ЗУ выполнено на самых распространенных радиоэлементах отечественного производства без применения микроконтроллеров, что никак не ухудшает его характеристик. Половина всех китайских
ЗУ так же выполнены по упрощенной схемотехнике, так же без микроконтроллеров и дисплеев.
Предвидя критику со стороны приверженцев микроконтроллеров, хочу заметить следующее:
да, предлагаемое ЗУ уступает по возможностям дорогим китайским ЗУ на микроконтроллерах и
имеющим дисплей, но в своей категории устройств выполненных без упомянутых деталей, оно неизмеримо лучше китайских зарядок, а именно :

1. Очень надежное, поскольку в нем использована отечественная комплектация, которая многократно
надежнее китайских деталей.
2. По той же причине - полная ремонтопригодность, поскольку детали отечественные, широко распространенные, стоимость которых несопоставима со стоимостью буржуйских деталей.
3. Доступно для повторения радиолюбителю средней квалификации.

Я сам лично не раз сталкивался с ремонтом китайских ЗУ которые проработали 2….3 месяца и вышли из строя. На деталях практически нет маркировки, а если и есть, то «китайская» и найти замену
практически невозможно. Поэтому я давно отказался от китайских ЗУ и пользуюсь исключительно
своими самодельными ЗУ. Я их сделал около десятка (друзьям), в эксплуатации два года и ни одно ЗУ
не вышло из строя. Поэтому рекомендую для повторения моделистам – радиолюбителям.

ЗУимеет три канала заряда и предназначено для зарядки и балансировки 1S, 2S, 3S аккумуляторов. Выполнено по параллельной схеме – каждая банка аккумулятора имеет индивидуальный выпрямитель и
схему управления. Питание от сети 220 Вольт, в качестве понижающего трансформатора используется унифицированный ТН-36, имеющий 4 одинаковых обмотки по 6,3 Вольт, ток каждой обмотки 1,2 А.
Амперметр на 1 Ампер для контроля тока включен в один (любой) канал. В данном ЗУ обмотка № 4 не используется, но её можно задействовать в случае 4х канального ЗУ, что позволит заряжать и 4S аккумуляторы. Все три канала заряда банок аккумулятора идентичные.

 

 

Работает ЗУ следующим образом. Выпрямитель канала заряда выполнен на мосте КЦ402 с
конденсатором фильтра на 2200 мкф х 16 В. В качестве регулирующего транзистора в канале применён p-n-p транзистор КТ814Г с максимальным током коллектора 1,5 А. В качестве датчика напряжения на аккумуляторе используется прецизионный стабилитрон TL431 с регулируемым порогом срабатывания, который выставляется многооборотным проволочным резистором типа СП5-2В. Напряжение включения стабилитрона = 2,5 Вольта. При подключении банки аккумулятора к ЗУ стабилитрон оказывается включенным (через резистор 510 Ом) параллельно аккумуляторной банке и таким образом отслеживает напряжение на ней. Пока напряжение банки меньше 4,2 В, стабилитрон закрыт и напряжение на его катоде равно + 5,5 В. При достижении банкой напряжения 4,2 В, стабилитрон открывается, и напряжение на его катоде падает до1,5 В. Это перепад напряжений +5,5В / + 1,5В подается на микросхему К561ЛА7 которая управляет светодиодами, индицирующими состояние ЗУ - «Заряд» (горят красные светодиоды) и «Заряд окончен», горят синие светодиоды.
Последний элемент микросхемы управляет транзистором КТ3102Г, который открывает или закрывает управляющий транзистор КТ814Г. Ввиду наличия некоторого гистерезиса у стабилитрона ТL431, его переключение происходит не мгновенно, а плавно, что обеспечивает плавное уменьшение зарядного тока в конце заряда – это видно по стрелке амперметра.
Амперметр на 1А сделан из микроамперметра 100 микроампер. Работает он следующим образом:
В каждом канале, на выходе, стоят в параллель по два резистора шунта по 1 Ом (общее сопротивление 0,5 Ом). К одному из них (к любому) через резистор МЛТ0,25 – 3,6 кОм и подключена головка микроамперметра. Резистор 3,6 кОм подбирается таким образом, чтобы стрелка головки отклонялась на всю шкалу при токе через резисторы шунта (0,5 Ом) 1 А. Контроль тока при подборе резистора по образцовому прибору, в качестве которого я использовал тестер Ц4353.


Распайка трансформатора ТН36 и его подключение. На схеме показан конденсатор 0,5мкф для изменения тока заряда.

 
Монтажка 



Печатка со стороны деталей


Печатка со стороны дорожек.


Готовая плата





Готовое ЗУ




Вид сзади


Настройка.

Каждый канал настраиваем поочередно. Подключаем к каналу 1 банку старенького LiPo или LiIon аккумулятора, например от сотового телефона (с удаленным встроенным контроллером), подключаем к банке цифровой тестер и и доводим банку до готовности. При достижении банкой напряжения 4,2 В вращением движка резистора СП5-2В добиться загорания синего светодиода при не полностью погашенном красном. Через 2….3 минуты, когда красный светодиод погаснет полностью.
подкорректировать порог отсечки. Затем аналогично настраиваем второй и третий каналы.

ЗУ имеет два значения тока заряда – 1А и 0,5 А (для мелких аккумуляторов) что достигается
подачей на первичную обмотку трансформатора полного напряжения питания – 220 В, или половины
напряжения питания – через конденсатор МБГ – 400 В – 0,5 мкф. Коммутация конденсатора происходит рокерным выключателем на задней стенке коробки. Смотри фото "Вид сзади".

Идет заряд аккумулятора. Горят красные светодиоды.



Заряд окончен. Горят синие светодиоды.


Новое ЗУ эксплуатируется около 2х месяцев, работает нормально, выставленные пороги отсечки держит четко. Так же я пользуюсь своим старым самодельным ЗУ, где заряд банок осуществляется последовательно.

Старое ЗУ описано здесь:      http://www.parkflyer.ru/32931/blogs/view_entry/3050/

Файл Lay Out   здесь:   (ZU LiPo.lay)  

С удовольствием отвечу на вопросы.