Довольно часто я вижу просьбы к создателям самодельных моделей дать чертежи. А когда те показывают эскизы или сканированные странички из журналов, по которым, собственно, и строили модель, то начинают сыпаться требования выложить подробные шаблоны "чтобы только распечатать и вырезать". 

  Если бы речь шла о довольно сложных моделях, например, копиях с хорошей детализацией, я бы еще мог понять вопрошающих. В этом случае, действительно, эскиза или схемы с тремя видами может быть недостаточно, вернее, потребуется весьма немало времени и терпения, чтобы в итоге получить те самые шаблоны.

  Но ведь подобные просьбы с завидной регулярностью звучат и в адрес простых, даже не профильных пенолётов... Временами так и хочется воскликнуть: "Народ, да вы глаза-то откройте! Включите воображение! Тут и понимать-то нечего, все элементарно!"

  И вот, чтобы показать, что имея хорошие фотографии или эскиз, построить модель не так уж и сложно, я решил написать эту инструкцию. А в качестве "подопытного" взял модель Сергея Александрова АЛ-605.

  Для начала, нужно подготовить необходимые материалы и инструмент.

  В качестве основного материала будет использоваться обычная пенопластовая потолочная плитка. Плитка нужна ровная, без рельефа и, желательно, без цветного рисунка, хотя последнее и не обязательно. Также, неплохо помимо квадратных листов 50х50см, найти прямоугольную плитку 100х16см, но можно обойтись и без нее. Еще пригодится немного упаковочного шарикового пенопласта (желательно, поплотнее), карбоновая трубка 6мм, деревянные рейки (4х4мм, и если карбона нет, то 6х6-6х8мм для лонжерона), немного бумаги, немного фанеры или пластика попрочнее потолочки, ну и по мелочи - проволока (канцелярские скрепки), магнитики, скотч и т.п. Из клеев возьмем "Титан" или ПВА, эпоксидную смолу (10-15 минутную для деталей поменьше и 30 минутную для больших площадей) и циакриновый клей для пенопласта с активатором для быстрой фиксации небольших элементов.

  Из инструментов нужны будут ножи (канцелярский с широким лезвием или строительный и узкий перовой, вроде X-Blade), брусочек со шкуркой средней зернистости, полтора десятка булавок, пара линеек разной длины, тонкий маркер или гелевая ручка. Очень желательно наличие небольшого уголка.

  Также потребуется рабочее место - ровный стол, плита ДСП, лист "Пеноплэкса" ;-) и набор грузов - прекрасно подойдут ровные дощечки или дверки от старого шкафа.

  Все готово? Тогда поехали.

 

  Первым делом, распечатываем эскиз в натуральную величину и вырезаем шаблоны (вид сверху и вид сбоку). Склеиваем необходимое количество плиток потолочки встык. Я делал это так: подрезал по линейке края плиток, совмещал их и фиксировал полосой скотча по всей длине будущего шва. Затем складывал плитки, как книжку, и промазывал торцы 15-минутной эпоксидкой (можно и другим клеем, но сохнуть будет дольше, а циакрин - слишком дорогое удовольствие, чтобы лить его везде и всюду). После этого остается только развернуть сложенный шов, снять лишний клей, для надежности проклеить стык еще одной полосой скотча и прижать плитки на ровной поверхности до схватывания клея. 

  После того, как клей затвердеет, прикладываем и фиксируем шаблон, а затем обводим его маркером. Линии разметки, которые невозможно просто так обвести, накалываем иголкой прямо по шаблону, а затем, когда он будет убран, по проколам легко можно будет сделать разметку уже на пенопласте.

  Вырезаем первый слой, который будет основой крыла. Затем наклеиваем на эту заготовку плитки второго слоя. Я для этого использовал 30-минутную эпоксидку - пятнадцатиминутная затвердевает слишком быстро, не успеваешь нанести на всю поверхность, а Титан или ПВА долго сохнут между слоев потолочки (доступа воздуха-то нет), к тому же их очень сложно нанести тонким слоем - высыхают, а толстым, чтобы не успели просохнуть - лишний вес получается. Эпоксидка в этом плане более удобная. На каждую плитку у меня уходило примерно по 15 граммов клея, при этом второй слой я сделал из 3-х плиток, склееных в виде буквы Т, плюс подклеил небольшие уголки там, где размеров плитки не хватало. До схватывания смолы, будущее крыло нужно положить на ровную поверхность и прижать чем-нибудь тяжелым и ровным.

