Доброго времени суток!

Как то в одной из книг, о японской авиации времен второй мировой войны, мне попалась на глаза статья о армейском разведчике Ki-15ii. Учитывая,что работа по Бе4 http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=6787 не шла и после испорченой пятой консоли крыла, решил переключиться на что-то другое. Этим "чем" и стал Ki-15ii (и вообще первым, который я построил и поднимал в воздух:) ). 

Воспользовавшись ситуацией, решил разработать чертежи с нуля, в 3d редакторе SketchUp. И работа закипела.
Т.к. на тот момент, у меня кроме внешнего вида ничего не было, я решил сделать простой фюзеляж, в виде сигары с гаргротом.


Технология создания фюзеляжа планировалась по так называемой бумажной технологии, например как у Р-39 в этой ссылке http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/234/.



Нарисовав шпангоуты, наложил на них обшивку. Опытным путем пришел к тому, что линия формирования выкроек обшивки должна быть на 50% толщины потолочки выше шпангоутов.



Проверял правда на простых деталях(капот и т.п.) и это сыграло плохую службу, т.к. выяснилось, что редактор округляет значения до десятых (1.75 = 1.8) и в итоге на сложных формах выкройки не сходились на 4-5мм.
Создав виртуальную обшивку, пришла пара превратить ее в выкройки, как у бумажных моделей. Для этого воспользовался плагином "Unfold Tool".
Пример работы можно увидеть тут:

В итоге получились вот такие выкройки:





Быстренько все распечатал и наклеив бумажным клеем(карандаш) выкройки на потолочку, вырезал их. Пожалуйста так не поступайте, лучше проверить стыковку на сложных деталях, чтобы потом не ломать голову, как состыковать не стыкуемое.:)

При помощи утюжка для обтяжки моделей Утюжок для обтяжки Turnigy Covoring Film Iron, выгибаю выкройку по шпангоуту.



Такой способ очень хорош, если длина сгиба не длинее двух поверхностей утюга. В итоге получились такие заготовки:



Пока обдумывал, как хорошо сделать фюзеляж, потихоньку начал делать крыло. Для этого подобрал две одинаковые по весу линейки для правой и левой части крыла. Так же заложил в чертеже высоту нервюры центроплана равную высоте 500мм линейки, что дало свести резку дерева к минимуму. В целях упрощения конструкции, крыло будет не разборным (время уже поджимало). Размах получается ровно 1200мм, что соответствует масштабу 1:10.





Нижняя часть имеет двойную обшивку, без всяких следов облегчения(сейчас думаю, что зря).

В конструкцию крыла сразу был заложен тормозной щиток, за одно решил на этой моделе опробовать все возможные виды петель. Щиток решил повесить на армированный скотч с скобками степлера на концах.





В процессе постройки не удержался :)
правда крыло еще без обшивки...

Испытал работу тормозного щитка, но он как то нестабильно работает:(
Так же на турниге 9х не удалось настроить автоматическое поднятие руля высоты при выпущенном щитке (в последствии научился)







В крыле вырезал элероны, увеличенных по площади примерно на 10%,





вклеил нейлоновые шарнирные петли, сделал разметку под фару(прожектор) и начал клеить обшивку.

Гнул обшивку при помощи утюжка, т.к. я купил какой-то неправильный скотч и он совсем не держался на потолочке, чтобы я не делал(армированный использовать было жалко).

Расчетный вес крыла без шасси примерно 220 грамм

Теперь по простым расчетам стало понятно, что вес модели будет в районе 900грамм.

Сделав обшивку, я совсем забыл сделать вырезы для сервомашинок. Как же не промахнуться с вырезом, а очень просто, для этого я воспользовался импровизированным “ренгеном”:)

Приклеил элероны на нейлоновые фирменные петли

Концовки крыла сделал по бутербродной технологии. Т.к. БАНО не успело до меня приехать, то делаю их без него(к тамуже четких фотографий нет по нему)



Обтекатели шасси сделал по бутербродной технологии в итоге оно получилось массой 50 грамм.

Колеса были взяты от леговского мотоцикла, только спицы в последствии были заклеены пластиковыми дисками.


Руль высоты решил сделать в связке с рулевым колесом

для поворота была использована Т-образная качалка, но она в итоге не выдержало и его в последствии буду переделывать.


В коем веке, дети легли спать рано, а принтер стоит в их спальне. Пришлось вооружиться линейкой, циркулем и карандашом и делать все по старинке



На вырезаной детали размечаю места крепления петель, лонжерона (в виде стальной тяги) и скобы (спица от сломаного зонтика), которая будет соединять половинки руля высоты.

Тут я понял что немного поспешил гнуть скобу,т.к. не одел на нее трубку от чупачупса



Поставил горизонтальный стабилизатор на склейку



Начал собирать часть фюзеляжа над крылом. Т.к. центральные оси нанес сразу, с центрованием секций проблем пока не возникло



Размечаю и вырезаю будущую крышку доступа к внутренностям, для этого поиграл немного в детский конструктор:)

получается примерно вот так

Оставил клеить эту секцию на ночь и к утру обнаружил брак:( Поленился закрепить фюзеляж иголками и он за ночь одной стороной сполз с крыла и как назло намертво приклеилась к нему Придется стачивать и выпрямлять фюзеляж за счет остальных прилегающих секций.



Начал склеивать попарно секции фюзеляжа(с носа и кормы), за одно проверяю их осевую линию.



Вырезал боковые окна

Верхние оставил напоследок, так как без стекол, это сильно ослабляло конструкцию фонаря. Внутреннюю часть фонаря лучше покрасить до склейки, иначе подлезть будет сложно!

Пришло время устанавливать сервы. Поставил их в районе предполагаемого центра тяжести, т.к. по теоретическим расчетам у меня получилось, что двигателя, регулятора и батареи в носу вполне хватает для правильной центровки. Опять же, в случаи проблем с проводкой внутри фюзеляжа, ее можно будет пустить снаружи.



Сегодня решил установить стабилизатор. Чтобы не перекосить стабилизатор, пришлось задействовать ближайшую стену возле кухонного стола. К ней прикрепил лист бумаги и наметил вертикальную осевую линию. Далее приложил хвостовую часть фюзеляжа к стене по осевой линии и при помощи деревянного бруска наметил горизонтальные линии врезки стабилизатор. Семь раз проверяем, что получилось и аккуратно вырезаем

Получилось примерно так. Жаль я не придумал как надежно закрепить качалку на спице, которая соединяет рули высоты, габариты позволяли полностью спрятать тяги в корпус



Решил сегодня поставить тяги, чтобы было понятно куда их выводить(если бы сделал полностью демонтируемый фонарь, то было бы проще жить!).



Пока фюзеляж и киль сохнут, переключился на капот. Верхняя 1/3 часть капота будет съемной. Моторама пластиковая, из крышки распределительной коробки для электрики. Она вклеивается в три слоя потолочки. Носовая часть капота по бутербродной технологии, т.к. хочу с эмитировать цилиндры двигателя.



Будущая выхлопная система. Делал так, на маркер накрутил обратной стороной скотч и на него накрутил смазанную клеем Титан бумагу для принтеров и хорошо прокатал получившейся валик. Снимается с маркера отлично.





Размечаю примерное нахождение вылопных труб двигателя и жалюзей/юбки капота.



Вырезаем отверстия под углом примерно 45 градусов и вклеиваем трубы. Выглядит так:



Выхлопные трубы глушить не буду,т.к. планирую использовать их для вентиляции. Свежий воздух будет поступать из-за воздухозаборника внизу и наверное сделаю прорези за "цилиндрами двигателя".

Предполагалось, что капот у меня за одно выполнять и роль моторамы, но эта схема себя не оправдала из-за излишней хрупкости.



Переделал колесо переднего шасси, для этого пришлось высверлить 3мм деревянную ось из обтекателя и заменить ее уже на алюминиевую того же диаметра . Боковые стенки, где проходит ось, укрепил пластиком от дисконтной карты. Покрасил внутреннюю часть обтекателя.

Начал делать второе колесо. Спицы закрыл дисками, вырезными из коробок от тортиков. Надо сказать, что акриловая модельная краска ложится на них просто ужасно, приходится по три раза красить. Параллельно начал изготовлять второй обтекатель шасси.

Неплохо бы срезать пока не поздно, шипы в шинах, но в глубине души надеюсь, что колеса когда нибуть вернутся в конструктор лего, по этому их не режу.

Сделал крепление АКБ и регулятора. В крепеже сделал прямоугольные отверстия, для вентиляции. Регулятор будет непосредственно обдуваться копийным воздухозаборником.

Начинаю опасаться, что не успею к сроку и еже ли что, буду подымать самолеты воздух, без покраски и статьи.

Сегодня решил сделать работу, которую долго откладывал - зализы крыла. Нижнюю часть делал по распечатки схематического чертежа. Потом приложил выкройку к фюзеляжу, подкорректировал ее и прямо на фюзеляже нанес ее контур с обоих сторон. Убедившись в симметрии, перенес выкройку на потолочку и приклеил ее. Вот что получилось:



далее разметил, прямо на фюзеляже, расположение верхней части зализа. Прямо с модели снял размеры и перенес их на бумагу. Получившеюся выкройку приложил к предполагаемым местам крепления и убедившись, что все хорошо, перенес ее на потолочку.



Приклеивал ее только по верхней и боковой кромке. Как зализ прочно приклеится, буду приклеивать заднюю часть. Многие делают в зализах шпангоуты, но я их делать не стал из-за экономии веса (нос у меня коротковат,но думаю немного увеличить его, в рамках разумного)



В итоге получилось примерно так:



Сделал имитацию жалюзи капота:



Наконец то сегодня решился пристыковать хвостовую часть. Для горизонтального выравнивания воспользовался лазерным дальномером фирмы Бошь



Получилось вроде не плохо и все симметрично:



Приклеил шасси:



Центровка немного передняя:



На конец приехало БАНО:) Светодиод протянул при помощи заранее заложенного провода, приклеил перегородки в прожекторе и обклеил их алюминиевым скотчем. Стеклом прожектора стал пластик от упаковки тортов. Т.к. мне еще не успели подсказать, что стекло можно приклеить на двухсторонний скотч, то обклеивал его снаружи, что не очень удобно и трудоемко. Вот что получилось в итоге:



Dырезал недостающие "окна" в фюзеляже:

и продолжил обтяжку калькой. Кальку приклеивал на клей ПВА, разведенный спиртом. Спирт дает быстрое высыхание поверхности, но с ПВА разведенная водой клеит не хуже, но дольше:)

Осталось обтянуть только капот (возможно обтяну алюминиевым скотчем) и лапти шасси. Не дождавшись сушки взвесил модель. Масса несколько пугает, 556 грамм с со всеми сервами и БАНО. Еще добавится 350 грамм в виде мотора, 2-х регуляторов и батареи.



Сразу после взвешивании испытал "безмоторник" в воздухе, подкинув его до потолка квартиры. Несмотря на заднию центровку (сразу за кабиной пилота), модель стабильно слегка опускает нос и пытается планировать ровно (элероны при этом были опущены). Есть надежда(не оправдавшаяся пока), что не смотря на вес, самолет будет летабельным.

Вот как выглядит обклееная калькой модель и покрытая грунтом:



Наконец то приклеил все стекла. Жду час или до полного высыхания, заклеиваю малярным скотчем стекла и в покраску.



Цветовая палитра стандартная для Imperial Japanese Army aircraft:





Сказано, сделано:



Наносим опознавательные знаки:









Модель готова к полетам :)
 

При неудачной транспортировки модели к месту старта, был случайно раздавлен откидывающийся фонарь пилота. Пришлось срочно изобретать. В итоге сделал фонарь из нескольких слоев двухстороннего скотча и бумаги. Последний слой пропитан ПВА, потом его покрасил и покрыл слоем лака из аэрозоли. Временно держится он на фузеляже, на том же двухстороннеем скотче.

за одно посадил одноглазого пилота в виде камеры


И вот, в честь своего сорокалетия ( скромно так:) ), решил что пора испытать японца. Чуда не случилось. В общем этот день был чередой ошибок и не удач:

1) С начала в спешке не заметил, что у меня почему то включен реверс по рулю высоты и мало того, почему то был опущен тормозной щиток. Пока заметил, словил раза три "морковки", не отрываясь от земли. Потом на очередном подскоке, об кочку, снес шасси. Оторвав шасси попытался взлететь с руки, но рук не хватило-итог встреча с землей - в минус все капотное пространство разошлось по швам. Все, кроме шасси можно было отремонтеровать и в поле, но решил в такой ветер больше не летать. Следующая попытка взлета перенесена на следующию субботу, после ремонта.

2) Ветер действительно оказался сильным, особенно это проявилось в поле.

3) Симулятор REFLEX Model Flight Simulator не дает 51% гарантии что вы взлетите, даже если Вы включите в нем ветер нужной силы, а только добавил самоуверенности


В течении недели провел разбор ошибок. Так выяснилось, что "копийный" винт 12х6Е, на 100% газа показал тягу всего в 0.9-1кг. Винт 11х4.7 АРС - 1.1 кг Винт 12х3.8 АРС - 1.3 кг Решил выбрать последний.

Новая моторама из сэндвич панелей себя не оправдала и порвалась при не удачных испытаниях мотоустановки дома.




Сделал мотораму по бутылочной технологии:



Она состоит из двух половинок. Они, половинки, позволяют точно подогнать длину моторамы, под существующий уже капот и закреплены 3 винтами (можно говорят клеем момент). Чтобы они в друг-друга входили, на болванку(разборные гантели) для передней части был намотан бумажный скотч, это сделало ее чуть большим диаметром, чем "основание" моторамы. Основание приклеено было термоклеем!!! В домашних условиях я спакойно брался рукой за мотораму и махал килограмовой моделью как веером. Какое же было моё разочарование, когда в 17 градусный мороз, эта рама потвалирась при первом же полном газе:( НЕ ВЕДИТЕСЬ НА РЕКЛАМУ АМЕРИКАНЦЕВ, У НИХ ТЕПЛЕЕ!!!

Люк в мотораме сделан по размерам приемника и он не оказывает существенного влияния на прочность оной (проверено опытным путем), но позволяет достаточно комфортно распределить начинку внутри ее.

Длинные винты для крепления мотора, позволяют регулировать выкосы и два крайних, служат для крепления капота. Белые пластиковые диски (внутри моторамы крест, но можно и диск) - это донышки электрических распределительных коробок. Они добавляют жесткость в креплении мотора.




Тем не менее, всю неделю была не летная погода, а конкурс заканчивался в пятницу и стало понятно, что я пролетаю. Вдруг от Констатина (konst), организатора конкурса, поступило предложение облетать модель в субботу и до конца дня прислать отчет. Ура! Ура! Ура! Я снова на коне!:)

Встаю в субботу пораньше, чтобы как минимум два-три раза успеть побывать на летном поле, но тут неожиданно подводит оператор (старший сын), он отказался так рано вставать. Ну чтож, не повезло и в итоге на поле мы попали в 13-00. На поле был аншлаг пилотажников:) Я их попросил облетать японца и они любезно согласились, но вот не удача, все что было склеено термоклеем, отвалилось:( Бегом домой, в ремонт. Крепление раму решил переделать, а именно, помимо клея, прихватил ее восемью саморезами, которые вручиваются сквозь три слоя потолочки моторного щита, в пластиковое кольцо с обратной стороны и все это дело заливается монтажной пеной. Т.к. спешил, не проверил центровку и полетели с сыновьями опять в поле. Последние полтора километра пришлось преодолеть пешком, т.к. попали в глухую пробку на дороге.

В общем самолет полететь то полетел, но низко и близко:)
По рулям вообще не управлялся:( и двигатель как то странно стал работать и у него стало всего два положения: двигатель выключен и двигатель включен на максимум:(
Это поведение двигателя убило при первой же рулежке стоку шасси:( Далее пытался, уже достаточно замерзший, т.к. чтобы успеть взлететь засветло пришлось бросить в пробке машину и полтора километра идти в детьми до поля, взлететь с рук. Первый бросок был не удачный, но ничего сломать не удалось. Потом приспособился, высоко бросил и понял, что я совсем не управляю полетом. В итоге пикирование на полном газу и в минус всего лишь винт, последняя стойка шасси и корпус лопнул сразу после зализа крыла.

В общем аппарат получился с крепкой передней частью, крыльями, но абсолютно не управляемый.



Как в последствии показало вскрытие, не выдержало крепление тяг руля высоты и направления и при нагрузке тяги начинали гнуться куда попало:(
Так же стоило бы увеличить площадь хвостового оперения.

и на последок хроника по Ки-15ии:


С уважением, Алексей

p.s. строительсто велось для зимнего конкурса полукопий 2013 тут: http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=6878&