Сразу замечу, что эта модель не предназначена для достижения высоких спортивных результатов, хоть с ней и можно выступать в классе S-6 (на продолжительность полёта, с тормозной лентой).

Нужна была простейшая учебная модель ракеты для приобщения пионеров летнего лагеря к ракетной технике вообще и постройке моделей ракет в частности.

Простая в постройке, не требующая дефицитных материалов, передовых нано-технологий и универсальных сборочных приспособлений. Летающая устойчиво, не очень высоко и далеко, но летающая, как настоящая большая ракета.

Ситуация с двигателями для моделей ракет постепенно стала меняться к лучшему, даже здесь для желающих приобрести модельный ракетный двигатель имеется специальный раздел в каталоге DiarFly. Соблюдаем правила безопасного обращения с МРД!



Что нужно для постройки учебной модели ракеты?
Материалы:
 - ватман,
 - тонкий картон,
 - обрезки потолочки и бальзы толщиной 1,5-2 мм,
 - тонкая рыболовная резинка или латексная банковская резинка (свежая),
 - капроновая нить, рыболовная или сапожная.
Клей: "Титан" для пенопластовых деталей, "Момент-Кристалл" для ватмана, "Момент-Секунда".

Корпус цилиндрической формы склеивается из ватмана "Гознак" в один слой. Длина цилиндра 470 мм, калибр - 51 мм. Получилось очень удачно: развертка такого цилиндра имеет ширину 160 мм и ещё на этапе вычерчивания её удобно разметить места приклейки 4-х стабилизаторов, все размеры получаются целыми и прекрасно увязываются друг с другом. В качестве оправки для склеивания цилиндра использован отрезок серой полиэтиленовой сантехнической трубы, наружный диаметр которой 50 мм.

Головной обтекатель состоит из двух частей: конуса высотой 100 мм и цилиндрической части длиной 30 мм, служащей для соединения с корпусом. Собственно, эта часть вычерчивается одновременно с разверткой корпуса, дабы уменьшить вероятность погрешностей при сборке, а ориентируя эти цилиндры швом к шву получаем хорошую их соосность, как бы косо ни были разрезаны их развертки.
В передней части отсека изнутри приклеивается соединительная полоса для конуса общей шириной 10 мм, в неё упирается шпангоут из потолочки, в хвостовой части отсека изнутри вклеивается полоска ватмана таким образом, чтобы получилась соединительная втулка длиной 30 мм для крепления на корпусе модели.


Узел крепления двигателя (из расчета на "двадцатку" и ей подобные) сделан в форме катушки, в основе которой втулка из ватмана в один слой внутренним диаметром 21 мм, длиной 50 мм. На двигательную втулку с торцов приклеиваются колечки-шпангоуты, передний - из потолочки, задний - картонный. Готовый узел вклеивается в кормовую часть корпуса, но каждый  шпангоут на свой клей: передний из потолочки на жидкий "Титан", задний картонный - на "Секунду". Одна из самых ответственных операций, по её успешности вся ракета либо допускается к полётам, либо становится макетом на добрую память и бесценным творческим опытом.

Стабилизаторы имеют форму прямоугольного треугольника с катетами 40 и 70 мм, чаще всего вырезали их из тонкого плотного картона, для особо аккуратных и "продвинутых" жертвовались на них обрезки бальзы 1,5...2 мм. Практика показала, что юные моделисты могут приклеить их к корпусу по размеченным местам либо длинным катетом, либо гипотенузой. Не препятствовал, но центровку прикинул для обоих вариантов. Одну серию моделей сделали со стабилизаторами трапециевидной формы, высота трапеции 40 мм, стороны 70 мм и 20 мм, чаще всего их приклеивали так, как было задумано.

Направляющие кольца из ватмана, система спасения - тормозная лента 100х1800 мм, вырезали из солнцезащитной лавсановой пленки, но потом перешли на мусорные пакеты. Пыж из туалетной бумаги. Дополнительно ленту помещали в контейнер из салфетки, классика. Чтобы система уютно чувствовала себя на старте в приличного размера корпусе, в него вклеен шпангоут на расстоянии 150 мм от переднего среза, чаще всего на это шли бракованные шпангоуты из потолочки от двигательного узла. Не плавятся, не горят, свою задачу выполняют - от вышибного далеко.

Центровка определялась простейшим способом, ЦТ плоского контура. При необходимости носовая часть догружалась пластилином. ЦТ базового варианта модели располагается на расстоянии 330 мм от вершины конуса ракеты.

Для отделки, чтобы заметнее в воздухе была, использовали цветной скотч или самоклейку в ограниченных количествах. Или фломастером можно было красоту навести.


Пусковая установка была собрана из подручных средств и бросовых материалов, получилась вполне надежной и устойчивой.
Перед выходом на стартовую позицию в обязательном порядке проводился инструктаж стартовой команды. Тогда же на модели устанавливались двигатели. Зрители наблюдали за пуском с безопасного расстояния.


После первых успешных запусков начались всяческие модификации исходной модели. Отрезали вершину конуса и вклеили часть оболочки негодного пинг-понговского шарика. Собрать такой обтекатель получается проще, не все могут с первого раза ровно изготовить остроносый конус. Правда, шариков битых было не так много, как хотелось бы.

На базе простейшей модели при наличии непреодолимого желания можно было сконструировать и построить более сложные модели, например параллельную связку:

или двухступенчатую модель продольной схемы:

Практика показала, что постройка подобной простейшей модели под силу большинству пионеров, строили ребята и девчата свои ракеты увлеченно, попутно освежая в памяти слегка подзабытые сведения из физики и геометрии, оттачивая навыки в черчении. А уж радости сколько было, когда построенная ракета взлетала!


Благодарю за внимание, успехов в творчестве!