  Таким же образом были вырезаны и склеены элевоны, кили и рули направления (на данной модели это отдельные детали).

  В рули направления, в месте соединения подвижной и неподвижной частей я сразу вклеил кусочки пленки от дискеты:

  Пленка будет играть роль петель. После полимеризации клея мне достаточно было аккуратно вырезать потолочку уголком и немного разработать шарнирное соединение. Кромки килей и рулевых плоскостей нужно, как минимум, скруглить шкуркой, а в идеале, придать им некое подобие профиля - и красиво, и сопротивление меньше

  Чтобы придать крылу необходимую жесткость, в него нужно вклеить лонжерон из углепластиковой трубки или деревянной (лучше сосновой) рейки. Для этого прорезаем паз, шириной по диаметру трубки:

  С одной стороны паз заклеиваем полоской бумаги, переворачиваем крыло, заполняем паз клеем (естественно, не до краев), лучше всего, "Титаном" - он и засохнуть не успеет за время подготовки, и к карбону клеится достаточно хорошо, а затем вдавливаем в паз трубку, убираем, если есть, лишний клей и заклеиваем паз еще одной полоской бумаги.

  В моем случае, трубка была - квадратик 6х6мм. Можно и круглую - принцип монтажа не меняется, только клея надо будет чуть больше. Также может варьироваться диаметр трубки. Вообще, его лучше брать равным толщине двух склееных листов потолочки, а она разная бывает.

  Дальше размечаем местоположение фюзеляжа и приклеиваем боковинки:

  Обратите внимание, что в носовой части боковинки сделаны двойными, да еще и усилены реечками. Сделано это по двум причинам: во-первых, центровка - основной груз в этой конструкции сконцентрирован сзади (мотор, сервы, тот же лонжерон крыла), и его нужно чем-то уравновешивать (помимо аккумулятора). А во-вторых, нос этой модели - самое слабое место в конструкции. У меня даже возникли опасения, что на резких пируэтах тяжелая батарея может отломить нос, не говоря уже о жестких посадках. Да, знаю, надо учиться летать без аварий, но ситуации всякие бывают, и не все зависит от пилота...

  Между боковинок вклеиваем несколько шпангоутов из потолочки, заготовку носового обтекателя из упаковочного пенопласта и мотораму. Последняя в моем случае сделана из ламината (с помощью которого делают окантовку пластиковых окон - пенопласт, оклееный с двух сторон жестким пластиком), усиленного накладкой из 3мм ПВХ. Можно использовать фанеру или какой-либо другой пластик. Даже дюралевый профиль пойдет, лишь бы не слишком тяжелый - помним о центровке. Сразу же можно прикинуть размещение оборудования, а двигатель и регулятор хода вполне можно и закрепить, как положено:

  Регулятор и приемник хорошо клеятся на толстый двусторонний скотч. При этом, регулятор лучше разместить не в фюзеляже, а снаружи, в будущем канале воздухозаборника. Сразу же стоит сделать удлинитель силового провода (я использовал акустический кабель) и проверить направление вращения мотора, иначе потом сменить его будет затруднительно.

  Не забываем сделать вентиляционные отверстия в нише двигателя, чтобы он не варился там без доступа воздуха:

  Следующим этапом приклеиваем воздухозаборники, не забыв предварительно сточить нижнюю их кромку на ус для более плотного прилегания к крылу. Сверху зашкуривать не обязательно - потом подрежется по месту. Разве что, стоит слегка подшкурить верхнюю грань боковинок фюзеляжа.

  Изготавливаем кабину, которая будет служить еще и крышкой батарейного и аппаратурного отсеков, заодно окончательно формируем носовой обтекатель:

  Сам фонарь можно сделать, как и у Сергея, из пластиковой бутылки, но у меня с бутылочными технологиями как-то не сложилось, да и болванку строгать - довольно долгая история, поэтому я ограничился пенопластовой имитацией, обтянув ее зеркальным скотчем. Типа, это тонировка такая модная :-D

  Теперь можно уже окончательно доводить переднюю кромку крыла и обтягивать модель скотчем. Работа эта кропотливая и требует аккуратности, но повозиться стоит, так как от этого будет зависеть и внешний вид, и прочность модели. Фюзеляж сверху пока не закрываем, ведь нужно будет еще и машинки подключать:

  Расцветку я менять не стал, сделал такую же, как и у автора, черно-белую, с желтой полосой на границе цветов. Нижняя поверхность, в основном, белая с небольшими черными и черно-желтыми вставками. На мой взгляд, расцветка очень удачная - и смотрится красиво, и в воздухе читается прекрасно.

