Давным давно, работая как то в Иваново, поднял голову вверх и увидел в небе планер - Blanik L-13. Он купался в лучах солнца среди кучевых облаков. Эх, как позавидовал я тогда его пилотам, чувствуя себя птицей в клетке на земле. Через два года мне повезло полетать на этом планере пассажиром.
И вот решил его построить.
Размах: 2850мм
Вес: 3150гр. 
Двигатель: Aerodrive ASK-3 3542 1000kv
Винт: 13*6
Профиль крыла: S-3021 увеличенный по высоте на 10%.
Управление: 6 микро-серво 
Материал: пенополистирол и крафт бумага
Картинки кликабельны.

   
             

Видео пока мало, т.к. у оператора дочь на руках :)  Первые полеты. Ветер 5-7м/с
Взлет.

Посадка




Полеты
Летает модель копийно, как настоящий. Медленно и важно. Чувствуется вес, размах и инерция.
Когда пролетает рядом, то издает свист, более похожий на шелест. Взлетает с руки легко, с небольшого толчка и плавно уходит в небо. Крутит петли, бочки. Перевернутый полет устойчив. Хорошо сохраняет скорость в безмоторном полете даже при выполнении фигур. Пробовал тормоз -закрылки вниз, элероны вверх, руль высоты чуть вверх - снижает скорость до минимума, хорошо управляется. С минимальной скоростью сильно не игрался, т.к. боялся получить срыв и штопор. Хотя его быть не должно - крыло с обратной стреловидностью имеет противоштопорный эффект. 
При потере скорости не заваливается на крыло, а переходит в плавное пике, и снова выравнивается.
Аккумулятора 2800mA хватает всего на 2-3 подъема на 200-300м. Спуск с 200м около 8 -10 минут.
Вчера удалось поймать хорошие термики - заметил где чайки парят и туда. Метрах на 100 летал 5 минут без снижения. Вот я удивился!!! 3кг и парят! Причем, т.к. это было не очень высоко, иногда даже заметно было как он поднимался!
В среднем полет на одном силовом аккумуляторе длится 15-20 минут, два подъема до 200м. Надо ловить термики.
Удалось полетать в полный штиль. Качество крыла впечатляет. Не смотря на свой вес, планирует довольно долго.
Летать на нем удовольствие, мне закоренелому ДВС-нику открываются новые горизонты хобби и Воздушного океана. Уже по другому следишь за облаками, ищешь взглядом в небе парящего сокола.
А во время полета напряженно вглядываешься - снижается/перестал/вроде вверх идет.
Для меня планера - это новые горизонты в нашем хобби. И полукопии среди планеров выделяются своей особой привлекательностью.

Постройка 
Сразу оговорюсь, что я просто повторил путь пройденный до меня Виктором. Спасибо ему огромное за его статью.
Итак, на строительство у меня ушло 2.5 месяца, основная работа выполнялась после 10 вечера, когда домашние спят.
Первым делом сделал пенорезку с простейшей механизацией.
Распечатал увеличенные чертежи планера из журнала Моделяж. Мсаштаб 1:6. Сделал шаблоны для резки из фанеры, натер края карандашом, и вырезал плоскости из пенопласта. Плоскости разделил на три части, чтобы не было эффекта провисания струны. Склеил плоскости.

Крыло.

  
Каждая плоскость весит по 140гр. Далее окантовал сосновыми рейками 4мм толщиной - переднюю и заднюю кромку. Ширина задней кромки -10мм. Срезал рубанком лишнее. Использую клей Регент.
Срезал край у основания крыла, чтобы задать крылу обратную стреловидность.
  
Разметил расположение лонжеронов - 1/3 хорды крыла, начертил расположение соединительных пеналов.
  
С помощью простейшей приспособы из нихрома вырезал паз под лонжероны. Прошкурил их.
Лонжерон - сосна 14*5 переходящая в 8*4 в районе элерона. 
  
