В ней пойдет речь о постройке сверхлегкой модели-копии последнего в СССР поршневого истребителя ЛА-11.
-----------------------
Примечание: Мои предыдущие статьи на тему "ультрамикро" и о "бумажных технологиях":
1. Товары на Паркфлаере пригодные для создания микромоделей.
2. Моторные установки для моделей класса UltraMicro на основе БК двигателей
3. Применение "бумажных" технологий в постройке полноразмерных моделей...
В этом проекте я поставил себе цель построить по т.н. бумажной технологии модель копию истребителя ЛА-11, с редукторной БК мотоустановкой собственной конструкции со следующими основными параметрами:
- Взлетный вес модели до 35 грамм, а еще лучше, если удастся, в пределах 25-30 грамм,
- Масштаб модели 1:24, размах крыла около 408 мм,
- Максимальная копийность - насколько удастся, c прозрачным фонарем и интерьером кабины.
На мой взгляд для решения этой цели очень хорошо подходят т.н. бумажные технологии постройки из распушенной на два слоя потолочной плитки или пенопластовых пластин толщиной 1.5-2 мм. В идеале хотелось бы построить полноценную микромодель копию с хорошим внешним видом и убирающимся шасси. Последнее - это как бы предельное пожелание. Если удастся выдержать вес модели ниже моделей-полукопий ParkZone, да еще и перекрыть их по внешнему виду, то и это будет достойным "ответом Чемберлену". Ну а убирающееся шасси - это как бы цель за горизонтом.
Сначала несколько слов о прототипе.
Это широко известный самолет конструктора Лавочкина, который был спроектирован в 1947 году и был последним поршневым истребителе в истории СССР, а может и всего мира. Его ТТХ вы можете найти в Википедии.
Рис 1. ЛА-11 СССР
Проектировался он как истребитель дальнего сопровождения и как ночной истребитель-перехватчик, для работы на дальних подступах к границе. Интересная особенность: у пилота, в отличие от предыдущих истребителей с меньшим временим полета, в кабине имелся писсуар. Самолет имел богатую боевую биографию: участвовал в войне в Китае и в Северной Корее.
Рис 2. ЛА-11 во время военных действий в Китае. Пилот Ли-Си-Цын.
Рис 3. ЛА-11 с Северокорейскими опознавательными знаками. Пилот Ком-Ир-Ни-Cен.
Основа для разработки модели.
В качестве основы для разработки модели были выбраны бумажные развертки стендовой, бумажной модели-копии некоего Zharkov-а в масштабе 1:32, найденные в интернете. Эти развертки были увеличены 1.333 раза, для получения масштаба 1:24 и отпечатаны в ближайшем фотоцентре "Кодак" на матовой фотобумаге размером 30х40 см.
Для проверки сходимости разверток, я решил для начала просто изготовить эту модель из фотобумаги по обычной бумажной технологии, а уже после этого приступить к постройке модели из пенопласта по той же технологии. Вот о постройке бумажного прототипа модели и пойдет речь в первой части моего рассказа...
Такой подход: сперва бумажная модель, а потом пенопластовая модель, позволяет:
- Оценить сходимость разверток и внести в них нужные кррективы.
- Отсеять лишние детали бумажной модели т.е. то, что не нужно делать по бумажной технологии, выгоднее сделать по иной. Например некоторые мелкие детали будут более простыми и копийными в объемном исполнении.
- Оценить, зная удельный вес использованной бумаги, пределы веса планера(модель без начинки) из пенопласта заранее, по весу бумажной модели.
- Получить хорошую стендовую бумажную модель почти идентичную проектируемой летающей, что представляет самостоятельный интерес.
- Получить хорошие навыки склейки модели сверхмалого размера.
Вообще говоря печать разверток на матовой фотобумаге - это была моя ошибка. Фотобумага имеет какое-то пластиковое покрытие, которое очень плохо клеится клеем ПВА, который я хотел использовать поначалу. В итоге, немного поэкспериментировав, я стал использовать циакриновый гель, который застывает чуть медленнее чем жидкий циакрин и позволяет легко позиционировать склеиваемые детали несколько секунд после соединения, а с другой стороны схватывает детали достаточно быстро - быстрее чем ПВА обычную бумагу.
Процесс сборки бумажного прототипа.
Инструменты и исходные материалы перед Вами на рис 4 ниже:
Рис 4. Исходные материалы и инструменты.
Порядок сборки модели соответствует описанию г-на Zharkov-а за небольшими и несущественными изменениями.
Рис 5. Первые детали модели: кабина пилота, фары в крыло и ниши для
убранного шасси.
На рисунке 5 хорошо видны детали кабины пилота: ручка управления, кресло пилота, есть, но не видны: приборная доска, педали управления рулем направления и другие рукоятки. Не хватает только самого пилота. Надо подумать над этим при постройке модели - он мог бы сильно повысить степень копийности модели.
Крыло модели разработано далеко не упрощенно, имеется минимально необходимый набор нервюр для получения профиля, картонный лонжерон и усиленная задняя кромка.
Рис 6. Нервюры и лонжерон из картона.
Для вырезания отдельных деталей использовался классический модельный нож, показанный на рис.6. Он дает возможность резать детали с максимально возможной точностью в отличие от ножниц. Ножницы я использовал только для чернового отделения деталей от листов и в случаях, когда особая точность реза не требовалась.
Рис 7. Сборка набора крыла.
В этой бумажной модели сборка набора крыла ведется без стапеля. Для летающей модели - это не есть хорошо ибо возможны перекосы. Для настоящей модели потребуется стапель, видимо из пенопласта. Но пока делаем все согласно инструкциям Zharkov-а.
Рис 8. Склеена обшивка крыла.
В обшивку крыла сразу монтируются блистеры фар и ниши под шасси. В будущей модели это будет делаться иначе.
Рис 9. Вклейка набора крыла в обшивку.
После вклейки набора крыло принимает окончательный вид - рис 10.
Рис 10. Окончательно склееное крыло без законцовок.
Пора приступать к выклейке фюзеляжа. В будущей пенопластовой модели сборка фюзеляжа ничем не будет отличаться от сборки бумажной модели, надо будет только на шпангоутах сделать коррекции на толщину пенопластовых пластин обшивки.
Рис 11. Полностью собранное крыло и отдельные детали фюзеляжа.
Сначала в фюзеляж вклеивается кабина пилота, затем фюзеляж наращивается другими секциями по направлению к хвосту самолета.
Рис 12. Уже похоже на самолет.
Самая сложная часть в сборке этой бумажной модели это хвостовое оперение. Здесь оно собирается навесу, что грозит существенными перекосами. В будущей модели оно будет собираться отдельно на стапеле и только потом монтироваться на фюзеляже.
Рис 13. Законченное хвостовое оперение.
Когда хвост закончен, наращиваем фюзеляж в сторону носа - рис 14.
Рис 14. Приклеена часть капота двигателя.
Для завершения средней части фюзеляжа не хватает фонаря кабины. Я не рискнул сразу делать окончательный вариант фонаря и сначала сделал "черновую" кабину из белой бумаги и пленки для заворачивания цветов.
Рис 15. "Черновая" кабина пилота.
Оказалось, что я еще не совсем потерял навыки работы с прозрачными материалами, но выяснилось, что использованная пленка имеет недостаточную жесткость.
Рис 16. Примерка черновой кабины.
Пришлось порыться в моих залежах и найти какие-то блистеры из лексана толщиной 0.1 мм, которые я успешно использовал для склейки окончательного варианта фонаря кабины пилота - рис 17.
Рис 17. "Чистовой" и "черновой" варианты фонаря.
Сразу после изготовления фонаря он был успешно вклеен на место в средней части фюзеляжа.
Рис 18. Практически завершенный фюзеляж бумажной модели.
Далее настала очередь шасси. Никаких особенностей тут нет. Единственное что я усовершенствовал по сравнению с технологией по описанию - это то, что я вклеил внутрь трубок шасси зубочистки диаметром 2.0 мм, которые немного торчат из этих трубок. Это потом помогло правильно смонтировать шасси в нишах. Технологи склейки стоек видна на рис 19.
Рис 19. Склейка стоек шасси.
Конечно же в окончательной модели стойки будут сделаны иначе. Скорее всего из карбоновых трубок. Ну а здесь бумажные технологии в полный рост. Берется зубочистка, к ней приклеивается край развертки трубки (рис 19.), затем развертка туго наворачивается на зубочистку и край развертки фиксируется циакриновым гелем.
Далее склейка колес. Ничего особенного. В окончательной модели колеса будут делаться по другому.
Рис 20. Детали колес из картона.
Здесь колеса собираются из 6-ти слоев картона толщиной 0.5 мм - рис 21.
Рис 21. Склейка колес из картонных заготовок.
После склейки всех 6-ти заготовок колеса приняли почти окончательный вид - рис 22.
Рис 22. Склеенные колеса.
Для придания законченного вида колесам используется легкий "шкуринг" и покраска сглаженного торца автомобильным фломастером с черной нитрокраской.
До этого момента я решал надо ли в этой бумажной модели делать съемное крыло или вклеить его в фюзеляж, как это предусмотренно конструкцией этой бумажной модели. Решил вклеить. После этого еще пришлось немного повозиться с приклейкой зализов крыла и фюзеляж обрел законченность - рис 23.
Рис 23. Завершенный на 99% фюзеляж с крылом.
Далее пошел монтаж шасси. Зубочистки стали точно в предназначенные для них отверстия в нишах - рис 24.
Рис 24. Монтаж шасси.
Немного пришлось укоротить только подкосы шасси по месту. Они были длиннее чем нужно примерно на 5 мм. Но в общем этот узел никаких затруднений не вызвал. Смотированное шасси можно рассмотреть на рис 24 и рис 25.
Рис 25. Модель на собственных колесах...
Наступил момент истины, важный для будущей модели - весовая прикидка. Вся модель собрана за исключением винто-моторной группы и настал момент контрольного взвешивания.
Рис 26. Взвешивание модели.
Вес бумажного прототипа - чуть меньше 70 грамм(на весах 69.65 гр). Удельный вес использованной фотобумаги - 2.1-2.2 грамма/кв.дм. Удельный вес листов распущенной пополам потолочки или 1.5 мм листов пенопласта - 0.65-0.7 гр. Так что если постараться, то вес чистого планера из пенопласта(потолочки) будет не тяжелее 20-23 грамм, а если постараться то и еще меньше. Ведь на бумажную модель весом 70 грамм вылито чуть ли не 15-20 грамм клея! Так что, при cоблюдении некоторой культуры веса, можно ожидать от пенопластового планера вес порядка 15-20 граммов. Результат обнадеживает и делает реальностью поставленную выше цель.
Ну а пока идем к финишу - клеим винтомоторную группу бумажного самолетика.
Рис 27. Сборка винта.
Рис 28. Собранная винто-моторная группа.
Далее ВМГ устанавливается внутрь корпуса и после приклейки некоторых второстепенных деталей бумажная модель завершена!
Рис 29. Законченная бумажная модель.
Для сравнения размеров рядом с бумажной моделью на рис 30-31 снята летающая пенопластовая модель Р-51 Мустанга от ParkZone с 4-х канальным радиоуправлением с взлетным весом 38 грамм, которая живет в моем ангаре уже третий год и за время полетов и экспериментов с ней уже потеряла кок, а также готовится к замене мотоустановки на более эффективную на основе БК и редукктора.
Рис 30. Почти коллеги - один реальная RC-модель, другой - бумажный прототип.
Рис 31. Другой ракурс двух моделей.
Почему я долго не вклеивал крыло в фюзеляж. Потому что, по дороге, меня посетила мысль из моего детства. Во время моих занятий в авиамодельном кружке СЮТ г.Кишинева, один мой приятель склеил бумажную, летающую кордовую модель самолета с коллекторным электромотором. Потому у меня появилась мысль: а не сделать ли эту бумажную модель летающей? Это ведь неплохая идея! Только с радиоуправлением. Вес бумажной модели 70 грамм вполне это позволяют, жесткость модели и профиль крыла и оперенья тоже вполне "летабильные". С микроначинкой в 10-15 грамм (смотрите статью [1]) такая модель вполне полетит. Правда будет не зальная модель, т.к. летать она будет из-за веса только на большой скорости, но вполне будет! Потом я решил не отвлекаться от поставленной цели (выше в начале) и отложить такую идею на потом.
Итоги проделанной работы:
- Имеем красивую, почти стендового качества бумажную модель.
- Подтверждены прикидки веса будущей пенопластовой модели.
- Подтверждена сходимость бумажных выкроек с точностью минимум 0.5 мм или выше.
- Определено что именно в будущей модели делать по бумажным технологиям, а что по традиционным.
- Получена неплохая тренировка в склейке.
- Родилась идея на будущее - чисто бумажная RC-микромодель.
Лично я такими итогами очень даже доволен. Еще один полезный результат - пальцы сломанной в феврале левой руки в процессе изготовления модели приобрели практически исходную подвижность (почти как до перелома запястья)! Хорошая тренировка для пальцев!
Спасибо за внимание.
Николай.
Примечание: Мои предыдущие статьи на тему "ультрамикро" и о "бумужных технологиях":
1. Товары на Паркфлаере пригодные для создания микромоделей.
2. Моторные установки для моделей класса UltraMicro на основе БК двигателей
3. Применение "бумажных" технологий в постройке полноразмерных моделей...
Недавно, насмотревшись фотографий на рцгрупс, тоже решил моднять в воздух бумажную Вилгу. Пока стоит на очереди, ждет подходящего настроения.
Кстати мне еще странно, что никто не повелся на "Фляжку Босса" и пятитысячную купюру в кадре - почти на каждой фотке... ;-)
Это скорее затраты на проект
ну а что вестись, тут просто промолчать - "если не хочешь портить отношение с человеком, не говори правду или промолчи". а так тут можно было бы сказать "ну и самолюб"....
Или не с кем стало поговрить?
Тогда пожалуйста не сюда и не здесь...
ну и пусть "игра в минусики" сейчас развернется над этим сообщением, но правду не сотрешь. зовите """друзей""", пускай минусят, что в "последнее" время очень развернулось в дневниках.
И в массовые плюсы-минусы не играю.
дискуссию на этом закрываю - мне тут совсем не хочется спорить о пустом. Есть вопросы по теме - спрашивайте, а так - проходите мимо.
Ладно, если бы тролли такими "диалогами" развлекались- нет, серьезные моделисты (Александр оставил хорошее впечатление постами и проектами на RC-Aviation, [spoiler]поэтому я иногда удерживаюсь от "минуса"[spoiler/], Николай- полезными статьями здесь) . Печально и неприятно такое наблюдать.
Спасибо за внимание, я закончил.
Кстати, можно в будущем на "ты"- вроде заочно давно знакомы? =)
http://www.parkflyer.ru/50016/blogs/view_entry/1121/
на "ты" воспитание не позволяет... :)
Все, ветка заполнена, хватит флудить. Хорошо бы снести ее всю- мало полезной информации.
А зачем пенопласт между шпангоутами?
Или как вариант распечатать все развертки на газетной бумаге и наклеить их на распущенную пополам депроновую потолочку.
По-моему если поставить на этот самолет подходящий моторчик с тягой 120-140 грамм, пару серв, батарейку на 250мА, мне кажется была бы полноценная летающая модель.
Так.. пойду нарою Ту-104.
Только я не собирался отходить тут от исходной бумажной технологии.
Хотел ее использовать здесь в полный рост - как и положено в бумажных моделях...
А вот в пенопластовой модели "по бумажной технологии" - собираюсь сделать некоторые отступления от идеи бумаги там, где это будет экономнее и удобнее.
Очень напомнило модель из журнала "Малый Моделяж".
Если кому интересны бумажные модели самолетов (и не только самолетов...)- смотрите здесь:
http://only-paper.ru/news/1-0-3
Я замечу, что указанный вами сайт это далеко не лучшее место для скачивания разверток.
Хозяева сайта занимаются банальным воровством - собирают отовсюду чужие развертки и требуют за них деньги. Типичное пиратство и вымогательство.
Любые развертки можно найти в других местах совершенно бесплатно. Они там тоже как бы позаимствованные у авторов "совершенно бэзвоздмэздно - т.е. даром", но в отличие от указанного вами сайта за них денег никто не просит.
Когда скачивал (года два назад) - не помню, чтобы платил...
Вы сейчас гляньте - либо вымогают деньги за быстрое скачивание, либо при выборе "медленного" - навязывают платное членство.
Тут иногда такой Hand made публикуют, что аж руки чешутся рученки авторам пообрывать.
Правда и цель такая не ставилась - сделать идеальную модель.
Эта делалась примерно 2 недели чисто для проверки разверток.
-уж больно красиво!
Ручками без всяких приспособлений.
Да - сложно, потому клеил в два приема - сперва тестовый, потом чистовой.
http://www.paper-avia.com/ru/modelz/wars/ww3_f/700
http://models-paper.com/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1840&Itemid=10
http://ossbe.com/community/4539/posts/54426/
http://papersmodel.ru/avia/old_planes/31-bumazhnaya-model-samoleta-la-11.html
Учтите только, что это масштаб 1:33, который я увеличивал до 1:24 фотошопом.