Я захотел FPV сразу как узнал о нём. Это было примерно в 2007 году. Если кто-то не сталкивался - это полёты с помощью видеотрансляции. Вид от первого лица. В 2009 я начал двигаться в нужную сторону...


Я захотел FPV сразу как узнал о нём. Это было примерно в 2007 году. Если кто-то не сталкивался - это полёты с помощью видеотрансляции. Вид от первого лица. В 2009 я начал двигаться в нужную сторону...

   Начать решено было (а может быть и само получилось) поэтапно. Вот как было дело:
1. 4-х канальный ИК вертолёт 9 грамм. Подарок брата. Море позитива и полёты до 10 этажа в штиль.
2. 4-х канальный вертолёт-соосник - Lama. Осознаное приобретение. Много интересного и разочаровывающего одновременно. С вертолётами было решено закончить навсегда.
3. Открытие для меня Хкинга и попытка начать постройку полутораметрового копийного пенолёта. Не хватило сил закончить ибо на тот момент полное отсутствие понимания, как это делается.
4. Зато за это время налетал под сотню часов на симуляторе (спасибо пульту от Lama!).
5. Бальзовый электро-тренер .46 класса. Мы встретились взглядами в магазине и началось... Неизгладимые ощущения от полётов. До сих пор не испытывал ничего подобного. Разбит через год полётов из-за отказа дурацкого пульта Hitec.
6. Армия летающий крыльев (проект "Вжик" и проект "самопал") из потолочки. Дёшево, сердито, сумасшедше, мобильно, почти неубиваемо.
7. Несколько отклонений от цели: 1,5 м и 2,5 м самолёты из потолочки. Занятно и познавательно. Сараи такого размера в воздухе очень впечатляют.
8. Полёты с камерой-регистратором на всём этом. Оценка возможностей и перспектив разных носителей.
9. Покупка носителя "EPP-FPV".


10. Облёт и многократные переделки без FPV.

11. Наладка FPV и дальнейшие страдания.

   Носитель был выбран исходя из того, что пенные самолёты хоть и летают в отличие от бальзовых "приблизительно", но точностью управления можно пожертвовать ради живучести и свободой выбора площадки. Для тренера .46-класса требовалась впечатляющая полоса, а EPP-FPV при желании можно и свалить в густой камыш без последствий. Размах 1,8 метра обещал приличные возможности перспективного наворачивания бортовой аппаратуры, догруз батареями и возможность летать почти в любую погоду. Плюс толкающий пропеллер, что для FPV важно.

   Итак, что в итоговой комплектации:
  • 9-граммовые сервы - 4 шт.
  • Деревянный проп 10х6
  • Регулятор хода Hk серии SS Heli 70-80A с UBEC 5А (наследство от бальзового тренера)
  • KD 36-10L бесколлекторный мотор 1185Kv (наследство от бальзового тренера)
  • Батарея 5Ач 3S (наследство от бальзового тренера) 
  • Turnigy 9x + ВЧ модуль Frsky с телеметрией 2,4 Ггц.
   Итого 1800 грамм. Более чем уверенный полёт с огромным запасом тяги.

   Далее был куплен комплект очки с хедтрекером и 100мВт 5,8Ггц передатчиком и телеметрия.

   Облётано, обновлены прошивки телеметрии (были проблемы). В итоге для улучшения качества связи приёмник самолёта и GPS приёмник были перенесёны на стабилизатор. Видеопередатчик остался на носу. 100 мВт видеопередатчик - это огромное разочарование. Заменил на 600 мВт. Всё сильно улучшилось, но конечно не в 6 раз, а раза в 2-3. 12 dbi видео-антенны немного улучшили дальность, но более 1 км по дальности и 600 м в высоту ничего не удавалось.
   Надо отметить, что разумно предположить, что летать от первого лица проще чем  с видом с земли. Увы, это не так. Непривычный угол зрания, и, как следствие, отсутствие ощущуения оценки высоты и скорости. Не ощущается планирование и тяга двигателя. Регулярные помехи, и потеря ориентации в воздухе. Постоянное желание сорвать очки и вернуть модель. А так делать нельзя. Сняв очки сильно слепнешь от яркого света секунд на десять. Модель, как правило, совсем не там где казалось. Она, например, за спиной. Одним словом нужно себя приучать не снимать очки ни при каких обстоятельствах и бороться за живучесть до конца.
   На телеметрию первое время не хватает внимания, и она малополезна. То что казалось простым и понятным на земле становится сложным и путаным в воздухе. Со временем, конечно, всё встаёт на свои места, и телеметрия становится лучшим другом. Хедтрекер (это когда вертишь головой, а камера повторяет движения) до сих пор мной не освоен и временно дезактивирован по тем же причинам -  не хватает внимания на управление еще двумя каналами с помощью головы. Более того, наклоняя голову можно поймать положение без помех.
   Заменил видеоантенны на "клеверы" ImmersionRC 5.8GHz Circular Polarized spiroNet Antenna. Качество видео-связи заметно возросло. Помехи стали мягче и проявляться на большем расстоянии. Первый же облёт позволил поднять самолёт на 1 км. Алилуя!



   Это моя текущая стадия. Ближайшие планы:
1. Жду посылку с автопилотом (при потере управления будет возвращать самолёт к точке запуска), а то валидола уже не хватает.
2. Ищу другой ВЧ-модуль. 60 mw не хватает. На дальностях более 1 км постоянно орёт сигнализация обрыва управления бортом. Найти не могу пока хорошего варианта. 433 Мгц боюсь брать.
3. Видеорегистратор на земле. Тот что будет писать транслируемую картинку с телеметрией и помехами.

Текущий бюджет (ну если сразу повторить такой же без запортого или купленного по ошибке):
1. Носитель EPP-FPV - 2500 р
2. Мотор KD 36-10L - 750 р
3. ESC -  500 р
4. Пропеллер 10x6 - 50 р.
5. Сервы 9 грамм - 4х100=400 р.
6. Пульт Турниги 9х - 1700 р.
7. ВЧ модуль и приёмник - 1800 р.
8. Батарея ходовая 5Ач 3S - 800 р
9. Антенна передатчика 2,4Ггц 5 дб - 100 р.

10. Батарея видеопередатчика 1300 мАч 2S - 150 р.
11. Телеметрия - 4300 р.
12. Очки + камера + ненужный передатчик - 9900 р
13. Видеопередатчик 600 мВт - 2600 р
14. Повортная платформа для камеры - 150 р
15. Пара 5-грамовых серв для камеры - 130х2=260 р.
16. Видеоантенны-клеверы - 1250 р.
17. Камера-регистратор для видеозапси - 1300 р
18. Кроме того потребуется клей, линейки, силовые коннекторы, метров 10 3-хжильного кабеля для серв, 2 метра силового кабеля, две флешки (для телеметрии и видеозаписи), 8 АА аккумуляторов и зарядник к ним. Зарядник и блок питания для липолей, чумодан для переноски.
-----------------

Итого 28550 р. + пункт 18 и доставка.
Из них на земеле останется 12800, остальное в воздухе.

Теущий вес самолёта - около 2100 грамм. Полётное время около 25 минут. Если не дурить с набором высоты и спусками - думаю и на 35-40 минут одного ходового аккумулятора хватит. Средняя полётная скорость на крейсерском режиме около 35-40 км/ч (нагрузка 150 ватт и около 13 А на 3S).   Видеоаккумулятора, кажется, на 1,5 часа хватает. Аккумулятора очков даже больше. 

Буду продолжать писать. Что интересно? На чём заострить внимание? Чем могу помочь другим?