Всем здравствуйте!
Решил написать небольшую заметку об одной своей модели. Здесь не будет грандиозных размеров, какой бы то ни было копийности… Я бы просто хотел представить к вниманию довольно компактную модель-тренер, которую было бы легко построить, траспортировать и приятно на ней летать.

В конце статьи приведены ТТХ модели, видео и использованная электроника.

Предистория этой модели такова. Было лето, я собирался в отпуск, в том числе и заехать порыбачить в Нижегородскую область, где у нас деревня. В моделизме я уже второй год, и естественно у меня возникла идея взять с собой «что-нибудь полетать». Сказано – сделано! Мысль эта мне всерьез пришла лишь за несколько дней до отъезда, поэтому действовать нужно было быстро. Кроме того, давно хотелось сделать что-нибудь максимально легкое, приятное и воздушное, чтобы летало «само» и можно было расслабиться в полете в полном смысле этого слова.

Итак, при постройке я руководствовался следующими целями:
1. Модель необходимо продумать и собрать за 2-3 дня.
2. Ее должно быть легко транспортировать (не только в пределах от дома до летной площадки, но и в поездке в другой город)
3. Она должна быть легкой в управлении и «летать сама», чтобы можно было даже бросить стики, подумать о вечном, или же дать порулить моделью кому-нибудь из неопытных друзей или родственников.
4. Важно и то, что электроника для модели должна быть в наличии в домашних запасах, делаем по максимуму из «готовых подручных средств».

1, 3 и 4 пункты были достаточно просты, потому что в моих закладках давно была статья про Old Timer (ссылка с rc-aviation.ru), он и летает сам, и изготавливается быстро. Но так уж получилось, что не строю я модели по полностью готовым чертежам. Так было лишь с первой моделью – цессной-150, и то использовал собственные технические решения. В остальном предпочитаю модели проектировать самостоятельно, в том смысле, что никогда не пользуюсь распечатанными «под копирку» чертежами.

Так и в этот раз. От Old Timer были взяты очертания хвостового оперения и еще, пожалуй, интересная схема съемных боковых люков на резинках:


Очертания самолета прорисовывались частично на единственном листе А4, частично уже на самой потолочке. К сожалению, даже того листа с набросками у меня, увы, не осталось… А поскольку модель изготавливалась в спешке и я даже не думал, что буду писать по ней какой-то обзор, то фото процесса изготовления также отсутствуют. Попробую обойтись лишь фото с полетов и дополнительными фото и схемами. Фюзеляж изготавливается из потолочки по коробчатой схеме, как для стандартного верхоплана. Имеет что-то общее с цессной-150, однако более короткий по соотношению длина/высота/размах крыла – не забываем про компактность при транспортировке. Также и никакого пилона, как у Old Timer, не делаем – исходим из простоты и быстроты изготовления. Кроме того, верхняя часть, где крепится крыло, полностью закрыта, в отличии от той же цессны – весь доступ ко внутренностям модели осуществляется через съемную кабину спереди, а также через боковые люки на резинках.



Крыло. Весь фокус с компактностью при транспортировке именно в разборном крыле. Поскольку модель предполагалась весьма легкой, то жестких требований к прочности конструкции не предъявлялось. Одна половина крыла у нас представляет собой кусок потолочки размером 16×45 см, которой придается некий профиль, так, что крыло получается выпукло-вогнутым. Потолочку я обычно гну на углу какого-нибудь стола, нажимая на нее в месте соприкосновения с углом. В корневой части это полу-крыло приклеивается к детали, состоящей из нескольких склеенных между собой нервюр, повторяющих профиль крыла. Эти нервюры нарезаются каждая чуть выше предыдущей и потом сошкуриваются под углом, поскольку будущее крыло у нас должно иметь большую V-образность. С внешних сторон конструкция основания крыла дополняется нервюрами из бальзы и линейки – для прочности при привинчивании половинок друг к другу.




Привинчиваются половинки крыла друг к друг двумя мебельными винтами-стяжками:





По краям и посередине размаха каждой половинки крыла также приклеиваются нервюры – для поддержания профиля.



Крыло я усиливал угольными прутками: 1,5-мм пруток по передней кромке и 2-мм пруток ближе к центру (видно на фотографиях). Для вклеивания прутка в потолочку я делаю v-образных надрез, промазываю его и пруток титаном и впрессовываю пруток в это углубление. Здесь видно прутки:



Угол установки крыла – около 5 градусов.
V-крыла – около 7 градусов для каждой половинки крыла.

