Здравствуйте уважаемые коллеги!
Именно так хочется обратиться к Вам, ибо Ваш опыт и мастерство управления радиоуправляемыми моделями самолетов является моей недосягаемой мечтой, пределом моих мечтаний. Поэтому, мечтаю быть немного поближе к профессионалам.
ЧАСТЬ I
С момента моего краткого обзора модели F4U Corsair, было совершено немыслимое число полетов данной модели. (со счета я, к сожалению, сбился) Огромное количество взлетов и посадок, в различных условиях, при полном штиле и небольшую ветреную погоду, на асфальт и «ровное» поле. Желание летать, прошлым летом, было настолько велико, что стало для меня чуть ли не панацеей. Все домашние дела делались ради одной цели - выделения времени на полеты. Всюду пришлось показывать удивительные качества и непревзойденный внешний вид именитого, увенчанного боевой славой истребителя, заставлять волноваться себя и окружающих зрителей. Это были незабываемые минуты восторга и славы, описать которые просто невозможно, это нужно чувствовать…
За это время модель претерпела ряд изменений. Для придания модели более менее копийной раскраски, первое незначительное изменение касается внешнего вида модели, так сказать косметический ремонт. Раскрасил цилиндры двигателя на радиаторной крышке модели в серебристый цвет и нарисовал переплет белого цвета на верхней части фюзеляжа, перед кабиной пилота. (Для справки: Так как в этом месте на боевом истребителе располагался топливный бак, этими полосками летный состав заклеивал щели между листами обшивки для того, что бы запах испаряющегося горючего во время полета не проникал в кабину пилота). Белые полоски я нанес так же из соображения видимости ориентации модели во время полета. Однако на удалении более 10-20 метров они уже не различаются, и служат лишь для копийности модели, не более.
На щитках шасси наклейки с номером «301» белого цвета были демонтированы, а на их месте появился номер «19» черного цвета, что соответствует бортовому номеру истребителя. Так же были нарисованы с помощью аэрографа желтые законцовки на пропеллере.

Далее были выполнены изменения, касающиеся самой конструкции модели. В результате беспощадной эксплуатации модели, по причине всевозможных показов и просто полетов для удовлетворения своего желания, были выявлены слабые стороны в конструкции модели истребителя. Это естественно, так как она полностью сделана из пенопласта и какие либо элементы жесткости отсутствуют в принципе. Доработке подверглись следующие узлы:
1. Отсек крепления моторамы с двигателем.
2. Крепление основного шасси в крыле.
3. Крепление крыла к фюзеляжу.
4. Установка балансировочного грузика и регулировка центровки модели.
При интенсивных полетах все эти элементы конструкции имели механические повреждения в виде трещин. Поэтому первым делом я произвел усиление фюзеляжного отсека в месте крепления моторамы.В пенопластовых моделях это делается очень просто - на эпоксидную смолу в местах крепления моторамы приклеивается две деревянных пластинки толщиной в 1 мм. При дальнейшей установке моторамы с двигателем сразу чувствуется монолитность конструкции.
Крепление шасси в крыле нужно проклеить изначально. Но, кто же захочет извлекать кронштейны крепления шасси из крыла новой модели? Поэтому логичнее сначала модель поэксплуатировать, а затем, когда они немного расшатаются, аккуратно извлечь пластиковые кронштейны крепления шасси из крыла, тщательно нанести эпоксидную смолу на сопрягаемые детали и приклеить их обратно.Укрепив таким образом кронштейны шасси, можно смело производить посадки не только на асфальт, но и на другие, неровные площадки. Будьте уверены, шасси выдержат. Я не сторонник мнения, что пенопластовые модели можно эксплуатировать без шасси. Не могу себе представить, В каком состоянии была бы нижняя плоскость крыла моей модели после двадцати и более посадок даже на самый мягкий газон. Вмятины, и ободранная краска, Вам гарантированы. О внешнем виде модели можно и не мечтать. А воздушный винт? Его так же можно неудачно зацепить и поломать. Перспектива не из приятных. Думаю, нужно изначально настраивать себя на полеты модели с шасси. Взлетать можно и с рук, а вот посадка должна производиться обязательно на шасси. По личному опыту могу сказать, что посадить модель на шасси не такое уж и сложное дело. Конечно, первые посадки будут грубоваты, но в дальнейшем, оттачивая мастерство и набираясь опыта управления моделью, Вы будете неоднократно и безбоязненно осуществлять посадку на шасси, наблюдая как модель после соприкосновения с поверхностью катится и затем останавливается. Этот момент так же очень красиво наблюдать со стороны, как и взлет самой модели, когда она начинает разгон, отрывает заднюю часть фюзеляжа от земли, а затем передние стойки шасси от поверхности взлета и модель начинает свой полет. Почти все как у настоящего истребителя. Взлет и посадка являются неотъемлемым атрибутом полета любой модели - копии, и поэтому нужно, во что бы то ни стало, овладеть этими навыками. Главное не бояться, побороть страх. Жалко модель – это понятно каждому. Однако нужно знать, что ни одна модель не научится летать, если Вы не будете ею твердо управлять. Только уверенным движениям Ваших рук подвластна модель. Робкие, осторожные движения делают модель инертной и плохо управляемой. Смелее, и все получиться, все обязательно получится! Иначе и быть не может. Так было со мной, и я уверен, со многими людьми, одержимыми полетами радиоуправляемых моделей. Это закон, либо его выполняешь, либо…нет.
Крепление крыла к фюзеляжу так же оказалось ненадежным. После нескольких посадок в одном месте крепления крыла к фюзеляжу наблюдалась трещина. То есть при дальнейших посадках появлялась вероятность вырвать это крепление основательно. Открутив крыло от фюзеляжа, я залил эти два отверстия "эпоксидкой" приблизительно на толщину 3 мм.Когда произошло затвердевание смолы, просверлил отверстия под винты. Все очень просто и не требует каких то значительных затрат и приспособлений. Далее мне не понравились зазоры по передней и задней кромке крыла, в месте крепления его к фюзеляжу. Эти щели очень большие для такой модели, и портят ее внешний вид. У меня возникло желание сделать их как можно меньше. Для этого я приготовил консистенцию из эпоксидной смолы и детского талька, у авиамоделистов называется это шпатлевкой. Приготовив небольшой шпатель из палочки от мороженного, я аккуратно нанес приготовленную шпатлевку на места сопряжения фюзеляжа с крылом и аналогичные места на самом крыле.После затвердевания, обработал наждачной бумагой наклеенной на ровный брусок. Подогнав все стыковые поверхности, я на них нанес краску необходимого цвета с помощью аэрографа. Получилось очень технично. Во-первых я усилил конструкцию, а во-вторых получился замечательный внешний вид модели с нижней полусферы. Но это не все. Очень вызывающими выглядели отверстия под крепление крыла. Два отверстия в диаметре по 12 мм. Для них я сделал заглушки, взяв кусочки пенопласта от коробки в которую была упакована модель. Обработав их по размеру отверстий, промазав клеем ПВА и покрасив в цвет нижних плоскостей крыла, я установил их на место. Теперь даже глазу не за что зацепиться. Все ровно и без всяких дыр.Установка балансировочного грузика и регулировка центровки модели так же было необходимо сделать. От этого зависит не только полет модели, но и ее маневренные качества. Здесь я преследовал две цели, помимо достижения необходимой центровки я постарался уменьшить вес модели за счет переноса балансировочного грузика из места его расположения – вверху аккумуляторного отсека, в носовую часть модели. Таким образом, я увеличил плечо. Что же у меня вышло? Изначально масса грузика составляла 70 гр. Представляете! 70 гр. модели нужно тянуть на вертикалях! При всех великолепных конструктивных качествах модели, этот момент очень не продуман. Поместив балансир в носовую часть, для необходимой центровки мне понадобился грузик массой всего 35гр. Вдвое меньше! Это просто фантастика, облегчить модель на 35 гр., это весьма ощутимо для нее. Грузик я сделал из свинцового грузила предназначенного для рыбалки. Разного веса грузик можно купить в любом магазине "Охотник, рыболов". Расплющив его молотком и придав ему нужные геометрические размеры, я, так же как и в предыдущих случаях с помощью "эпоксидки" закрепил его в моторном отсеке. Как можно ближе к радиаторной крышке.Если, например, я ошибся в расчетах, и установил более тяжелый балансир, придав ненужную переднюю центровку модели, я могу без труда высверлить отверстия в свинцовом грузике, (нежели в железном, который предполагался), и тем самым достичь необходимой центровки модели. Теперь модель порхает словно бабочка. Она стала легче, это неоспоримый факт. Я сожалею о том, что не измерил массу модели с момента ее покупки, до момента ее «модернизации».

