Сначала нужно было рассчитать параметры парашюта, а точнее его форму и площадь.
Форму выбираем купольную. Такой парашют несложно сшить, и он достаточно эффективен. Просто сделать 14 вот таких фрагментов и сшить их вместе
Но нам нужно знать длину и ширину одной выкройки. Так как она определяется площадью парашюта, то сначала рассчитаем ее за формулой
где m – масса спускаемого объекта, g = 9.81м/с^2, Сх – коефициент учитывающий аеродинамику парашюта, для купольных равен 1.3, p – плотность воздуха. Для температуры воздуха в +20 градусов, его плотность равна 1.2 кг/м^3, v – скорость снижения.
Теперь нужно прикинуть, какая же скорость снижения нам нужна. Парашют будет для начала (отработки технологии) устанавливаться на мой самый первый тренер из потолочки ЛМ-07 (ох и натерпелся он с момента постройки... от его остались только хвостовое оперение и крыло – остальное уже неоднократно заменялось). Его полетный вес – около 1.2 кг. Но если с запасом – то нужно брать 1.5 кг (вес самого парашюта, вес бортовых камер и т.д.).
Теперь скорость снижения. Самолет в принципе должен выдерживать падение с 1 метра на шасси. Подсчет максимальной скорости падения при этом по формуле
дает значение, приблизительно в 4.42 м/с. Уменьшим до 4,4 м/с.
Итак, после подстановки всех данных, получаем необходимую площадь парашюта 0,98 кв.м, что мы конечно же округлим до 1кв.м.. Это, кстати, площадь основы купола, а не всей поверхности парашюта.
Теперь вычислим длину выкройки. Длина окружности при такой площади вычисляется за формулой
Получаем окружность в 3.54 метра. Выкроек планируем 14, значит, ширина каждой у основы должна быть около 25.3 сантиметров. Высота выкройки при этом будет 0.9 метра.
Прикидываем, сколько нужно ткани... получился кусок 3х1.2 метра.
В магазине мне продали кусок 3х1.5 метра. Распечатываем выкройку на бумаге, вырезаем, и размечаем их на ткани. Сначала по приведенной вверху схеме, а потом, учитывая несколько большую ширину ткани – по другому. Получилось даже не 14, а 15 выкроек. Ну, значит площадь будет больше :) (правда я тогда совершенно не подумал, что нечетное количество строп может вызвать потом трудности, но в итоге все получилось даже лучше).
Вырезаем.
Сшиваем. Для сшивания использовал удобную, маленькую, можно сказать, незаменимую в моделизме, швейную машинку. Единственный недостаток – самораспускающийся шов – устраняется двумя проходами с обеих сторон шва. После этого шов получается очень прочным.
Сшивал секциями. Сначала по две выкройки, потом сдвоенные – опять по две, и т.д.
Дальше, прикрепляем стропы. Фотографий не сохранилось, но там просто пришиваются прочные нитки одинаковой длины. Пришиваются там, где заканчивается шов.
В результате получился весьма впечатляющий купол. Но с выбором ткани я все же ошибся - слишком тяжелая. (Правда, как меня заверили в магазине – это самая легкая у них была. Ну... потом еще поискать надо будет.) Весь парашют весил 300г. Ну что ж... как раз тот запас, который я вначале оставил. А вот то, что парашют в сложенном виде занимал очень много места – это уже не очень хорошо.
Теперь устанавливаем парашют на самолет. Долго размышлял как его выпускать. Ведь я не просто сбрасываю груз с самолета – грузом является сам самолет. Наконец, было решено, что парашют будет крепиться снизу, отделяться от самолета под действием гравитации и встречного потока. После раскрытия купола самолет должен перевернуться и снижаться в перевернутом состоянии.
Укладка парашюта. Было сделано 3 группы строп по 5 в каждой (вот и пригодилось число 15 :) ) – две крепятся на консолях, одна - на хвостовую балку. Первый раз укладывали по подсмотренной в Интернете схему укладки настоящего парашюта. Испытания показали, что да – такая схема себя оправдывает, но она очень трудоемка. Потом, перешли на более быстрый способ укладки.
Стропы крепим бумажным скотчем на консоли и фюзеляж. При отделении парашюта – скотч должен отлететь. Точки крепления строп к фюзеляжу нужно выбирать так, чтобы они по возможности были расположены симметрично к центру тяжести. Например у меня – две на передних кромках консолей (на расстоянии одной трети длины консоли от фюзеляжа), и еще одна – на фюзеляже, на чуточку меньшем расстоянии. (Поначалу крепил буквально за хвостовую стойку, но оказалось, что при этом эта стропа очень слабо натягивается, и купол постоянно схлопывается с этой стороны).
Система выпуска. Идею взял у Cергея Алексеева из Краснодара. Правда, никаких тяг не стал делать. Просто сервомашинка с качалкой приклеивается снаружи корпуса. После поворота крутилки на аппаратуре – резинка соскальзывает с качалки и освобождает парашют.
Зачем нужно прикрывать парашют бумагой сверху (видно на видео с укладкой парашюта)? Поначалу планировалось, что это хоть как-то улучшит аеродинамику. Но при испытаниях оказалось, что без бумаги в жаркую погоду – резинка липнет к ткани парашюта – и как бы стягивает его набок. Как следствие – парашют неминуемо цепляется за штыри крепления крыла к фюзеляжу. А то и вообще не выпускается, так как резинка крепко держит. С бумагой этого не происходит – резинка соскальзывает с нее и парашют сразу же улетает вниз и назад.
Испытания. Пока приноравливался с укладкой парашюта и строп, с расположением парашюта и точек крепления строп – было сделано полдесятка запусков. Не могу сказать, что они были удачные, но когда все было отработано – получил систему срабатывающую всегда так как положено.
Вот видео с земли и борта с тремя удачными выпусками подряд (хотя, по правде – в первом полете стропы перекрутились, но успели раскрутится до приземления :)). Бортовая камера «смотрит» вниз и назад (под углом). Внимание, на бортовом видео громкий звук!
Недостатки. Первый: вес и объем парашюта. Все же они вышли большими. Но этот недостаток легко решается выбором другой ткани. Второй. Система выпуска - для правильного ее срабатывания нужно лететь горизонтально, хотя наверное надо было попробовать выпускать парашют и в других положениях. Но для "поиграться" с системой спасения авиамодели - того, что было сделано - хватит за глаза :)
Спасибо за внимание :)
Как минимум трижды я видел как неожиданно складываются в полёте консоли на большой высоте (один раз из-за автопилота, один раз из-за порыва ветра и ещё один из-за слишком наглого пилота).
Мой двухметровый биплан разбился из-за отключения бортового питания. Долго и плавно (метров со ста) летел к земле, и я ничего не мог поделать.
Здешний Су-35 мне пришлось сознательно ронять на землю и ломать, т.к. на полосу выскочил неадекватный "видеооператор", который хотел заснять посадку поближе.
Во всех этих случаях парашют на борту с энергонезависимой системой выпуска спас бы модель. Хотя конкретно эта реализация не годится к эксплуатации - тяжёлая ткань и неэнергонезависимая система выпуска. Ну так у автора явно написано - это эксперимент "поиграться". К сожалению, нормальная реализация будет стоить и нормальных денег.
Главное правило - парашют должен раскрыться при потере сигнала или при полном отказе бортового питания.
Мой способ не для учебки, а для серьезного пилотажного самолета к примеру, для которого большое меняющееся сопративление под фюзеляжем совсем не к месту..
Про ткань согласен, стоит поискать что-нибудь по легче, как вариант - применить большие полетеленовые мешки. Когда самолет нужно спасать, вид парашюта - не главное, главное чтобы он был эффективен...
Да к стати, еще мысль, есть датчики, которые при потере сигала начинают пищать, их можно доработать и от них запитать выпускное устройство.
а если и автономное питание откажет? Тогда про зайца из анекдота нужно вспомнить,у которого два билета и проездной на случай их утери. Но тогда будет уже не самолет,а бронепоезд.
Как поиграться пойдет,но для спасения самолета однозначно НЕТ. Для коптера теоретически возможно.
2) Всякая система имеет конечный предел надежности, это само собой (это насчет бронепоезда:) )
3) Пойдет и как поиграться, и как уже применяемая штатная система приземления некоторых современных БПЛА, которые по своей сути являются самолетами, а не коптерами. Для вертов посложнее, но и туда можно при желании приспособить.
p.s. а если сердечный приступ? надо замутить приблуду с привязкой к ритму сердца))) вот прикинь лежишь покрякиваешь, а он на парашуте летить)))
Если же управление есть а отказал мотор, то посадить потолочку без движка не сможет только.......
Короче - я не критиковал до тех пор пока мне на голову не нагадили, Зарядник на "коленке" на много актуальнее, однако заминусили так что мама не горюй.
Парашют прикольно, но как вы сами писали "поиграться" и только.
P.S Минуса от меня все равно не кто не получит.
Может и зря спрашиваю, но как то ... плохо не знать - в чем провинился перед человеком.
Если вы статью пишете,то кроме апплодисментов есть вариант топанья ногами. Я высказал свое мнение и оно не обязано совпадать с мнением автора.
N количество бонусов Вы заработали,хотя по моему скромному мнению дожны были заработать столько же отрицательной репутации. И абсолютно ничего личного.
Обновлено на другой день: грустно читать ваш обновленный комментарий.
Как раз после потери сигнала фейлсейв вам эту красочность и обеспечит, вот правда если глюканет это будет еще красочнее - "упирающийся" мотор и в *опе парашют развивается.
насчет парашюта в хвосте... могу выложить видео одного из неудачных запусков... именно с этой ситуацией.