Р/У модель «Факир»
Первый «Факир» Ярослава Фары.
Модель является переходной от тренера к пилотажке. Крыло расположено в оси двигателя (я расположил чуть выше из личного опыта), что позволяет исполнять фигуры как прямого, так и обратного пилотажа.
Первый «Факир» Александра Ковалёва.
Т. к. у меня уже были «верхнепланы» (так называемые самолёты с верхним положением крыла, т. е. тренеры), то я решил построить более сложную модель. По советам «гуру» с форумов и Михаила Дмитриевича (мой учитель по технологии) я выбрал Факир. Модель спроектирована чешским авиамоделистом Ярославом Фара.
Я проверил расчеты чешского моделиста (просто из интереса) при помощи статьи Выбор основных параметров радиоуправляемой модели самолета
Самого начала процесса у меня фото не сохранилось. И их не съела собака, и они не погибли в потопе, а просто я так был увлечён процессом, что даже забыл про фотографирование.
Первая (в хронологическом порядке) фотография показывает, как я соорудил фюзеляж и нижнюю часть (до этого я сделал хвостовую часть). |
Я внёс небольшую доработку в чертёж: мне показалось, что не выдержит эта тонкая бальзовая конструкция руля направления (далее РН) фигур пилотажа…. |
Фото срединного шпангоута и соединения фюзеляжа и «хвоста». |
Полочка под регулятор и носовая часть.
Далее мне предстояло приклеить нос самолёта, но, вот незадача, по чертежу изгиб указан, а в статье не указано, как «заставить» древесину выгнуться. У меня было две идеи: первая - распарить и загнуть (по принципу, как делают аккустические гитары), вторая – постепенно выклеить рейками каркас, сделать надпилы в нижней (загибаемой части) и постепенно с помощью струбцины и эпоксидки-пятиминутки загнуть.
Первая идея была отметена, т.к. при распаривании могло «повести» хвост. А вторая задумка была успешно реализована. |
Далее тушка самолёта была ошпаклёвана сначала авиашпаклёвкой (эпоксидка+микросфера), а потом вторым слоем строительной.
Далее сделал шасси из дюраль-алюминия и окрасил аэрозольной краской. Но конструкция шасси из дюраль-аллюминия не оправдала ожиданий… В последствии, при анализе ошибок, я пришёл к выводу, что нужны были усиления. Но здесь кнопки «back» нет… |
Следующим этапом была обтяжка модели термоусадочной плёнкой. Обтягивал я в два слоя: сначала чёрным, потом – жёлтым. |
Пришлось закрасить в фотошопе левый нижний угол, т.к. в кадр попала горка «самолётных» отходов. |
Установленные серво машинки. |
После установки серво машинок, я приступил к вклеиванию полочек с гайками для крепления крыльев. А чтобы не залить сервы, я укрыл их пакетиком. |
Промежуточный результат – крылья прикручены, конструктор с моделью в зубах в руках. |
Установленная сервомашинка для элеронов. Крыло крепится на четыре нейлоновых болта. |
В середине из потолочки выклеен «коробочек» для приёмника, т.к. при падениях и авариях хрупкий приёмник должен быть защищён! |
Далее я сделал капот. Точнее это не совсем капот, а просто обтекатель мотора. Изготавливал я его из бытового пенопласта (упаковка от бытовой техники). Я придал нужный профиль шкуркой, затем оклеил заготовку бумагой, зашпаклевал, ещё раз ошкурил, а в довершение обтянул термоусадочной плёнкой. После я вклеил фанерную вставочку для крепления шасси. |
Почти «под зановес» я сделал лючок для аккумулятора, т.к. каждый раз, при смене аккумулятора, снимать крыло неудобно! |
Задняя стойка шасси. |
Видоизменённая конструкция шасси. Изготовлена из стальной упругой проволоки, выгнутой на оправке (куплена на Паркфлаере) и карбонового прутка в качестве оси. Колёса композитные. |
Фото расположения электроники.
|
Поэтапное изготовление лыж из бытового пенопласта (упаковка от бытовой техники). |
Особенности крепления
|
|
Изготовленная временная кабина (в дальнейшем планируется выдавливать из оргстекла)
Результат работы
Немного экономических размышлений
Приступая к проектированию изделия, необходимо сделать предварительный расчёт его себестоимости, который выполняется по формуле:
Собщ=С1+ С2+ С3+ С4+ С5+ С6+С7+….
Где Собщ – общая стоимость изделия;
С1-стоимость материала и электроники;
С2-стоимость оборудования и инструментов;
С3-стоимость электроэнергии;
С4-заработная плата из расчёта оплаты мастера за 8 ч рабочего времени;
С5+ С6+С7 и т.д. – амортизационные отчисления за здание, сооружения, заработная плата сторожа, продавца и т.д., но мы это не учитываем, т.к. я пользовался школьной мастерской.
С1-стоимость материала и электроники (стоимость указана приблизительно +- 1р).
