Попробовать создать простейшую модель автожира я вынашивал в мыслях очень давно. В свое время в журналах Моделист-Конструктор, да и в другой авиационной литературе, мне попадались статьи об автожирах, - а то, как они устроены и принцип их полета были мне в теории известны давно. Но, как и всякому моделисту, всегда ведь хочется попробовать теорию воплотить в практику. И вот однажды, весной 2012 года, я решился…

Заморачиваться серьезной разработкой автожира я не стал – еще раз «покопался» в модельных журналах и в интернете, и выкраивая в отдельные дни свободный час-другой, приступил к воплощению своего замысла.
Попытка создать «классический» одновинтовой автожир закончилась неудачно. Создать то я его создал, - это было некое подобие самолета с тянущим винтом, небольшими крылышками, нормальным хвостовым оперением, и с расположенным над фюзеляжем двухлопастным несущим винтом.



Вся конструкция автожира была выполнена из потолочной плитки 3мм, обклеенная цветным скотчем.
Ось несущего винта я взял от поломанного РУ вертолета «Стрекоза», втулку винта с «качающимися» стаканами лопастей я использовал от старой резиномоторки, а сами лопасти изготовил из полосок бальзы толщиной 2мм, усиленных полосками из карбона.



На модели я установил 3 сервомашинки TG9, для управления элеронами, рулем высоты и рулем направления.
В таком виде в один из дней, когда мы с приятелем поехали на полеты, я его и попытался поднять в воздух…
При попытке взлететь он «заваливался» в правый крен, и полета, как такового, не получалось.



Тогда я решил переделать этот автожир в двухвинтовой, - поперечной схемы. Такая схема, по отзывам моделистам, строившим автожиры, обеспечивала простоту настройки, регулировки и управления моделью в полете.
Так и появилась на свет «Муха»…



Фюзеляж с тянущим двигателем, шасси, оперение и управление рулями я оставил от прежнего автожира. А вот несущий винт и крылышки с элеронами я удалил.

Вместо этого сверху на «Мухе» появилось новое крыло с поперечным V, и без элеронов. На концах крыла были приклеены пенопластовые бобышки с вклеенными в них на смоле проволочными осями диаметром 2мм с резьбой М2 на концах, - для несущих винтов и гаек их крепления.
Кроме того, на крыле я сделал фиксированный предкрылок по всему размаху.
Крыло и предкрылок сделаны из 3мм потолочки, снизу в вырезанный паз крыла вклеен на смоле лонжерон из бамбукового прутка 2,5 мм диаметром.



Крылья имеют по два бамбуковых подкоса, а бобышки винтов – еще и по одному подкосу из карбонового прутка диаметром 1мм, - для жесткости и прочности конструкции.
Такие же карбоновые подкосы имеет и хвостовое оперение, - между килем и стабилизатором.



Что касается несущих винтов – я сделал для «Мухи» два комплекта трехлопастных винтов одинакового диаметра. Только один комплект – с лопастями из бальзовых пластин, а другой с лопастями из 3 мм «потолочки», с вклеенными в них на смоле бамбуковыми лонжеронами.
Ступицы обоих комплектов винтов представляют из себя склеенный на смоле трехслойный «сэндвич» - три «шайбы», две из 3мм потолочки, а между ними из 2 мм бальзы.

В ступицы, тоже на смоле, вклеены пластиковые трубочки от конфет Чупа Чупс. Эти трубочки и являются «подшипниками» скольжения на проволочных осях автожира.
Каждый комплект винтов состоит из винта правого и левого вращения.
Забегая вперед, хочу сказать, что «Муха» одинаково хорошо летала и с бальзовыми, и с пенопластовыми винтами.

И еще – на форумах моделистов встречались рекомендации как «правильнее» устанавливать винты на автожире поперечной схемы, - чтобы они вращались «от оси против потока вправо и влево» , или наоборот – «от оси по потоку влево и вправо».

Я попробовал и так, и этак. Разницы, честно говоря, не заметил.
Вся модель собрана на клее Титан, и обклеена цветным скотчем. Нагруженные и силовые детали вклеены на эпоксидной смоле.



«Муха» летала в различных погодных условиях, управлялась легко, приземляться можно было на ней и по «самолетному», и по «вертолетному», - с большими углами тангажа. Посадку с большими углами как раз и обеспечивали винты и предкрылок.




Хоть и летала «Муха» не один год, она не потерпела ни одной аварии. А почему я пишу «летала» в прошедшем времени – это потому, что два года назад, с моего согласия и под моим контролем, внук переделал автожир на самолет. Для этого мы удалили крыло с подкосами и несущими винтами, а на его место прикрепили старенькое U-образное крыло, которое делалось для резиномоторной модели, и долгие годы лежало в коробке с деталями и частями от старых или поломанных моделей.

Модель, которой мы дали имя «Спец муха Ось», кроме съемного крыла, которое крепится на резиновых колечках, не претерпела никаких изменений. Если только не считать двух бамбуковых штырьков, вклеенных в фюзеляж – это как раз для крепления колечками крыла.

Само крыло сделано из 3мм потолочки, передняя и задняя кромки из 3мм липовых реечек, состыкованных в местах изгибов с помощью кусочков проволочки, ниток и клея. Крыло имеет вогнуто-выпуклый профиль, который ему задают 9 нервюр, выгнутых из тонких полосок липы.

Модель «Спец Муха Ось» так же хорошо летает и прекрасно управляется, как и ее предшественница – модель автожира «Муха».
И на сегодняшний день она всегда готова к полетам…



На моделях установлены следующие компоненты от НК:
Регулятор НК на 12а http://www.parkflyer.ru/100457/ru/product/100891/
ЛиПо аккумулятор Turnigy 3s http://www.parkflyer.ru/ru/product/9275/
Сервоприводы (2шт) TG9 http://www.parkflyer.ru/ru/product/9549/
Шасси проволочное 1,8мм http://www.parkflyer.ru/ru/product/9886/
Колеса http://www.parkflyer.ru/ru/product/101845/

Бесколлекторный двигатель 2209 Pilotage крепится на анодированную алюминиевую мотораму НК (в данный момент таких в продаже нет)