Труба для соединения консолей - от лыжной палки, Д16, подаренная товарищем. Но планерное крыло очень тонкое, и труба входила туда только только от лонжерона до лонжерона, и V-образность задать не удавалось. Тогда согнул трубу через колено, задав необходимую V-образность крылу. В последствии труба будет вклеена в фюзеляж. Выклеил из стеклоткани пеналы. 
   
Соединение пенала и лонжерона должно быть прочным. 
  
Для этого из бальзы сделал окантовку для пенала. Для плавного распределения нагрузки вклеил стенку из бальзы 4мм длиной 100мм.
Склеил между собой лонжероны и пенал, обмотал капроновыми нитками на клею. Так прочно, но вклеивать в плоскость всю эту конструкцию очень неудобно. Можно попробовать сначала все вклеить в крыло, а затем на плоскости с помощью иглы обмотать нитками.
  
Все вклеил и немного зашпаклевал. Шпатлевка - смесь детской присыпки и ПВА. Она очень усаживается, но зато очень легкая и отлично шкурится. Можно и шпатлевкой по дереву, но она тяжелее. Наметил, и отрезал элероны и закрылки. 
  
Окантовал плоскости и элероны с закрылками сосновыми рейками 2.5мм толщиной.
   
Намечаем и выпиливаем корневые нервюры - для плоскости и для центроплана, фанера 3мм.
В элероны и закрылки вклеиваем бальзовые бобышки, там где будут установлены качалки.
Из бальзы изготавливаем капельки. В рули высоты и поворота также вклеены бальзовые бобышки в местах качалок. Законцовки крыла окантовываем бальзой. Приклеиваем капельки.
   
Итак, по крылу пока все.
Хвостовое оперение:
Собственно все также: вырезаем с помощью шаблонов, окантовываем рейками. По кромкам окантовал бальзой. Руль поворота я не окантовывал - после обклейки крафт бумагой жесткости более чем достаточно.
  
   
  
  
Фюзеляж.
С помощью пенорезки вырезал из пенопласта пластины толщиной 10мм. Обрезал в соответствии с чертежом.
Вклеил сосновые рейки 5*5 по краям, в заранее вырезанные для них пазы.
Далее вырезал из обрезков пенопласта шпангоуты, передний шпангоут - фанера 3мм, это будет мотошпангоут. Сверху и снизу его усилил накладками из фанеры.
  
Сзади вклеил бобышку из бальзы - через нее будет крепится стабилизатор.
  
Сверху и снизу приклеил пластины пенопласта, и обрезал ножом до нужной формы.
 
Вот что получилось:
  
Далее с помощью нихрома отрезал фонарь, а также часть центроплана:
Выпиливаем из фанеры шпангоуты-стойки крыла. Подгоняем по месту, и вклеиваем на смолу.
  
Вклеиваю вырезанные кусочки пенопласта и зашиваю центроплан, шпаклюю.
  
 

Далее вклеиваю киль, делаю плошадку для стабилизатора, оклеиваю ее бальзой.
Стабилизатор будет крепится спереди штырем, сзади болтом М5.
  
Длинных боуденов у меня не было, поэтому серво расположил недалеко от хвоста.
Вклеил в стабилизатор бобышки из бальзы в местах крепления. Там где отверстие для болта - вклеил металлическую трубочку.
   
Выклеил капот из стеклоткани:
  
Закрепил мотор, придав необходимый выкос фанеркой. Вырезал места для бобышек крепления капота, бобышки из липы. Вклеил их.
 

Для того чтобы крыло на трубе не вращалось, приклеил к фанерному шпангоуту проволоку толщиной 5мм, в консолях соответственно вклеил бобышки из бальзы, и в них пеналы из стеклоткани.
Для того чтобы плоскости не разъезжались, они будут стягиваться между собой резинкой. Для этого вклеил крючки. В центроплане под них соответственно вырез. Крючки сначала закрепил на деревянных бобышках, а уже их вклеил в плоскости.
 
Обмотал серво лейкопластырем и вклеил их в заранее подготовленные пазы.
Оклейка крафт-бумагой.
Здесь вообщем то ничего сложного, но нужно знать несколько тонкостей.
Крафт бумагу я попросил на проходной Макаронной фабрики. До этого мне много где показывали крафт, но то была обычная бумага. Из бумажных мешков для мусора - слишком толстая.
Крафт бумагу можно заменить бумагой для факса, калькой, и даже газетой.

Процесс оклейки:
-вырезаем выкройку с припуском
-кладем в ванную и мочим с обеих сторон
-вешаем на полминуты, чтобы стекла вода
-кладем на ровную поверхность. Берем губку и  наносим ПВА на бумагу.
-наносим клей на заготовку
-накладываем, разглаживаем пластиковой карточкой.
-вешаем сушится передней кромкой вверх, так чтобы доступ воздуха был хороший с обеих сторон.

Я начинаю с задней кромки, делаю там сразу загиб. А потом, когда заготовка будет полностью обернута - уже не загибаю.
  
После оклейки детали приобретают хорошую жесткость на кручение.
Из тонкостей: для того чтобы не повело, деталь лучше окантовать рейками. Причем если делать окантовку - то делать ее обязательно везде, иначе согнет.
Или не делать вовсе. Т.к. бумага высыхая утягивается, то она просто сожмет пену равномерно.
Если деталь повело, можно попробовать выпрямить ее, намочив, и выгнув в нужную сторону, и зафиксировав оставить сушится.
  
Покраска.
Очень переживал за покраску, искал акриловую краску в виде аэрозоли (она не разъедает пену). Проводил экперименты.

В итоге: акриловая краска в виде аэрозоли (Hobby называется) не оправдала надежд, уж лучше кистью.
Красить можно чем хочешь, пенопласт через бумагу ничем не разъедает. Единственное - нужно пригладить ворс бумаги. Кто-то для этих целей использует аквалак - после высыхания шкурит.
Я использовал обычную краску для радиаторов на водной основе. Разбавил водой, наносил валиком.
Она быстро сохнет, и ворс отлично приглаживается.
Далее красил обычной аэрозолью из баллончика. Почему-то серебрянка легла и смотрится лучше чем желтый цвет.
    
Шасси.
В качестве шасси используется одно колесо в районе крыла, и деревянная бобышка в носу.
Выклеил из стеклоткани пенал для колеса, приклеил фанерные боковины, выбрал пенопласт и вживил все это на место.
  

...
-Стабилизатор изначально я сделал как у оригинала, с V-образностью, и из-за этого имел в дальнейшем трудности с качалкой. Т.к. тяга у меня одна, то пришлось сделать хитрую качалку, которая все-равно заедала. В итоге за день сделал новый простой стабилизатор с цельным рулем высоты. Это отхождение от копийности, зато просто и надежно. 

-Т.к. серво у меня расположены ближе к хвосту (не было длинных боуденов), то для установки центровки пришлось вклеить в нос 250гр балласта.

-В центроплане также сделал крышечку на винтах, для удобства подключения серво крыла.

Чертеж.
Я использовал замыленные отсканированные и увеличенные чертежи из журнала моделяж, 80-х годов.
А как построил, попались мне отличные чертежи в Gif и dwg формате. 
Вот на этой страничке - ссылки Gif и Dwg.  Там даже шаблоны профиля крыла есть.
P.S. Более подробные фото постройки есть у меня в альбоме.

  
Возможно попозже сделаю ему прозрачную кабину с пилотом :)


Вот такая модель.
Спасибо за просмотр. Стройте, и мягких посадок.

Другие мои статьи.
Планер ЛК Hai2. 1.6м
Spacewallker. Первая самодельная модель.