Legend









Так сложилось, что пришлось переехать из дома в квартиру, и мои большие и неразборные лодки сильно мешались на балконе. Отдал их в "добрые руки", а свою судьбу связал с

"Легендой"...












 

 

LabeoСовсем в недавнем прошлом я строил радиоуправляемые самолеты с электродвигателем из потолочки и запускал их, но однажды в поисках компонентов для постройки нового самолета на страницах интернета я наткнулся на модель парусной яхты. Силуэт паруса на фоне спокойной темной воды озера впечатлял и завораживал. От фотографии веяло спокойствием, которого так не хватает в нашей сумасшедшей городской жизни. Я ничего не понимал в лодках, а тем более парусных, поэтому я начал исследовать интернет на предмет теории хождения под парусом. Спустя некоторое время, я перестал путаться в морской терминологии, и даже принял участие в виртуальной регате Volvo Ocean Race. Построил несколько неплохих лодок собственного проекта. Но, ситуация изменилась...

 


Приобрел свою "Легенду" на европейском складе. С доставкой получалось дешевле, чем из Китая. За одно закинул парочку LiFePo 700 mAh батареек для питания борта. В последствии выяснилось, что одной хватает часов на 5 непрерывной работы. Получив посыль, не удивился сломанному кронштейну крепления сервомашинок. Я так понимаю, что они все тут такие. По результатам инспеции для себя решил, что в принципе лодка не плохая, но с ней имеет смысл поколупаться.
Для начала стоковую лебедку (весом 130 г. между прочим!) поменял на 2 50-ти граммовых.

 


Измеряем водоизмещениеДля определения массы балласта запустил лодку в ванне, нагрузив всем что попалось под руку. Максимальная загрузка - это когда форштевень и транец коснуться поверхности воды. Оказалось, что лодка может нести 2.5 кг балласта, отливкой которого я в последствии и занялся. В инструкции предлагается загрузить в пустотелый пластиковый бульб дроби, однако я решил сразу делать отливку, т. к. она получится плотнее, а значит и сопротивление в воде будет меньше.

 

 


КильОтлитый бульб получился 2.3 кг. Прикрутив его к килю ужаснулся. Пластиковый киль расчитаный на 1-1.5 кг прогибается под нагрузкой очень сильно. Пришлось его укорачивать, попутно выяснив причину такой гибкости - анкер в киле не сквозной. Точнее анкеров два - сверху и снизу. В общем, для более-менее адекватного прогиба киля пришлось обрезать его аж на 70 мм.



Дубовая и тяжелая ткань парусов не понравилась сразу, но на первый спуск на воду решил оставить. Люверсы сделаны далеко от углов. Сами углы паруса усилены наклейками из самоклеющегося картона, которые отклеиваются при изгибании.




 

 

 


Для большей копийности убрал гик со стакселя, который мне никогда не нравился, и переделал в "стаксель автомат" (Self-tracking jib по буржуйски). Теоретически, он должен быть медленнее на полных курсах, но я такого не обнаружил. На курсе бэкштаг рядом со стандартным Monsoon шли абсолютно одинаково. Видимо сказывается аэродинамическая тень от большого грота.



На фотографии виден погон из стальной проволоки, по которому скользит стаксель-шкот. Временно прикрепил его к креплениям вант изолентой, но нет ничего более постоянного, чем временное. По первости шкоты управлялись от двух отдельных лебедок. На практике такая конструкция оказалась излишней.


Такелаж из черного витого шнурка при первой же сборке запутал. После долгих размышлений (включающих непечатные выражения) обрезал все под корень и сделал новый из рыболовной плетенки с разрывной нагрузкой 40 кг. Такой такелаж хорошо зарекомендовал себя на многих лодках. Карабины крепления такелажа к корпусу надежные, но не удобные. Заменил их маленькими карабинчиками по 5 р. за штуку из швейного магазина.


Первые испытания показали неплохую управляемость и стабильность лодки. Однако декоративные лебедки по бокам кокпита то и дело цепляли грота-шкот. Пришлось их отломать.
Декоративные штурвалы из комплекта ставить не стал по той же причине - удачно зацепленый шкот грозит походом на другой берег озера.


По результатам испытаний решил отказаться от использования двух лебедок и оставить одну на два шкота, т. к. практической пользы от этого не заметил, а лишний вес таскать смысла нет никакого.

 

 

 



Проблему равных отклонений стакселя и грота (для тех, кто не в курсе - паруса такие :) ) решил с помощью блока. Дело в том, что для одинакового отклонения парусов, в такой конструкции стаксель-шкот нужно травить примерно в два раза меньше чем грота-шкот.








 

 


За одно упросил жену сшить новые паруса. Ткань для них заказал в Китае - нейлон с плетением "рип-стоп" и влагооталкивающей пропиткой. Используется такая ткань для пошива кайтов. Пропитка не дает нитям смещаться относительно друг-друга, и ткань практически не тянется по диагонали, а края не обязательно обметывать.
Пузо на стакселе задал двумя выточками, на гроте - серпами по швам. Испытания на воде показали, что паруса получились слишком пузатыми. Лодка хорошо идет на полных курсах, тогда как против ветра лодки с плоскими парусами могут идти острее. Тем не менее против ветра лодка идет быстрее стандартного Monsoon за счет большего восстанавливающего момента от более тяжелого балласта. Шов стягивает легкую ткань и дает неэстетичные складки на гроте.



В новом комплекте парусов проблему складок от швов я решил склеиванием панелей паруса клеем "Момент-гель". От выточек на стакселе отказался в виду сложности задания необходимого профиля и сделал его по классической технологии. Грот - из 4-х панелей, стаксель из 3-х.
Еще одна проблема грота - он с трудом поворачивается в ликпазе. Эту проблему решил с помощью ушных палочек ))). Если быть точнее, то кусочки трубочек от ушных палочек длиной 2 см я пришил к передней шкаторине. Получились своеобразные ползуны, которые и вставляются в ликпаз. Теперь грот поворачивается свободно, исчезла складка вдоль передней шкаторины при больших отклонениях.


В помощь в борьбе со складками сделал гик из крбона с настраиваемой оттяжкой. Теперь можно регулировать твист грота. Правда, я пока не понял как это правильно сделать :))).


Еще одно нововведение, которое успел испытать в этом сезоне - гироскоп. Парусная лодка все "время висит на руле". Невозможно настроить ее так, чтобы на разных курсах и при разных кренах лодка шла ровно. Порыв ветра может развернуть зазевавшегося шкипера на 90 градусов. Гироскоп в канале руля решил эту проблему полностью. Ставишь лодку на курс, и можно пойти прогуляться - никуда не развернет.Теперь проблема другая - если отвернулся, то лодка полным ходом может убежать в кусты. )))



Ну, и небольшая нарезка с нескольких сборов сезона: