Часто на форумах и в других диалогах встречаются вопросы- "..хочу сделать радиомодель своими руками...","посаветуйте как сделать самолёт радиоуправляемый..." и т.д.
На сайтах много такого материала,"Цесны",самолёты с потолочки,и т.д., но самое
главное они большей частью подходят для моделистов имеющих уже опыт в полётах и конструировании.
Я же хочу попытаться рассказать для тех кто начинает с нуля, не имеет опыта в управлении радио моделями.
Можно конечно посоветывать купить модель и начинать тренироваться, но как правило это ни к чему хорошему не приведёт, видел я такие тренировки, молодой моделист запускает модель. она резво разгоняетсая взлетает набирает высоту и с разворотом и креном в крутое пике -встречается с планетой, или в далёком прошлом друзья учились летать на "бензиновых" двигателях и на
супранаре- стремительный взлёт набор высоты потеря в пространстве беспорядочное падение и "дрова". з дров выбирается электроника, двигатель, а остальное сгорает ярким пламенем так как модель пропитана эмолитом и ремонту уже не подлежит,а сколько времени и труда затрачено.
Поэтому я выроботал другую концепцию для освоения радио-полётов моделей.
В связи с этим мои модели немного старомодные,тихоходные предназначены для "нулевых моделистов(в управлении)" и не только, живущие до сих пор с самого начала освоения этого хобби,"краши" были конечно,но в пределах ремонтопригодности.
Решив построить летающую модель и научиться управлять ею, для этого надо уже знать теорию управления и физику происходящих процессов воздействующих на модель в воздушном потоке при отклонении управляемых рулей.
Поэтому если начинающий моделист "нуль" полный, то в процессе строительства модели надо почитать хорошие и полезные книжки.Эти книжки старые, но своего значения никогда не утратят (см.прикреплённый файл).
Великая "вещь" интернет,можно найти все книги по авиамоделизму в электроннном виде,как в своё время недоставало этой литературы, зная что книга выпущена нельзя было её достать в большой деревне, а сейчас такие книги, не пишут и пользуемся старым багажом.
Хочется выразить огромную благодарность таким людям
Э.Микиртумов, И.Костенко, Б.В.Тарадаев, В.Мерзликин, В.Потапов, Ю.Хухра, Ю.Сироткин,
О.Гаевский, Б.Б.Киселёв, Э.Смирнов, В.Днищенко, Н.Путятин и многие другие,написавшие книги
про модели,помнить их будет не одно поколение моделистов и их книги будут настольными книгами для любого возроста моделистов. Наверное такие книги во многом и определяют жизненный путь ни одного молодого человека, превращяя его в хорошего специалиста конструктора, да просто модельмана(ввожу этот термин в противовес наркоману).(Тарадаев Б. - Модели-копии самолетов.djvu)

Вот калаж примерных моделей с которых можно начинать летать, но всё равно вначяле надо освоить
самый первый простой мотопланер.Для этого надо знать кое-что про управление.


Есть такой термин "Висеть на ручке" или "не мешай лететь модели..", эта ошибка всех начинающих
людей управлять моделью, в результате "дрова".Не надо висеть на ручке управления, надо короткими толчками отклонять ручку следя за моделью, ведь модель летит(движется,идёт по воде) сама и ей мешать не надо, надо управлять.Особенностью управления самолётом являются двойные движениия,(как на большом самолёте) зделал отклонение ручки и вернул в нейтраль, на пульте отклонил рычаг и отпустил, в нейтраль вернёт пружина при откланении ручки отклонится руль управления пропорционально углу ручки и модель начинает эволюцию с угловой скоростью пропорциональной углу отклонённого руля(чем больше угол тем больше угловая скорость модели, изменяющей своё пространственное положение.Сделал крен 15 градусов отпусти ручку и чуть чуть
на себя и отпустил чтоб задать нормальный угол атаки без скольжения и потери высоты, и смотри куда летитсамолёт ,и думай, вот мои модели позволяют это делать.Это примерно такое управление на простом передатчике, на "навороченном" можно запрограммировать элементы полёта и он будет подчищать все "огрехи" в управлении.
 Начиная самостоятельно летать, не надо для этого выбирать сложную модель скоростную, спортивную, копию или "реактивную", надо начинать с планера(мото) тихохода, и желательно не с носовым расположением двигателя.
 Был первый полёт на таком планере, результат полный двигатель земли и поломаные винты.При переносе двигателя на пилон или сделать толкающим уходит проблема поломки винтов и двигателей.(Не надо повторять чужие ошибки.)
 Вот поэтому я рекомендую начинающим "нулевым" модельманам с таких примерно моделей.



Вот для начинающих модельманов рекомендую начать с Тренера-1.


Старамодный планер изготовлен из бальзы, но это не догма можно делать и из потолочки и и просто из сосновых реек весом от300 до 800 грамм, только при увеличении веса возрастёт скорость полёта.Схема очень устойчива не критична к откланению в размерах, можно не делать закругления крыльев и оперения, профиль делать  не вогнутый, а плосковыпуклый.
Деталировку рабочих чертежей я не даю, (не делаю их) да и не надо это, надо привыкать к самостоятельному конструированию(учитывая весовые характеристики), что развивает мышление и конструкторские способности, а может юнный моделист станет Туполевым.
 Для себя я вычерчиваю вид крыла в плане и фюзеляжа вид с боку
остальное рождается в процессе изготовления.(Но это не для копииста там другой подход).
 Вот отсюда вытекает новый навык, надо знать черчение, и уметь чертить.Ну все моделисты которых
я встречал умеют чертить.  К сожелению в настоящее время приходится в этом сомневаться.Выпускник 10 класса не знает что такое "сопряжение","изометрия","диметрия",не говоря об умении подточить  карандаш.  Можно сказать "большое спасибо" нашим реформаторам образования Фурсенко и его сподвижникам за такую реформу, что в школах отменены предметы черчение
,астрономия,трудового обучения и т.д.
 Лично моё мнение предмет черчение должен быть третьим предметом после русского языка,математики потом физики трудовое обучение и т.д, но реформаторы думают другим местом.
 Опять отступление продолжим про моделизм...
Выбрав модель, вычертив рабочий чертёж,начинается работа с материалом(про навыки я не говорю,а отсылаю к хорошим книжкам), но хочу заострить внимание на одном моменте, в моделировании имеет большое значение нож, это тот инструмен без которого моделист не обходится ни где,50% работы делается ножом(ну если у кого  есть лазерный резак, можно выкинуть нож, но не торапитесь не обойдётесь без него всё равно).
Вот такими ножами работаю я и делаю их сам.


Делается он просто из железки(полотно ножовочное по металлу или др.) вытачивается на наждоке лезвие и вклеивается на эпоксидной смоле в две чурки из берёзы,бука,граба или липы если нож не будет силовым.
 Для прочной склейки нужно зажимать в тисы ручку на 24 часа.После этого ручка обтачивается рашпилем под руку на свой вкус и затачивается как бритва.Без этого инструмента я не сажусь за работу.
 Итак чертёж есть, нож есть, рейки материалы подготовлены за дело(есть вопросы?-- к хорошим книжками сайтам). Главное не отступать и ничего не боятся всё очень просто получится без симуляторов и тренеров.


 Начать можно с крыла профиль нервюры снять прям с экрана подогнав под хорду, можно делать плосковыпуклый профиль. Модель клеилась POXIPOL-ом,через 10мин затвердевает,смешивать 1:1 то количество чтобы за 10минут израсходовать.(Можно и циакриновым с отвердителем, можно и эпоксидкой или казеиновым но ждать придётся 24 и 4-6 часов).Обтянут миколентой покрыт эмалитом.
 Чем хорош этот мотопланер - без электроники летает как обычный, с аппаратурой как радиоуправляемый. При повышении нагрузки на крыло скорость возрастает и он уже "несётся" как скоростной,в носовой отсек укладывается Б.П. от 100 до 200грамм,а центровка подбирается передвижением крыла по фюзеляжу. Крыло крепится резиновым жгутом и скобками.



Ось мотора +1-2 гр. вверх и 0.5-1 гр. вправо для компенсации реакции винта и крена.При взлёте
поддёрнуть руль высоты на себя, чтобы компенсировать пикирующий момент пока малая скорость.
Рулевые E-Sky,мотор и регулятор на фото приёмник RP4S1 синтезатор.


 Перед первыми полётами кроме центровки 1/3 САХ, надо проверить вес крыльев и если он разный,уравновесить крыло,проверить растояния С и D (см чертёж) эти растояния должны быть равны правые левым.
 Проверить отсутствие перекосов крыла и оперения.
Если всё нормально, то самолёт полетит без проблем.Как один мастер говорил:"Табуретка и та летает
если выдержаны центровка,веса,растояния и позволяет мощность мотора".

Вначале надо побрасать планер на планирование и попробовать поуправлять на планировании и только
после этого включить мотор на пол газа и запустить на планирование если модель летит ровно
добавить газ и попробовать малыми откланениями развернуть самолёт.Усвоить надо правило если самолёт летит на "пилота" то парироват крены ручкой в туже сторону куда наклоняертся самолёт, а когда летит от "пилота" -в противоположную.

Если этот мотопланер будет освоен то следующий к примеру такой пойдёт как по "маслу".

(Тренер3 в полёте.wmv)

Вот его чертёж...

В разобраном виде для траспортировки..


Крылья из бальзы элероны после сборки выпиливались.



Стабилизатор съёмный.



Фюзеляж в сборе.

Управление на киль и руль высоты от качалок тросовое.
Управление элеронами леска втрубках управляется одной машиной.




Вот есщё один тренер,но это будет отдельно написано если кого-то заинтересует...
Вот пока и всё если кому-то эта статья поможет в освоении полётами радиомодели буду считать не зря потраченное время... Удачи всем!