На сайтах много такого материала,"Цесны",самолёты с потолочки,и т.д., но самое
главное они большей частью подходят для моделистов имеющих уже опыт в полётах и конструировании.
Я же хочу попытаться рассказать для тех кто начинает с нуля, не имеет опыта в управлении радио моделями.
Можно конечно посоветывать купить модель и начинать тренироваться, но как правило это ни к чему хорошему не приведёт, видел я такие тренировки, молодой моделист запускает модель. она резво разгоняетсая взлетает набирает высоту и с разворотом и креном в крутое пике -встречается с планетой, или в далёком прошлом друзья учились летать на "бензиновых" двигателях и на
супранаре- стремительный взлёт набор высоты потеря в пространстве беспорядочное падение и "дрова". з дров выбирается электроника, двигатель, а остальное сгорает ярким пламенем так как модель пропитана эмолитом и ремонту уже не подлежит,а сколько времени и труда затрачено.
Поэтому я выроботал другую концепцию для освоения радио-полётов моделей.
В связи с этим мои модели немного старомодные,тихоходные предназначены для "нулевых моделистов(в управлении)" и не только, живущие до сих пор с самого начала освоения этого хобби,"краши" были конечно,но в пределах ремонтопригодности.
Решив построить летающую модель и научиться управлять ею, для этого надо уже знать теорию управления и физику происходящих процессов воздействующих на модель в воздушном потоке при отклонении управляемых рулей.
Поэтому если начинающий моделист "нуль" полный, то в процессе строительства модели надо почитать хорошие и полезные книжки.Эти книжки старые, но своего значения никогда не утратят (см.прикреплённый файл).
Великая "вещь" интернет,можно найти все книги по авиамоделизму в электроннном виде,как в своё время недоставало этой литературы, зная что книга выпущена нельзя было её достать в большой деревне, а сейчас такие книги, не пишут и пользуемся старым багажом.
Хочется выразить огромную благодарность таким людям
Э.Микиртумов, И.Костенко, Б.В.Тарадаев, В.Мерзликин, В.Потапов, Ю.Хухра, Ю.Сироткин,
О.Гаевский, Б.Б.Киселёв, Э.Смирнов, В.Днищенко, Н.Путятин и многие другие,написавшие книги
про модели,помнить их будет не одно поколение моделистов и их книги будут настольными книгами для любого возроста моделистов. Наверное такие книги во многом и определяют жизненный путь ни одного молодого человека, превращяя его в хорошего специалиста конструктора, да просто модельмана(ввожу этот термин в противовес наркоману).(Тарадаев Б. - Модели-копии самолетов.djvu)
самый первый простой мотопланер.Для этого надо знать кое-что про управление.
Есть такой термин "Висеть на ручке" или "не мешай лететь модели..", эта ошибка всех начинающих
людей управлять моделью, в результате "дрова".Не надо висеть на ручке управления, надо короткими толчками отклонять ручку следя за моделью, ведь модель летит(движется,идёт по воде) сама и ей мешать не надо, надо управлять.Особенностью управления самолётом являются двойные движениия,(как на большом самолёте) зделал отклонение ручки и вернул в нейтраль, на пульте отклонил рычаг и отпустил, в нейтраль вернёт пружина при откланении ручки отклонится руль управления пропорционально углу ручки и модель начинает эволюцию с угловой скоростью пропорциональной углу отклонённого руля(чем больше угол тем больше угловая скорость модели, изменяющей своё пространственное положение.Сделал крен 15 градусов отпусти ручку и чуть чуть
на себя и отпустил чтоб задать нормальный угол атаки без скольжения и потери высоты, и смотри куда летитсамолёт ,и думай, вот мои модели позволяют это делать.Это примерно такое управление на простом передатчике, на "навороченном" можно запрограммировать элементы полёта и он будет подчищать все "огрехи" в управлении.
Начиная самостоятельно летать, не надо для этого выбирать сложную модель скоростную, спортивную, копию или "реактивную", надо начинать с планера(мото) тихохода, и желательно не с носовым расположением двигателя.
Был первый полёт на таком планере, результат полный двигатель земли и поломаные винты.При переносе двигателя на пилон или сделать толкающим уходит проблема поломки винтов и двигателей.(Не надо повторять чужие ошибки.)
Вот поэтому я рекомендую начинающим "нулевым" модельманам с таких примерно моделей.
Вот для начинающих модельманов рекомендую начать с Тренера-1.
Старамодный планер изготовлен из бальзы, но это не догма можно делать и из потолочки и и просто из сосновых реек весом от300 до 800 грамм, только при увеличении веса возрастёт скорость полёта.Схема очень устойчива не критична к откланению в размерах, можно не делать закругления крыльев и оперения, профиль делать не вогнутый, а плосковыпуклый.
