Это статья без начала и без логического конца, статья-поиск, статья-вопрос, статья для обмена опытом, давно обещал написать её. Я расскажу про своё нынешнее антенное ФПВ - хозяйство, укажу на недостатки и достоинства нынешнего исполнения.
Имею в своем авиапарке несколько коптеров и парочку самолетов. С самолетами что-то у меня не очень - чтобы очень, но не об этом суть рассказа. Полетав на первом коптере и построив второй, обладающий бОльшими возможностями, я пришел к мысли, что мне интересны полеты от первого лица.
После нескольких крашей и улетов, вызванных конфликтами приемного (РУ) и передающего (видеолинк) на борту оборудования взялся за переоборудование всего что можно.
Уже имел РУ FRSky, на 433 уходить не хотелось - приобрел бустер на 2 ватта.
Приобрел видеолинк на 5,8 ГГц. По случаю приобрел очки с рук типа Prober 920. Встал вопрос о антенном хозяйстве. Бустер на аппу вешать как-то тяжеловато, да ещё зима приближалась. Захотелось сидеть в тепле (в машине) и управлять летучкой с заднего дивана своей машины.
Ну так погнали!
Имею в своем авиапарке несколько коптеров и парочку самолетов. С самолетами что-то у меня не очень - чтобы очень, но не об этом суть рассказа. Полетав на первом коптере и построив второй, обладающий бОльшими возможностями, я пришел к мысли, что мне интересны полеты от первого лица.
После нескольких крашей и улетов, вызванных конфликтами приемного (РУ) и передающего (видеолинк) на борту оборудования взялся за переоборудование всего что можно.
Уже имел РУ FRSky, на 433 уходить не хотелось - приобрел бустер на 2 ватта.
Приобрел видеолинк на 5,8 ГГц. По случаю приобрел очки с рук типа Prober 920. Встал вопрос о антенном хозяйстве. Бустер на аппу вешать как-то тяжеловато, да ещё зима приближалась. Захотелось сидеть в тепле (в машине) и управлять летучкой с заднего дивана своей машины.
Ну так погнали!
Сначала я купил в магазине два удилища (одно потом слегка испортил при тесте, в результате одна мачта стала короче).
Пошарив по сусекам нарыл упаковочной пенки из присланных посылок - это подложка под ламинат:
Состыковал разные куски с помощью скотча и обернул низ удилища, где-то до высоты 1,2 метра, отступив где-то 50 см от пола (потом будет ещё фото):
Сверху тоже обмотал скотчем. Потом закрепил три ленты-липучки (та же велкро, только из галантерейного магазина, совместим сразу со слоем с крючками (прошу прощения, ноги для съемок не брил):
Но выяснилось, что две ленты лишние, оставил только верхние ленты. Вот два готовых к установке изделия:
Сверху надеты бутылки, которые потом надеваются на бустер и на видеоприемник, на верхней части белая лента липучка и на другой черная лента-липучка.
Эта мачта вставляется в открытое окно передней двери, вставляется с силой между креслом и боковой центральной стойкой кузова, и выдвигается вверх.
Прикрепленные ленты-липучки обхватывают среднюю стойку кузова и проем передней двери. после установки мачты на место стекло максимально поднимается вверх (главное - не переусердствовать)))
Теперь про оборудование наверху и внизу мачт.
Делаем РУ. Имеем - модуль передатчика фриска FrSky DF 2.4Ghz комплект из модуля и приемника, совместимой с аппаратурой JR
Товар http://www.parkflyer.ru/product/101892/
который нужно поднять повыше, так как провод аттеньюатора от бустера короток. Да и нехорошо это - удлиннять высокочастотную часть, когда можно удлиннить "цифровую".
Покупаем в ближайшем компьютерном магазине УЛИЧНУЮ витую пару. Такая в черном грубом пластике (на морозе не ломается), с несущей жилой (тоненькая стальная проволока) и экраном (из тоненькой фольги). Имеем 8 жил. По двум подаем наверх 12 вольт для питания бустера, три используем для модуля РУ (PPM, +5 вольт, земля).
Заранее затариваемся гребенкой в радиомагазине:
Отрезаем 5 пинов. Вставляем в разъем, припаиваемся к первому, третьему и четвертому пину вставленной гребенки. Самый верхний (на картинке левый) пин - PPM, третий - плюс 5 вольт, четвертый - земля. Заливаем китайским соплеметом (термокллем)...
И получаем разъемчик, который можно отсоединить когда нужно:
Далее - бустер. Его надо как-то закрепить на самом верху нашей мачты. То есть на самом верху удилища. Для этого выкидываем последнее колено удочки (не в мусор, а про запас - мало ли, когда-нибудь пригодится), и делаем петлю из проволоки для сварочника Кэмпи.
Гнем вот такие галочки:
Трех штучек должно хватить. И сгибаем вот такой крючочек:
Концы проволоки прячем под термоусадку, крючочек ставим на место, любуемся готовым к повешению бустером:
Далее цепляем шнур аттеньюатора одним концом в бустер, другим концом в модуль фрскай вместо штатной антенны. К модулю цемляем кусок штатного провода отрезав сам блок питания, и припаиваем его к витой паре (главное не перепутать, по какой жиле у нас что идет). И так же за боковое ухо цепляем кусок пролоки кэмпи для несущих целей:
Второй конец провода цепляем за витуху. Я ничего лучшего не придумал, как сделать из витой пары удавку и вставить в неё модуль фриски. Вот этот ужас:
На модуль фриски я потом тоже надевал кусок 1,5 литровой бутылки для защиты от осадков.
Да, к сожалению (или к счастью) нет фотки кабеля с "ответной" частью по радиоуправлению, придется на словах. К кабелю приделан разъем ХТ-60 для питания 12 вольт бустера и припаян более гибкий кусок кабеля (я взял "хвост" от старой компьютерной мыши), припаял к нему четырехпиновую фишку (типа коннектора, как на сервах), и один конец ЯРКО обозначил - это верх. Сам пульт включается без модуля, к гребёнке подключен провод, который идет к модулю на мачте. То есть модуль выносной. Модуль на мачте питается от 5 вольт из самой аппаратуры. Наверное надо было сделать какую-нибудь коробочку-иммитацию модуля РУ, защелкивающуюся в аппу, но моей соображалки на это не хватило.
Займемся второй мачтой, для видео. Собственно, почему сделал две мачты? А потому, что как только я включил бустер на одной мачте, то у меня сразу "просело" видео. И я не то, чтобы дальность полета, я в "лабораторных" условиях ничего не видел. Даже вопросик задавал про войну бустера и видеоприемника (любопытствующие могут нажать мой список статей).
Короче, чтобы не было взаимных наводок, антенны РУ и видео разносим как по горизонтали (разные мачты), так и по вертикали (разная высота мачт).
За основу берем ту же витую пару - по ней будем гнать видео, аудио, общий, плюс 12 вольт, общий (12 вольт). Если для линка на 900 МГц все более-менее понятно (делаем петлю из витой пары вокруг приемника, сам приемник на такой же крючок, как делали для бустера:
Кстати, здесь видна ответная часть - отводок питания для наземной писалки видео, место для запитки 12 вольт (напимер акк, но о питании ещё будет) и аудио-видео тюльпанчики.
Так вот, если для 900 МГц всё более-менее понятно, то для 5,8 ГГц мне пришлось немного поработать паяльником и смастырить клетушку-крючок:
получилось не ахти как красиво
зато я могу достать приемник из его темницы когда угодно, а могу повесить на удочку:
Потом посмотрев на припаянный насмерть к кабелю приемник на 900 МГц, мне что-то захотелось сделать его съемным. Напаяв пару-тройку разъемчиков я добился заменяемости приемника на кабеле:
Теперь о питании. Логично все эти 12 вольт (с одной и другой мачты плюс наземная писалка) запитать с одного источника. Запаял такой вот "четверничок" на разъемах ХТ-60:
Собираем плюс к плюсу минус к минусу, и две перемычки - одна сверху, одна снизу, крест-накрест. Получается все плюсы и все минусы параллельны. припаиваем проводок и обильно поливаем это всё китайскими соплями (термоклеем).
