Современное авиастроение базируется на целом комплексе физических законов, без знания которых человеку никогда не удалось бы подняться в воздух.

  Физические эффекты при эксплуатации военной или гражданской техники проявляются по-разному: иногда они ведут к ухудшению управляемости вертолетом, а иногда — к появлению свечения вокруг законцовок лопастей при выключенных габаритных огнях. Часть подобных явлений смотрится эффектно, но к потере управляемости не ведет. Другая же часть представляет определенную опасность для пилота и пассажиров летательного аппарата, и противостоять ей неопытному летчику бывает крайне непросто.

  В современном мире вертолетная техника часто совершает полеты в условиях пустыни, при посадке и взлете поднимая в воздух клубы пыли и песка. При этом законцовки лопастей вертолетов начинают светиться, образуя своеобразный «нимб» над машиной. Так проявляется триболюминесценция — эффект свечения при раскалывании кристаллических тел, в данном случае песчинок. В большинстве случаев свечение объясняется электрическими разрядами, происходящими в кристалле при деформации. Например, раскалывание кристалла сахара дает синеватую вспышку, а обрабатываемый алмаз может начать светиться синим или зеленым светом. В США триболюминесценция, наблюдаемая при взлете и посадке вертолета в пустыне, получила название эффекта Коппа-Этчеллса — в честь американских солдат, погибших в июле 2009 года в Афганистане.

 

Еще фото http://abunda.ru/28991-izumitelnyj-yeffekt-koppa-yetchellsa-30-foto.html

 

  Пилотам самолетов знакомо другое физическое явление, известное как огни святого Эльма. Первое документальное упоминание такого эффекта, получившего свое название в честь католического покровителя моряков, появилось в 1886 году. Это явление тогда наблюдали моряки во время грозы: на острых концах высоких мачтовых конструкций появлялись яркие светящиеся области. Речь идет о коронных разрядах, возникающих на высоких и относительно острых предметах из-за большой напряженности электрического поля в атмосфере, что чаще всего бывает перед грозой. Сегодня на флоте огни святого Эльма встречаются редко из-за конструкции кораблей, отличающихся от судов XIX века. В авиации огни святого Эльма появляются на стеклах, законцовках крыльев и статических разрядниках при пролете неподалеку от грозового фронта или через него.

 

 

Летные проишествия связанные с данным явлением http://ru.wikipedia.org/wiki/British_Airways_Flight_9

Более подробное описание и фото http://natural-events.ru/ogni-svyatogo-elma.html

 

  Куда более распространенным физическим эффектом является образование облака позади самолета, летящего на большой, чаще всего околозвуковой, скорости во влажной атмосфере. Такое явление получило название эффекта Прандтля-Глоерта. Его суть заключается в том, что позади быстро летящего самолета возникает область пониженного давления. Температура воздуха в этой области понижается, и, когда она опускается ниже точки росы, пары воды конденсируются в мельчайшие капельки, образуя облако. Считается, что эффект Прандтля-Глоерта проявляется только в тот момент, когда самолет преодолевает звуковой барьер, однако это не так. Например, облако может образовываться и позади быстро едущего автомобиля в условиях высокой влажности. Эффект Прандтля-Глоерта возникает и при взрыве различных боеприпасов ─ конденсацию паров воды в капельки с образованием облака можно наблюдать позади ударной волны.

 

 

Описание в википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F4%F4%E5%EA%F2_%CF%F0%E0%ED%E4%F2%EB%FF_%97_%C3%EB%EE%E5%F0%F2%E0

Более качественные фото http://avia-simply.ru/wp-content/uploads/2012/06/35-1.jpg

http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/01/10129.jpg



 

  А вот вихревое кольцо в авиации встречается реже, чем огни святого Эльма или эффект Прандтля-Глоерта. С таким физическим явлением иногда сталкиваются пилоты вертолетов. Вихревое кольцо вокруг вертолета образуется при быстром снижении с малой поступательной скоростью из-за образования турбулентных потоков воздуха, проходящего вниз через винт, отражающегося от земли обратно, а затем снова поступающего вниз через этот же винт. При попадании в вихревое кольцо резко снижается подъемная сила и увеличивается скорость снижения. Попытка же повышения мощности двигателя приводит к тому, что скорость течения воздушного потока от винта вниз только возрастает, усиливая вихревое кольцо. Считается, что именно из-за вихревого кольца «Морские котики» США в мае 2011 года потеряли один вертолет, проводя операцию по захвату лидера международной террористической сети «Аль-Каеда» Осамы бин Ладена.

Подробнее в википедии http://ru.wiki.eagle.ru/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%85%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE

 

  Еще одним интересным явлением в авиации считается эффект Коанда. Он получил название в честь румынского ученого Анри Коанда. Эффект представляет собой прилипание струи газа или жидкости к близкорасположенной стенке. Прилипание газовой струи происходит из-за разности давления в самой струе и области, расположенной между ней и стенкой. В авиастроении эффект Коанда используется редко. Ярким примером применения этого эффекта является военно-транспортный самолет Ан-72, в котором реактивные двигатели расположены над плоскостью крыла. Реактивная струя, вырывающаяся из двигателей, прилипает к поверхности крыла и разгоняет воздушный поток над ним. Благодаря этому увеличивается подъемная сила крыла.

 

 

  В середине 1950-х годов канадская авиастроительная компания Avro Aircraft вела в интересах ВВС США разработку летательного аппарата под шифром «Проект 1794». Он имел дискообразную форму, а летать должен был именно благодаря эффекту Коанда. В основе аппарата был двигатель с ротором, создающим подъемную силу, и компрессорами для создания реактивной тяги. Создаваемые двигателем реактивные струи обтекали куполообразный корпус, что должно было создавать дополнительную подъемную силу, устойчивость «летающей тарелки» и возможность набирать большую скорость. Из-за технической сложности проект закрылся в 1961 году, а некоторые его подробности были рассекречены только в 2012-м.

 

 

Подробнее о рассекреченном проекте http://lenta.ru/articles/2012/10/09/ufo/

Подробнее о эффекте Коанда в википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F4%F4%E5%EA%F2_%CA%EE%E0%ED%E4%E0

 

  Я сам гуманитарий по образованию, поэтому для меня многие вышеописанные эффекты оказались "открытием" :)

  Еще раз убедился что авиамоделизм очень полезное хобби, чего только я не узнал с тех пор как увлекся им. И тут не только то что относится непосредственно к моделизму но и многое полезностей в плане общего развития.

  Сразу извиняюсь за офтоп, что не по теме моделизма статья. И для борцов с копипастами сразу говорю что статья конечно не моя, источник на ленте http://lenta.ru/articles/2013/07/12/physics

  Я прочел, заинтересовался, погуглил дополнительную информацию и решил поделиться с сообществом. Авиамодельных достижений пока нет особых, поэтому пока так. Отлетал половину этого сезона на вжике, теперь долгая и суровая якутская зима, коплю деньги на различные по весу сетапы и читаю статьи продвинутых моделистов. Думаю что надо зал найти и зимой зальниками заниматься а то зима долгая а руки уже чешутся летать ;)

И спасибо этому сайту за море информации и позитивную атмосферу!