Как я в это дело впендюрился? Я и сам не знаю. Во время очередного серфинга по просторам сети наткнулся на один форум с радиоуправляемыми моделями. А там обо всем. Самолёты, вертолёты, машинки, катера...



     Я так подумывал временами о вертолёте, подумывал... С точки зрения простоты управления подумывал, ага. И места много не занимает. Ну и решил почитать, так сказать, FAQ для новичков. Мама моя дорогая! Оказалось, что это самый сложный вид радиоуправляемых моделей, как в настройке, так и в управлении. Да и техника безопасности там... В общем, охладел я к вертолётам.
     А голова-то уже думает на тему заиметь себе RC-модель, голову не остановишь. Стал посматривать дальше. Для машинки нужна трасса, для катера или яхты - водоём. Да полезай в него, если чего случится. Остановился на самолётах. А чего? Кругом поля. ВПП найти можно. Теперь вопрос — купить или сделать? Сначала решил купить. Залез в российский модельный интернет-магазин, нашёл, чего понравилось. Понравился "тренер". E-Flite Alpha 450, PNP:

Не устроила цена. А с аппаратурой и зарядкой выходила уж совсем неподъёмная (для меня) сумма. Про "Паркфлаер" и "Хоббикинг" я знал, но заказывать из Китая как-то душа не лежала. Не созрел ещё.
     Плюнул, решил купить чего попроще и подешевле, чтобы понять, моё это или нет. Выбрал Nine Eagles Mustang-P51, RTF.

 

Размах крыльев 400мм. Заказал. Перезвонили, говорят - нет в наличии. Ладно. Нет и не надо. Читаю форумы и понимаю — не с того я начал. Начинать-то, оказывается, надо с симулятора. Действительно, зачем бить модель в натуре, если можно разбить на экране? Нашел в продаже комплект: передатчик Spektrum dx5e и симулятор Phoenix4.

     Полетал в симуляторе, освоился с управлением, но чувствую — не то. Нет, для начала самое то, но ненадолго. Скучно. Нужен "живой" полет. И опять вопрос — купить или сделать? Сделать самому не то чтобы лень или руки не оттуда растут, а только ни чертежей понятных, ни инструкции по сборке толковой. И вот, когда я уже подумал, а не удавиться заказать ли мне на "Паркфлаере" Bixler, или Piper, счастье свершилось. Нашел в сети подробную статью по постройке Cessna-150 из потолочной плитки со ссылками на видео. Посмотрел, понял принцип работы, загорелся, сделал-таки заказ (на Паркфлаере) и... приступил к трудам.

Заказ:

     Сразу отказался от V-образного крыла. Сколько видел роликов, и на всех самолеты с таким крылом летают как фантики. То, что управляемость ватная, видно даже со стороны. Сначала хотел сделать крыло по всем правилам. Что-то вроде этого:

Профиль крыла посчитал по первой попавшейся таблице.

Вырезал из "потолочки" одну нервюру на пробу. Смотрел на неё, смотрел... Маловата, понимаешь. Как представил, что надо ещё в ней пазы делать... Ну тебя, думаю, к чёрту. Сделал проще:

И, наконец (кстати, профиль близок к рассчитанному ранее):

Лонжерон — оконный штапик плюс "бутерброд" из трёх, шириной 2см полосок во всю длину крыла. Верх крыла из "потолочки" толщиной 2мм. Продают там же, где и "толстую" плитку. 12 штук в упаковке. Длина 1м, ширина 17см. Теперь объясню, почему порезал, а не согнул. Ну, во-первых, ширины не хватило. Во-вторых, так проще. Отмерил, отрезал, приклеил. В-третьих, крыло не свернуло винтом (прижимать особо не пришлось). А вот и законцовки:

А так выглядят верхние части элеронов (нижние просто ровные полоски):

Вид сбоку:

Вот так выглядел фюзеляж через неделю после начала сборки:

Крупно хвост:

И ещё (деревянная часть состоит из линеек, склеенных попарно):

Моторамы нет, потому что нет движка. Ждём...

     А пока ждём, не сострогать ли какой-никакой полётный ящик? Фотографий в процессе изготовлении не делал, да здесь и по конечному результату всё видно:

С двойным дном:

Основа – картонная коробка из-под "караоке". Дно – "потолочка". Стенки и крышка - пенополистирол толщиной 20мм (на стенки вклеивался изнутри, на крышку - снаружи). Фольгированный утеплитель для мягкости (желтый). Наружная отделка – сантехнический скотч. Закрывается с помощью автомобильных строп для закрепления груза (надеваются на ящик и затягиваются). Как потом оказалось, ящик этот никуда не впился с собой его таскать. А вот хранить дома запчасти - самое то.

     Наконец-то, через полтора месяца, пришла посылочка. Склеил и собрал основание под двигатель (сиречь - мотораму). Винты – М3, 16мм. Деревянные части - из линейки.
Фас:

Профиль:

Тыл:

Пришлось вклеивать с уже прикрученным движком (не рассчитал длину капота):

Вставил сервы рулей направления и высоты:

Врезал сервы элеронов в крыло и обтянул его снизу скотчем.
Было:

Стало:

Общий вид:

Случайно в кадр попал утюжок, которым, собственно, всё и делалось. Называется "Малыш". Любопытный экземпляр:

Экспорт СССР. Когда-то и мы...

Но вернёмся к работе. Аккумуляторный отсек. С самого начала я подумал, что будет лучше сделать его открывающимся. А еще неплохо бы и выключатель поставить. Вот что из этого вышло:

Внутри - "липучка" для аккумулятора (деревянные вставки – оконный штапик): 

     Да, кстати, первый лючок долго не протянул. Хоть нагрузки на него никакой, всё равно поломался. Поэтому, вырезав новый, обтянул его скотчем с обеих сторон. Так прочнее. За выключателем виднеется регулятор. Так что, если будет надо, вся электроника (кроме серв, а при большом желании и сервы вырвать можно) вытаскивается на раз, и...
     Теперь про тяги. Никогда не думал, что сварочная проволока у нас такой дефицит. Нет, магазинов с инструментами полно, но проволока только в одном и диаметр её 0,8мм и 5мм. Другой нет, и не предвидится. Можно, конечно, было сделать тяги из скрепок. Но где в таком решении эстетика? В поисках альтернативы попробовал применить алюминиевую проволоку для плетения диаметром 2мм. Ни к чему хорошему это не привело. Гнётся, как пластилиновая. На каком-то форуме проскочила идея использовать тягу открывания капота от "Волги". В магазине автозапчастей такого не увидел, зато попалось на глаза это:

Та, что наверху – тяга открывания багажника ВАЗ 2110. Длина – 18см. Посередине – тяга акселератора КАМАЗ (ручное управление). Внизу – ручка от неё же (идёт в комплекте). Длина тяги – 83см. Диаметр и той и другой проволоки – 1,5мм. Так же хорошо подходит тяга воздушной заслонки от ГАЗ 3110 (длина – 125см, диаметр 1,5мм):

     Казалось бы, чего проще – установить тяги. Не о чем говорить. Но, с другой стороны, нельзя не сказать. Есть один момент, и касается он способа крепления тяги к качалке сервы. Сначала я сделал это с помощью фиксатора тяги. При проверке серву заклинило и чуть не вырвало из посадочного места. Видимо, проволока жестковата. Тогда пришло другое решение. Фиксатор был снят, конец тяги загнут вверх под 90гр., вставлен в отверстие качалки и закреплен фиксатором для колёс.
Слева то, что не получилось, справа – рабочий вариант:

Да, такой способ крепления лишает возможности регулировки, но дуракам везёт... С регулировкой... Наверное... Пока что всё функционирует и нигде не зажимает. Плоскости стоят ровно. Посмотрим, что будет в полёте.

Сервы на крыле не заклеивал скотчем потому, что профиль крыла узковат.
Не вошли они заподлицо.

Руль высоты:

Руль направления:

     Далее – шасси. Количество стоек – три. Материал – велосипедные спицы. Способ крепления к фюзеляжу... и вот тут я зашел в тупик. Понадеявшись, что решение придёт в процессе, сделал из спицы вот такую заготовку:

И таки да, оно пришло! В смысле, решение. "Тот, кто нам мэшает – тот нам паможэт" (с) А именно – фиксаторы тяги, которые я отказался применять по прямому назначению. На верхнюю часть надел фиксатор и изогнул её под 90гр. к плоскости заготовки, отступив от края 15мм.

На отогнутую часть надел ещё один фиксатор. В итоге получилось это:

"Бутерброд" – два слоя "потолочки", сверху линейка, снизу линейка плюс "жестянка". В роли "жестянки" – кусочек алюминиевого сайдинга.

Нижняя часть "бутерброда" (да, согнуто неровно, зато прикручено ровно):

Заднее шасси готово к сборке (углубления в "потолочке" делал сверлом "от руки"):

Собрано (на клей и винты):

Винты использовал те же, что и для моторамы – М3, 16мм.

Передняя стойка. Тот же принцип, но у колеса два фиксатора (ибо с одним оно болталось):

Те же размеры, тот же угол:

Передняя стойка в сборе:

На месте:

Вот так, без паяльника, без фуяльника...

Осталось только закрепить крыло. Крыло крепится на два самореза 3,5х30мм. Пластиковые шайбы – мебельные заглушки для евровинтов.

Готов к полёту:

И, для сравнения:

     За что боролись, спрашивается? А за "недорого и с душой". И, конечно, бесценный опыт, куда же без него.
     Итак, первый полёт... закончился, даже не начавшись. Поспешил. Не проверил работу рулей на месте. Руль высоты был в реверсе. Разгон - капот - дрова. Винт зацепился за переднюю стойку шасси и мотораму, естественно, вырвало. Стойки шасси тоже вырвало. Винт побился. Видео "поездки" нет, так как "не с чего да негде".
"Рожки да ножки":

Но фюзеляж не пострадал, крыло тоже в порядке. Мотораму заменить, как два пальца... Перегородку за моторамой – тоже:

Стойки шасси вырвало "чисто":

То есть, заменить в них "потолочку", вклеить на место и все. Работы в общей сложности на полчаса-час от силы.
Снова в строю:

Угол наклона передней стойки после удара стал более острым. Из-за этого нос немного приподнялся. Исправлять не стал, так как вероятность того, что винт заденет стойку, существенно снизилась.

     Вторая попытка взлететь прошла более удачно. Сначала я покатал немного самолет по земле, чтобы понять, чего он хочет. Потом - взлёт. Для разгона хватило четырех метров. После взлёта самолёт резко ушел вверх (расходы 100%) и пролетел в сантиметрах от проводов ЛЭП. А когда я, от страха, убрал газ, он зацепился за дерево и вертикально спикировал в куст рядом со столбом. К счастью, обошлось без серьёзных повреждений.
     Убрав расходы, взлетел снова. По сути это был не полёт, а сплошная болтанка. Короче, задёргал я его (стоять!.. лежать!.. сидеть!..). Потом что-то произошло с управлением, и самолёт начал удаляться. Все попытки развернуть его закончились ничем. Сажал практически вслепую на расстоянии примерно метров двести. Посадил, можно сказать, неплохо (для первого раза). Вылетела задняя стойка шасси, так же "чисто", как и в первый раз. Винт остался цел, а вот моторама повела себя на этот раз очень интересно (посадка не "морковка"):

Это уже "доработанный" ножом вариант. Она просто надломилась по контуру линейки. Не знаю, когда это произошло, но думаю, что это и есть причина потери управляемости.
     Но все это меркнет и бледнеет в сравнении с тем, что он все-таки взлетел. С земли! И полетел! Честно сказать, после первой попытки, закончившейся неудачей, руки у меня маленько опустились. Но теперь есть прогресс, есть смысл и есть стимул. Так что "Коля, наливай, будем продолжать" (с).
     Человек предполагает, а жизнь, как известно, располагает. Погода окончательно испортилась (конец октября всё-таки) и я забросил это дело. И симулятор, кстати, тоже забросил. Как-то само собой это получилось. Есть люди увлечённые, а есть увлекающиеся. К последним я себя и отношу. Собрал? Собрал. Взлетел? Взлетел. Разбил? Разбил. Дальше не интересно. Перегорел.
Следующая волна моделизма накрыла меня только в середине лета. Все это время самолёт так и пылился, сломанный, на шкафу. Починил. Ничего нового не стал придумывать, просто укрепил то, что есть. В частности, установил поперечную стяжку на задние стойки шасси. Это и правда кусок пластиковой стяжки (в магазине она - хомут нейлоновый), закрепленной на двух фиксаторах тяги, которые мне просто нравится использовать не по назначению. Отверстия в стяжке делал сверлом (диаметр 1,5мм), зажатым в пассатижи.

     Включил передатчик, питание борта - всё работает. Летай – не хочу. Но загрызли меня сомнения насчет винта. Дело в том, что я понятия не имел, сколько весит мой летательный аппарат. И винт поставил, слепо доверяя инструкции. Чтобы восполнить этот пробел, заказал ювелирные весы (на очень далёком от моделей сайте). Цена двойная, но пришли они за шесть дней. Шесть дней - не шесть недель, оно-таки быстрее. Полетный вес составил 600г. Тяга движка FC 28-22 с винтом 10х4,7 - 745г. Тяговооружённость - 1,24. Для сравнения, у F-22 Raptor - 1,23. Истребитель получился, а не тренер. В комментариях к движку писали, что с винтом 8х6 его тяга составляет 500г. Заказал винты у нас ради экономии времени (лето-то не резиновое).
     Что же касается полётов - как только, так сразу. Тем более, что теперь есть на что их запечатлеть. Я имею в виду видеокамеру. Обзавёлся, наконец. Ведь статья о постройке авиамодели без видео полёта выглядит незаконченной. Остаются вопросы. А полетела ли? Если да, то как? Если нет, то почему? У всякой работы должно быть логическое завершение. Иначе, какой тогда смысл вообще что-то делать?
     Кстати, насчёт "делать". Пока идут посылки, нашёл себе "работу" - перебрать движок. Звук у него после падения изменился и от руки как-то тяжело крутится. Как будто в нём песок. Делать фотографии процесса посчитал лишним. Разобрал. Внутри два подшипника одинакового размера - 8х3х4. Вскрыл - передний набит смазкой, задний практически пустой. Промыл в бензине оба. У переднего сепаратор металлический, а у заднего - пластиковый. Долго думал, чем набивать. Попытался найти информацию в сети - куда там! Кто во что горазд! Единого мнения нет. А заказывать специальную смазку и ждать ещё месяц-два - я вас умоляю! В конце концов, купил тюбик "Литол-24" и набил. Прогнал вхолостую - вроде нормально. Прогнал с винтом - тоже хорошо. Главное, звук вернулся. И плавность хода.
     Итак, пришли винты и настало время полёта. А вот и он, собственно:

     Мда... Разочаровала меня конструкция шасси. Взлетать-то с него хорошо, а вот садиться на такое у меня, видимо, опыта не хватает. А может, на него в принципе сесть нельзя, не сломав. Хоть с опытом, хоть без. Короче, нужна другая концепция. Не убиваемая. Но об этом в другой раз. А пока всё. Отшлифовал, отгликовал и опубликовал.