Приветствую всех. В данной статье пойдет речь об очередном самолете моей конструкции. За прототип взят Ил-96-300. На постройку сподвигли 2 пластиковые модели, купленные и собранные примерно год назад.

Вот эта Ил-86. Не все самолеты летают.+94
9 ноября 2014 года в 17:03 | Константин Лайнеростроитель Таганрог
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/9579/

и эта Как я себе на Рождество подарок сделал.+130
9 января 2015 года в 18:50 | Константин Лайнеростроитель Таганрог
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/10382/

Детально поизучав оба самолета, понял, что есть в обоих самолетах что-то особенное. Есть и простые плюсы, к примеру Ил-86, по диаметру колес конкурентов нет, но вскрылся косяк: маленькое крыло и ну очень замудреные движки. Сами гондолы довольно толстые, а воздухозаборники маленькие, что дли импеллеров не айс. Ничего, есть вариант Ил-96, созданный на его базе. Значит, 86 будет как наглядное пособие во многих вопросах.

Для его постройки я решил пойти несколько нетрадиционным путем. Изменения коснулись выбора материала для каркаса и применения клея Титан, где я раньше использовал циакрин. Введены так же новшества в систему управления (для модели, разумеется) - элеронов на модели нет, их функция возложена на дифференциально отклоняемые интерцепторы. Если бы аппаратура позволяла, сделал бы еще внутренние элероны. Они между секциями закрылков находятся. Еще на этой модели применены убирающиеся шасси. Все 4 стойки, как на прототипе. Ретракты переделаны под новые условия работы. В плане отделки применил однажды опробованный способ.

Самолет построен в следующих размерах:

Длина 1704мм, размах крыла 1786мм.



Для постройки самолета применялись проверенные методы работы с потолочкой и бальзой. С целью удешевления проекта было принято решение сделать каркас фюзеляжа из потолочки. Рост курса иностранных валют довольно жестко ударил по занятию авиамодельным хобби.

Чертеж использовал вот этот


Взят вот тут http://www.airwar.ru/other/draw2/il96-300.html

Сделал шаблоны из бумаги, на них все, что нужно разметил от руки и начал собирать.

Очень удобно строить по готовым рисункам, а так же глядя на живое наглядное пособие. Не надо сидеть и что-то выдумывать.

Сделана квадратная труба-стапель, на нее насажены шпангоуты из потолочки. В тех местах, где крепится крыло, шпангоуты сделаны из фанеры.


Батарейный отсек расположен перед крылом, тк во всех случаях предыдущих строек была замечена тенденция к задней центровке у всех моделей лайнеров.

Готовый каркас фюзеляжа обшит бальзой 1.5мм с использованием клея Титан. Некоторые шпангоуты обмотаны нитками в 3-5 рядов. Для чего? Бальза - материал волокнистый, максимальная прочность достигается только вдоль волокон. Поперек волокон прочности никакой нет. Нитки будут лежать поперек волокон, скрепленные клеем.


Таким образом, зашит весь фюзеляж. В плане веса есть ощутимый проигрыш в сравнении с бальзовым каркасом. Потолочка добавила лишние 100 грамм веса.

Предварительно закончив фюзеляж, переходим к хвостовому оперению. С виду, ничего сложного и ничего не предвещает беды. Если бы не мое дикое желание сделать стаб съемным. Было желание сделать и киль съемным, но это я в себе поборол. А вот для каких-нибудь дальних транспортировок, да и просто для хранения в условиях ограниченного места, пришлось делать съемный стаб.

Теперь обо всем по порядку.

Сборка киля ведется на вот таком стапеле


Здесь хочеш-нет, приходится работать циакрином. Мне кстати не повезло с дешевым циакрином. Но если производить склейку водосодержащим клеем, есть риск. что конструкции поведет.

С килем ничего сложного, а вот стаб вынес мне весь мозг, особенно если учесть, что ранее я никогда так не делал. А именно, по традиции сложилось так, что цельноповоротный стаб я делал только на моделях с Т-образным оперением, где стаб располагается на вершине киля. Там проблем никаких. Теперь же, я решил сделать цельноповоротный стаб, расположенный на фюзеляже.

На этом весь кайф заканчивается, начинается брожение головного мозга. В итоге придумал вот такую схему навески и управления стабилизатором

И вот так это реализовано


Теперь надо разместить серву привода стаба и зашить хвост.

Для установки сервы сделан полушпангоут из базьзы. Серва вот такая Hitec HS-82MG Микро сервомашинка с металлическим редуктором 2.8kg/19g/0.12sec
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9814/



Затем эта конструкция установлена на свое место


Далее, примеряем стабилизатор


Вот досада.. Не расходится с коробкой сервы. Все попытки подточить, подрезать, ничего не дали, пришлось выгрызать пенный шпангоут и утапливать на его толщину бальзовый полушпангоут.

Теперь все расходится, стаб свободно поворачивается из -9 в +4.

Готовим киль к установке. Делаем крепление для сервы руддера.
Серва будет такая
Hitec HS-65MG Микро сервопривод с металлическим редуктором 1.8кг /12г /0.14сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9816/




Устанавливается киль с использованием четверть-шпангоута. Ничего сложного и особенного в этом нет.

Далее на очереди было крыло. Стаб по сравнению с ним отдыхает. Каркас собирается на нашем проверенном стапеле

Некоторые моменты приходилось выдумывать прямо на месте.


Навеска ретракта оказалась не такой простой, как выглядит. Мне дважды пришлось выламывать бортовую нервюру с целью изменения конфигурации силовых элементов.


В итоге готовый силовой набор под шасси выглядит так



Примерка ретракта



У крыла кроме всего прочего, есть механизация по задней кромке и на него навешиваются двигатели. На этом самолете реализованы рабочие интерцепторы, а если бы позволяла аппаратура, были бывнутренние элероны тоже рабочими. Площадь у них не маленькая, думаю, от них тоже должен быть эффект.

Пробная примерка серв, как на привод стаба показала, что такие сервы будут слишком велики


Поэтому было принято решение перейти на меньший размер серв. Сервы планировались такие же, как на руддер. Но.. Мечтать не вредно. На руках их было только 2, никто продать не хотел, пришлось ставить вот такие чудо-сервы

HK15148B цифровая сервомашинка с металлическим редуктором 19г / 2.8кг / 0.14сек.
Товар http://www.parkflyer.ru/product/445287/

Правдо только на прифюзеляжные секции закрылков.

На внешние поставлены вот такие

Hitec HS-65MG Микро сервопривод с металлическим редуктором 1.8кг /12г /0.14сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9816/

А на интерцепторы пошли GWS. Ссылки нету, тк сервы сняты с продажи.

Все ложементы серв устроены так


Примерка сервы


Сборка механизации ведется на стапеле вместе с крылом, чтобы исключить возможные перекосы и прочие нестыковки.

Приостановив работы с крылом, надо сделать мотогондолы. Импеллеры Dr. Mad 50мм, крыльчатка не родная, 7 лопастей.
Импеллеры с гондолами были от проекта Ил-62, скоропостижно разбитого из-за проблем с силовой батареей.

Правдо, для нужд данного проекта, потребовалось увеличить внешний диаметр гондол. Наклеиваем листо потолочки 4мм и оборачиваем изолентой.


Потом движки были обточены и оклеены бальзой.

Клеилось все на Титан.


Попутно сделаны пилоны



передний край входного диффузора сделан из бальзы


Вернемся к фюзеляжу. На фюзеляже располагаются 2 стойки шасси - средняя и передняя. Для них сделаны основания из фанеры 4мм


Вклеиваем их на свои места



Попутно начато изготовление крепления крыла.


Снова отвлечемся от начатого. Теперь на очереди колеса. Как заготовки были взяты вот эти колеса

Легкие колеса из пены Diam: 45, Width: 18.5mm (5 штук в комплекте)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9849/

Естественно, серийновыпускаемые колеса отличаются от таких, как надо. Чтобы получить колеса с нужными параметрами, они были разобраны, их ширина была уменьшена до 15мм, а диаметр уменьшен до 43мм.





Предварительно собранные стойки шасси

Ретракты вот такие Система электрических цельнометалических ретрактов с управляемым носовым колесом (штифт 4мм)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/796907/


И такие Полностью металлические ретракты для моделей весом до 3кг
Товар http://www.parkflyer.ru/product/797624/

1 из них пошел на привод подфюзеляжной стойки шасси. Штифты 4мм, а не как в описании 3мм.

Стойки из вот такого набора Комплект металлических амортизирующих трех стоечных шасси с шлицшарниром и колесами, штифт 3 мм
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1127220/


Комплект в плане люфтов конечно не айс, но ничего другого нет. Посмотрите видео, какие люфты на этих компонентах в исходном виде



Для их частичного устранения нужны руки. Полностью их устранить конечно можно, но как мне кажется, это не на долго.
Зато мощности у этих ретрактов ну очень много.

Примеряем это хозяйство на самолет


Приводим элементы крепления крыла к более реальному виду


Ну и начинаем потихоньку все обтягивать пленкой.

Пленки для обтяжки использовались вот такие:

HANU885 -Пленка UltraCote, цвет - темно-синий
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1196896/

HANU881 - Пленка для обтяжки UltraCote (198x60 см), серебряный цвет
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1111026/

HANU866 - Пленка для обтяжки UltraCote (198x60 см), красный цвет
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1111019/




Закончив обтяжку крыла, установил моторы.




С крыльевыми ретрактами возникли проблемы. Угол V по нижней обшивке почти 10 градусов, из-за чего стойки в выпущенном положении получились в разные стороны. Чтобы выровнять стойки, была предпринята попытка изменить угол крепления ретракта. Эта затея не удалась из-за очень ограниченного пространства над ретрактом. Поэтому пришлось курочить сам ретракт. Для ограничения угла выпуска стойки, была срезана часть сухарика, отвечающая за выпуск стойки, а со стороны упора была наклеена площадка из стеклотекстолита.


После такой доработки, стойки в выпущенном положении получаются перпендикулярно земле.

Теперь надо навесить механизацию крыла. Петли закрылков сделаны так


Интерцептор


Все установлено


Типа закрылки выпущены


Сервы в крыло установлены на клей. Изначально предполагалось прикрутить их саморезами, но потом передумал. тяги сделаны с учетом возможной регулировки, методом их подгибания.

Как реализовано управление?
Каждая серва шевелит только свою отклоняемую поверхность. А чтобы закрылок не мешал приводу интерцептора, сделано вот так


Закрылок выпущен

Готовый привод, сервы установлены.


Закрылочную серву пришлось установить не так, как планировалось. Проблема в том, что Хоббикинговские сервы и Хайтэковские работают в разные стороны. Будем знать.. А с другой стороны, так не хотелось хайтэковские машинки на клей сажать, аж корежило. В общем, пронесла судьба мимо и уже хорошо.

С приводом хвоста никаких проблем не возникло. 1 серва на руддер, другая, в фюзеляже на стабилизатор.

Немного привел в порядок трубу навески крыла. Если учесть, что в крыльевых пеналах нет ограничителей, то труба при сборке может занять произвольное положение, что приведет к поломке узла навески крыла. Чтобы труба всегда попадала четко на свое место, она была отцентрована и к ней было приклеено центровочное колечко.


Теперь трубу можно устанавливать только с 1 стороны фюзеляжа, а чтобы не запутаться, на стороне установки нанесена метка.

В очередной раз подумав над проблемой бардака в проводах и особенно подключении 4 моторов, которое усугубилось подключением 4-х ретрактов, решил сделать порты, куда будут подключаться одноименные устройства. По итогу 4 канала под моторы, 4 канала под шасси, 2 канала под закрылки. Естественно, команды синхронные. А вот плюсы питания распределены, тк шасси при уборке создают почти полную нагрузку на БЕК, а надо бы, чтобы и для управления что-то оставалось. На отдельное питание вынесены и закрылки. В общем, полезная приблкда, надеюсь пригодится в дальнейшем.

На этом фото так же видны доп. усиления под крепление крыла. На крыле, куда будут вкручиваться саморезы, вклеены кубики из вспененного ПВХ.



Этот отсек будет закрываться крышкой

Решил так же сделать ниши шасси, для уменьшения сопротивления. Крышек шасси скорее всего не будет. Изначально планировал, но теперь, когда все хозяйство шасси с огромным трудом было размещено в очень плотной компоновке модели, решил пока не делать.

Вентиляция отсека получилась отличной.

Как всегда, без проблем не бывает. Всплыла еще 1 незадача: серва рулевого управления отрабатывает в обратную сторону. Решил путем изготовления другой тяги и переворачиванием качалки.



Немного остановимся на окраске самолета. Не так давно я собрал пластиковую модель Боинг-767 в окраске Аэрофлота.

Повторю ссылку на статью

Как я себе на Рождество подарок сделал.+130
9 января 2015 года в 18:50 | Константин Лайнеростроитель Таганрог
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/10382/

Самолет в таком виде мне реально нравится. Окраска заслуживает отдельного разговора. не думал, что увидев ее вживую, вот так заторчу от нее (хотя наверное отчасти и потому, что 767 мне тоже нравится). Конечно, окраска без самолета она мало чего стоит, но.. Ходил я вокруг да около и решил, что Ил-96 будет в такой окраске и никалбасит. Все самолеты похожи, а значит и результат будет похожим. Добавить к этому можно и тот момент, что на момент вступления в RC авиамоделизм, первое, что мне попалось на глаза - это календарь с изображением Ил-96-300 в окраске современного Аэрофлота. И вот тогда, я его захотел. Мысли наши материальны, потому они реализуются рано или поздно. Способ для реализации тоже находится.

Главная особенность окраски современного Аэрофлота - флаг. Я его сделал вырезав шаблон 1/1 и по нему нарезал заготовок из пленок соответствующих цветов.


Затем нанес заготовки на киль и получил тот самый флаг.



Кажущийся изгиб на красном поле подрисовал маркером.

На этом я не остановился. Как-то делал черными зоны "бензобаков" на своем первом 737.

Должен заметить, что мне такой вид крыла очень даже понравился.

Естественно, я изобразил то же самое и на Ил-96. Но этого мало, черными стали так же "кессоны" стабилизатора.

Как мне кажется, черные бензобаки визуально заужают крыло и самолет выглядит элегантнее.
Фюзеляж я отделывал с помощью наклеек, заказанных в рекламной студии. Не так просто оказалось уломать народ вырезать столь мелкие наклейки. Лиш только под мой страх и риск, рекламщики согласились их вырезать.

Отдельно отмечу, что логотип Skyteam так просто не дался, из 4 заготовок лиш 1 отошла относительно без проблем, а остальные пришлось разделять по фрагментам и собирать еще 1 целый. Зато все получилось.

Отдельно собранный 2-й логотип


Ряд иллюминаторов делается так: сначала на место окон наносится черная полоска пленки


Затем, подготавливается деталь, имитирующая усилительный пояс и содержащая нужное количество иллюминаторов



Наклеивается на свое место согласно разметки, а так же берутся декали и тоже наносятся на свои места


Аналогично оклеивается хвостовая часть

С надписью Ил-96 так же были проблемы. Но и их удалось собрать на обе стороны.

Вот такой самолет у нас получается


Не зря выбрал эту окраску. Значит, не зря собирал пластиковый 767.

Добавлена красная полоса, разделяющая основные цвета




Теперь можно отправлять самолет в испытательный полет. Полученный вес модели 2,9кг в полной готовности к взлету.

Только вот погода никак не позволяет