Итак! Понабравшись опыта решил напечатать самолет на 3Д-принтере.
Идея неплохая, но по древней русской традиции надо создать себе геморой, а потом его героически преодолевать. Поэтому я решил сделать не простую леталку а самолет ФПВ.
Для этого я спроектрировал самолет в программе T-Flex (на работе стоит лицензионка).
Напечатать фюзеляж или крыло полностью, возможности у меня нет, поэтому фюзеляж был спроектирован как набор деталей для последующей склейки. Так-же поступил с крылом и горизонтальным оперением.
И началась печать:
Передний шпангоут:
Боковые панели:
Нижний отсек оборудования:
Полезная нагрузка:
Нервюры крыла (это уже сборка крыла):
Крыло тоже хотел сделать печатным, но сделав несколько попыток я понял, что оно будет очень тяжелым, и из-за сложности форм очень большой процент брака. Поэтому было решено сделать печатными только нервюры и центроплан. Обшивка сделана из пеноплекса да и лонжерон из бальзы... но напечатанные нервюры - это ВЕЩЬ!!!!!
После сборки обтянул красной липкой лентой. Элероны из бальсы навешаны на липкую ленту.
Конструкция горизонтального оперения аналогична, только обшивка из бальсы 1,5 мм, лобик напечатан, задняя стенка так-же из бальсы. Нервюры горизонтального оперения напечатаны с отверстиями под навеску руля высоты. Руль высоты из бальсы. Все обтянуто красной липкой лентой.
Напечатал хвостовую балку и вертикальное оперение:
Хвостовая балка состояла из 4 секций (общая длина самолета 1 метр. Максимальная длина печатной детали 200 мм. Пришлось разбить). Для повышения прочности клеевого соединения было предусмотренно крепление "на ус". Внутри проходили каналы для проводки руля высоты и руля направления.
Клеил фюзеляж:
Начал прект летом 2013. Осенью того-же года забросил этот проект практически на год.
Осенью 2014 собрался с силами и доделал его. И даже вытащил самолет на облет:
И он не полетел.
Из-за тяжелого хвоста из пластика АБС пришлось навесить 500 грам свинца а нос и воткнуть батарею 3S 5000 mAh Общий вес перевалил за 3 кг.
При попытке взлететь балка прогнулась вниз, это снизило момент руля высоты и самолет элементарно не мог создать достаточнны угол атаки для набота высоты. Так-что первая попытка взлета закончилась в 20 метрах от точки старта. При краше сломалась хвостовая балка и вторую попытку я делать нестал.
Когда устроюсь на новом месте жительства, я обязательно вернусь к этому проекту. В планах переделка балки в углепластиковую трубку и переделка вертикального оперения по технологии печать+бальса.
Но самое главное это опыт: Для чего печать подходит, а где ее применять нельзя. Совместимость материалов и обработка деталей для их склеивания.
Так-же очень понравилась полезная нагрузка удалось изготовить 3 детали, в которых довольно технологично были собраны камера, передатчик, батарея и выключатель.
Конечно моя попытка создать первый печатный самолет провалилась, но может это сподвигнет кого-то еще на подобный эксперимент и мой опыт не пропадет даром.
Всем спасибо! Всем успехов!!!!!
Идея неплохая, но по древней русской традиции надо создать себе геморой, а потом его героически преодолевать. Поэтому я решил сделать не простую леталку а самолет ФПВ.
Для этого я спроектрировал самолет в программе T-Flex (на работе стоит лицензионка).
Напечатать фюзеляж или крыло полностью, возможности у меня нет, поэтому фюзеляж был спроектирован как набор деталей для последующей склейки. Так-же поступил с крылом и горизонтальным оперением.
И началась печать:
Передний шпангоут:
Боковые панели:
Нижний отсек оборудования:
Полезная нагрузка:
Нервюры крыла (это уже сборка крыла):
Крыло тоже хотел сделать печатным, но сделав несколько попыток я понял, что оно будет очень тяжелым, и из-за сложности форм очень большой процент брака. Поэтому было решено сделать печатными только нервюры и центроплан. Обшивка сделана из пеноплекса да и лонжерон из бальзы... но напечатанные нервюры - это ВЕЩЬ!!!!!
После сборки обтянул красной липкой лентой. Элероны из бальсы навешаны на липкую ленту.
Конструкция горизонтального оперения аналогична, только обшивка из бальсы 1,5 мм, лобик напечатан, задняя стенка так-же из бальсы. Нервюры горизонтального оперения напечатаны с отверстиями под навеску руля высоты. Руль высоты из бальсы. Все обтянуто красной липкой лентой.