Произведя всесторонний анализ модели, я увидел только одну плохую сторону ее эксплуатации - это недолговечность конструкции. Модель, конечно же, нужна попрочнее, например, из бальзы или другого легкого материала. Пенопластовая модель, к сожалению, недолговечна и это нужно признать. И все же склоняюсь к тому, что данный вид моделей необходим лишь по той простой причине, что он представляет возможность при минимальных затратах времени наслаждаться полетом и пилотажем выбранной модели самолета. Для меня модель стала отправной точкой постижения науки управления радиоуправляемыми моделями. В будущем (когда появится свободное время) я обязательно сделаю из бальзы модель самолета, такую, какую я хочу. Модель истребителя F4U Corsair произвела на меня неизгладимое впечатление и навсегда останется в моих воспоминаниях, как «воздушная парта» ПО-2 в воспоминаниях советских летчиков периода Великой отечественной войны. Ну а пока есть более ближняя мечта приобрести модель отечественного реактивного истребителя МиГ-29 или Су-35, и познать уже особенности «реактивного» полета. Пока еще в размышлениях, какую модель брать.
В процессе написания этого очерка пришла беда. Я, показывая свою модель на малой высоте, применил к управлению избыточную самоуверенность и воткнул ее в землю под углом приблизительно 80 градусов со всей силой так, что отломившиеся пополам консоли крыла отлетели на высоту более 2-х метров. Передняя часть деформировалась полностью, моторама разлетелась на мелкие части, винт целый, но погнутый, фюзеляж переломан еще и в районе задней кромки крыла, фонарь оторван, киль и стабилизатор, на редкость, целые. Это было ужасное зрелище. Но каково же было мое удивление, когда с помощью обыкновенного картона я, в кратчайший срок, произвел замену носовой части модели и открыл удивительные качества ремонтопригодности данной модели. Так же из прочного картона была сделана моторама двигателя.

Как я производил ремонт модели - это совсем другая история и в данный очерк она не вписывается. К тому же, если посмотреть представленные фотографии, то сразу станет все понятно и без слов.

Впереди новые полеты, новые волнения и минуты восторга, все ради чего была восстановлена модель, а значит: «Будем жить, Леха!» (x/ф "В бой идут одни "Старики")
На этой, как и в первом очерке, «мажорной ноте» разрешите откланяться почтенному сообществу и закончить мой второй, последний очерк о модели истребителя F4U Corsair, которая позволила мне ощутить еще одно мгновение счастья, осуществить мою маленькую мечту – быть летчиком.


Желаю всем огромной удачи, любимых моделей и чистого неба!


ЧАСТЬ II
Как ни стараюсь я закончить свои очерки, посвященные модели истребителя F4U Corsair, не получается. Настолько многогранна, удивительна данная модель и по своей красоте, и по полету, что я не мог удержаться и решил написать еще несколько строк о некоторых моментах ее эксплуатации.
В этом очерке буду краток, без элементов, так сказать, литературного жанра.
Теперь все по порядку. В очередной раз, выполняя полет модели на продолжительность, я не учел тот фактор, что при падении емкости ак.батареи происходит не только уменьшение оборотов двигателя, но и работоспособность серво машинок органов управления. Действуя по – старинке, я сравнил радиомодель самолета с кордовой моделью. При полном расходе топлива у кордовой модели, и остановке двигателя, я спокойно осуществлял посадку, т.к. мог управлять с помощью корд, да и высота полета, как Вы понимаете, ограничивалась радиусом самих корд. В радиомоделях все по-другому, нет питания, значит, и органы управления тоже не работают, и высота может быть большой. Это элементарно для многих. Для меня это стоило еще одной реставрации модели. Мне думалось, что обороты двигателя будут падать постепенно, и я успею посадить модель, однако все оказалось не так. Обороты упали быстро, и модель камнем рухнула на землю, совершенно не реагируя на мои манипуляции со стиком на передатчике.
Изучая материалы об эксплуатациях различных радиомоделей самолетов, я нигде не встречал, что бы предупреждали о недопущении, ни в коем случае, полного расходования емкости ак.батареи, о необходимости оставлять заряд батареи для нормальной посадки модели. О том, что в случае падения мощности аккумулятора не только упадут обороты двигателя, но и станет невозможным само управление летательным аппаратом не говорилось ни слова. (или я не там читал) Везде указано время полета, на который, якобы, хватит емкости аккумуляторной батареи. Теперь я знаю, что не нужно летать на радиомоделях до последней «капли» заряда. Необходимо обязательно оставлять пару минут на посадку, иначе…, падение модели необратимо, или применять различные устройства, помогающие определить падение емкости в аккумуляторе во время полета.

Теперь о самом главном выводе, который я определил личным опытом из последнего падения модели! Мое утверждение о том, что при падении напряжения в аккумуляторе и остановке двигателя, органы управления бездействуют – ОШИБОЧНО. Это совершенно не так! Отреставрировав модель, я установил на нее разряженный аккумулятор и, удерживая ее в руках, дал полный газ. Двигатель, поработав секунд 15-20, остановился, а органы управления – элероны, руль высоты и руль поворота, продолжали откланяться, реагируя на мои сигналы. Так почему же модель сорвалась и упала? Я думаю, что причиной стал мой вертикальный маневр захода на петлю, дабы узнать, падают обороты двигателя или нет. Модель «задрала» нос, в это мгновение двигатель остановился, произошла так называемая «отсечка» двигателя и модель сорвалась вниз. Дальнейшее ее падение было неуправляемым в силу отсутствия горизонтального полета, малой высоты и поступательной скорости у модели.
Модель получила повреждения, а именно: передняя часть деформирована полностью, моторама сломана, винт целый, но погнутый, киль и стабилизатор опять остались целыми и невредимыми. Да, деформировалась еще и часть фюзеляжа, где расположены радиаторные жалюзи двигателя. Пришлось их срезать, а на прежнее место установить створки, сделанные из картона в масштабе и по чертежу. Их количество, размер и копийность полностью соответствуют прототипу. Теперь у меня копийная передняя часть, можно хоть штангенциркулем замерять!
Восстанавливая в третий раз модель, я в очередной раз, соглашусь с рекламой данной модели о том, что сделана она из прочного пенопласта. Абсолютно все узлы и повреждения модели, подлежат ремонту, который не требует каких либо сверх усилий. Модель можно и нужно восстанавливать в случае падения и не нужно бояться этого.Поскольку я уже привык к скорости модели, на которой она летала, мне ее стало не хватать. Так как мощность имеющегося двигателя увеличить не предоставляется возможным, я решил сделать деревянный винт. Применив свои прошлые навыки авиамоделиста, я выстругал из березовых заготовок пару винтов с разной круткой, увеличив диаметр винта на 10 мм., и сделав саму лопасть шире.
Модель сразу же преобразилась. Такой тяги от винта я не ожидал! Во – первых, 2-х лопастной винт оказался гораздо легче 3-х лопастного пропеллера, вылитого из пластмассы, во – вторых, несколько возросла скорость полета, а следовательно и скороподъемность модели. Однако модель стала более неуверенной в полете. Это произошло за счет возникающего реактивного момента, который накреняет модель в сторону, обратную вращению винта. Всему причиной не только действующие на воздушный винт силы, но и мой, самодельный винт с «неудачной» круткой. Поэтому модель приходилось в полете постоянно парировать элеронами. Это отрицательно сказывалось на полете модели в целом. Поэтому я вернулся к 3-х лопастному винту из комплекта. В радиомоделях самолетов данное явление очень легко решается – путем смещения оси вращения вала двигателя в сторону, противоположную развороту от реакции винта, т.е в сторону вращения винта на 1-3 градуса. Однако я ничего не стал мудрить, и в дальнейшем, приобрел двух лопастные пропеллеры для данной модели. Такие как, (SF 11x4.7, GWS EP, TP Slow Fly). Лопасти этих пропеллеров типа Slow Fly имеют форму ложки. Они были специально разработаны для использования с небольшими двигателями типа outrunner, как на данной модели, и лучше всего подходят для небольших самолетов с низкой скоростью вращения пропеллера, хорошо сбалансированы и изготовлены из высокопрочного упругого полимера. Так же мною был эксперементально опробован и 4-х лопастной воздушный винт от другой модели F4U Corsair (Duraflay). Данный воздушный винт имеет следующие характеристики: R=133мм., d под вал двигателя=6мм., а масса пропеллера составляет 41 гр. против, всего 19 гр., трехлопастного винта. Вобщем пропеллер оказался очень тяжелым для стокового двигателя, плюс ко всему его параметры "10х8" и как следствие тяга составляет приблизительно 450гр. Этот пропеллер для высокооборотистых двигателей и для этой модели не подойдет.Все время в процессе эксплуатации данной модели меня постоянно мучил один существенный момент. Как увеличить продолжительность полета радиомодели. Хотелось летать и летать, как можно дольше. Поэтому я приобрел разъемы XT60 Папа/Мама, с помощью которых я смог адаптировать под модель две аккумуляторные батареи. И вторым моим приобретением стал индикатор разряда ак.батареи Hobby King на 3S и 3S-8S. Все это вместе позволило мне увеличить количество полетов и продолжительность самого полета.Хочу обратить Ваше внимание на индикатор разряда ак.батареи Hobby King на 3S и 3S-8S. Он просто необходим для моделей подобного класса, так как обеспечивает четкий контроль емкости аккумулятора в полете и позволяет произвести безаварийную посадку модели. Масса индикатора разряда ак.батареи Hobby King на 3S всего 9 гр. и легко подключается к аккумулятору. Для тех, кто серьезно решил обезопасить летательные аппараты, рекомендую посмотреть устройство слежения за состоянием аккумуляторной батареи в полете.Теперь процесс моего полета выглядит так: Ставлю таймер на 6 мин. для батареи емкостью 1300, 1500 или 1600 и летаю, выписывая различные фигуры, совершенно ни о чем не беспокоясь. После того как таймер дал мне сигнал об окончании 6 мин. полета, я подвожу модель поближе к себе и продолжаю летать. Это необходимо, для того, что бы услышать звуковой сигнал, подаваемый индикатором в случае предельного уменьшения емкости ак.батареи. Как только индикатор начинает подавать звуковой сигнал, можно не торопясь заводить модель на посадку. Звуковой сигнал подается с определенной частотой и длится до 2-х мин. В принципе, можно еще летать. Далее частота звукового сигнала возрастает, и вот здесь, нужно в течении 20-30 сек. успеть посадить модель. После этих 20-30 сек. двигатель останавливается. Аккумулятор полностью разряжен.Так же на индикаторе разряда ак.батареи Hobby King на 3S-8S предусмотрены светодиоды, синего и красного цвета. Но для того, что бы ими воспользоваться, необходимо два условия: 1. пасмурная погода и 2. постоянно производить полет, что называется, у себя над головой.
На этом заканчиваю свою очередную статью, посвященную радиомодели истребителя F4U Corsair.
Как говорил известный политический деятель 19 века - Уинстон Черчилль:«Успех - это еще не точка; поражение - это еще не конец. Единственное, что имеет значение - это мужество и упорство».Поэтому желаю всем прекрасных моделей самолетов и безаварийных полетов на них.