Деталировку рабочих чертежей я не даю, (не делаю их) да и не надо это, надо привыкать к самостоятельному конструированию(учитывая весовые характеристики), что развивает мышление и конструкторские способности, а может юнный моделист станет Туполевым.
Для себя я вычерчиваю вид крыла в плане и фюзеляжа вид с боку
остальное рождается в процессе изготовления.(Но это не для копииста там другой подход).
Вот отсюда вытекает новый навык, надо знать черчение, и уметь чертить.Ну все моделисты которых
я встречал умеют чертить. К сожелению в настоящее время приходится в этом сомневаться.Выпускник 10 класса не знает что такое "сопряжение","изометрия","диметрия",не говоря об умении подточить карандаш. Можно сказать "большое спасибо" нашим реформаторам образования Фурсенко и его сподвижникам за такую реформу, что в школах отменены предметы черчение
,астрономия,трудового обучения и т.д.
Лично моё мнение предмет черчение должен быть третьим предметом после русского языка,математики потом физики трудовое обучение и т.д, но реформаторы думают другим местом.
Опять отступление продолжим про моделизм...
Выбрав модель, вычертив рабочий чертёж,начинается работа с материалом(про навыки я не говорю,а отсылаю к хорошим книжкам), но хочу заострить внимание на одном моменте, в моделировании имеет большое значение нож, это тот инструмен без которого моделист не обходится ни где,50% работы делается ножом(ну если у кого есть лазерный резак, можно выкинуть нож, но не торапитесь не обойдётесь без него всё равно).
Вот такими ножами работаю я и делаю их сам.
Делается он просто из железки(полотно ножовочное по металлу или др.) вытачивается на наждоке лезвие и вклеивается на эпоксидной смоле в две чурки из берёзы,бука,граба или липы если нож не будет силовым.
Для прочной склейки нужно зажимать в тисы ручку на 24 часа.После этого ручка обтачивается рашпилем под руку на свой вкус и затачивается как бритва.Без этого инструмента я не сажусь за работу.
Итак чертёж есть, нож есть, рейки материалы подготовлены за дело(есть вопросы?-- к хорошим книжками сайтам). Главное не отступать и ничего не боятся всё очень просто получится без симуляторов и тренеров.
Начать можно с крыла профиль нервюры снять прям с экрана подогнав под хорду, можно делать плосковыпуклый профиль. Модель клеилась POXIPOL-ом,через 10мин затвердевает,смешивать 1:1 то количество чтобы за 10минут израсходовать.(Можно и циакриновым с отвердителем, можно и эпоксидкой или казеиновым но ждать придётся 24 и 4-6 часов).Обтянут миколентой покрыт эмалитом.
Чем хорош этот мотопланер - без электроники летает как обычный, с аппаратурой как радиоуправляемый. При повышении нагрузки на крыло скорость возрастает и он уже "несётся" как скоростной,в носовой отсек укладывается Б.П. от 100 до 200грамм,а центровка подбирается передвижением крыла по фюзеляжу. Крыло крепится резиновым жгутом и скобками.
Ось мотора +1-2 гр. вверх и 0.5-1 гр. вправо для компенсации реакции винта и крена.При взлёте
поддёрнуть руль высоты на себя, чтобы компенсировать пикирующий момент пока малая скорость.
Рулевые E-Sky,мотор и регулятор на фото приёмник RP4S1 синтезатор.
Перед первыми полётами кроме центровки 1/3 САХ, надо проверить вес крыльев и если он разный,уравновесить крыло,проверить растояния С и D (см чертёж) эти растояния должны быть равны правые левым.
Проверить отсутствие перекосов крыла и оперения.
Если всё нормально, то самолёт полетит без проблем.Как один мастер говорил:"Табуретка и та летает
если выдержаны центровка,веса,растояния и позволяет мощность мотора".
Вначале надо побрасать планер на планирование и попробовать поуправлять на планировании и только
после этого включить мотор на пол газа и запустить на планирование если модель летит ровно
добавить газ и попробовать малыми откланениями развернуть самолёт.Усвоить надо правило если самолёт летит на "пилота" то парироват крены ручкой в туже сторону куда наклоняертся самолёт, а когда летит от "пилота" -в противоположную.
Если этот мотопланер будет освоен то следующий к примеру такой пойдёт как по "маслу".
Вот его чертёж...
В разобраном виде для траспортировки..
Крылья из бальзы элероны после сборки выпиливались.
Стабилизатор съёмный.
Фюзеляж в сборе.
Управление на киль и руль высоты от качалок тросовое.
Управление элеронами леска втрубках управляется одной машиной.
Вот есщё один тренер,но это будет отдельно написано если кого-то заинтересует...
Вот пока и всё если кому-то эта статья поможет в освоении полётами радиомодели буду считать не зря потраченное время... Удачи всем!
С уважением
+
Согласен полностью!
