Много лет назад, впрочем как и многие пацаны в то время, я увлеченно занимался моделизмом: склеивал модели самолетов, выписывал журнал ”Юный техник”, посещал кружок ”Умелые руки”. В юношестве, за большие заслуги в ”Умелые руках”, был принят в авиамодельную ”секцию”. Эх было время….первые планера, резиномоторные модели, кордовые ПО-2 и “летающее крыло”, дефицитный эфир и МК-17…. Но здание, где располагалась секция, было вскоре определено под снос. На этом всё у меня и закончилось.

Два года назад, я случайно зашел в магазин ”Пилотаж”, и решился дара речи: как далеко ушел прогресс, какие сейчас есть безграничные возможности для покорения стихий. В моем организме от глубокой “зимней” спячки проснулся пацан, и всё началось………

 Небо.

Небо, небо…, хотелось конечно в небо. Где-то в голове я понимал, что небо ошибок не прощает, но безрассудный азарт взял свое: первой купленной авиамоделью оказался ”пилотажный” четырехмоторный “Boeing B-17”.

Все 10…30-и секундные полеты заканчивались 2-х недельным ремонтом: изменена схема крепления шасси и крыла, изготовлен новый нос фюзеляжа и стабилизатор. Крылья усилены “шашлычными” палочками и проклеены скотчем.

В итоге: руки вспомнили ранее наработанные навыки и приемы в работе, а голова поняла - небо дилетантов не прощает.

Были сделаны соответствующие выводы: мне нужен легкий самолет с верхним расположением крыла, желательно с толкающим винтом. Из поездки в магазин я вернулся с ”юниорной” Cessna и комплектом запасных винтов. Конечно, под мои требования просился мотопланер типа Бикслера, то цена вопроса и ”опытность” будущего пилота переубедила мои амбиции.

На Cessna, с 2-х канальным дискретным управлением я начал разговаривать с небом на Вы. Освоил взлет, полеты по прямой и развороты, сломал десяток винтов на посадках, но самое главное – руки перестали потеть и дрожать.

Тут я и “созрел”, - мне захотелось настоящий самолет с полноценным 4-х канальным управлением.

Слава случаю, уберег меня от очередных ошибок. К тому времени как я мало-мальски научился держаться в воздухе, возник вопрос об утилизации В-17 (дальнейшая реанимация была нецелесообразна). Так как я не планировал самостоятельно заниматься постройкой самолета, 3-х канальную пропорциональную аппаратуру управления В-17 я решил презентовать “пионерам” (Cразу скажу, в нашем городе в ”Доме пионеров” есть авиамодельная секция, где профессионально занимаются данным видом творчества. Но мой “образ жизни” не позволяет мне регулярно посещать какие-либо мероприятия, ну кроме работы разумеется).

“Пионеры”, поблагодарив меня за аппаратуру, предложили мне полетать на симуляторе – как оказалось, к моему искреннему удивлению, есть такие программы. Настигло очередное просветление – летать я до сих пор не умею.

Человек я не глупый, сделал выводы: минимальная себестоимость аварий и дальнейшее развитие возможно лишь при условии самостоятельного изготовления авиамоделей.

Зайдя в интернет, я встретил ВАС. Голова закружилась от потока информации, часы просмотрев и её последующий анализ.

Заказал здесь “Турнигу” с кабелем для симулятора, всю необходимую начинку для самолета. Сейчас по чертежам с 9-и летним сыном собираем ”Cessna-150”.

Процесс немного затянулся, так как почти 2 месяца идет посылка. Производить дальнейшую сборку самолета не буду, пока не придет аппаратура. Учитывая опыт предыдущих ошибок, не имея навыков в установке и компоновке узлов, не хочется делать ошибок.

Самое главное, что после неудач руки у меня не опустились. Всё не закончилось на уровне ”игрушки”. Я хочу достигнут поставленного перед собой “уровня” и разговаривать с небом на Ты.

 

Вода.

 

С водной стихией было всё гораздо проще. Дом мой расположен напротив городского водоема, разумеется, летние прогулки с велосипедом захотелось разнообразить запуском судомодели. Как я упоминал ранее, детство у меня было активное – водные просторы покорял на модели яхты ”Гренада”. Поэтому сейчас выбирать стал катер.

С небом шишек я уже набил, поэтому первой моделью катера стала ”учебная” ”пилотажная Пиранья”. Освоение просторов родного пруда, прошлым летом, проходило без осложнений, модель очень устойчивая в поворотах и на волне. Управляя катером, сын визжал от восторга, а папа думал – какая модель будет следующая.

”Пиранью” мне пришлось слегка доработать, - интенсифицировать воздушное охлаждение: прорезал в корпусе дополнительные отверстия, а от брызг защитил их заглушками от пластиковых окон и красивыми трубками.

Долго размышляя над недостатками и преимуществами различных типов моделей, производителей и комплектаций мой выбор остановился на американском “Traxxas Spartan”. Катер заказал в Америке, зарядное устройство и аккумуляторы здесь.

Выбор был точный, - этот катер не возможно описать.

Это не катер, это воплощение инженерной мысли, всё продумано до мелочей. При заездах в солнечную погоду, от брызг воды, на пруду возникает радуга. Спасатели МЧС с любопытством всматриваются в бинокли, рыбаки с ”матом” бросают удочки, отдыхающие перестают жарить шашлыки………..

Без проблем конечно тоже не обошлось, пока разобрался с оптимальной центровкой аккумуляторов, положением транцевых плит и ”пределом песпредела” было несколько переворачиваний и ”поплавковое затопление” (над водой остался торчать только нос судна, ой спасибо внутренней пенопластовой вставке).

Для спасения пришлась к стати ”Пиранья”, оснастив её крепкой 10-и метровой леской (на конце которой закреплен рыбацкий тройник с поплавком), ловлю ей перевернутого “Спартанца”: через пару кругов вокруг перевертыша, либо тройник зацепляется за руль, либо зацепляясь за леску затягивается петля (которая зацепляется за руль или винт), ну а дальше – буксировка.

Из опыта общения с катером выяснил что такое Li-Po аккумуляторы, бесколлекторный двигатель и как настроить регулятор с помощью передатчика.

Сезон 2013 начался. На прошлой неделе снял катер с консервации, обслужил подшипники двигателя. За майские праздники откатали 4 комплекта аккумуляторов. Сын, управлять катером на Li-Po аккумуляторах еще боится, для него ставлю стоковые Ni-Mh.

 

Земля.

 

Откровенно говоря, радиоуправляемые авто модели не вызывают у меня восторга.

Сын попросил к дню рождения “настоящую машинку”, - папа уселся за интернет. Много информации осмыслено, в “Пилотаже” по мартовской акции приобретен “TeamC TR2 Шорт Корс”, на “Паркфлаере” (после инженерных расчетов) заказан 12-и витковый двигатель 3300KV с регулятором на 35А. После распечатывания посылки и 30 минут времени наш шорт-корс превратился в стремительного монстра. При настройке регулятора очень пригодился опыт общения со ”Спартанцем”, все как и ожидалось, обошлось без карты программирования.

Для уменьшения проблем с грязью, была герметизирована аппаратура управления, из потолочной плитки был изготовлен грязезащитный ”колпак”. А “чтоб был похож на бандитский джип” (пожелание сына) на капоте нашел место комплект светодиодных фар.

Освободившийся ”мощный” двигатель и регулятор впоследствии планирую поставить на ”Пиранью”, очень уж мне нравиться её устойчивый корпус.

Сын гоняет, - папа ремонтирует и покупает запчасти: ремонту подвергся корпус, заменили передний рычаг и крепление тяги, пришлось заново заправлять передние амортизаторы и ужесточить пружины.

Это хобби тоже интересное, если мы с сыном за это лето не накатается, планирую приобрести к следующему сезону хорошие амортизаторы, избавиться от FM аппаратуры управления, изготовить на родном предприятии металлические элементы подвески.

Вот как-то так ко мне вернулось давно забытое хобби. Хочется, конечно, в родном городе Первоуральске найти единомышленников, но их пока не встретил.

Вода и земля для меня не самоцель, - скорее развлечение. Я хочу покорить небо.