P.S. Перед Вами несколько моих рассказов о данной модели. «А зачем они?»- спросите Вы меня. Очерки, посвященные модели превосходного истребителя F4U Corsair были мною написаны, что называется на одном дыхании, под огромным впечатлением от самой модели, в надежде на то, что они помогут всем увлеченным в авиацию людям, выбрать понравившуюся им модель. Именно понравившуюся, а не для тренировок, и пережить те же минуты владения моделью, что пережил я, уберечь от мелких ошибок, научиться мелкому ремонту при неизбежных авариях и пр., пройти курс тренировок на авиасимуляторе, затем с инструктором и в дальнейшем самому постигать науку радиоуправления летательными аппаратами. Есть у авиаконструкторов умное изречение: «Красивый самолет, красиво полетит!». Так и я, могу еще долго рассказывать об удивительных особенностях одной из самой красивой модели F4U Corsair. Чертовски приятно смотреть, когда рядом с тобой пролетает метровая модель истребителя, это придает полету ощущение реальности. Кажется, что ты видишь каждую заклепку на поверхностях модели, и пилота, который выкручивает фигуры высшего пилотажа. Хотелось бы дополнить полет модели рокотом двигателя и запахом испаряющегося топлива. Помню как мы, мальчишками авиамодельного кружка, наблюдая за полетами «бойцовок», жадно ловили запахи сожженного метанола под визжащий рев двигателей. На поле, среди травы, этот запах какой то особенный, в нем сочетаются бескрайние просторы и чистое голубое небо нешей Родины, на горизонте которого виден, улетающий в даль самолет. Это романтика!… Все эти мгновения наполняют наши души небывалым восторгом, который не дает нам покоя и вновь влечет нас на летное поле. Ведь не зря, даже люди, далекие от авиации, каждый раз приходят на авиасалоны, где выступают пилотажные группы, и с непередаваемым восхищением, затаив дыхание, наблюдают за полетами стальных птиц.
Каждый человек стремится летать, в прямом и переносном смысле, и понравившаяся нам модель самолета помогает осуществить наши мечты.

С уважением, Сергей.

Статья впервые была написана: 13 май 2011, Пт 17:22

 

Предлагаю посмотреть для дополнительной информации следующие модели истребителя F4U Corsair:

F4U

F4U Corsair

F4U 5NL Corsair

F4U Corsair 1400mm

F4U-1D Corsair

F4U Corsair 1100mm

F4U Funfighter

F4U Corsair R/C

F4U 5NL Corsair - Mode 1

F4U 5NL Corsair - Mode 2