  Таким же образом обтягиваются и все остальные детали. К широкой части элевонов, имитирующей сопла двигателей, приклеиваются рули направления. С нужного участка необходимо аккуратно снять полоску скотча, так как клей к нему не липнет абсолютно, а чтобы не оставалось белых полос, после высыхания клея стык маскируется узкими полосками скотча. Сразу же можно установить и сервомашинки рулей направления, прорезав под них отверстие в элевонах и зафиксировав в них машинки капелькой клея.

  Элевоны навешиваются на скотч, но проклеиваются с обеих сторон, стобы не оторвало закрученным потоком воздуха от винта:

  Провод сервомашинок рулей направления, оставив небольшую петлю, чтобы элевоны могли свободно двигаться, закрепляем полосками скотча, заводим в канал воздухозаборников и подключаем к разъемам предварительно проложенного Y-разветвителя.

  После этого устанавливаем машинки элевонов, подключаем их к приемнику (потребуется пара 30см удлинителей), приклеиваем кили и наконец-то заклеиваем верх фюзеляжа. Модель приобретает законченный вид:

  Вклеиваем кабанчики, устанавливаем тяги, регулируем их длину, настраиваем передатчик...

  Тяги у меня сделаны из канцелярских скрепок. Для элевонов - из больших, для рулей - из поменьше. V-образный изгиб сделан как для подгонки длины, так и в качестве демпфера - при слишком большой нагрузке тяга в этом месте погнется, спасая редуктор машинки от поломки.

  Кабина крепится с помощью магнитиков от жесткого диска и бамбукового штырька в задней части. Для фиксации аккумулятора я вклеил стяжку-липучку, как на ноутбучных зарядниках.

  Остается только приклеить аэродинамические гребни на нижнюю плоскость крыла. Так как в этой конструкции они будут играть роль своеобразного шасси, делать их желательно из чего-нибудь покрепче потолочки. В моем случае, это бутерброд из слоя потолочки и липовой рейки 2,5мм толщиной. Также нет особого смысла обтягивать их скотчем - все равно обдерется после первой же посадки не в мягкую травку или свежий сугроб. Поэтому, гребни я просто покрасил маркером.

  Думаете все? А вот и нет! Остался еще один, весьма муторный но очень нужный этап - приварка скотча утюгом. Если нет специального модельного утюжка для обтяжки, пойдет и обычный бытовой утюг. Выставляем термостат на режим глажки синтетики и аккуратно прожариваем скотч по всей поверхности модели, стараясь разгладить все морщинки скотча. Особое внимание уделяем навеске элевонов - нужно, чтобы скотч как можно качественнее прилип к пене.

  В результате получаем такой вот аппарат:

  На модели установлены:

- Двигатель - FC-2812 1536 перемотанный проводом Ф0,45мм в 2 жилы по 9 витков на зуб;

- Регулятор - HK Super Simple 25-30A

- Приемник - Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2

- Аккумулятор - Turnigy 2200mAh 3S 30C

- Машинки элевонов - Corona 939MG

- Машинки рулей направления - E-Sky 8g 1.5Kg Digital (здесь не представлены, можно заменить на любые 8-9 граммовые сервы).

  Вес модели получился 842 грамма. Можно и меньше, если не клеить крыло и прочие детали из двух слоев, а сразу взять лист пенопласта 6-8мм толщиной. Грамм 100 сэкономится только на клее. Можно подобрать более легкие мотор и аккумулятор... В общем, есть еще к чему стремиться.

  Винты я пробовал ставить GWS 7060 SF и трехлопастный GWS 8040. С первым тяга в районе 850 грамм, модель держит свой вес, но вверх практически не идет. Со вторым винтом тяга чуть больше килограмма, соответственно, аппарат висит уже на 3/4 газа, а на полном идет вертикально вверх с ускорением, но запас небольшой, да и сломать трехлопастный винт на посадке проще. C винтомоторной группой нужно еще поэкспериментировать и подобрать оптимальные параметры.

 

  Как видите, было бы желание, а особых трудностей в постройке таких моделей нет. Даже без подробных чертежей. Для этого не требуется ни дефицитных материалов, ни сложного и дорогого оборудования.

  Ну и не забывайте, что фантазия и воображение - один из критериев, отличающих нас от животных. Научить собирать конструктор можно и обезьяну, а вот что-то создать или воспроизвести при наличии минимально необходимой информации может только человек.

  Короче, ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!!! ;-)

Отмасштабированный эскиз в формате Corel Draw X3