Всем доброго здравия!
Испортился напрочь первый потенциометр у моей Turnigy 9x. Обычное дело, судя по отзывам. И конечно же, досадное, потому что стоимость её будет повыше тех стартовых пультиков за счет большого числа каналов и всяких вкусняшек, а вот качество исполнения, в том числе потенциометров - такое же корявое. Выглядит это примерно так:
И заразился я идеей замены этого резистора на бесконтактный датчик, реагирующий на перемещение магнита относительно себя. Кстати, Вы наверное слышали, а может быть и видели, такие датчики устанавливают на новый Jeti Duplex DC-16. Что ж, попробуем установить в наши "Жигули" крутую примочку ;)
Идея отнюдь не претендует на оригинальность, в интернете хватает статей по изготовлению "эрзациометров" (а вот это слово я запатентую). Я рассказываю про это с целью развеять страхи и опасения нерешительных, ответить на сопутствующие вопросы, а также очень обрадуюсь и буду благодарен, если мне подскажут более интересное решение, и мы вместе улучшим результат!
--
Вместо потенциометра рудера, я установил микросхемку ss495a1 стоимостью 2-3 доллара. В схему ничего не добавляется, три проводка, отпаянных от потенциометра, кидаю на "+", "-", и "выход" датчика. Вот такое расположение его лапок:
"Выход" (на рисунке "0") равносилен средней ноге потенциометра и белому проводку. А вот цвета плюса и минуса китайцы в моем экземпляре напутали (а может, это хитрый ход против кулибиных? он не прокатил), "плюсом" оказался черный проводок, а не красный.
Резистор я расчленил частично, оставив вращающуюся часть. Такой метод не имеет возврата к старому резистору, так что немедленно закройте эту страницу и всё забудьте! подумайте прежде чем повторять его.
Магнит использован из блока считывающей головки сидирома. Его размеры 7х5х3 мм. Магнит надо брать достаточно мощный, поскольку я пробовал использовать слабенький и отклонения значений датчика холла были неполные (а они должны меняться от 0 до 5 Вольт на "выходе").
Самое сложное - ровно установить магнит, чтобы датчик при отпущенной ручке показывал 2,5 Вольт. Доля миллиметра способна изменить "нулевую точку" на полвольта. Также нужно добиться как можно большей симметричности. Я настраивал нулевое положение с помощью мультиметра с точностью до сотых долей вольта. Имеет огромное значение сдвиг магнита во всех трех осях, так что работа творческая. С целью настройки монтажная платка с датчиком установлена на пружинные шайбы гровера, и методом научного тыка слегка регулировалась винтами. Только после окончательных настроек можно приклеить магнит к площадке.
Фиксации суперклеем мне показалось недостаточно, и я закрепил магнит на площадке основательно термоклеем. То же сделал и с датчиком.
Результат этих пыхтений и потений выглядит вот так ( я уже не скручиваю передатчик винтами - резьбы в мягкой пластмассе нет. половинки корпуса держатся с помощью резинок для денег :D ):
График зависимости сигнала на выходе датчика от угла наклона стика выглядит примерно так (я уже составляя статью заметил что рисунок неточный, представьте, что минимум - это 2,5 вольт, а максимум - это пределы, 0 вольт при -30 градусов, и 5 вольт при +30. Суть и так ясна.) :
Я понимаю, результат не айс, хотелось как лучше, а получилось как всегда. Но если кто-нибудь всё-таки решится это повторить - значит он нашел плюсы данной переделки, и я не зря барабанил по клаве.
--
Есть у меня еще невоплощенная модернизация: с помощью кулисного механизма заставить магнит перемещаться относительно датчика, не поворачиваясь, а сдвигаясь влево-вправо, но я пока не придумал, как это реализовать.
--
Чтобы предупредить выброс желчных брызг некоторых язвительных жильцов паркфлаера, скажу следующее. В интернете идут непрерывные споры по поводу линейности-нелинейности характеристик подобных датчиков. По моим субъективным ощущениям линейность превосходная, но утверждать ничего не стану. Да, я согласен с Вами, уважаемые сторонники теплых ламповых резисторов, что для серьезных занятий авиамоделизмом не нужно "лепить горбатого", а надо купить серьезную аппаратуру, ничего в ней не менять, и что только так будет правильно, и только так можно завоевать призовые места на кубке мира и тд и тп.
-----
P.S. Кулибинизм включает в себя метод проб и ошибок, и здесь часто важен сам процесс. Так что честь и хвала людям, придумавшим засунуть вместо резистора датчик Холла!
Спасибо за внимание, критику приму с распростёртыми!
Сделал только стик тяги, и в итоге он в реверсе оказался ( благо кастомная прошивка поддерживает реверс газа !
Датчики такие же как и у автора статьи, магниты http://www.parkflyer.ru/47373/product/7645/#commentssorting= эти, первый ставил часа полтора, второй минут 20, всё очень просто. Доволен, пульт облётан, нареканий нет. А главное ресурс увеличился на ооочень много)))
Разбираем аппу и вытаскиваем нужный нам стик, провода советую заменить на более длинные для удобства настроики.
Вытаскиваем потенциометры и оставляем от них только втулку в которой вращается вал, сам вал и "тарелку" к которой крепился скользящий контакт.
и с другой стороны)))
удобство в том что "тарелки" на валах "магнитятся" и подобрать расстояние и смещение центра можно ничего не приклеивая.
Подбираем удачное расположение. Приклеиваем магнит и крепим датчик. Для крепления датчика использовал часть качалки от сервомашинки, очень удобно)))
и еще
магнит, датчик и рубль)))
И в заключении, если не уверены не беритесь, я просто предложил))).
И отдельное СПАСИБО!!! автору за данную статью. Ночами она мне снилась)))
На крутилках тоже кстати можно переделать, но магнит придется точить, а это не просто.
интересное однако решение проблемы) у меня было тоже самое,но я не стал заморачиватся и взял относительно нового донора с ненужного пульта от соньки.
подковообразной формы.
Есть промышленные переменные магниторезисторы, но дорогие, наверно...
Интересно было бы услышать про развитие идеи с авто-ДПДЗ!
Трубочки изоляционные неплохо бы на выводы датчика.
От меня - Плюс!