3D пилотаж- относительно молодой класс, но набравший, за небольшой срок, огромную популярность в среде авиамоделистов.

Все началось с фан-флаев, которые, благодаря мощной силовой установки, развитым рулям, и  малой нагрузке на крыло, выполняли очень интересные маневры в небе. Достаточно быстро этот стиль полета эволюционировал в то, что сейчас принято называть 3D акробатикой, или фристайлом. Более того, этот стиль полета продожает развиваться, и теперь мы можем увидеть такой класс, как Artistic Aerobatic- полет под музыку!

Так что же такое 3D пилотаж?! Это экстрим в полном смысле этого слова! Это силовые фигуры, полеты на закритических углах атаки, кульбиты в сантиметах от земли, "колбасная колбасня" приковывающая к себе восторженные взгляды зрителей- всё это и есть 3D!!!

Для полета в таком стиле нужен и самолет, к которому есть ряд специфических требований. Во-первых это силовая установка, обеспечивающая тягу в полтора-два раза превышающую вес модели. Во-вторых это развитые рулевые поверхности с большим отклонением, благодаря чему модель мнгновенно откликается на команды с пульта. В третьих- относительно задняя центровка, которая составляет примерно 30-40% САХ (средняя аэродинамическая хорда). Кроме того, не стоит забывать и про культуру веса- легкий самолет лучше летит, хотя это этот пункт можно считать де факто для всей авиации в целом. Ну и, конечно же, хороший передатчик с возможностью программирования поможет вам быстрее освоить этот стиль полета!

Конечно, начинать отрабатывать 3D надо после того, как уже получены базовые навыки пилотирования модели. Пилот должен не только уверенно держать модель в воздухе, но и уметь работать рулем направления, и газом- для этого очень полезно отработать полеты на "ноже", медленные бочки и бочки с фиксациями (без ухода с траектории). Кроме того, умение выполнять эти фигуры позволит быстрее освоить  "роллинг харриер", "силовую бочку", и "петлю с бочками".

Стоит добавить, что лучше чередовать симулятор, и реальный полет: отработали фигуру в симе, пошли оттачивать ее на улице. Полет желательно "разбавлять" проходами "на ноже", и бочками с фиксациями- эти фигуры смотрятся очень зрелищно, если выполняются на небольшой высоте и без ухода с траектории.

Теперь о фигурах 3D пилотажа, о их выплонении, и подводных камнях связанных с ними.

Рассмотрим следующие фигуры:

-Харриер

-Висение на винте и силовая бочка

-Роллинг Харриер

-Блендер

-Петля с бочками

Харриер- базовая фигура, при которой модель летит прямолинейно, при 45-60 градусах тангажа. 

Как выполняется: на малой высоте, при холостых оборотах двигателя тянем руль высоты на себя, модель теряет скорость, не даем самолету свалиться, "подхватываем" его "газом", для корректировки курса, и разворота используем руль направления, элеронами работаем по минимуму, чтобы не вызвать раскачку самолета по крену. Запомните: нет такого положения ручки газа, при котором самолет будет выполнять харриер, нужно постоянно менять обороты двигателя в большую или меньшую сторону.

Как разучить фигуру на симуляторе: устанавливаете ветер 5-6 м/с, при этом виртуальная модель не будет лететь вперед, так в начале будет по-легче. Можно замедлить время, чтобы  быстрее выработалась моторика.

Висение и силовая бочка (висение с вращением)- две культовые фигуры-сёстры. В  чем их разница- понятно из их названия. Заход- так же, как и харриер- с горизонтального полета, переводим на вертикаль, поддаем газу, и вывешиваем самолет. Во время выполнения висения на винте нужно компенсировать реактивный момент винта, из-за которого самолет будет вращаться по часовой стрелке. Компенсировать этот момент можно только одним способом- переложить ручку элеронов вправо. Не бойтесь работать газом, если модель начинает "вываливаться" из висения, подгазаните немного- это поможет. Не забывайте выравнивать самолет рулем направления, и рулем высоты. Силовая бочка- то же самое, только мы помогаем с помощью элеронов вращаться самолету по часовой стрелке. Тут есть один момент- когда висишь колесами к себе, и самолет начинает валиться в сторону- куда отклонять руль направления? Очень просто: откланяем РН в сторону опустившийся консоли.

Роллинг-Харриер- Фигура, которую любят все за ее зрелищность. Самолет летит прямолинейно, с углом тангажа 45-60 градусов, при этом вращается! Технически эта фигура выполняется так же, как медленная бочка и бочка с фиксациями- при вращении на каждые 90 градусов самолет поддерживается соответствующим рулем,- поэтому сначала лучше отработать их. Я сначала научился выполнять левое вращение в роллинг-харриере, правое у меня получется хуже. 

На этом видео видно, как я отрабатываю харриер и роллинг харриер в симуляторе при ветре 5-6 м/с, скорость симуляции 100%:

 

Ну это я готовился к защите диплома, и появилась свободная минутка:) В конце ролика есть петля с бочками- визуально будет понятно, как выглядит, и как выполняется эта фигура.

Блендер- очень коварная фигура! Модель должна быть достаточно прочной, что бы выдерживать перегрузки, возникающие при выполнении данной фигуры. У меня отрывало руль направления на этой фигуре! Так же может выдрать горизонтальное оперение, или сложить крылья!

Как выполняется: на высоте 150-200 метров переводите самолет в отвесное пикирование, выполняете пару-тройку "бочек", затем сразу переводите рули в положение обратной штопорной бочки (влево элероны, вправо киль, вниз руль высоты).Работая газом можно ускорить, или, сбосив газ- замедлить вращение. Выход роллинг-харриером смотрится ооочень эффектно!

Видеоурок по выполнению "блендера":

 Петля с бочками- ооочень круто! выполняется как и роллинг-харриер, но надо не только поддерживать самолет соответствующими рулями в нужный момент, но и "дожимать" самолет, что бы он вышел на траекторию петли- газ и дозировка отклонения рулей будут больше, чем в роллинг-харриере. При входе в фигуру даем полный газ, в верхней точке траектории газ сбрасываем, что бы не увеличивалась скорость вращения- и всё! 

Разучивайте фигуры, придумывайте новые- возможности 3D пока полность не раскрыты- это большое поле для творчества!