В далеких тридцатых годах 20-го века закончилась эпоха истребителей бипланов, которые господствовали в небе буквально с момента рождения авиации, и начался период скоростных истребителей монопланов.

   Первым массовым истребителем этого типа стал И-16:


    Последним стал - последний поршневой истребитель в СССР (и наверное во всем мире) ЛА-11.  Все истребители этого класса,  независимо от того кто их разрабатывал, имеют удивительное сходство и похожи друг на друга почти как родные братья. Более того, даже многие зарубежные их собратья, удивительным образом, имеют сходные общие черты, но о них поговорим как-нибудь в следующий раз.

   Возникает законный вопрос - почему и как так вышло?  Вот об этом я и хочу вести речь в этом кратком историческом обзоре истребителей СССР с радиальными двигателями воздушного охлаждения...



Мои предыдущие статьи на исторические темы:

1) Как я открывал авиамодельный кружок в одной отдельно взятой школе.

2) Как в одной отдельно взятой школе, сами школьники построили настоящий парусник.

3) История Почты и покупок по почте (Посылторг)

4) Самолеты WW1 - музейная территория.

Если посмотреть на чертежи или фотографии истребителей-монопланов 30-50 годов прошлого века, то можно увидеть огромное количество различных по конструкции и внешнему виду истребителей различных конструкторов - как отечественных, так и зарубежных.  Профили самолетов одного и того же конструктора обычно походи один на другой, а вот самолеты разных конструкторов имеют очертания и конструкции существенно отличающиеся один от другого.  Это именно так для истребителей имеющих моторы с водяным охлаждением.  Однако, если из длинного ряда конструкций истребителей выделить именно машины с радиальными двигателями воздушного охлаждения, то картина сразу меняется и они волшебным образом становятся похожими друг на друга как близнецы братья и не только по внешнему виду, но и по компоновке и по внутреннему устройству даже.

   Вот несколько изображений известных в свое время машин этого класса:




    Масштаб тут не слишком точно соблюден, но в основном соответствует один другому. Первые две машины конструкции Поликарпова (И-16 и И-185), а последние две конструкции Лавочкин (ЛА-5 и ЛА-11)... За исключением размеров самолета все остальное сделано как будто под копирку -настолько они все похожи.


   Если построить примерно такую же линейку машин с рядными двигателями водяного охлаждения времен 30-40-х годов, то существенных отличий во внешнм виде и внутренней конструкции будет существенно больше:




   Первый истребитель Поликарпова (И-17, 30-е годы), затем ЛаГГ-3 и МиГ-3 рубеж 30-40-х годов, а последние два это Як-1 и Як-9 конструктора Яковлева.  Расположение воздухозаборников, оружия, общая копоновка и конструкция - буквально все разное от конструктора к конструктору и от модели к модели.


   У меня уже давно, еще в школьные годы, во время занятий в Кишиневской СЮТ, зародились мысли, что все это далеко не случайно и должно чем-то объясняться. Разные конструкции и разный внешний вид истребителей с водяным охлаждением - абсолютно понятны интуитивно.  Использованы разные материалы, разные двигатели, разное вооружение и т.д., в том числе разные конструкторы делали машины как говорится на свой вкус и цвет.  А вот для истребителей с радиальными воздушными двигателями - картинка иная. Вооружение разное, двигатели - разнообразие поменьше, но есть, конструкторы разные, но решения использовали такие, что кажется они заимствовали идеи друг у друга.


   Первое что проясняет ситацию - это конструкция радиального двигателя.  На заре авиации в 1910-1920 годах они часто исползовались в авиации и имели самые разнообразные конструкции, в том числе и с вращающимися вместе с пропеллером цилиндрами для лучшего охлаждения... Например широко известный двигатель Гном-Рон.

                                          Двигатель Гном-Рон


   Блок цилиндров у него вращался заодно с пропеллером для лучшего охлаждения.  Он использовался во многих самолетах 1-ой мировой войны и в том числе на самолетах русских конструкторов.  Но такие экзотические конструкции быстро сошли со сцены.   Историческим предком почти всех радиальных мотров с неподвижными цилиндрами стал созданный в 20-х годах 20-го века двигатель Lawrance J-1, разработанный в США.

                                     Двигатель Lawrance J-1



   Дальнейшее его развитие привело к появлению целой серии двигателей c общим названием Wright разных модификаций.

                                         Двигатель Wright-Whirlwind-R-790A


   Были разные его модификации в 5, 7, 9 цилиндров в один ряд, затем появились двухрядные 14 и 18 цилиндровый варианты.   Отдаленным потомком этих моделей является советский долгожитель авиапрома советский двигатель АШ-82.

                                      Двигатель СССР  АШ-82.

    Конструктивные особенности, форма и размеры радиальных двигателей как раз и определили характерную лобастую и круглую форму капота истребителей 30-40-х годов с двигателями воздушного охлаждения.   Особенность их в том, что они обеспечивали большую мощность на единицу веса, имели более простую конструкцию чем двигатели со сложной системой водяного охлаждения, значительно большую надежность (по крайней мере зарубежные).  К примеру при попадании пуль и снарядов в радиальный двигатель, он мог часто продолжать работать до самой посадки, в то время как рядный с водяным охлаждением перегревался сразу, как только через пробоину вытекала охлаждающая жидкость, и останавливался.  Кроме того радиальный двигатель хорошо прикрывал пилота, в отличие от рядного, который имел значительно меньшее поперечное сечение.


    Предлагаю посмотреть на серию истребителей СССР 30-40-х годов в их исторической последовательности.  Попутно выяснятся еще некоторы причины странной похожести истребителей с радиальными двигателями.   Слишком далеко в прошлое я забираться не стану и буду рассматривать только истребители монопланы (бипланы это отдельная тема и достойна отдельного описания).  Несомненно номером первым в этом ряду будет знаменитый истребитель Поликарпова И-16, которому открыл дорогу в небо не менее знаменитый пилот В.Чкалов.  Первый его полет был выполнен 30 декабря 1933 года.  Его ТТХ и его славную историю нетрудно найти в Википедии, потому я на ней останавливаться особенно не буду.

                                         И-16 во время войны в Испании.

    За свою долгую жизнь с момента создания имел множество модификаций, имел на вооружении от 2 до 4 пулеметов или пару пулеметов и пару автоматических пушек.  Выпущено было более 10000 самолетов различных модификаций. Последние И-16 сняты с вооружения ВВС испании уже в 50-х годах.  Создан в КБ знаменитого аввиаконструктора Поликарпова, известного также под псевдонимом "Король Истребителей".   Надо сказать, что в 30-х годах было всего два широко известных авиаконструктора Поликарпов и Туполев.  Второй разрабатывал бомбардировщики и тяжелые самолеты.  Первый умер во время войны в 52 года, а второй прожил долгую жизнь и разработал множество самолетов уже после Победы 45 года, в том числе и гражданскогоприменения, которые известны всем и до сих пор летают. Их биографии также легко найти в сети. Биография Поликарпова Н.Н. Биография Туполева А.Н.

   Именно эти конструкторы определяли наравление развития советского авиапрома в 30-х годах и позже.  Именно из их КБ вышло большинство авиаконструкторов 40-х годов.  Запомним этот факт. Он нам понадобится позже.  И Микоян и Лавочкин начинали свою инженерную деятельность в КБ Н.Н.Поликарпова.

   Следующим, важным этапом развития истребителей с радиальными двигателями, был истребитель И-180, во время испытаний котрого трагически погиб В.Чкалов.  Это во многом определило и судьбу Н.Н. Поликарпова, только немного позже.  Для нас с вами в данном случае важно то, что разработанный еще в 1938 году, этот самолет по своим характеристикам намного превосходил все другие истребители своего времени и даже многие немецкие машины 1941-1942 года, чего нельзя сказать о других советских истребителях более позних выпусков.  Немного ниже будет сравнительная таблица ТТХ различных истребителей того времени и Вы сами сможете в этом убедиться.

    Вершина творчества Н.Н. Поликарпова - это следующий за И-180 истребитель И-185.  Разработан и испытан в 1941 году, еще до начала войны. Уже в 1941 году достиг скорости более 600 км/час.  Имел на вооружении либо 2х7.62мм+2х12.7мм, либо три 20 мм пушки ШВАК.  Превосходил по ТТХ буквально все существовавшие в то время и разработанные значительно позже истребители как советские, так и немецкие

                                            Различные модификации И-185 в 1941-1943 годах.

    К сожалению этот истребитель был выпущен только ограниченной серией для войсковых испытаний.  Причины этого факта мы вынесем за рамки нашего обсуждения здесь. Об этом написано огромное количество книг и статей, где рассматриваются различные версии и воспоминания очевидцев, но конспирология - не мой конек. 

     За истребитель И-185 М-71 , признанный после войсковых и государственных испытаний "лучшим современным истребителем" для конца 1942-начала 1943 г., Н.Н. Поликарпову была присвоена Сталинская премия 1-й степени за 1943 г.    Это нижний вариант на картинке выше.  Изумительный самолет.   Давно хочу построить его копию, но никак не решусь - уж очень велико мое уважение к Н.Н. Поликарпову и не хочется делать эту копию наспех и как попало.   Умер Н.Н. Поликарпов, "Король истребителей", совершенно гениальный конструктор и ученик знаменитого русского авиаконструктора И.И. Сикорского в 1944 году так и не завершив свою работу над очень многими проектами.   Вполне вероятно, что темные интриги вокруг его КБ в 1940-1943 годах очень сильно ускорили его смерть.


   Итак вернемся к теме обзора... О похожести всех последующих самолетов с воздушными радиальными двигателями на конструкции Н.Н. Поликарпова.  Она действительно есть.  И она определяется не только конструкцией двигателя, который конечно многое определяет.  Сравните например первый серийный ЛА-5 с последней модификацией И-185.

                                          "Валерий Чкалов" один из первых вариантов ЛА-5.


    Отличить последний вариант И-185 и первые ЛА-5 очень трудно по внешнему виду.  Цитирую Википедию: "Лавочкин Ла-5 — одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942 г. в г. Горьком".   Помните я отмечал, что Лавочкин работал в КБ Н.Н. Поликарпова?   Верно - именно это я и имею ввиду.   Даже двигатель на предпоследней модели И-185 и на первых ЛА-5 один и тот же - М82.   Нет - конечно же Лавочкин ничего не воровал у Н.Н. Поликарпова,  но влияние учителя на ученика несомненно.  Правда параметров И-185 Лавочкин в 42 достичь в своем самолете ЛА-5 так и не смог.  Самолет  представлял собой достойного противника для Мессершмитов и Фокке-Вульфов, но был по своим ТТХ с ними в олном ряду.


     Дальнейшее развитие ЛА-5 - истребитель Ла-7, а затем ЛА-9, естественно во многом повторяют исходный ЛА-5.  Изменились материалы, двигатели, вооружение существенно выросли ТТХ, но основные родовые признаки брата ЛА-5 и отца И-185, заметны для всех кто желает видеть и думать.
    КБ Лавочкина  только в 1943 году, на модели ЛА-5ФН c форсированным двигателем, сумел по важнейшему параметру ТТХ - по скорости - превзойти машину учителя и бывшего начальника Н.Н. Поликарпова И-185, которую И-185 показал еще в 1941 году, чуть ли не до начала войны.

                                           Истребитель ЛА-7 И.Кожедуба.

     Интересный факт: А.И. Покрышкин, первый трижды Герой СССР, по некоторым воспоминаниям фронтовиков, всем отечественным самолетам (даже Ла-7), предпочитал американскую Аэрокобру, несмотря на то, что Ла-7 во многом превосходили ее по своим ТТХ.                                             Истребитель ЛА-9.
    

    Последняя модель Лавочкина разработанная во время и выпущенная уже после войны - это ЛА-9.   


    Ну и наконец последний поршневой истребитель разработанный в СССР как истребитель дальнего сопровождения - ЛА-11. Совершил первый полёт в мае 1947 года, серийно производился в 1947—1951 годах.


                                           Истребитель дальнего сопровождения ЛА-11.

Этот самолет достойно завершил всю линейку рассмотренных выше машин от И-16 до ЛА-9 и знаменит тем, что принимал участие в Китайском и Корейском конфликтах, где успешно противостоял американским машинам того времени. На нем закончилась эпоха поршневых самолетов состоявших на вооружении СССР в середине 50-х годов.

   Итог всего вышесказанного состоит в том, что удивительная похожесть всех рассмотренных машин обусловлена с одной стороны похожими конструкциями двигателей лучших для своего времени, а также принципами конструирования унаследованными от "Короля истребителей" Н.Н. Поликарпова, что конечно же никак не умаляет заслуг самого Семёна Алексе́евича  Ла́вочкина (или Симона Альтеровича) - член-корреспондента Академии наук СССР, генерал-майора инженерно-авиационной службы, четырежды лауреата Сталинской премии, дважды Героя Социалистического Труда.





    Под конец привожу обещанную выше сравнительную таблицу из которой ясно видно насколько лет был впереди своего времени истребители И-180 и И-185.

Спасибо за внимание
Николай П.

PS: При подготовке статьи использованы иллюстративные материалы из различных источников в Интернете и в том числе:

  • Материалы из Википедии,
  • Материалы сайта "Палитра крыла"
  • Материалы сайта "Уголок неба"
  • Некоротрые другие источники доступные в сети