Поскольку у нас модель-тренер с большим V крыла, которое делается выпукло-вогнутым из одного слоя потолочки, то элероны данной модели ни к чему. Управление осуществляется с помощью руля высоты и руля направления. 5-граммовые сервомашинки вклеивал в конструкцию из кусочков потолочки с помощью термпопистолета, и все это устанавливал внутри по центру фюзеляжа так, что доступ к сервам осуществляется через боковые люки на резинках. Тяги идут внутри фюзеляжа, материал – 1-мм проволока ОВС.

Шасси изготавливал также из 1-мм ОВС, колеса поставил покупные (GWS 47мм), давно купил – все не было случая куда-нибудь их приспособить. Поскольку 1-мм проволока довольно мягкая, то снизу немного стянул стойки банковской резинкой. Получилась весьма пружинящая конструкция. Шасси съемное, прикручивается четырьмя винтами к пластиковой площадке, вклеенной в потолочку. Заднего колеса нет, вместо него – выступающий кусок киля, загрунтованный титаном.



Поначалу модель получилась с передней центровкой, я привык, что у меня центровка на больших тяжелых моделях получается задней, исходя из этого и строил эту модель. Ан нет! Даже запихнув аккумулятор до упора назад (до самих серв под крыло) ситуация улучшилась не сильно. Пришлось для последующих полетов закрепить скотчем сзади на фюзеляже перед килем свинцовую пластинку массой около 10 г, так и летал.






Приделав назад пластину долго подбирал выкос мотора вниз, т.к. планировал самолет нормально, а в моторном полеты норовил задирать нос (в конце видео это не центровка задняя, а выкос еще не настроен). Выкос получился большим – градусов 15. Но зато когда модель была настроена… Такого удовольствия от полета я на других моделях до (да и после) не получал! Самолет летит идеально без изменения высоты как на малых, так и на максимальных оборотах. Он может летать удивительно медленно, низко и близко от пилота! Можно подняться высоко, выключить движок и планировать, причем какое-то время вообще не трогая пульт (если погода безветренная). Или, как мне понравилось, набрать высоту метров 8-10, переключить триммер руля направления вбок (чтобы не трогать стик), убрать руки со стиков и смотреть, как модель нарезает идеально ровные круги, не теряя высоты, и каждый круг пролетая над одной и той же точкой!..



В общем, можно бесконечно наслаждаться полетом в хорошую погоду!
Надо сказать, что основная часть этого видео нарезана из кадров первого полета, когда модель была еще не настроена, и были проблемы с центровкой. На следующий день, в основном, только фотографировали, и то издалека, а зря…

Габариты модели такие (все по памяти, т.к. оставил ее прямо в деревне):

- размах 90 см
- длина 55 см
- площадь крыла 14,4 дм2
- вес 240 г + 10 г «балласт» на хвосте

Модель ничем не обклеивал для экономии веса. Все выступающие углы корпуса, особенно на носу, загрунтовал титаном. По передней кромке киля и стабилизатора приклеена загнутая полоска из 1-мм бальзы. Ну а по передней кромки крыла есть угольные прутки.

Электроника получилась такая (все это в свое время заказывал еще для первой цессны):

Движок 2205C 1400Kv
Пропеллер GWS RD-8043
Регулятор Hobbyking SS Series 15-18A
Сервы – 2 шт HXT500 5гр
Аккумуляторы Turnigy 1000mAh 2S 20C

С этим мотором и пропеллером тяга на стенде составляет 300-350 г при токе 6,5-7 А. Аккумулятора 1000 mAh хватает надолго, если летать в 1/3 – 2/3 газа. Я в первом полете отлетал на одном акке больше 15 минут, даже не разрядив его полностью, а ушли домой лишь потому, что солнце уже садилось и становилось холодно :)

Для транспортировки распотрошил продолговатую картонную коробку, а также коробку для обуви, соединил все это воедино скотчем, сделав в задней части расширение под хвост (жаль, фото не сделал). Для упаковки частей самолета в ход пошел пупырчатый полиэтилен и пакеты с воздухом – все из китайских посылок :) Получилось весьма компактно и надежно для транспортировки в поезде.

Еще несколько фото модели в полете: