Поводом к написанию этой статьи послужил диалог двух моделистов примерно следующего содержания:
" - Вот хочу сделать такую модель, есть чертеж, но нет выкроек
для "бутербродной" технологии. Ищу но пока не нашел.
- Ну так сделай сам.
- У меня комп слабый, ни Автокад, ни Rhino ставить некуда
и мощности не хватит..."
Подивившись на это, я решил описать процесс получения выкроек вообще без компьютера или с минимальным его применением, если чертить чертежи на бумаге отчего-то лень.
Прототипом для построения выкроек я выбрал малоизвестный самолет CУ-1, у которого достаточно сложная поверхность фюзеляжа. На его примере я взялся показать, что всего за 2-3 часа с помощью линейки, карандаша и циркуля совсем не сложно получить послойные выкройки для "бутербродной" технологии изготовления фюзеляжа полукопии.
Для начала работ нужен более-менее подробный чертеж самолета прототипа, отмасштабированный до нужного размера. Обычно на чертежах самолетов почти всегда имеются поперечные сечения фюзеляжа в достаточном для наших целей количествах. Добыть такой чертеж и распечатать его в требуемых размерах - это задача, с которой справится вообще любой компьютер имеющий выход в интернет и принтер. Вот наш исходный чертеж CУ-1:
Печатаем его на принтере отмасштабировав до реальных размеров модели. Из этого чертежа нам потребуется только его вид сбоку и все поперечные сечения от А-А до Ж-Ж. Все остальное нам для получения поставленной цели (получить выкройки слоев) в данной работе, в общем-то, не нужно. Потом - для реализации копийных деталей может и потребуется, но позже.
Увеличить исходный чертеж до размера требуемой модели я советую потому, что так будет меньше погрешностей и ошибок при вычерчивании послойных шаблонов "бутерброда" и работа будет вестись в натуральном размере будущей модели. Полученные шаблоны можно сразу будет наложить на потолочку или пластины пенопласта и вырезать требуемые сечения.
Поперечные сечения можно наклеить на картон, вырезать и использовать как шаблоны на последующих шагах наших с Вами построений, а к боковой проекции самолета подклеить снизу лист (листы) бумаги, где мы будем выполнять все наши построения. Я для подготовки всех иллюстраций к этой статье использовал фотошоп, но только лишь для того, чтобы было меньше помарок, неизбежных при работе на бумаге карандашом и линейкой, ну и еще для того чтобы избежать последующего сканирования полученных картинок. Другой реальной надобности использовать фотошоп у меня не было. Все прекрасно рисуется и строится без компьютера вообще, если вы уже имеете отмасштабированный чертеж модели.
Первым делом, как я сказал уже выше, вверху нашего чертежа, располагаем боковую проекцию самолета без лишних деталей. Ниже, к чертежу подклеиваем листы бумаги, где будем вести все построения.
Первым делом размечаем осевую линию (горизонтальная) и вертикальные линии всех поперечных сечений там, где они расположены. На моей иллюстрации (ниже) эти линии проведены синим цветом.
Используя исходный чертеж прорисовываем боковой контур модели (красный цвет) вместе с контуром крыла и стабилизатора. Они будут изготавливаться независимо от фюзеляжа, а при сборке будут вставляться в соответствующие прорези в фюзеляже. Выступающие за пределы фюзеляжа наросты (воздухозаборники, пушки и т.п.) мы на ютом этапе игнорируем и прорисовываем только контур основного фюзеляжа. После изготовления фюзеляжа все эти выступающие детали могут быть добавлены в угоду копийности.
Я решил расчленить модель на 6-ть продольных слоев, но это непринципиально, вы легко сможете повторить все построения для любого количества слоев. У меня будет два центральных, два промежуточных, и два крайних слоя. Контуры шаблонов для двух центральных слоев Вы получите сразу, как только прорисуете контур вашей модели. Во многих случаях этого может оказаться достаточно - например, если вы хотите построить контурную полукопию. Но мы тут решаем чуть более сложную задачу - мы хотим получить полнообъемный корпус с повторением всех его обводов.
Для этого в месте расположения поперечных сечений мы прорисовываем их контура (см. картинку ниже).
Все поперечные сечения, кроме А-А прорисованы вплотную к их вертикальным осям, сечение А-А отнесено влево от своей осевой, для того, чтобы на него не накладывалось сечение Б-Б.
Каждое сечение разделено на слои будущего "бутерброда". Розовым выделены два центральных слоя, желтым - промежуточный слой, а голубым - крайний, он же последний слой. Каждый слой изготавливается в количестве 2-х штук. Итого имеем 6-ть продольных слоев.
Прорисовка второго и третьего слоев начинается с определения опорных точек контуров. Метода их получения простая. Следите за ней по картинке выше этого текста. Выбираем самую верхнюю точку желтого цвета на сечении В-В и проводим от нее перпендикуляр к осевой линии (вертикальная) этого сечения (точка 1 на рисунке). Затем, то же самое проделываем для самой нижней точки сечения В-В (точка 2). Проделав подобные построения для всех остальных сечений вы получите то, что изображено на картинке ниже:
Теперь остается только соединить полученные опорные точки 2-го слоя плавной линией, и вы получите контур шаблона второго слоя(желтого цвета). Вы видите его ниже.
Включаем в этот шаблон контур прорези для крыла и стабилизатора и прорисовываем все еще раз на чистом поле ниже. Получается то, что Вы видите на картинке выше. Внимание! Место, где заканчивается второй слой в хвосте модели, я выбрал без особенно точных построений - просто глядя на проекцию основного чертежа, но с небольшим запасом в сторону хвоста. Это никаких проблем создать не должно, просто при доводке и ошкуривании "бутерброда" надо будет снять и ошкурить чуть больше лишнего пенопласта. Любители сверхточных построений могут добавить к нашему исходному чертежу (выше) еще одну проекцию (вид сверху), прорисовать на ней наши слои и определить эту хвостовую точку абсолютно точно, но я не стал этого делать ради компактности всех объяснений.
Я полагаю, что самые сообразительные уже все поняли и могут дальше ничего не читать - там только повторение всего того, что делалось со вторым слоем, но только уже для третьего. Однако, для законченности, ниже изображены опорные точки третьего слоя и сам контур третьего слоя:
В третьем слое, как и во втором, точки окончания контура на осевой выбраны "на глазок" без точных построений, но с небольшим запасом в сторону хвоста и носа. Педанты могут их построить более точно используя вместе с боковой проекцией исходного чертеже вид сверху.
Этот способ построения проекций для бутербродных моделей чаще всего используют при постройке корпусов моделей судов. Я применял его неоднократно и для моделей судов (только там обычно слои располагают не вертикально, а горизонтально) и для моделей самолетов.
Как видите, никакого софта для этого не нужно. Все рисуется в течение 2-3 часов карандашом, линейкой и циркулем на бумаге. Конечно, любители чисто компьютерного рисования делать этого не захотят, но то же самое можно сделать и в фотошопе, как это сделал я при подготовке статьи, а потом отпечатать полученные шаблоны. Просто ради решения такой простой задачи использовать даже Rhino, а тем более Автокад - это примерно тоже что стрелять из пушки по воробьям. Придется грузить украденный где-то пакет, взламывать его роясь по хакерским сайтам, затем истратить массу времени на освоение работы в нем, наконец, истратить кучу времени на построение 3-d модели самолета и только в самом конце, несколькими нажатиями кнопок, вывести на печать нужные Вам шаблоны для довольно простой полукопии... Оно Вам надо? Хотите - убедитесь сами. От начала работ по поиску софта до первых полученных Вами шаблонов, вы потратите времени в 10-100 раз больше, чем надо для получения этих шаблонов предложенным выше способом.
И последнее. Со временем, чуть-чуть позже, я постараюсь проверить полученные тут выкройки и изготовить по ним полукопию СУ-1, но в данный момент я занят другим проектом и времени на это нет, поэтому любой желающий имеет право воспользоваться ими для постройки своей модели. Я вполне уверен в точности этих шаблонов, но в случае каких-то проблем прошу мне о них незамедлительно сообщать - ошибки и неточности будут исправлены ASAP (как только - так сразу).
Спасибо за внимание.
Николай
Кто хочет - пусть рисует на компе...
Кто не хочет - тот вполне все повторит карандашом - не так это сложно как Вы говорите.
Кстати - циркуль мне тут вообще не понадобился - ни машинный, ни видимо реальный.
Одним инструментом меньше - хватит крандаша и треугольника или рейсшины.
Меня не в строгановке учили, а в школе и в техническом вузе - правильно использовать карандаш и линейку. Ничего сложного в этом я не вижу.
Кстати и разницы особой не вижу между операцией "провести прямую линию" в фотошопе, и операцией "провести прямую линию" на бумаге карандашом.
Если внимательно посмотрите на мои иллюстрации, то заметите, что я там ничего кроме прямых линий не использовал при построении шаблонов. Ровно ни одной кривой! Так что особенной разницы между бумажным рисованием и фотошопным - нету здесь. На бумаге я бы конечный результат получил бы быстрее - но это был бы сразу конечный результат без разбивки на отдельные шаги.
Представьте себе, что в статье только один - заключительный рисунок, и прикиньте насколько менее наглядным будут объяснения? Намного сложнее будет понять - что и зачем делается.
Ну и потом: я вначале cтатьи написал:
"процесс получения выкроек вообще без компьютера или с минимальным его применением", а вовсе не обещал подготовить всю статью в ручном режиме.