Насчет моделей тренеров, так же соглашусь с Вами, однако сам учился летать на той модели, которая мне нравилась, и в этом я полностью согласен с Сергеем Александровым.
Вас смутила древнегреческая модель? В чём-же дело выдайте на гора чертёж СУ-47 с обратной стреловидностью, простой в изготовлении и дайте рекомендации начальных полётов, взяв на улице первого попавшего (желающего научиться летать) вручите аппаратуру и пусть учится летать. Что из этого получится?
Вы- то сами прежде чем полететь на радио вооон сколько летали и на чём и на металках и на бумажных и на кордовых это опыт...
Это одна из ниточек по которой может кто-нибудь самостоятельно "пробежит" и я её никому не навязываю и не переубеждаю, есть у Вас наработанная метода поделитесь напишите, одного убеждения мало я ничему не научусь от Вашего убеждения.Создайте методу первоначального обучения управления р.моделями на импелерном ТУ-144 и все начинающие будут по ней обучаться! И дело ту не в пересадке и обломе на древнегреческие мотопланера,
летайте хоть на табуретке, но дайте методу начинающему... это хорошо "пример,..из нашей моделки.." есть моделка есть тренер есть у кого спросить, а сколько моделок сгинуло, и сколько мальчишек без моделок и тренеров...,вот для них и напишите инструкцию "как запустить р.у. ту-22."
Или в качестве учебной возмите эту для разработки методы...
P.S. ...кто любит скорость,а кто парение...Вы не находите прелесть в парящем полёте...?
Я непойму почему долог,я думал наооборот быстро, или строить планер из бальзы дольше чем из потолочки дельту, по трудозатратам думаю не дольше, если не это то Вы наверное посчитали что обязательно нужно последовательно строить эти планера и последовательно на них учиться, если так эта статья понимается, то я где-то в стиле изложения допустил ошибку, я же хотел показать ряд пранеров
на которых можно учится летать без помощи го-го либо и чего ли-бо, а почему мучителен (в постройке опять?) недумаю,в тренировках тоже вроде нет, два раза кинул на планирование крыло передвинул в нужную сторону и лети на моторе,а на дельте разве так-же центровку быстро подберёшь, нет конечно ,а то что древний я и сам делал и мне не очень нравилось, но полетав понял что не зря взял эту схему,поэтому это уже дело руководителя чтобы мальчишки несторонились любой модели. Кстати у неё широкие возможности.
Юрий Кежаев, Санкт-Петербург , 17 августа 2012 в 17:43 # Ответить +2
...Другой вопрос который меня мучает: а какую после планера рассматривать модель? тем более зная себя, могу сорваться и купить эту сушку. останавливает то что пол года назад купил СУ-27 ART-TEch, первый взлет и сразу морковка. Сотни остатков тушки в мусорное ведро, пенопласт разлетелся. Заказал тушку, собрал с нежностью и заботой. Вышел на поле и меня накрыл реальный страх. После полгода вообще к моделям не подходил. На работе подарили радиоуправляемый вертолет. Он то и показал что меня словно затягивает СУ-27 (ну что поделать, жутко люблю я её)(даже жена полюбила вместе сомной). Сейчас она на даче.Домашние обходят её стороной. А я все таки решился начать но уже с планера.
У меня Высшее авиационное образование, я с детства в авиамодельном кружке, некоторое время даже преподовал в нем, строил разные модели самолетов. А сейчас семья, понимаете СЕМЬЯ! Она на первом месте, понимаете? Что мне теперь не летать? Не увлекаться моим хобби? Какая разница на чем я летаю, на сделанном собой модели или которую я приобрел в магазине? Мне, главное летать, и я буду летать! А появится в будущем, свободное время, я с удовольствием сделаю еще модели. И поверьте ни на кого и никогда не буду вешать ярлыков! Увидев любого мальчишку или взрослого человека с любой моделью, я скажу ему: "Здорова, Маэстро!"
это всё увлечение, занятие, познание, радасть творчества, это замечательно,я буду вышивать
это тоже замечательно, у Человека есть увлечение это главное, а как называют это всё мелочи...
Это в моделизьме есть шуточное деление:
--на соревновании моделист смотрит в небо и даёт советы- это лётчик, у него голова задрана вверх,
-- __"__ на землю на модели и как летают- это конструктор- лётчик у него голова вниз в землю,
--есть такой который ходит и даёт советы, но сам ничего не делает -это знаток,
--хобист- просто покупает и летает,и это всё шутки не надо принимать близко ...
Всё зависит от времени у кого оно есть и нет много денег он любит запускать свои конструкции...
--у кого времени нет, а летать хочется и средства позволяют тот покупает и летает...
(не помню нашего пианиста выдающегося, он в свободное время запускает модели радио у него такое хобби)...
Так что в этом ничего плохого нет(в терминах и как кого называют), главное любовь к небу к полётам как к девушке...!