Позиция |
Стоимость, руб |
Ссылки |
МоторTurnigy D3530/14 1100KV Brushless Outrunner Motor |
520 |
|
Аккумуляторы (3 шт.) |
905 |
Аккумулятор литий-полимерный Rhino 750мАч 3S 11,1В 20C (для передатчика) Turnigy 800mAh 3S 30C Lipo Pack Turnigy 1300mAh 3S 30C Lipo Pack |
Золотой разъем HXT 3.5мм с защитным корпусом (3шт) |
30 |
Золотой разъем HXT 3.5мм с защитным корпусом (в комплекте 10шт) |
РегулятороборотовHobbyKing Red Brick 30A |
290 |
|
СервоCorona 928BB 2.0kg/9g/.13sec (3 шт.) |
339 |
|
Легковесные копийные колеса 75мм, 2шт. |
140 |
|
Тяга металлическая М2х300мм (10 шт.) |
27 |
|
Нейлоновая шарнирная петля 16x28.5 (8шт) |
33 |
|
Кабанчики 13.5x16мм (4шт) |
15 |
|
Термоусадочная плёнка |
300 |
|
Нейлоновая гайка M6 (6 шт.) |
20 |
|
Нейлоновый болт 6x60mm (6 шт.) |
23 |
|
Пропеллер JM 10x6 /254x152.5мм |
57 |
|
Бортовой сигнализатор разряда аккумулятора (2S-4S) |
64 |
Сигнализатор просадки напряжения LiPo аккумулятора "HobbyKing" (2S-4S) |
Лёгкие колеса со спицами Д40xШ11мм (1шт) |
10 |
|
Оболочка рулевой тяги (2 шт.) |
50 |
|
Разъемы XT60 Папа/Мама (1 пара) |
24 |
|
Устройство для зарядки/балансировки аккумуляторов Turnigy 2S-3S |
167 |
|
Ремень для передатчика TURNIGY |
37 |
|
Приемник/передатчик Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2 (Mode 2 газ слева) |
854 |
Приемник/передатчик Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2 (Mode 2 газ слева) |
Бальза, фанера и сосновые рейки |
1500 |
Из магазина http://www.technosporta.net |
Клей |
400 |
Титан, Эпоксидка (из хозмага 24 часа), HobbyKing 4-6min Epoxy Glue (пятиминутка) |
Микросфера |
100 |
Наполнитель для авиамодельной шпаклёвки http://www.technosporta.net/k1_77.php что-то вроде этой |
Шпаклёвка |
50 |
Строительная |
Мелкие расходы |
300 |
Шкурки, гвоздики, шурупы, проволока, пенопласт и подручные материалы |
Итого |
6255 |
|
С2-стоимость оборудования и инструментов. Рассчитывается исходя из того, что каждый инструмент имеет свой срок службы в процессе эксплуатации. Выполняя изделие, следует учитывать его себестоимость - 5% от первоначальной стоимости инструмента.
Позиция |
Стоимость, руб |
Микродрель (самодёльная, но цена по аналогии с магазином) |
500 |
Нож канцелярский (большой) |
50 |
Лобзик для фигурной резки |
200 |
Молоток |
70 |
Отвёртка реверсионная со сменными битами |
800 |
Набор микроотвёрток |
200 |
Тиски малые |
200 |
Набор струбцин |
200 |
Ножницы |
50 |
Шприцы |
30 |
Итого |
2300 |
Т.к. использованы были личные инструменты, то С2=115 руб.
С3-стоимость электроэнергии. Расчёты выполняются с учётом потребляемой энергии, измеряемой в киловатт-часах.
Т.к. я работал в основном дома, то на освещение я затратил 18кВт*ч (исходя из того, что я 1 час в день работал вечером). С3 =18кВт*ч*2,17руб=39,06 руб=40 руб.
С4-заработная плата из расчёта оплаты мастера за 8 ч рабочего времени. Рассчитывается из расчёта заработной платы конструктора. Т.к. я делал сам, то С4=0.
С5+ С6+С7 и т.д. – амортизационные отчисления за здание, сооружения, заработная плата сторожа, продавца и т.д. Т.к. работал дома, то С5+ С6+С7 и т.д.=0.
Собщ=6460 руб.
Реальная стоимость изделия составила 6460 руб.На мой взгляд, это цена на уровне цен рыночных на изделия данного вида, но по незначительным критериям моё изделие превосходит продаваемые. Кроме этого неоценим опыт, который я приобрёл за эти 3600 часов, изготавливая модель.
Испытания
Результаты испытаний
Разорвана моторама (дюралевая)
Размок пенопластовый нос (фото приводить не буду – ничего интересного, сразу выбросил)…
Буду делать мотораму из более крепкого материала, чем дюраль… да и сделаю доступа больше для регулировки выкоса двигателя…
Чертежи и статья из журнала Modelar
Ковалёв Александр
На правах рекламы своего проекта: сайт, посвященный самым зрелищным и популярным парусным регатам. Rolex Cup Regatta по-русски
Впервые вижу такую взлетку,где по краям сугробы.
Мне бы было жалко свой многочасовой труд.Эх молодеж.....
Если нравится строить - то постройка это не работа, а отдых.
Тот кто работает 18 часов в сутки все время, точно не сможет быть моделистом - время только на сон останется. Тут уж не до полетов.
Или решили типа "срубить бабла" на другом сайте, не смотря на то, что права на публикацию уже передали? :)
А в данном случае любые правила не более чем список пожеланий площадки размещения... Разумееться не предостааляеться никаких гарантий публикации... Всё остаёться на усмотрение администрации площадки.
Я запомню и всем буду говорить Владимир Рубан из Хабаровска бесчестный человек и не сдерживает слово. Ради своей выгоды он готов плевать на правила.