Просто привык отвечать на заданные вопросы так, чтобы не было непоняток.
так что основная суть в том что "проще" через комп, согласитесь, даже Вы нарисовали в фотошоп, а ведь можно было потрудиться потратить больше времени и сделать чертеж поэтапно на листе бумаги.
можете поверить - я много лет вел в школе кружки - проверял специально.
Компьютер - не панацея, а инструмент. Если человек не в состоянии работать руками - ему компьютер не помошник. Он элементарно мимо клавиш промахнется, а линию проведет либо не там, либо не с тем наклоном.
Что же до ЧПУ и лазерной резки - то это просто увлечение. Это совершенно ненужно при разовой постройке модели. Другой компот, если гтовится хотя бы малосерийное производство нескольких моделей. Тогда ЧПУ и лазерная резка полезны. Иначе снова будет пустая трата времени.
А статья и чертежи исполнены в электронном виде потому, что размещены на сайте. были-бы в печатном изданни - были-бы и чертежи вручную.
http://rc-aviation.ru/component/content/article/1084-razrabotka-aviamodelei/1347-delaem-chertej-aviamodeli
так проще, остаеться 3D модель, можно будет делать и полукопию собственную. статью почитал, интересно.
Повторю:
- иллюстрации будут намного грязнее - без ошибок начисто не нарисуешь,
- после каждого шага их надо все равно заново сканить и вводить в комп,
Ну и зачем? Сразу нарисовал в компе используя только один инструмент - "линия" и еще "резинку" и ничего более. Это прекрасно повторяется и на бумаге и даже быстрее.
и опять повторюсь, лучше делать по ссылке которую дал, остается 3D модель - можно делать собственной разработки модель.
Да и описание было бы намного запутаннее, все ссыли были бы на насыщенный окончательный вариант, который был бы менее нагляден.
А что 3D модель - это самоцель? Тогда да. А для постройки модели даже полной копии она не особенно нужна. Она нужна лишь в тех тяжелых случаях, когда приходится работать по неполным чертежам для восстановления недостающих сечений. А такие модели - редко строят начинающие.
Ну да ладно - я не имею намерения Вас переубеждать... Делайте все это в Автокаде, или в Rhino, или еще в чем-то. Ваше право. Считаете это проще - и хорошо.
Я же считаю как считаю - один раз, два, три раза - все это проще и быстрее сделать вообще без компьютера, хотя вполне могу это делать и в Автокаде, и в Rhino, причем довольно быстро. А на 4-5-й раз бутербродная технология надоедает.
Но, к примеру я - не умею стоить 3Д модели. Учится этому - не охота, да и время займет много, а если моделька делается "на сезон", то тратить пару месяцев по 1-2 часа в день на обучение, чтоб сделать чертежи - как то лениво...
Сам делал с помощью программы Компас, в которой только как в замене чертежной доски умею работать. По примерно такой же технологии.
Насчет проще - вопрос спорный. Для человека никогда не работавшего в Автокаде или Rhino будет совсем не проще. Он истратит в 10 раз больше времени, чем при ручной прорисовке.
Добавьте к этому требования к компу, еще - время на поиск, установку, взлом и освоение стыренного софта и станет уж совсем не проще, а тут - 2-3 часа и готовы шаблоны.
Да и делать это надо нечасто - ну раз, ну три - потом бутербродная технология надоест... Игры со спецсофтом просто не окупятся...
Если есть навыки 3Д стоительства - то проще в Рино все сварганить.
Но у меня в нем за 3 часа какая то хрень угловатая получилась, а "лишнего" времени на освоение - нет.
Я лучше полетаю на ближайшем поле - ибо погода уже начала налаживаться :)
У нас тут опять какой то пустой спор - кто, и что должен уметь, или может нЕ уметь. Например ))). Инженер ругает художника, за то что он не знает, что такое кульман, хотя художник и без кульмана нарисует все что надо. И тут же ругает компьютерные технологии, потому что после кульмана не может освоить несколько команд в каком нибудь 2D или 3D графическом редакторе, который является просто улучшеным кульманом. Ладно хорош, что то я разошелся. Одно ясно, надо воспитывать учеников, что бы было у кого учиться. И не спорить тут, как надо, и как не надо. Если бы меня в детстве не научили чертить, я бы не научил сына работать в 3ДМАКСе, а он бы мне сейчас не рисовал развертки моделей в нем. А там еще внуки подрастают, так что может и еще успею подучиться ))). Все запарился. Всем удачи.
Неужели статья само совершенство?
Не льстите мне - пишите и замечания тоже, желательно по существу статьи и замеченных недочетов
Основная профессия инженер-электронщик и программист с большим стажем. Естественно тоже дипломированный.