Мотопланер GUPPY




   В очередной раз хочу показать(и доказать сообществу) что модели из бальзы возможно строить прямо на кухне без чпу и вообще каких либо станков,если конечно не считать за станки дрель-шуруповерт и ручной лобзик.

   Не могу сказать почему выбор пал именно на эту модель,но есть в ее контурах что-то привлекательное. Учитывая что модель разрабатывалась почти 10 лет назад ее конструкция претерпела некоторые изменения и на данный момент есть несколько версий исполнения. Чертежи части вариантов есть в свободном доступе,а часть только за деньги.

Основным отличием различных версий является крыло. Оно есть как в классическом планерном варианте с двойным V (ушами) ,так и в варианте с малым V и элеронами для более агрессивных полетов. Исходя из того что это у меня первый опыт в области планеров решено было делать крыло без элеронов. В дальнейшем, если увлечет это направление, можно дополнительно собрать крыло с элеронами.

   В оригинальную,доступную для бесплатного скачивания версию мною были внесены небольшие конструкционные изменения:

1 крыло стало разборным и длиннее на 8см,размах крыла стал 158см против 150 у оригинальной версии. Так же изменился способ крепления крыла.

2 добавлен фанерный короб в области установки крыла(как у 2 версии планера) во первых этот узел служит усилением кокпита из бальзы,а во вторых(самое главное) упрощает контроль за углами установки и параллельностью(перпендикулярностью) крыла и оперения.

3 крыло сдвинуто на 8мм назад. Почему? Так уж получилось. Попытка перехитрить самого себя и разработчика.

4 Труба хвостовой балки вместо 6мм у оригинала имеет диаметр 8мм,просто другой не было в хозяйстве.

5 стабилизатор тоже съемный,крепится к килю на 2 пластиковых болта.

   Для постройки потребуется бальза: 1мм-3 листа 100х1000мм, 2мм - 2 листа, 3мм — 1лист, 4мм — достаточно половины листа и 6мм — 1лист. Четыре сосновые реечки 2х5х500мм Карбоновая трубка длиной 450мм и диаметром 6мм(я за неимением использовал 8мм). Немного фанеры 1,5мм и 3мм. Пленка для обтяжки. Так же понадобятся два боудена для управления рулевыми поверхностями.

   Клеи использовались такие: циакрин COSMOFEN CA12, пва Момент-столяр, 15 минутная эпоксидка от Хобби-кинга и PUR501.

   Автором модели создано замечательное руководство по сборке(правда на иностранном языке) поэтому что бы не повторяться я не буду озвучивать некоторые моменты дабы не утомлять лишним текстом. Все материалы (в том числе и мои наработки) можно будет скачать по ссылкам в конце статьи.

 

Пока ожидал заказанную бальзу отрисовал в Компасе детали фанерного каркаса и неспешно их изготовил. Использовалась фанера 1,5мм на боковины и 3мм на все остальное.

 

 

 

   Так же,пока длился процесс ожидания посылки, было изготовлено два приспособления: первое для нарезания бальзовых реек без потери геометрии прямых углов и второе для калибровки сосновых реек на лонжероны центроплана.

   Приспособление для резки бальзы было задумано давно,для него были заготовлены брусок из твердой древисины и винт с барашком из крепмаркета. Конструкция и принцип действия видны на фотографиях.

 

   Что же касаемо приспособления для калибровки реек,то оно известно давным давно и встречается практически во всей литературе по моделизму.

 

   После получения посылки с бальзой и пленкой первым делом нарезал необходимые рейки для крыла и оперения 6х6мм, 4х15мм,4х6мм,2х5мм(из твердой бальзы для лонжеронов ушей).

В качестве стапеля для сборки использовал дсп панели от корпуса старого телевизора.Вариант не очень удачный,тк втыкать иголки в дсп получается с большим трудом.

   Процесс сборки оперения (и не только) стандартный - чертеж накрывается полиэтиленовой пленкой что бы потом готовую деталь не отдирать от чертежа и стола и затем на чертеже с помощью иголок закрепляются рейки будущего узла. Места соединения прокапываются циакрином.

В качестве дозатора удобно использовать иглу от шприца. От засохшего клея ее очищаем при помощи зажигалки.

Затем деталь слегка обрабатывается бруском с наждачкой для удаления лишних фрагментов и оклеивается бальзовым шпоном. При оклей шпоном использовал клей Момент-столяр(аля пва). Клеит хорошо,но на бальзовой поверхности быстро высыхает. Поэтому когда работал с большими поверхностями слегка подразводил его водой.