Это более удачная конструкция, чем я собрал сначала (тройничок):
гораздо компактнее, нежели этот тройничок. Кстати, справа валяется конструкция для параллельного подключения акков (ставлю на коптер).
Ну вот в общем-то и всё, чем хотел поделиться:
ЗаходЫ дАрАгой, будь как дома! Тепло, темно и мухи (белые) не кусают!
Ну и напоследок, о плюсах и минусах этого решения.
Плюсы:
1. тепло (сейчас это актуально). Даже несмотря на щель, оставленную в окнах передних дверей - всё равно тепло.
2. комфортно. Седалищу мягко, сидишь надежно (пытавшиеся летать FPV стоя меня поймут), тонированные стекла сзади исключают засветку в очках или шлеме.
3. всё в контролируемом пространстве. Никакой джамшут, пасущий баранов рядом не утащит мимоходом штатив (ага, я читал про такое - штатив уперли, а ЛА в это время в полете). Можно вообще все двери позакрывать изнутри.
Минусы:
1. ЩЕЛЬ в передних окнах. Бродит всё-таки шальная мыслишка о каком-нибудь гопнике, который решил открыть машинку и настучать гику (мне) по репе, отобрав потом всё более-менее ценное, включая машину и не дай бог жизнь. А полеты проходят за городом.... А напарника у меня пока в городе нет...
2. МОТНЯ из проводов. Пока блин всё это развернешь - проходит 30-40 минут!!!!! Это реально бесит.
3. обилие коннекторов, штекерёчков.... Это блин отваливающиеся провода, постоянное распутывание проводов при монтаже и при укладке в чемодан.
4. боязнь что вылетит прводочек из аппаратуры. Нет, держится то вроде нормально, но закон Мёрфи...
Итак, собственно цель статьи!
На момент постройки моего огорода находил только фотки либо навороченной станции-трекера на штативе, либо различные "наземки-ФПВ-чемоданчики". Даже подобной этой статьи не видел (собственно потому и родил сей опус), может плохо искал.
Что хочу: Хочу сделать два штатива-ретранслятора, один для РУ, другой для видео. Один планирую ставить на крышу, другой на капот. В ноги штативов хочу встроить магниты.
Сейчас ломаю голову над компоновкой каждого из штативов.
БЫЛ БЫ ОЧЕНЬ РАД вашим фоткам штативчиков с оборудованием в данном контексте.
И напоследок, немного о уже достигнутых результатах.
Итак, на данный момент летаю в высоту на квадрокоптере вот с таким антенным хозяйством:
Поставил личный рекорд (пока рекорд) высоты - 1,3 километра:
Есть ещё фотка вернувшегося коптера из облаков (это другой полет) с обледенением пропеллеров:
Засим откланиваюсь уважаемые, жду ваших ценных мыслей и ФОТОК.
Пошарив по сусекам нарыл упаковочной пенки из присланных посылок - это подложка под ламинат:
Состыковал разные куски с помощью скотча и обернул низ удилища, где-то до высоты 1,2 метра, отступив где-то 50 см от пола (потом будет ещё фото):
Сверху тоже обмотал скотчем. Потом закрепил три ленты-липучки (та же велкро, только из галантерейного магазина, совместим сразу со слоем с крючками (прошу прощения, ноги для съемок не брил):
Но выяснилось, что две ленты лишние, оставил только верхние ленты. Вот два готовых к установке изделия:
Сверху надеты бутылки, которые потом надеваются на бустер и на видеоприемник, на верхней части белая лента липучка и на другой черная лента-липучка.
Эта мачта вставляется в открытое окно передней двери, вставляется с силой между креслом и боковой центральной стойкой кузова, и выдвигается вверх.
Прикрепленные ленты-липучки обхватывают среднюю стойку кузова и проем передней двери. после установки мачты на место стекло максимально поднимается вверх (главное - не переусердствовать)))
Теперь про оборудование наверху и внизу мачт.
Делаем РУ. Имеем - модуль передатчика фриска FrSky DF 2.4Ghz комплект из модуля и приемника, совместимой с аппаратурой JR
Товар http://www.parkflyer.ru/product/101892/
который нужно поднять повыше, так как провод аттеньюатора от бустера короток. Да и нехорошо это - удлиннять высокочастотную часть, когда можно удлиннить "цифровую".
Покупаем в ближайшем компьютерном магазине УЛИЧНУЮ витую пару. Такая в черном грубом пластике (на морозе не ломается), с несущей жилой (тоненькая стальная проволока) и экраном (из тоненькой фольги). Имеем 8 жил. По двум подаем наверх 12 вольт для питания бустера, три используем для модуля РУ (PPM, +5 вольт, земля).
Заранее затариваемся гребенкой в радиомагазине:
Отрезаем 5 пинов. Вставляем в разъем, припаиваемся к первому, третьему и четвертому пину вставленной гребенки. Самый верхний (на картинке левый) пин - PPM, третий - плюс 5 вольт, четвертый - земля. Заливаем китайским соплеметом (термокллем)...
И получаем разъемчик, который можно отсоединить когда нужно:
Далее - бустер. Его надо как-то закрепить на самом верху нашей мачты. То есть на самом верху удилища. Для этого выкидываем последнее колено удочки (не в мусор, а про запас - мало ли, когда-нибудь пригодится), и делаем петлю из проволоки для сварочника Кэмпи.
Гнем вот такие галочки:
Трех штучек должно хватить. И сгибаем вот такой крючочек:
Концы проволоки прячем под термоусадку, крючочек ставим на место, любуемся готовым к повешению бустером:
Далее цепляем шнур аттеньюатора одним концом в бустер, другим концом в модуль фрскай вместо штатной антенны. К модулю цемляем кусок штатного провода отрезав сам блок питания, и припаиваем его к витой паре (главное не перепутать, по какой жиле у нас что идет). И так же за боковое ухо цепляем кусок пролоки кэмпи для несущих целей:
Второй конец провода цепляем за витуху. Я ничего лучшего не придумал, как сделать из витой пары удавку и вставить в неё модуль фриски. Вот этот ужас:
На модуль фриски я потом тоже надевал кусок 1,5 литровой бутылки для защиты от осадков.
Да, к сожалению (или к счастью) нет фотки кабеля с "ответной" частью по радиоуправлению, придется на словах. К кабелю приделан разъем ХТ-60 для питания 12 вольт бустера и припаян более гибкий кусок кабеля (я взял "хвост" от старой компьютерной мыши), припаял к нему четырехпиновую фишку (типа коннектора, как на сервах), и один конец ЯРКО обозначил - это верх. Сам пульт включается без модуля, к гребёнке подключен провод, который идет к модулю на мачте. То есть модуль выносной. Модуль на мачте питается от 5 вольт из самой аппаратуры. Наверное надо было сделать какую-нибудь коробочку-иммитацию модуля РУ, защелкивающуюся в аппу, но моей соображалки на это не хватило.
Займемся второй мачтой, для видео. Собственно, почему сделал две мачты? А потому, что как только я включил бустер на одной мачте, то у меня сразу "просело" видео. И я не то, чтобы дальность полета, я в "лабораторных" условиях ничего не видел. Даже вопросик задавал про войну бустера и видеоприемника (любопытствующие могут нажать мой список статей).
Короче, чтобы не было взаимных наводок, антенны РУ и видео разносим как по горизонтали (разные мачты), так и по вертикали (разная высота мачт).
За основу берем ту же витую пару - по ней будем гнать видео, аудио, общий, плюс 12 вольт, общий (12 вольт). Если для линка на 900 МГц все более-менее понятно (делаем петлю из витой пары вокруг приемника, сам приемник на такой же крючок, как делали для бустера:
Кстати, здесь видна ответная часть - отводок питания для наземной писалки видео, место для запитки 12 вольт (напимер акк, но о питании ещё будет) и аудио-видео тюльпанчики.
Так вот, если для 900 МГц всё более-менее понятно, то для 5,8 ГГц мне пришлось немного поработать паяльником и смастырить клетушку-крючок:
получилось не ахти как красиво
зато я могу достать приемник из его темницы когда угодно, а могу повесить на удочку:
Потом посмотрев на припаянный насмерть к кабелю приемник на 900 МГц, мне что-то захотелось сделать его съемным. Напаяв пару-тройку разъемчиков я добился заменяемости приемника на кабеле:
Теперь о питании. Логично все эти 12 вольт (с одной и другой мачты плюс наземная писалка) запитать с одного источника. Запаял такой вот "четверничок" на разъемах ХТ-60:
Собираем плюс к плюсу минус к минусу, и две перемычки - одна сверху, одна снизу, крест-накрест. Получается все плюсы и все минусы параллельны. припаиваем проводок и обильно поливаем это всё китайскими соплями (термоклеем).
Это более удачная конструкция, чем я собрал сначала (тройничок):
гораздо компактнее, нежели этот тройничок. Кстати, справа валяется конструкция для параллельного подключения акков (ставлю на коптер).
Ну вот в общем-то и всё, чем хотел поделиться:
ЗаходЫ дАрАгой, будь как дома! Тепло, темно и мухи (белые) не кусают!
Ну и напоследок, о плюсах и минусах этого решения.
Плюсы:
1. тепло (сейчас это актуально). Даже несмотря на щель, оставленную в окнах передних дверей - всё равно тепло.
2. комфортно. Седалищу мягко, сидишь надежно (пытавшиеся летать FPV стоя меня поймут), тонированные стекла сзади исключают засветку в очках или шлеме.
3. всё в контролируемом пространстве. Никакой джамшут, пасущий баранов рядом не утащит мимоходом штатив (ага, я читал про такое - штатив уперли, а ЛА в это время в полете). Можно вообще все двери позакрывать изнутри.
Минусы:
1. ЩЕЛЬ в передних окнах. Бродит всё-таки шальная мыслишка о каком-нибудь гопнике, который решил открыть машинку и настучать гику (мне) по репе, отобрав потом всё более-менее ценное, включая машину и не дай бог жизнь. А полеты проходят за городом.... А напарника у меня пока в городе нет...
2. МОТНЯ из проводов. Пока блин всё это развернешь - проходит 30-40 минут!!!!! Это реально бесит.
3. обилие коннекторов, штекерёчков.... Это блин отваливающиеся провода, постоянное распутывание проводов при монтаже и при укладке в чемодан.
4. боязнь что вылетит прводочек из аппаратуры. Нет, держится то вроде нормально, но закон Мёрфи...
Итак, собственно цель статьи!
На момент постройки моего огорода находил только фотки либо навороченной станции-трекера на штативе, либо различные "наземки-ФПВ-чемоданчики". Даже подобной этой статьи не видел (собственно потому и родил сей опус), может плохо искал.
Что хочу: Хочу сделать два штатива-ретранслятора, один для РУ, другой для видео. Один планирую ставить на крышу, другой на капот. В ноги штативов хочу встроить магниты.
Сейчас ломаю голову над компоновкой каждого из штативов.
БЫЛ БЫ ОЧЕНЬ РАД вашим фоткам штативчиков с оборудованием в данном контексте.
И напоследок, немного о уже достигнутых результатах.
Итак, на данный момент летаю в высоту на квадрокоптере вот с таким антенным хозяйством:
Поставил личный рекорд (пока рекорд) высоты - 1,3 километра:
Есть ещё фотка вернувшегося коптера из облаков (это другой полет) с обледенением пропеллеров:
Засим откланиваюсь уважаемые, жду ваших ценных мыслей и ФОТОК.
Я в этой конфигурации сделаю буквально ещё пару вылетов (чтобы проверить другой видеолинк) и потом начну делать штативы (чуть выше с Александром обсуждали). Сами штативы уже приобрел, думаю над компоновкой оборудования.
