это реализовано). В таком случае должен был получаться как бы перевёрнутый савок, уминающий под себя воздух. Для чего это нужно самолёту? :))) Мне тогда казалось, что таким образом можно сильно уменьшить пробег и разбег, а так же получить возможность взлёта с низкокачественных покрытий, разгружая стойки самолёта уже при незначительных скоростях движения))) Конечно в мыслях был настоящий аппарат, ведь для такой пенолётной модельки всё это не актуально...

     Так, вроде с тем, откуда такая чебурашковидная схема  разобрались))) А то, как она будет летать, являлось первой из трёх составляющих тройного эксперимента, на который я решился при создании этого пенолёта.

     Второй составляющей эксперимента явилось верхнее расположение воздухозаборников. Много можно услышать и прочитать информации о том, как это плохо для самолёта, точнее для силовой установки. Понятно, что затенения и всё такое, но я убеждён, что всё это решается при желании. А откуда такое желание, сделай снизу да и всё?! Неа... Это не наш путь))) Откуда вообще пошла речь о верхних воздухозаборниках на боевых самолётах? Так легче прикрыть двигатели от радаров. Т.е. главной причиной такого желания послужила необходимость снижения радиолокационной заметности. В общем наверху современней и интересней. До кучи, всё в туже кассу снижения ЭПР, решил сделать фюзеляж рубленными прямыми участками, расположенными под определёнными углами.

     Третьей составляющей был сам импеллер))) Т.е. то, что это первая импеллерная модель, которая  изначально задуманна под электрофан. До этого были пробные полёта на С-57, но изначально он был пушером и импеллер там был установлен потом и место ему там было крайне неудачное, что не давало точных представлений об эффективности силовой установки.

Компоненты, которые тогда были для модели S-61:

Импеллер: Импеллер 66мм, 6 лопастей

Двигатель: БК мотор Turnigy 2836 дл вертолетов 450-размера 3700 об/Вольт

Регулятор: Turnigy AE-65A регулятор скорости для бесколлекторных моторов

ПАК : Turnigy 2200mAh 3S 20C Lipo Pack


     Далее стройка! Модель решил построить полностью объёмной с профилированным крылом (профиль М10), съёмными шасси и выпускающимися закрылками (в данном случае, точнее сказать щитками, наверное). Шасси и закрылки решил сделать чтобы проверить возможность полёта модели на экране у земли, хотя понимал, что при таких размерах, с такими Рейнольдсами, вряд ли возможен полёт на таком неустойчивом, тонком режиме. Именно поэтоу шасси решил сделать съёмными, чтобы и без полосы, в лугах, можно было спокойно полетать без всяких телевизоров экранов! ;)

     Берём потолочку и строим:












     Вот он готов и на него устанавливается электроника.

     Всё установленно! Смотрим как оно шевелится и немного мандражируем с мыслями о первых полётах))):
 
                                        

     Фотки готового аппарата дома, хотя в то время своего дома ещё не было, была съёмная квартира)))...





    Далее полёты!










     Видео полётов (к сожалению видео хорошего качества нет):

                                        
     Этот ролик типа с приколом, но на нём видно вроде, как летит модель и как работают рулевые плоскости.

                                        
     Тут полетал в ветренную погоду. Летит хорошо, хотя ничего особенного в полёте нет, если говорить о пилотаже.

                                        
     А вот тут забавный случай произошёл!!! Во время полёта я провалился в яму под снегом, упал, встал и отряхнулся, а моделью так всё и управлял в это время, при этом на её полёте никак этот казус не сказался))).

     Через месяц эксплуатации аппарата, решил его передлать под летающий стенд для импеллера.  В результате получил возможность узнавать как влияют изменения параметров входного и выходного каналов на характеристики силовой установки как в статике, так и в полёте. Полученные данные затем были использованы при создании таких моделей как S-67 SKAT и AL-607 MFPI.

     Резюме к данной моделе:

     Самолёт получился необычный и хорошолетающий. На нём было очень приятно взлетать с асфальта и приземляться туда же. Управляемость отличная, планирующие свойства выше ожидаемых мною, видимо изначально я недооценил тот факт, что на модели данной схемы все поверхности несущие, ну и полюс старания соблюсти правило площадей поперечных сечений миделя. От многих я слышал, что это актуально только для транс- и сверхзвука, но так же слышал мнение людей, которые считают, что по возможности никогда это не будет лишним. Я придерживаюсь второй точки зрения, мне так кажется логичнее. На экране летать естественно не получалось, но эффект от выпуска щитков был ооочень заметный. Посадочная скорость значительно уменьшалась и не приходилось выходить на значительные углы атаки для этого. 

     Модель мне запомнилась, запала в душу. Сейчас делается новый аппарат под 90-й импеллер, с ретрактами. В основе его схемы лежит опыт создания и эксплуатации С-61.



    В новой моделе уже нет идеи взлетать на экране, но идея расположение килей взята от 61-го. Мне нравится то, что все плоскости выполняют в том числе и несущие функции, ну и плюс кое что из снижения ЭПР тут имеется, хотя спорить об адекватности таких решений можно бесконечно, но я привык идти до конца, максимально придерживаясь своих целей, чего и всем желаю!))) Удачи!

     P.S. На этой статье взгляд в ретроспективу моих моделей закончу, домучив очередной из моих старых пенолётов))) Всем спасибо за внимание и поддержку в этой серии из 5-ти статей! Далее только новое!!! :)