 

 

   Теперь переходим к изготовлению крыла. Крыло у меня разборное. Консоли соединяются на металлическом штыре,а само крыло будет крепится к фюзеляжу спереди на двух бамбуковых штырях,а сзади на двух пластиковых винтах. В качестве соединительного штыря была использована направляющая лазерной головы от cd или dvd привода. Карманы для штыря выклеивались из крафт-бумаги на пва. В качестве болванки использовался сам штырь,обернутый магнитной лентой от видеокассеты. Лента наматывалась магнитным слоем внутрь,те к штырю.

   Для центроплана нервюры обрабатывались пакетным способом. Для тех,кто не знает что это и с чем это едят,поясняю как это делать. Выпиливаются из тонкой фанеры 2 шаблона нервюры,затем нарезается нужное количество заготовок из бальзы с припуском в пару миллиметров по контуру. Все это собирается в единый пакет. Для сборки пакета я использовал обрезки спицы от зонта и электротехнические разъемы. Далее пакет обрабатывается ножом и бруском шкурилкой с периодическим контролем за плоскостью обработки. Для того,что бы не снять лишнего полезно торцы шаблонов закрасить мягким карандашом. Когда пакет обработан выбираем пазы для лонжеронов. После обработки и разборки пакета желательно пронумировать нервюры попарно что бы любые изменения профиля были симметричными на обеих консолях.

Нервюры ушей не смотря на всяческие ухищрения обработать пакетом не получилось,слишком большие углы получались. Бросил это дело и обработал нервюры попарно.

   Дальнейшая сборка велась практически полностью согласно авторской инструкции. Отмечу только что приклейка рейки на нижнюю пластину шпона делалась на ПВА, швы при дальнейшей сборке проливались циакрином,передний штырь и соединительные карманы клеились на эпоксидку. Верхний фрагмент шпона приклеивался на ПВА.



Форма законцовке придавалась наждачкой на круглой болванке,в качестве болванки использовал универсальную отвертку. Также ввиду того что крыло у меня разборное и длиннее оригинала на 8 см было добавлено на каждую половину центроплана по дополнительной нервюре и по полунервюре.

Ввиду того что в конструкции крыла предусмотрена крутка на законцовках,при сборке ушей под заднюю кромку в районе законцовки подкладывался кусочек ЕПП толщиной 5мм.

Для сборки центроплана с ухом использовал не хитрое приспособление для выдерживания угла. В месте соединения между полками лонжеронов вставил угловую косынку из 1,5мм фанеры для усиления стыка.

 Крылья с таким удлинением желательно отбалансировать. Обе консоли должны иметь максимально приближеный вес и центр масс. У меня одна консоль получилась легче другой на 1г. Что бы это поправить в легкую консоль был вклеен импровизированный грузик 1г,сделанный из отрезка штыря от заклепки,обмотанного ниткой и прикленого в нужное место на циакрин.

Кокпит собирается из двух боковин толщиной 6мм и днища склеенного на оправке из 4 слоев 2мм бальзы. Внешние 2 слоя я сделал из твердой,а внутренние из обычной. Для склейки был вырезан из пеноплекса болван между половинками которого и зажимались влажные и помазанные ПВА пластины. Конструкция классическая,но на мой взгляд получилась тяжелой(заготовка после просушки и черновой обработки весила почти 30г). К сожалению упустил момент и не завесил деревяшки до склейки,а интересно было бы знать сколько веса добавил клей.

   Носовая бобышка склеивается из кусочков 6мм бальзы. Отверстие под мотор выбирается сначала ножом,а потом импровизированной разверткой. В качестве развертки сначала использовал все ту же отвертку,а затем обрезок 25мм армированной полипропиленовой трубы,что осталась от ремонта.

   Моторама вырезается из переклея фанерок 1,5мм. У меня была и 3мм фанера,но средний слой у нее тополевый или из какой другой мягкой древисины,поэтому рисковать не стал.

Для хвостовой балки берется отрезок трубы 450мм и в ней,согласно чертежа,прорезаются пазы для боуденов. Ожидал что эта процедура будет проблемной без граверной машинки,но легко справился с помощью дрели и алмазного надфиля.

Далее склеиваем каркас киля предварительно сделав отверстия в его деталях для боудена и обшиваем шпоном пока с одной стороны.

В качестве боуденов используется термоусадка диаметром 2мм и в качестве тяг карбоновые прутки 0,6мм на руль высоты и 0,8мм на руль направления. Изначально планировалось обе тяги делать из прутка 0,8мм,но управление рулем высоты получалось очень тугое за счет изгиба.

Тк у нас киль тоньше трубы на 2мм,то по нижнему краю пришлось приклеить две узкие полоски шпона 1мм. Далее вставляем боуден в киль,фиксируем его несколькими каплями клея и приклеиваем киль на циакрин к трубе. Склеиваем короб хвостовой балки и клеим его на трубу с помощью PUR501. Этот клей при высыхании дает небольшое вспенивание и хорошо заполнит пустоты между трубой и коробом.

   Стабилизатор у нас будет тоже съемный. Для этого в верхнюю перекладину киля закладываем на эпоксидке 2 гайки М3. После этого контролируя перпендикулярность вклеиваем площадку под стабилизатор. Эту конструкцию усиливаем треугольными бальзовыми рейками.

   Теперь когда у нас есть готовая хвостовая балка,вклеиваем ее в площадку для крепления крыла,соблюдая при этом все перпендикулярности и параллельности. Для этого вывешиваем края крыльев на опоры одинаковой высоты. В качестве опор я часто использую старые видеокассеты. И после этого контролируем горизонтальное положение стабилизатора.

   После высыхания клея можно собирать половины фюзеляжа вместе и придавать конструкции обтекаемые формы с помощью ножа и шкурилки.

 

 

   Конструкция моторамы мне показалась слабой,поэтому решено было усилить ее. Стеклоткани в хозяйстве не нашлось и поэтому что бы не ждать пришлось применить хб ткань от почтового мешка. А изнутри сделать галтель из эпоксидки.

   

   Фонарь изготовлен по бутылочной технологии на оправке из сосны.

Модель обтягивалась пленкой,приобретенной в HIModel. Брал трех разных цветов. Несмотря на одинаковую цену пленка оказалась разной по плотности. Из приятного-пленка очень легкая,что как раз хорошо для данного проекта. Клеится не плохо,натягивается тоже. Из не приятного- переклеить НЕЛЬЗЯ. Клеевой слой является одновременно и красителем и при снятии пленки частично остается на бальзовом каркасе. То же самое получается если образуеться пузырь. 



   Рулевые поверхности навешены на петли из дискеты. Сначала хотел на майларовые,но они слишком жесткие в связке с боуденом. Решил не насиловать сервы. 5 дюймовая дискетта извлекается из оболочки,режется на полосы. Магнитный слой смывается ацетоном. Остается пройти наждачкой,что бы  поверхность стала шероховатой и сделать насечки иголкой. Петли вклеивались на эпоксидку. Что бы не продавливать мягкую бальзу винтами крепления в отверстия крыла и стабилизатора вклеены алюминиевые втулочки,изготовленные из заклепок.

 

   Кабанчики самодельные из стеклотекстолита с фиксаторами. Что бы не раздавливать карбоновый пруток,в месте его зажатия на него одета трубочка от медицинской иглы от системы переливания крови.

 Вес обтянутой пленкой модели без начинки и фонаря 189г

На данной модели было установлено:

сервы HXT900 HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)

мотор Turnigy 2213 Turnigy 2213 20turn 1050kv 19A Outrunner

регулятор  Hobbyking SS Series 18-20A Регулятор оборотов Hobbyking SS Series 18-20A ESC 

складывающийся винт 9х6  Пропеллер складной 9х6 в сборе со ступицей и обтекателем (1 шт в упаковке).

приемник Hobby King GT-2 2.4Ghz Receiver 3Ch

Аккумулятор 3 банки 800-1000 mA/h

  После установки обороудования выяснилась досадная неприятность - сильная передняя центровка. Наилучший вариант - это установка более легкой вмг,но в наличии нет ничего другого,а заказывать на пике цен,да еще в предверии Нового года не хочется. Принято решение грузить хвост на 15-20г. Неприятно,но не катастрофа.

Еще несколько фотографий.

Полетный вес ориентировочно 440г(то что на весах,плюс грузик на хвост 16г)



Оригинальная модель обсуждалась тут:

1часть http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=539755

2часть http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=846438#post9519133

3часть http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=996029

Сайт автора http://ultralajt.webs.com/apps/blog/categories/show/44393-building-of-guppy-mk2

Отдельное спасибо за консультации 

http://www.parkflyer.ru/32895/blogs/view_entry/9831/

http://www.parkflyer.ru/32895/blogs/view_entry/9388/

   Архив с авторскими чертежами,инструкцией по сборке и моими доработками: (1.rar)

 

 

 

PS   облета пока не было,жду первого снега,тк одной посадки на пузо на мерзлую пашню будет                 достаточно что бы начать делать новый фюзеляж. По прогнозам снег не раньше,чем через дней           десять. Как только облетаю,сразу видео выложу.