Возможно ли за короткую смену в летнем лагере построить радиоуправляемую модель катера? Вполне.

В новом сезоне лагерь расположился на берегу небольшого озерца, так что корабельная тема для занятий с пионерами напрашивалась сама собой. Но что именно строить? Зимой многого не углядеть, всё льдом-снегом покрыто, ни глубин, ни препятствий, ни особенностей водоёма не видать. Потому решил исходить при выборе модели из следующих соображений:
1. Модель должна быть простой в постройке, материалах. Ибо строить будут пионеры, для многих из которых это будет первым знакомством с моделизмом.
2. Конструкция должна быть интересной, чтобы было что попутно рассказать, а пионерам было с чем повозиться.
2. Времени для постройки и ходовых испытаний отводится в сумме - 3-4 часа в смену.
3. Модель должна без поломок преодолевать на ходу плавучие растения, коряги, мусор и прочие препятствия, если таковые случатся.
4. Электронная начинка даётся "напрокат", дабы увидеть построенную своими руками модель на воде и "почувствовать" её на ходу. То есть - должна быстро переставляться с модели на модель. Полностью готовый корпус-основу пионеры по традиции увозят с собой в качестве летнего "трофея", желающие потом могут легко дооснастить его необходимой электроникой и гонять дальше.

Исходя из этих требований, оптимальным решением стал аэроглиссер, проект которого получил название "Кувшинка":
Аэроглиссер "Кувшинка"

В основу проекта был положен аэроглиссер "Лотос", чертежи которого очень кстати нашлись в журнале "М-К" №12 за 1994 год, оставалось лишь адаптировать его под электродвигатель и потолочную технологию постройки корпуса. Обводы подводной части корпуса сохранил без изменений, палубу для простоты и удобства сделал плоскую, а вот с длиной пришлось поколдовать. Длина корпуса "Лотоса" 600 мм, в моем же распоряжении самые ходовые листы потолочки - 50х50 см. Не мудрствуя лукаво обрезал носовую часть "Лотоса" таким образом, чтобы длина корпуса составила 485 мм. Теперь все детали набора и обшивки помещались на такой квадратный лист.

Корпус "Кувшинки" наборный, полностью собирается из листового потолочного пенопласта толщиной 3 мм. Собирается на ровной палубе "килем вверх". В силовой набор входит короб аппаратурного отсека, 5 шпангоутов, килевая рамка и 2 транца. Обшивка днища и бортов также из потолочки.
Силовая установка и система управления скомпонованы в виде отдельного модуля, который крепится через силовые рейки из соснового шпона толщиной 3 мм, приклеенные к палубе. Сам модуль изготовлен из березовой фанеры толщиной 4 мм, для транцевого свеса очень кстати пригодилась найденная в закромах лагеря около 30 лет назад построенная схематическая кордовая модель По-2, вид её в целом был плачевный, но фанера из которой она была сделана, хоть и источала фенольный аромат, выглядела вполне бодрой и готовой к новой работе. Она же пошла и на перо руля.
Изначально для "Кувшинки" планировалась установка воздушного руля, однако первый заплыв прототипа с ним закончился доставанием из прибрежных зарослей рогоза - площади руля не хватало для удержания курса, а вот парусности было достаточно, чтобы с курса на ветер уйти. Кроме того, на малом газу катер практически переставал управляться, а вперед продолжал идти при этом значительно лучше. Экспериментировать дальше с воздушным рулем не стал, и у "Кувшинок" в этом сезоне руль стал исключительно подводный, что обеспечивало прекрасную управляемость в том числе при движении по инерции. Но, в отличие от того же "Лотоса", рулевое устройство "Кувшинки" вынесено на транец для удовлетворения перечисленных выше требований к модели.



Конструкция глиссера и технология его постройки практически всё лето подвергались некоторым доработкам, хотя уже на второй смене выработалась некая основа и того, и другого.

Теперь немного о самой постройке.
Все детали набора вычерчиваются на листе потолочки по заготовленным шаблонам, вырезаются ножом.

Сборка начинается с короба отсека аппаратуры:

и вклеивается в палубу на своё место:

Монтаж шпангоутов производим на ровном столе, положив сборку вверх килем.

Окончательный вид готового к обшивке набора:

Далее готовим листы обшивки днища, склеиваем их между собой

и готовую сборку приклеиваем на своё место:

После того, как клей схватится окончательно, внутренние объемы корпуса заполняем монтажной пеной, Макрофлекс с Турбо-насадкой подходит замечательно, позволяя наносить пену тонким валиком на стыки деталей и в узких местах корпуса. Заполнять отсек пеной даже наполовину с учетом её расширения бесполезно - нежный каркас из потолочки разопрёт. Поэтому - кладем пену лишь по стыкам деталей. Пена придает прочность и жесткость наборному пенопластовому корпусу, сокращает свободный объем в отсеках, ну и вес добавляет - корпус из одной лишь потолочки весит около 80 г, корпус с частичным заполнением пеной - около 175 г.

После того, как пена схватится, излишки обрезаются, с борта снимается малка и на своё место наклеивается пенопластовая полоса подходящего размера.

После высыхания клея обрезаем припуски по линии скулы и палубы и получаем готовый корпус.
Методы подготовки к окончательной отделке применяли разные, смотря насколько хорошо получилась пенопластовая "основа", но чаще всего поступали таким образом:
- шпаклевание неровностей с последующей шлифовкой, оклейка писчей бумагой на акриловом паркетном лаке, финишная шпаклевка, шлифовка, лакировка тем же лаком.
- то же самое, но без оклейки бумагой, шлифанули шпаклеванный корпус, и под лак.
- вариант "хай-так": если времени на "сделать, как положено" по каким-либо причинам не остается, с мелкими недочётами мирились и переходили сразу к отделке, в этом случае, правда, скотч не использовался, только пленка-самоклейка, и только цельным куском обтягивались борта и днище.

Для окончательной отделки корпуса применяли цветной скотч и/или самоклеющуюся пленку "Оракал", последняя кстати лучше всего натягивается на лакированную поверхность.

Готовые к спуску на воду глиссеры:
Виды на воде:





Типичная картина: "Кувшинка" в кувшинках. :)




Бывало в нашей практике и такое:

Но за всё лето таким образом "кильнулись" всего четыре аппарата, по электронике почти без потерь - лишь один приёмник утопили, не успели его герметизировать и далее всё по закону Мерфи. Двигатель выдерживает подобное купание и даже под водой работает, можно двигать катер малым ходом, если на винт ничего не намотается, а желающих намотаться на винт в наших водах было предостаточно! Вот только руль при этом над водой находится и в процессе участвовать не может. Аппаратурный отсек при оверкиле принимает некоторое количество воды через неплотность между крышкой отсека и мотоустановкой, но немного, 10-20 мл, в будущем устраним это слабое место.

Немного о желтом катере, показавшем нам все режимы работы глиссирующего судна на воде. Началось всё с дельфинирования на 40% оборотов, устранить которое перемещением центра тяжести не удалось, дельфинирование уменьшалось до рикошетирования, но хрен редьки не слаще, видеть, как пол-киллограмовый катер прыгает блинчиком по воде - и страшно, и жалко машинку. Устранить это явление на готовой модели удалось лишь установкой транцевых плит, максимальная скорость, конечно же, упала, зато и на полном газу глиссирование было устойчивым.

Пионеры мои с интересом, увлеченно строили свои "Кувшинки", за всё лето построено их было около сотни единиц, из которых на воду были спущены и прошли свои ходовые испытания - 47. Не скажу, что было интереснее для них, строить или управлять своим "судном", наверное и то, и другое. В лагере были отдельные занятия, где пионеры пробуют управлять р/у-машинками, внедорожниками на специальной трассе. Но заметно было то волнение и напряжение на лицах, когда в руках у них оказывался пульт управления, на "другом конце" которого была модель, которую строил своими руками практически всю смену.
"Папа сказал, что у меня руки из жопы растут и я ими делать ничего нормально не умею" - заявила мне на первом занятии девочка Алиса. Искренне надеюсь, что папа изменил свое мнение о дочери, ибо её работа была самой аккуратной и красивой не то, что за смену - за всё лето!

Вот такое вот у нас нынче выдалось лето, а я-то намедни вспомнить пытался, было ли всё это на самом деле или приснилось? Перечитал ещё раз эту страницу своего дневника и вижу - лето у нас получилось интереснейшее!


И напоследок традиционное техническое приложение.
Комплектующие "Кувшинки":
мотор Turnigy D2836/11 750KV
регулятор TURNIGY Plush 18А
рулевая машинка HXT900
винт 9x4,7 - неплохо показал себя вот такой 9x4.7 SF Props 4pc Counterclockwise Rotation (Red)
приёмник Hobby King GT-2 2,4 ГГц 3 канала
аккумулятор ZIPPY Flightmax 2200mAh 3S1P 25C

Чертеж аэроглиссера (Проект Кувшинка версия 1.dwg) прилагаю.

Режимы работы мотоустановки:
- с винтом 9х4,7:
Обороты,% Потребляемый ток,А Мощность, Вт
25 1,0 12,0
50 2,6 31,0
75 4,0 46,6
100 7,2 83,5
- с винтом 9х6:
Обороты,% Потребляемый ток,А Мощность, Вт
25 0,8 10,0
50 3,1 38,0
75 7,5 90,0
100 11 130,0

С винтом 9х3,8 на полном газу в статике СУ жрёт 6,6 А и 76 Вт соответственно.

И небольшое видеоприложение: