Здравствуйте! Меня зовут Денис, мне 13 лет.
Сегодня я расскажу вам о постройке модели американского истребителя F22, также именуемого как Raptor. Модель приглянулась своим внешним видом, простотой изготовления и маленькой полетной скоростью. Посмотрев чертежи и характеристики, я понял, что у меня есть вся необходимая электроника. Ну что, пора начинать!
Сегодня я расскажу вам о постройке модели американского истребителя F22, также именуемого как Raptor. Модель приглянулась своим внешним видом, простотой изготовления и маленькой полетной скоростью. Посмотрев чертежи и характеристики, я понял, что у меня есть вся необходимая электроника. Ну что, пора начинать!
Сначала распечатываем чертежи , распечатываются они на обычном принтере на листах А4, получается около 25 страниц. Далее склеиваем эти листы клеем ПВА или клеем ТИТАН. Получается вот такой небольшой чертеж.
После склеивания вырезаем из чертежа все шаблоны и обводим на подложке 5мм.
Обводим все детали.
Вырезаем все обведенные детали скальпелем или острым канцелярским ножом. Обязательно режем прямые линии, прикладывая металлическую линейку. Вот все детали.
В крыле прорезаем отверстия под установку фюзеляжа.
Вырезаем вот такие 2 детали, в них вырезаем крепление под сервоприводы.
Части фюзеляжа.
Далее переходим на изготовление моторамы, она состоит из 4-х частей. Я вырезал все из упаковочной фанеры, так как ничего другого не нашел. Можно вырезать из бальзы или хоббийной фанеры.
Соединяем все на СУПЕРКЛЕЙ или ТИТАН.
Переходим к корпусу. Сначала приклеиваем карбоновые лонжероны на основные части фюзеляжа.
Приклеиваем полоску из подложки в носовую часть. Важно: следует отрезать подложку в месте изгиба.
Приклеиваем вторую часть.
Далее приклеиваем деталь, в которую упирается моторама.
После окончания сборки фюзеляжа переходим к крылу, приклеиваем вот эти детали. (большое отверстие сделано для пропеллера)
Далее устанавливаем сервы, я использую: Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9549/
Устанавливаются они в специальные отверстия. Я приклеивал на ТИТАН.
Навешиваем элевоны на скотч.
Потом приклеиваем кабанчики и ставим тяги. В качестве тяг я использовал карбоновые наконечники на удилища. Прихватил их на рынке за 100 рублей. Наконечники тяг из скрепок, согнанных под 90*. Закреплены термоусадкой.
Вклеиваем карбоновые лонжероны на крыло. (на фото тяги временно сняты)
Приклеиваем фюзеляж к крылу. (важно приклеить как можно крепче, это самый уязвимый узел модели)
Изготавливаем кабину по чертежу, это своего рода крышка. Обтягиваем ее черной пленкой.
Теперь вклеиваем хвостовое вертикальное оперение. (горизонтально стоящая деталь - это просто распорка)
Переходим к мотораме. Сначало красим мотораму баллончиком в черный цвет. (необязательно)
Мотор закрепляю на шурупы, так и надежно и быстрее. Выкос не ставил, решил не заморачиваться..
Далее необходимо приклеить нижнюю деталь фюзеляжа, она клеится между двумя перегородками, которые мы закрепляли ранее на крыле. Важно: приклеить после установления всей электроники или же сделать крышку посредине, как это сделал я, подробно о крышке я расскажу ниже.
Теперь самое интересное.. Покраска.. Я решил все-таки покрасить самолет акриловым баллончиком, так как смотрится намного лучше и вес меньше, но, конечно, окрашивая самолет баллончиком, мы теряем прочность. Но я решил поэкспериментировать и покрасил баллончиком.
Покупаем акриловый баллончик желаемого цвета, у меня серебристый. (Важно: баллончик нужно использовать только акрилловый, иначе растворитель разъест пенопласт).
Также наклеиваем красные и черные полоски для лучшей видимости в полете. Вот фото после покраски.
Далее приклеиваем мотораму, наносим клей на 3 поверхности. (вниз и по бокам) Строго следим за тем, чтобы все углы были ровно 90*. Моторама тоже без выкоса, так как на моделях с толкающим винтом делать выкос необязательно. (на фото стоит винт 9*4.7 SF, закрепленный пропсейвером)
Приклеиваем черную пленку к кабине пилота, вырезаем по чертежу.
Теперь о крышке отсека с электроникой. Из-за недостатка электроники и желания выезжать в поле с несколькими моделями, мне пришлось сделать крышку, таким образом сделать возможным переставлять регулятор и приемник прямо в поле. Отрезаем в центре отверстие, с одной стороны навешиваем на скотч (точно так же как и элероны на моделях), а на другую сторону приклеиваем липучку. (на крышку и на корпус).
Далее устанавливаем аккумулятор в передней части самолета, под крышкой, которая устанавливается в кабину. Место подбираем исходя от центра тяжести. Центр тяжести должен быть в месте начала стыковки крыла с фюзеляжем. Также хочу порекомендовать сделать перегородку между пропеллером и отсеком электроники, так как в полете антенна и провода могут попасть под пропеллер или же всегда фиксировать все двухсторонним и поверху обычным скотчем. (я так не сделал и уже лишился одного приемника)
Теперь о настройке передатчика: для работы с самолетами, которые летают по схеме ЛК, нам на аппаратуре нужна специальная функция, которая часто выведена в виде кнопки под названием либо V-mix либо V-tail, эту кнопку нужно обязательно активировать, тогда у нас будут полноценные элевоны.
В приемник вставляем все в такой последовательности:
1 канал - 1 серва
2 канал - 2 серва
3 канал - регулятор.
В общем-то, по постройке, наверное, все.
Теперь об электронике:
Мотор: 2205C 1400Kv бесколлекторный двигатель
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1520964/
У меня стоит Eflite 1400kv.
Регулятор: Регулятор Hobby King 20A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1521509/
Можно поставить на 10-15 ампер.
Сервоприводы: Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1504792/
Аппаратура: Приемник/передатчик Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2 (Mode 2 газ слева)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9042/
У меня FlySky I4.
Аккумулятор: ZIPPY Flightmax 800mAh 2S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1488480/
Или можно 3s:
Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 800мАч 3S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1488484/
Пропеллеры: GWS Style Slowfly Propeller 9x4.7 Black (CCW) (5pcs)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9845/
В общем все! В целом самолет получился очень красивым, стабильным в полете и довольно медленным. Но немного непрочным. Из-за медленной скорости Раптором может управлять даже новичок. Советую сделать этот прекрасный самолет.
Удачных Вам полетов и приземлений!
С уважением, Денис, 13 лет.
После склеивания вырезаем из чертежа все шаблоны и обводим на подложке 5мм.
Обводим все детали.
Вырезаем все обведенные детали скальпелем или острым канцелярским ножом. Обязательно режем прямые линии, прикладывая металлическую линейку. Вот все детали.
В крыле прорезаем отверстия под установку фюзеляжа.
Вырезаем вот такие 2 детали, в них вырезаем крепление под сервоприводы.
Части фюзеляжа.
Далее переходим на изготовление моторамы, она состоит из 4-х частей. Я вырезал все из упаковочной фанеры, так как ничего другого не нашел. Можно вырезать из бальзы или хоббийной фанеры.
Соединяем все на СУПЕРКЛЕЙ или ТИТАН.
Переходим к корпусу. Сначала приклеиваем карбоновые лонжероны на основные части фюзеляжа.
Приклеиваем полоску из подложки в носовую часть. Важно: следует отрезать подложку в месте изгиба.
Приклеиваем вторую часть.
Далее приклеиваем деталь, в которую упирается моторама.
После окончания сборки фюзеляжа переходим к крылу, приклеиваем вот эти детали. (большое отверстие сделано для пропеллера)
Далее устанавливаем сервы, я использую: Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9549/
Устанавливаются они в специальные отверстия. Я приклеивал на ТИТАН.
Навешиваем элевоны на скотч.
Потом приклеиваем кабанчики и ставим тяги. В качестве тяг я использовал карбоновые наконечники на удилища. Прихватил их на рынке за 100 рублей. Наконечники тяг из скрепок, согнанных под 90*. Закреплены термоусадкой.
Вклеиваем карбоновые лонжероны на крыло. (на фото тяги временно сняты)
Приклеиваем фюзеляж к крылу. (важно приклеить как можно крепче, это самый уязвимый узел модели)
Изготавливаем кабину по чертежу, это своего рода крышка. Обтягиваем ее черной пленкой.
Теперь вклеиваем хвостовое вертикальное оперение. (горизонтально стоящая деталь - это просто распорка)
Переходим к мотораме. Сначало красим мотораму баллончиком в черный цвет. (необязательно)
Мотор закрепляю на шурупы, так и надежно и быстрее. Выкос не ставил, решил не заморачиваться..
Далее необходимо приклеить нижнюю деталь фюзеляжа, она клеится между двумя перегородками, которые мы закрепляли ранее на крыле. Важно: приклеить после установления всей электроники или же сделать крышку посредине, как это сделал я, подробно о крышке я расскажу ниже.
Теперь самое интересное.. Покраска.. Я решил все-таки покрасить самолет акриловым баллончиком, так как смотрится намного лучше и вес меньше, но, конечно, окрашивая самолет баллончиком, мы теряем прочность. Но я решил поэкспериментировать и покрасил баллончиком.
Покупаем акриловый баллончик желаемого цвета, у меня серебристый. (Важно: баллончик нужно использовать только акрилловый, иначе растворитель разъест пенопласт).
Также наклеиваем красные и черные полоски для лучшей видимости в полете. Вот фото после покраски.
Далее приклеиваем мотораму, наносим клей на 3 поверхности. (вниз и по бокам) Строго следим за тем, чтобы все углы были ровно 90*. Моторама тоже без выкоса, так как на моделях с толкающим винтом делать выкос необязательно. (на фото стоит винт 9*4.7 SF, закрепленный пропсейвером)
Приклеиваем черную пленку к кабине пилота, вырезаем по чертежу.
Теперь о крышке отсека с электроникой. Из-за недостатка электроники и желания выезжать в поле с несколькими моделями, мне пришлось сделать крышку, таким образом сделать возможным переставлять регулятор и приемник прямо в поле. Отрезаем в центре отверстие, с одной стороны навешиваем на скотч (точно так же как и элероны на моделях), а на другую сторону приклеиваем липучку. (на крышку и на корпус).
Далее устанавливаем аккумулятор в передней части самолета, под крышкой, которая устанавливается в кабину. Место подбираем исходя от центра тяжести. Центр тяжести должен быть в месте начала стыковки крыла с фюзеляжем. Также хочу порекомендовать сделать перегородку между пропеллером и отсеком электроники, так как в полете антенна и провода могут попасть под пропеллер или же всегда фиксировать все двухсторонним и поверху обычным скотчем. (я так не сделал и уже лишился одного приемника)
Теперь о настройке передатчика: для работы с самолетами, которые летают по схеме ЛК, нам на аппаратуре нужна специальная функция, которая часто выведена в виде кнопки под названием либо V-mix либо V-tail, эту кнопку нужно обязательно активировать, тогда у нас будут полноценные элевоны.
В приемник вставляем все в такой последовательности:
1 канал - 1 серва
2 канал - 2 серва
3 канал - регулятор.
В общем-то, по постройке, наверное, все.
Теперь об электронике:
Мотор: 2205C 1400Kv бесколлекторный двигатель
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1520964/
У меня стоит Eflite 1400kv.
Регулятор: Регулятор Hobby King 20A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1521509/
Можно поставить на 10-15 ампер.
Сервоприводы: Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1504792/
Аппаратура: Приемник/передатчик Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2 (Mode 2 газ слева)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9042/
У меня FlySky I4.
Аккумулятор: ZIPPY Flightmax 800mAh 2S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1488480/
Или можно 3s:
Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 800мАч 3S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1488484/
Пропеллеры: GWS Style Slowfly Propeller 9x4.7 Black (CCW) (5pcs)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9845/
В общем все! В целом самолет получился очень красивым, стабильным в полете и довольно медленным. Но немного непрочным. Из-за медленной скорости Раптором может управлять даже новичок. Советую сделать этот прекрасный самолет.
Удачных Вам полетов и приземлений!
С уважением, Денис, 13 лет.
8 июл. 2013 г., 12:27:13 | Дмитрий Бойко Краснодар
Статья //www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/1851/ Раптор F-22+33
16 окт. 2013 г., 10:33:11 | Дмитрий Бойко Краснодар
Статья //www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/2621/
Обратил внимание на два момента. Превое - крепление двигателя на шурупах. Таки да, это проще, но крепление шурупами ослабевает со временем от вибрации. Или ты их подклеивал при заворачивании? Имхо, винт с гайкой насквозь будут понадежнее, а весу прибавят чуть.
Второй момент - крепление наконечников на тягах при помощи термоусадки. Из собственного опыта знаю, что термоусадка имеет тенденцию ослаблять хватку со временем. Поскольку сама трубка не особо эластичная. Термоусадка дает хороший результат, если ее осаживать либо на "мягкую" деталь (например, оболочку кабеля), либо на деталь с отчетливо рельефной поверхностью. На гладкой поверхности тяги она начнет проворачиваться со временем вместе с наконечником, и может проскальзывать. Посматривай на нее перед запуском. А так - отличная идея, взял себе на заметку, буду тонкой термоусадкой маскировать примотанные ниткой с клеем наконечники рулевых тяг =)
Удачных построек и плавных полетов!
С уважением, Андрей.
Еще раз спасибо за дельные советы.
С уважением!
На мой взгляд, статья написана и иллюстрирована хорошо. Если и помогал кто-то, то, явно, человек, знакоймый с тематикой. И хорошо, если есть такой человек рядом - и писать научит и с моделью подскажет, что и как сделать.
Возможно, что чья-то статья послужила основой и обучающим материалом - тоже хорошо, т.к. развитие техники, технологии так или иначе связано с чужим предыдущим опытом, чертежами, стандартами документации и т.д. и т.п.
Мне уже во много раз не 13, а я до сих пор не научился аккуратно делать модели и писать статьи...
Возраст не имеет значения.
Ставлю "+" за статью.
Всем удачных полетов и мирного неба.
Удачных полетов и приземений!
Меня зовут Денис, и мне почти 3 раза по 13 лет. Смиренно прошу пояснить, где можно ознакомиться с теоретическим обоснованием тезиса: "Моторама тоже без выкоса, так как на моделях с толкающим винтом делать выкос необязательно"?
Ибо имеющийся у моделистов опыт свидетельствует, скорее, об обратном.
Я как-то очень давно интересовался этим вопросом, и я нашел ответ на форуме RCDesign, наверное Вы знаете, что на форуме RCDesign очень неудобная компановка вопросов и комментариев. Поэтому, чтобы мне найти Вам этот тезис, мне придется перелистывать этот форум до полуночи. Но, скорее всего Вы правы, выкос делать все-таки нужно. Но, модель летает прекрасно и без выкоса, так что пока не буду заморачиваться..
Спасибо за совет, на следующих моделях я обязательно уделю этому внимание.
С уважением!
Это пенокартон.
Это потолочка. Правда в незаконченом виде. Сейчас выглядит чуть получше! :)
Вот этот Mustang пережил такие краши, после которых от потолочки нечего даже собирать! Вырывало крыло полностью, вырезан и заменён нос модели, разрывало напополам фезюляж позади кабины! Все нипочем!
Spitfire после ремонта. Заменён нос, после морковки с высоты метров 150! Потерял в полете, по неопытности зашёл на солнце, сутки под очень сильным ливнем пролежал в поле, не мог найти. Заменил нос и в полет!
В носовой части достаточно места для того чтобы положением аккумулятора балансировать самолёт. :) Удачи! Мягкой посадки! :)
Этот недочет(если не значительный) лечится выкосом мотора. Правильность выкоса по горизонтальной оси проверял на полу включив не много газ - модель должна отозваться прямолинейным движением.
По вертикальной оси проверял в полете. Так же выкос на толкающих моделях необходим, когда точка установки мотора значительно выше или ниже плоскости несущего крыла. В этих случаях выкос делают таким образом, что бы проекция оси мотора проходила через центр тяжести модели.
Хотите чтобы я писал статью в таком стиле? Или вот так: " я приклеил последний кусок потолочки и пошел запускать самолетик, мне очень понравилось как он летит и проходит надо мной "...
Ну а если серьезно, то писал только я! А такой стиль текста связан только с тем, что мне хотелось написать больше инструкцию к постройке, нежели статью.
И очень прошу Вас объяснить мне смысл словосочетания "когнитивный диссонанс", это что-то нехорошее,да?
С уважением..
Согласен, что без видео статья смотрится не эффектно. К сожалению у меня не получилось выложить видео, так как у меня нет канала на YouTube. Или можно это сделать другим способом? Буду благодарен если Вы мне поможете.
И очень прошу все-таки объяснить мне смысл словосочетания "когнитивный диссонанс"..
Спасибо за приятный комментарий, с уважением.
С уважением.