С 22 по 25 сентября в городе Геленджик прошёл Гидро-авиа салон 2016. В рамках этого мероприятия прошёл 11-й Международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!" - это творческое мероприятие, направленное на привлечение внимания детей и молодежи к авиации, космонавтике и воздухоплаванию, развитие у подрастающего поколения интереса к профессиям, связанным с данными отраслями промышленности.
Станция юных техников Анапы в лице Артёма Войтинко 14 лет и Олега Меньшикова (преподаватель) не остались в стороне. Мы решили построить модель гидросамолёта с автопилотом и камерой. Зачем? Мы живём на море и не редкость когда отдыхающих-туристов на надувных матрацах относит в море и поиски дежурными катерами затягиваются на несколько часов, друго дело посмотреть сверху.

Как и обычно всё началось с чертежа, который мы распечатали в масштабе 200% от оригинала


Получился он вот таким =)


Т.к. день заезда был обозначен 21 сентября, а информация о том, что мы участвуем поступила заблаговременно, аж 9 сентября, то времени оставалось аж целых полторы недели!
Пришлось делать "наскоряк". Материал выбрали простой - пеноплекс, и приступили к работе.
Детали вырезали традиционным для этого способом - канцелярским ножом и склеивали на ПУР-501.
Начали с фюзеляжа

Крылья решили сделать съёмные профильные из толстого плекса 5см. Соответственно под них вырезали по размеру выемки в корпусе.
Среднюю часть и сами крылья делали пенорезкой.
Для этого сделали деревянные направляющие (пенорезку использовали впервые в своей практике; только потом поняли, что лучше их (направляющие) было сделать из металла и не запороли бы ещё два больших листа). Тем кто ещё не пользовался пенорезкой поясняю: струна нагревается, прожигает фанеру и цепляется за неё, соответственно прожигает полосу на крыле там, где её быть не должно, по этому направляющие только металлические ;)




Ну и как полагается "После сборки обработать напильником" =)

Продолжаем клеть фюзеляж

Пока клеелся фюзеляж мы изготовили элементы киля и стабилизатора


Немного обточили нижнюю часть

В "сердцевину" (так мы назвали эту деталь) вклеили трубки, в которые будут входть направляющие от крыльев.
(клей всё тот же ПУР)

Направляющие крыла - алюминивая труба 16мм

Стабилизатор и руль высоты усилили углепластиковой трубкой 3мм.

Примерно прикинули как всё это безобразие будет смотреться

Вырезали киль и начали делать мотораму. Переднюю кромку киля усилили бальзой 6мм, т.к. она будет стыковаться с фанерной площадкой на фюзеляже и это придаст дополнительную жёсткость.

Выбрали цветовую гамму: Оранжевый фюзеляж с чёрными полосками.
Да-да... Аракал... Согласен, тяжёлый, но другой альтернативы не придумали, а скотчем обтягивать как-то не хотелось.

Т.к. основной задачей самолёта должен быть поиск людей, то мы озадачились размещением камеры в носовой части.
Реши делать нос с наклонно-поворотным устройством (его ещё называют PAN&TILT).

В нос приклеели площадку из бальзы (сразу не подумав, что она напитается водой)


В качестве оси наклонно-поворотного устройста выбрали кусок стекловолоконной трубки от удочки.
Из текстолита изготовил вот такие вот кабанчики.

Обтекатель камеры решили сделать по "колготочной" технологии.
(для этого было выклянчено у супруги несколько колготок разной плотности... Долго пришлось ей объяснять зачем мне нужны женские колготки :)))
Болванку сделали из пеноплекса толщиной 5 см, склееную в три уровня


Натянули колготки и начали промазывать клеем ПВА -Столяр и оставили сохнуть.


Параллельно с этим начали обтягивать корпус и прочие детали самолёта.
Для этого взяли фен (жена недоумевала зачем мне ещё и фен к колготкам=)), ненужную чистую тряпочку и какую-то рекламную штучку типа войлока.



Очередная примерка

Пришло время потихонечку наполнять Полярис электроникой.
Сервы на руль высоты и руль направления решили ставить в киле, а не так как педлагают на чертеже.
Мы уже строили Полярисы размахом 70 и 110 см и практика показала, что они работают в фюзеляже не эффективно, т.к. слишком длинные тяги (на воде плохо слушались руля направления)
Питание на сервоприводы подаётся по двум проводам, ещё два провода нужны для передачи управляющнго сигнала сервам.
Припаяные провода решили экранировать металлизированным скотчем.

Вклеили сердцевину, предварительно вырезав на ней полоски в месте крепления с верхей частью корпуса.

С помощью выжигателя и канцелярского ножа сделали площадку под сервопривод. Саму сервочку оклеили тем же оракалом. Из текстолита сделали кабанчик на элероны (для руля направления и высоты кабанчики такие же)
Тяга стальная.
На данном этапе сборки сервоприводы никак не защищены от воды, но в перспективе есть задумка в крыльях оставить только механическую часть, а их электронные платы оставить в корпусе и подвести не три провода как стандартно, а пять (два на питание моторчика и ещё три от переменного резистора).



... модное слово "кофе-брейк"...
Перекур в общем =)


Отдохнули? Продолжаем...
Наступая всё на те же грабли, изготовили поплавки на законцовки крыльев


Продолжили пантилт. Провода в дальнейшем уложим в трубку и загерметизируем силиконом с обоих сторон.



Колготочной технологией мы так и не овладели, к сожалению... Колпак получился мягкий и не подошёл к месту крепления (наверняка, когда натягивали на него эту тянущуюся ткань, то в месте основания мягкая болванка сжалась и форма стала меньше) по этому решили обтекатель сделать из бальзы
Время поджимает, а делать нужно.


Аппаратура радио управления...
Подумали, что будет как-то не солидно представлять аппарат с Turnigy 9x, которых у нас два ведра в наличии, и решили одну из них переделать под джойстик, чтобы управлять грубо говоря "ручкой" по-самолётному.
Из закромов Родины достал свой чУмадан, в котором когда-то жила аппаратурка и начали творить...
Времени оставалось три дня...
На листе ПВХ прикинули что и где у нас будет размещаться, примерно расчертили.
В простеньком графическом редакторе нарисовали нашу лицевую часть с обозначением того что нам необходимо.
Наклеели и просверлилои отверсттия.
Почему так много кнопок и зачем они нужны?
Шесть кнопок традиционный крестик, меню и выход, а ещё восемь - это триммеры.
Экранчик вклеили на термоклей, в дальнейшем всю начинку многострадальной турниги делали слоёным пирогом.
Из джойстика достали всю его начинку и оставили только сопротивления.
Они разного сопротивления, по этому необходима будет калибровка.
(если интересно видео по калибровке могу сказать где посмотреть).


Кнопки триммеров примаяли к маленьким платам триммеров, крестик и меню с выходом прямо к плате, не отпаивая "родных".

Мммм... дааа... :/ Эта куча проводов внитри... Неужели это работает?
Работает! только сами не поняли как...

Модуль - всем известный FrSky, в дальнейшим будет стоять Tiny Expert на 433мГц.
Пока примерно так.
(на экране показания без калибровки - нужно было убедиться, что хоть на что-то она реагирует)

Вот после калибровки:


Продолжили корпус.
Начали наносить продольные лини чёрного цвета всё из того же аракала.


Кстати, да, сделали диагональные распорочки из карбоновой трубы диаметром 8 мм.
Они там нужны, без них рано или поздно может отвалиться весь хвост.

В крыше вырезали люк и установили автопилот.
PixHawk, с прибамбасами. Прошивка - одна из последних ArduPlane (ещё не тестировали)
Телеметрия и ГПС питается от автопилота - так, вроде, можно;
А вот приёмник, PPM-энкодер, сервы и FPV-передатчик от отдельного стабилизатора напряжения
Размещение всего этого хозяйства внутри не по-феньшую, однако для демонстрации в помещении этого более чем достаточно.
С передачей видео тоже особо не заморачивались. Передатчик, как Вы уже заметили 5,8 200мВт.
В перспективе видео на 1.2гГц - 2 Вт.


Дело подходик к завершению... уже 21 сентября, через пару часов выезжать.
Благо, до Геленджика можно добраться за пару часов, и даже того быстрее. Будем загружать наше "чудо" в машину и в путь, даже не подозревая кто к нам подойдёт и поинтересуется нашим проектом на выставке...




Облётывать времени нет, да и жалко (вдруг зарулишся и в планету), по этому повезём необлётанный.
Максимум что мы сможем там продемонстрировать - это систему стабилизации, управление и передачу видео.
И вот мы на месте. Поражены размахом и статусом мероприятия.
Для нас нашим "размахом" места с табличкой "Краснодарский край" не хватило и нас переместили на стенд Ульяновска, по этому многие думали, что мы не из Анапы :)
На фестивале приняло участие 39 юных инженеров из разных уголков нашей необъятной Родины

Подходили разные кореспонденты в частности "Кубань-24", репортёры газет и прочих СМИ, но больше всего Артём радовался, когда подходили и интересовались


Пилотажная группа Российских ВВС - "Беркуты"


Представитель ОКБ-Сухого

Пилот Миг-29 авиационно-пилотажной группы "Стрижи" майор Дмитрий Косоруков


Но больше всех нам уделил внимание Министр прмышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Он заинтересовался проектом, спрашивал где берём запчасти, из каких материалов строим, пообещал помощь в развитии проекта и пригласил на МАКС-2017
(ниже фото не моё)

А это моё :)


Само-собой разумеется, что на Макс мы не повезём большой самолёт из пеноплекса, оклееный аракалом, по этому уже сейчас перерабатываем чертёж под бальзу, меньшего размаха и с профильным разборным крылом.
Хотим сделать не за неделю, а хороший презентабельный аппарат, красивый и аккуратный.
Носовой обтекатель построим по другому принципу, поворачиваться он не будет, так же есть намерение поставить ещё одну видеокамеру в днище, чтобы она смотрела вниз.
Понятное дело, что это игрушка и в идеале нужна тепловая камера... По этому расчитываем на помощь "свыше" ;)
(P.S. не так давно звонили из администрации края и просили сформировать и выслать на электронную почту список необходимого оборудования, и это немного порадовало)
Что же... начало положено =)

Сопутствующие ссылки:
Описание проекта на официальном сайте фестиваля:
http://salon.festival-otvinta.ru/conference/1555

Статья о посещении Министром мероприятия:
http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!minpromtorg_podderzhit_proekty_yunyh_konstruktorov__uchastnikov_festivalya_ot_vinta

Перечень основного используемого оборудования:
FrSky DJT 2.4Ghz комплект для JR с модулем телеметрии и приемником V8FR-II
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/101879/
Передатчик Turnigy 9X (Mode2 - газ СЛЕВА, 9 каналов, версия 2). В/ч модуль и приёмник (8 каналов)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8992/
HKPilot32 Autonomous Vehicle 32Bit Control Set with Telemetry and GPS (433Mhz)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1846822/
Fatshark 700TVL High Resolution FPV Tuned CCD Camera V2 (NTSC)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1479508/
SkyZone TS5823 5.8GHz 32CH A/V 200mW Mini FPV Transmitter (v2)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1480989/
Hitec RCD HS-225 - 56.4oz @ .14 sec - Mighty Mini BB Universal Servo
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/513121/
Мотор одолжил у кума (Turnigy 50), регулятор так ещё и не пришёл на 6 банок питания, по тому нет возможности облетать (а руки-т о чешуться). Хочется поскорее запустить самолёт и посмотреть результат нашей полуторонедельной работы.

Выслушаем конструктивную критику и предложения.
Благодарим за внимание.