Напечатал хвостовую балку и вертикальное оперение:
Хвостовая балка состояла из 4 секций (общая длина самолета 1 метр. Максимальная длина печатной детали 200 мм. Пришлось разбить). Для повышения прочности клеевого соединения было предусмотренно крепление "на ус". Внутри проходили каналы для проводки руля высоты и руля направления.
Клеил фюзеляж:
Начал прект летом 2013. Осенью того-же года забросил этот проект практически на год.
Осенью 2014 собрался с силами и доделал его. И даже вытащил самолет на облет:
И он не полетел.
Из-за тяжелого хвоста из пластика АБС пришлось навесить 500 грам свинца а нос и воткнуть батарею 3S 5000 mAh Общий вес перевалил за 3 кг.
При попытке взлететь балка прогнулась вниз, это снизило момент руля высоты и самолет элементарно не мог создать достаточнны угол атаки для набота высоты. Так-что первая попытка взлета закончилась в 20 метрах от точки старта. При краше сломалась хвостовая балка и вторую попытку я делать нестал.
Когда устроюсь на новом месте жительства, я обязательно вернусь к этому проекту. В планах переделка балки в углепластиковую трубку и переделка вертикального оперения по технологии печать+бальса.
Но самое главное это опыт: Для чего печать подходит, а где ее применять нельзя. Совместимость материалов и обработка деталей для их склеивания.
Так-же очень понравилась полезная нагрузка удалось изготовить 3 детали, в которых довольно технологично были собраны камера, передатчик, батарея и выключатель.
Конечно моя попытка создать первый печатный самолет провалилась, но может это сподвигнет кого-то еще на подобный эксперимент и мой опыт не пропадет даром.
Всем спасибо! Всем успехов!!!!!
Молодой и злой. Неужто у Вас такое низкое самомнение, что опускаетесь до таких шуток? Сдесь такое не ценят. Лучше сделай что-нибуть красивое и летающее и выложи на обсуждение на этом сайте. Подыми карму :)
1. Конского навоза;
2. Детских соплей;
3. Мореного дуба;
4. Асбестоцементных труб;
5. Деталей от "Запорожца";
... и потом доложить, что эксперимент не удался, материал непригоден. Потом продолжить начатое, и доложить, что также не удалось построить летающую модель из туалетной бумаги, еловых шишек, обрезков ногтей и т.п.
Да, забыл еще про перспективный для моделей материал - оргстекло. БПЛА - невидимка, это же круто. И так же докладывать о том, что опыт не удался...
Когда читаешь описание к 3Д принтеру - ОН МОЖЕТ ВСЕ!!!!
Когда начинаешь им пользоваться - есть куча мелочей и нюансов.
Прикинуть вес и расположение центра тяжести - дело 15 минут даже без компьютера...
В принципе такие эксперименты раньше называли победой техники над разумом...
А всего-то надо было немного подумать прежде чем делать.
А они появятся. Лёгкая мягкая керамика уже в продаже. Вот полипропилен есть. Плотность меньше грамма на кубический сантиметр. Тяжелее бальзы в 7 раз примерно. Зато ни красить, ни обтягивать не нужно. Прочность в разы выше - значит тоньше можно делать. Правда мороза боится - хрупкой становится. За этими технологиями будующее.
Печать полипропиленом? Плотность 0,95 против 1,05 у АБС. Разница несущественная. Усадка при остывании 2% против 0,7% у АБС. И непонятно чем клеить. Уж лучше ПЛА. У него хотя-бы усад минимальная.
Вот делать тоньше это выход, но еть ограничения технологий. Например если печатать первый слой в 1 уровень, то прочность никакая. Если верхний слой печатать в 2 слоя то он получается как решето. Печать детали толщиной в 1 слой с 5 процентным заполнением приводит к межслойноу растрескиванию. Ну и куча всяких мелочей типа печати допллнительных площадей, что-бы не отрывало деталь с подложки. Помимо 1 кг пластика на самолет еще 0,5 кг ушло в помойку в виде брака. Но Вы правы - технологии развиваются и возможно вскоре появятся технологии, которые превзойдут существующие.
А потом срочно в патентное бюро - печатные нервюры это явно удачное решение!
А остальное - я всю статью думал "тяжОООлый" - и точно. Но результат есть, эксперимент проведен, небесполезен (как эксперимент).
Два из трех самых мощных излучателей тепла на борту собрать в кучу и замуровать - тоже гениальное решение =)
А вообще у разрушителей легенд была серия посвященная самолету из бетона.