Все больше прихожу к мнению, что все эти робо-фишки - лишнее. При визуальном полете получаешь такой заряд адреналина!!! И ОСД тут должна помогать, а не мешать. Для этого у меня на экране есть:
1. Уровень газа в процентах. Позволяет оценить, я в итоге взлетаю, завис или спускаюсь и насколько сильно.
2. Наклоны ЛА по питчу и по роллу - так как камера опущена вниз, а эти циферки показывают точнее, чем "горизонт" - они мне очень нравятся. Даже думаю убрать этот виртуальный горизонт, но пока ещё не решил.
3. горизонтальная скорость и вертикальная скорость - позволят однозначно оценить, чего же там происходит реально с коптером. Там, на высоте - уже сразу не поймешь, взлетаешь ты или снижаешься. Реперные точки в виде земли уже не работают. Был случай, когда мой коптер сдувало со скоростью 60 колометров в час - ох и отложил я тогда кирпичей....
А на видео можно увидеть скорость спуска - около 800 метров в минуту.
4. GPS координаты. На всякий случай я записываю полет на земле. Вдруг придется искать.
5. Высота. Наверное над уровнем моря. Главное - запомнить высоту старта (чтобы оценивать реальную высоту). Оказалось, даже 100 метров высоты - это так много! Даже есть время чего-то вырулить (на видео есть вроде один "кувырк" коптера).
6. Текущий вольтаж. Позволяет оценить разряд акка.
7. Амперы потребленные/оставшиеся/текущие. На видео не работает, но я эту проблему уже решил.
8. Текущий полетный режим (вдруг забыл)
9. Количество пойманных спутников (вдруг GPS сеть накрылась и координаты в углу - липовые)
10. RSSI - сила сигнала РУ
11. Стрелка домой и расстояние до него.
Кажется ничего не забыл. Фраза "иду по приборам" - приобретает актуальность при плохой видимости. Как-то залетел в облако. Само по себе в облаке ничего не видно, плюс потом запотела оптика, садился практически вслепую. Приборы помогли.
А если серьезно - "сатурн" - это что типа ГКРЧ на выезде? РЭБ?
Да кому я нужен? Не более раза в неделю развожу гадость в разрешенном диапазоне (заявленные 2 ватта на частоте 2,4 ГГц), реально думаю там не более ватта, померять нечем. Учитывая достаточно длинный провод аттеньюатора, думаю двух ватт там не бывает никогда.
Кстати, эти "два метра высоты" - при горизонтальном полете могут очень даже сыграть! Я в последнем полете попал в ситуацию, когда верховым ветром сдувает коптер, опуститься ниже ветра я не мог - мешал лес (видео деградировало). А будь мачты ниже - угол ещё был бы меньше. А так я смог "ступеньками" вернуть коптер - чередую горизонтальный полет со снижением.
Есть фотки штативов друга? Или он сам их сюда кинет...
Удилища надеюсь самые дешевые из стекла.
Я летаю вверх, так что мне направленные антенны не нужны. Да и мачты если подумать - тоже )))))
Мачты пригодятся для горизонтальных полетов. Кому-нибудь. Я уже хочу от этого уйти.
На бустере стоит диполь ("сосиска"), я его располагаю под углом 45 градусов. Диаграмма направленности диполя - "бублик". Но боюсь попасть не в ту поляризацию (у диполя - линейная). Но, если судить по видео - то провалов сигнала РУ менее 80 процентов не было ни разу.
Пока проблем нет. Подумываю о клевере другой поляризации (видео - левая поляризация, для РУ можно сделать правую), но пока этого не требуется...
Хотя, у меня на коптере антенны расположенны под 90 градусов параллельно горизонту. То есть не в ту поляризацию не попаду. Тогда - да, имеет смысл расположить антенну РУ горизонтально. Будет жердочка для птичек ))))
РУ на 2,4 ГГц, стоковое от Турниги - пробъет металлическую крышу? Это я уже для ретранслятора на штатив стоящий на крыше прикидываю...